МБОО «Дая-Амгинская средняя общеобразовательная школа им. Х.И. Кашкина»
Руководитель МО зам. директора по УВР директор МБОО «Дая-Амгинская СОШ»
_______/Яковлева Е.Г./ _________/Павлова Л.Д./ приказ №____от___________2019 г.
Протокол № ____ от __________2019 г. ___________________2019 г. __________/Егоров Л.Л./
Яковлева С.И.
с. Дайа-Амга 2019-2020 уч. год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6-7классов составлена на основе Федерального компонента государствен
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105ч по ФГОС для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 5-6-7классах, из расчета 1 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
• развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.
Формирование нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идей- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
-создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
-создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
-объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
№ п/п | Дата по плану | Дата факт | Название темы урока | Цели изучения темы, раздела. | Оснащение урока. Програм мный минимум | Домашнее задание |
Древние корни народного искусства 8 ч. |
1 | 07. 09 | | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | а) Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей б) Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества в) Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность | Основные понятия: Солнечные диски, дерево жизни, символы | Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба» |
2-3 | 14. 09 21. 09 | | Декор русской избы Внутренний мир русской избы | б) Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре в) Развить творческую и познавательную активность г) Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой | Народное искусство, декор, изба | Загадки о предметах быта и труда |
4-5 | 28. 09. 05. 10. | | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Полотенце. Прялка. | а) Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении в) Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки. | Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент | Продумать орнамент украшения к предмету быта |
6- 7 | 12. 10 19. 10 | | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм | а) Развить творческую и познавательную активность б) Воспитать любовь к Родине и народной культуре | Интерьер | Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме |
8 | 26. 10 | | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | | | Подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь) |
Связь времен в народном искусстве 10 ч. |
9 10 | 2. 11. 16. 11 | | Древние образы, единство формы и декора в современных народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки | а) Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре в) Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель) | Дымково, Филимо ново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки | Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово |
11 12 13 | 23. 11 30. 11. 7.12. | | Народные промыслы. Искусство Гжели, Городца, Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | а) Сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи б) Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории. в) Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью г) Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус | Промыслы, ремесла: Гжель, Городец, Жостово, керамика | Подбор материала по теме Принести изделия народного промысла |
14 15 | 14. 12 . 21.12 | | Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма. | а) Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. б) Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. в) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся г) Прививать интерес к русскому народному творчеству | Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы | Подбор материала по теме «Народные вышивки» |
16 | 28.12. | | Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум) | а) Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса б) Обработка навыков и умений при работе с тканью в) Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов г) Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности | | Иллюстрации кукол |
17 | 11. 01 | | Русский костюм и современная мода | а) Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент» в) Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. г) Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору. | Символика вышивки, орнамент | Подбор материала о современной моде |
18 | 18. 01 | | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок-практикум) | а) Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились в новых образах современной моды б) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности в) Прививать интерес к русской национальной культуре | Хоровод, масленица | Сбор иллюстративного материала по народным праздникам |
Декор – человек, общество, время.10ч. |
19 20 | 25. 01. 01. 02 | | Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта б) Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. | Костюм, символика цвета | Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древней Греции |
21 22 | 8. 02 15. 02 | | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции б) Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. | Чернофигурные и краснофигурные вазы | Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение» |
23 24 | 22. 02. 29. 02 | | Значение одежды в выра жении принад лежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья | а) Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей б) Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие в) Развитие познавательного интереса детей к народному искусству г) Активизация творческого потенциала учеников | Костюм, стиль | Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм |
25 | 07. 03 | | О чем рассказывают гербы | а) Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них б) Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны г) Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. | Символы, эмблема, герб. История человеческого общения, экономика. | Придумать герб семьи |
26 27 | 14. 03. 21. 03. | | Что такое эмблемы, зачем они нужны людям | а) Продолжить формировать понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем б) Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами их применения, значением их элементов в) Воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами | Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества | Закончить работу Составить кроссворд по теме |
28 | 04. 04 | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок) | а) Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение б) Формирование познавательного интереса детей к народному искусству в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству | | |
Декоративное искусство в современном мире 6 ч. |
29 | 11. 04 | | Многообразие материалов и техник современного ДПИ. | а) Сформировать представление о многообразии материалов и техник современного декоративного искусства б) Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны | | Повторить изученный материал |
30 | 18. 04 | | Новое понимание красоты современными мастерами ДПИ. | | | Художествен ные материалы |
31 | 25. 04 | | Роль выразительных средств в построении декоративной композиции. | | | Художествен ные материалы |
32 | 02. 05 | | Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. | а) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории в) Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе) | Хоровод, масленица | Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края» |
33 | 16. 05 | | Ты сам – мастер ДПИ. | | | Народные промыслы нашей страны |
34 35. | 23. 05 30.05. | | Создание декоративной работы в материале. Высиавка работ. Итог. | а) Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории | Художественные промыслы, ремесла (краеведение) | |
№ п/п | Дата по плану | Дата факт. | Название темы урока | Цели изучения темы, раздела. | Оснащение урока Примерный минимум. | час | Домашнее задание |
Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 7 ч |
1 | 03. 09 | | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | а) Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать пред ставление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные б) Развить интерес к искусству в) Воспитать мотивацию к учебной деятельности | Свободная тема | 1 | Сбор информации по данной теме |
2 | 10. 09 | | Рисунок - основа изобразительно-го искусства | а) ) Познакомить учащихся с творческими зада ниями рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком б)Учить выполнять рисунок карандашом снатуры в) Развивать навыки овладения техникой рисов-я г) Воспитать мотивацию к учебной деятельности | Зарисовки с натуры и по памяти отдельных травя нистых растений или веточек(колоски,колючки, ковыль и т. д.) Работа карандашом разной твердости | 1 | Принести словари по изобразительному искусству |
3 | 17. 09 | | Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен | а) Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобрази тельном искусстве, познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможнос тями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен. б) Развить приемы работы с красками. в) Воспитать интерес к предмету и изобразитель ной деятельности; укреплять межпредметные связи ( музыка, литература, ИЗО ) | Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками | 1 | Найти работы русских художников о природ ных явлениях |
4 | 24. 09 | | Цвет. Основы цветоведения | а) Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить гармонические цветовые сочетания б) Воспитать художественный вкус в) Развивать творческую фантазию | Фантазийное изображение сказочных царств ограни ченной палитрой на вариа тивные возможности цве та: «Царство снежной королевы».«Розовая стра на вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца». Работа красками. | 1 | Чтение сказок; подбор иллюстрац сказочных изображений царства, города, страны, планеты. |
5 | 01. 10. | | Цвет в произведениях живописи. | а) Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композиц . б) Учить находить гармонические цветовые сочетания в) Развивать технику работы с красками г) Воспитать художественный вкус, наблюдательность д) Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явле ниями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуаль ных и духовных возможностей детей | Изображение осеннего букета с разным настроением - радость, грусть, нежность. Работа красками. | 1 | Сбор информации по данной теме |
6 | 08. 10 | | Объемные изображения в скульптуре | а) Познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемых в скульптуре и их свойствами б) Учить создавать объемные изображения живо тных, используя различные материалы (пласти лин, глина, мятая бумага) втомчисле и природные в) воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству. | Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы | 1 | Поиск информации по данной теме |
7 | 15. 10 | | Основы языка изобразительного искусства. | а) Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном воспитании | Свободная тема | 1 | Написание реферата по теме; рисунок по замыслу. |
Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 ч |
8 | 22. 10 | | Художественное познание: реальность и фантазия | а) Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.; б) Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения в) Учить приемам работы карандашом г) Развивать навыки решения композиционных задач д) Воспитывать художественный вкус; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, отечественная история ) ) ) б) в) | Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир» | 1 | Написать мини-рассказ к рисунку. |
9 | 29. 10 | | Изображение предметного мира - натюрморта | а) Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства б) Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре. в) Учить изображать различные предметы г) Развивать приемы работы красками д) Воспитывать эстетическую восприимчивость | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками | 1 | Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта |
10 | 12. 11 | | Понятие формы Многообразие форм окружающего мира | а) Познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм. б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира в) Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги г) Развивать пространственные представления д) Воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредмеитных связей ( математики, черчения, изобразительной деятельности). | Конструирование из бумаги простых геометрических тел. | 1 | Сбор информации по данной теме |
11 | 19. 11 | | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. | а) Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс» б) Учить приемам объемного изображения геометрических тел в) Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки г) Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. | Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом. | 1 | Сбор информации по данной теме |
12 | 26. 11 | | Освещение. Свет и тень. | а) Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объема предмета б)Познакомить с понятиями блики»,«полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине. в) Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением г) Развивать приемы работы красками д) Воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка .) | Изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением. Работа красками. | 1 | Сбор информации по данной теме |
13- 14 | 03. 12 10. 12 | | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. | а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей б) Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен в) Развивать технику работы кистью г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков. | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональномсостоянии: Праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками ,гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне. | 1 1 | Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта |
15 | 17. 12 | | Выразительные возможности натюрморта. | а) Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира б) Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства в) Воспитывать художественный вкус | Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве | 1 | Оформление своих творческих работ |
Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» 10 ч |
16 | 24. 12 | | Образ человека - главная тема искусства | а) Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета б) Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир в) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. | Свободная тема. Работа красками. | 1 | Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека |
17 | 14. 01 | | Конструкция головы человека и ее пропорции | а) Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица. б) Дать понятие средней линии и симметрии лица в) Учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица г) Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу | Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.) | 1 | Сбор информации по данной теме |
18 | 21. 01 | | Изображение головы человека в пространстве | а) Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека б) Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы в) Развивать наблюдательность г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. | Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом. | 1 | Сбор иллюстраций по теме |
19 | 28. 01 | | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | а) Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями б) Учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе в) Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность. г) Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. | Рисунок набросок с натуры. | 1 | Описание внешности и характера литературного героя. |
20 | 04. 02 | | Портрет в скульптуре | а) Познакомить учащихся с историей с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями скульптуры б) Учить изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства в) Развивать пространственное мышление г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию; укреплять межпредметгые связи ( литература, технология, изобразительное искусство) д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. | Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. | 1 | Описание внешности и характера литературного героя |
21 | 11. 02 | | Сатирические образы человека | а) Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства- карикатурой и ее разновидностями б) Учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей в) Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительному отношению к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное искусство) д) Формировать умение находить смешные, сатирические образы человека ( литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении | Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей | 1 | Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта |
22 | 18. 02 | | Образные возможности освещения в портрете | а) Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения б) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования однородной акварелью ( черной); в) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию | Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель. | 1 | Подготовить реферат на тему: Жизнь и творчество И. Е. Репина |
23 | 25. 02 | | Портрет в живописи | а) Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках б) Учить составлять композицию в портрете; совершенствовать технику работы карандашом, красками в) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию | Зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше | 1 | Сбор информации по данной теме |
24 | 03. 03 | | Роль цвета в портрете | а) Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете б) Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета в) Воспитывать интерес к человеку как личности | Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга). | 1 | Подобрать материал на тему «Великие портретисты» |
25 | 10. 03 | | Великие портретисты (обобщение темы) | а) Обобщить знания учащихся о жанре портрета б) Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах в) Воспитывать творческую активность интерес к искусству | Презентация работ - портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка. | 1 | Оформление своих творческих работ |
Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» 9 ч |
26 | 17. 03 | | Жанры в изобразительном искусстве | а) Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства б) Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история). | Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр. | 1 | Проиллюстри -ровать в словарях жанры ИЗО |
27 | 31. 03 | | Изображение пространства | а) Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве. б) Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусстве | Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. | 1 | Продол жить работу со словаря мии энциклопедической литерату рой |
28- 29 | 07. 04 14. 04 | | Правила линейной и воздушной перспективы | а) Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода. б) Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности в) Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью. | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой | 2 | Сбор информа ции по данной теме |
30 | 21. 04 | | Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства | а) Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве. б) Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе в) Учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками г) Развивать творческое воображение. | Работа над изображением большого эпического пей зажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания мо жет быть как индивидуаль ным, так и коллективным с использованием апплика ции для изображения уходящих планов и наполнения их деталями | 1 | Сбор иллюстра ций с изображе нием пейзажей. |
31 | 28. 04 | | Пейзаж - настроение. Природа и художник. | в) Учить находить красоту природы в разных ее состоян: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., переда вать красками яркие цветовые состояния приро ды; показать роль колорита в пейзаже,настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками. г) Развивать творческое воображение, технику работы кистью д) Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история) | Пейзаж- настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния. | 1 | Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры |
32-33 | 05. 05 12. 05 | | Городской пейзаж | б) Учить выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы в) Развивать творческое воображение, технику работы карандашом. г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам - краю, городу; укреплять межпредметные связи (литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, черчение.) | Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую композицию листа | 2 | Подгото вить доклады о работах художни ков – пейзажис тов |
34-35 | 19. 05 26. 05 | | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | а) Обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссион ной проблемы, обсуждаемой в течении года, о значении изобразительного искусства в жизни людей б) Повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка в) Воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к отечественному искусству | Выставка лучших работ учащихся за учебный год. | 1 | Оформле ние своих творческих работ |
учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013 г.
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2012 г.;
- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.
- О. Д. Ушаков, Справочник школьника Санкт-Петербург: Литера, 2007г.
-Л. А. Неменская Изобразительное искусство Учебник для общеобразовательных организаций Москва «Просвещение»2014
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
- Коллектив авторов под руководством Б. М. Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева, Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О. Д. Ушаков, Справочник школьника Санкт-Петербург: Литера, 2007г.