kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.Н. Неменского 2-4 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" создана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Отличительной особенностью является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.Н. Неменского 2-4 кл.»

Аннотация.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разработана на основе авторской программы Неменский Б. М. Изобразительное искусство.1–4 классы, рабочие программы / Б. М. Неменский [Л.А. Неменская, Н. А. Горяева и др.],– М. :Просвещение, 2015.

Для реализации программного содержания используются:

  • учебник для 2 класса Е.И. Коротеева под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Искусство и ты». М.: Просвещение, 2016.

  • учебник для 3 класса Н. А. Горяева, Л.А. Неменская под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас». М.: Просвещение, 2014.

  • учебник для 4 класса Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник» – М.: Просвещение, 2015 г.


Особенность по отношению ФГОС НОО


Отличительной особенностью программы является деятельностный характер, ставящий главной целью развития личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатом обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Актуальность программы

В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог. Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка, создается атмосфера свободного творчества: раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.



Цели:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно - эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 2 класса « Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.

Тема 3 класса « Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице 1е, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Тема 4 класса « Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство народов разных стран. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ точки зрения их содержания. выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Место предмета в учебном плане лицея

В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом в классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 102 часа. Предмет изучается во 2, 3, 4 классах – 34 ч. в год (при 1 ч. в неделю).

Составитель рабочей программы учитель изобразительного искусства и черчения высшей квалификационной категории Чайкина Е. В.

Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты кака ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятиии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Содержание учебного предмета

Общая тема: «Искусство и ты», 2 класс.

Раздел 1 «Как и чем работают художник?»

  • Три основные краски – желтый, красный, синий.

  • Белая и чёрная краски.

  • Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

  • Выразительные возможности аппликации.

  • Выразительные возможности графических материалов.

  • Выразительность материалов для работы в объеме.

  • Выразительные возможности бумаги.

  • Неожиданные материалы (обобщение темы).

Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла. Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Раздел 2 «Реальность и фантазия»

  • Изображение и реальность.

  • Изображение и фантазия.

  • Украшение и реальность.

  • Украшение и фантазия.

  • Постройка и реальность.

  • Постройка и фантазия.

  • Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе

(обобщение темы).

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

Раздел 3 «О чём говорит искусство»

  • Изображение природы в различных состояниях.

  • Изображение характера животных.

  • Знакомство с анималистическими изображениями.

  • Изображение характера человека: женский образ.

  • Изображение характера человека: мужской образ.

  • Образ человека в скульптуре.

  • Человек и его украшения.

  • О чём говорят украшения.

  • Образ здания.

  • Образы зданий и окружающей жизни.

  • В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Раздел 4 «Как говорит искусство»

  • Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

  • Тихие и звонкие цвета.

  • Что такое ритм линий?

  • Характер линий.

  • Ритм пятен.

  • Пропорции выражают характер.

  • Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное

воздействие цвета: теплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.


Общая тема: «Искусство вокруг нас», 3 класс

Раздел 1 « Искусство в твоем доме»

  • Твои игрушки.

  • Посуда у тебя дома.

  • Обои и шторы в твоём доме.

  • Мамин платок.

  • Твои книжки.

  • Поздравительная открытка.

  • Что сделал художник в нашем доме?

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования. Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги.

Раздел 2 «Искусство на улицах твоего города»

  • Памятники архитектуры.

  • Витрины на улицах.

  • Парки, скверы, бульвары.

  • Ажурные ограды.

  • Фонари на улицах и в парках.

  • Транспорт в городе.

  • Что делал художник на улицах моего города.

Понимать условность и субъективность художественного образа. Выполнять учебные действия. Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства. Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение.

Раздел 3 «Художник и зрелище»

  • Художник в театре.

  • Художник в цирке.

  • Театр кукол.

  • Маска.

  • Афиша и плакат.

  • Праздник в городе.

  • Школьный праздник-карнавал.

Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованных представлений. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре и т.д. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы.

Раздел 4 «Художник и музей»

  • Музей в жизни города.

  • Изобразительное искусство. Картина пейзаж.

  • Картина-портрет.

  • Картина-натюрморт.

  • Картины исторические и бытовые.

  • Скульптура в музее и на улице.

  • Каждый человек – художник.

Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему. Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира.



Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)», 4 класс

Раздел 1 «Истоки родного искусства»

  • Пейзаж родной земли.

  • Образ традиционного русского дома (избы).

  • Украшения деревянных построек и их значение.

  • Деревня — деревянный мир.

  • Образ красоты человека.

  • Народные праздники.

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.. Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы. Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Раздел 2. Древние города нашей земли

  • Древнерусский город-крепость.

  • Древние соборы.

  • Древний город и его жители.

  • Древнерусские воины-защитники.

  • Древние города Русской земли.

  • Узорочье теремов.

  • Праздничный пир в теремных палатах.

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Изображение разных характеров русских городов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Практическая работа или беседа. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Раздел 3. Каждый народ – художник

  • Образ художественной культуры Древней Греции.

  • Образ художественной культуры Японии.

  • Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

  • Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Знакомство с культурой Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Создание панно «Древнегреческие праздники». Изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно. Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Раздел 4. Искусство объединяет народы

  • Все народы воспевают материнство. Портрет мамы.

  • Все народы воспевают мудрость старости. Портрет пожилого человека.

  • Сопереживание — великая тема искусства.

  • Герои – защитники. Все народы воспевают своих героев.

  • В искусстве всех народов присутствует мечта. Юность и надежды.

  • Искусство народов мира (обобщение темы).

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком. Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны—от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу. Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

























Календарно - тематическое планирование

учебного предмета «Изобразительное искусство», 4 класс, 34 часа, 1 час в неделю

урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата по факту

Раздел 1. Истоки родного искусства (9 ч.)


1.

Пейзаж родной земли. Изображение пейзажа нашей средней полосы.



2.

Пейзаж родной земли. Выполнение эскиза в цвете.



3.

Образ традиционного русского дома (избы).



4.

Украшения деревянных построек и их значение.



5.

Деревня – деревянный мир.



6.

Образ красоты человека. Женский образ.



7.

Образ красоты человека. Мужской образ.



8.

Народные праздники. Выполнение тематической композиции.



9.

Народные праздники. Выполнение композиции в цвете.



Раздел 2. Древние города нашей земли (9 ч.)


10.

Древнерусский город-крепость. Древние города Русской земли.



11.

Древний город и его жители.



12.

Древние соборы.



13.

Древнерусские воины-защитники.



14.

Древнерусские воины-защитники.



15.

Узорочье теремов. Интерьер палат.



16.

Узорочье теремов. Интерьер палат.



17.

Праздничный пир в теремных палатах.



18.

Праздничный пир в теремных палатах.



Раздел 3. Каждый народ – художник (8 ч.)


19.

Образ художественной культуры Древней Греции.



20.

Образ художественной культуры Древней Греции.



21.

Образ художественной культуры Японии.



22.

Образ художественной культуры Японии.



23.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.



24.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.



25.

Многообразие художественных культур в мире.



26.

Многообразие художественных культур в мире.



Раздел 4. Искусство объединяет народы (8 ч.)


27.

Все народы воспевают материнство. Портрет мамы.



28.

Все народы воспевают мудрость старости. Портрет пожилого человека.



29.

Сопереживание — великая тема искусства.



30.

Герои – защитники. Все народы воспевают своих героев.



31.

Герои – защитники. Все народы воспевают своих героев.



32.

В искусстве всех народов присутствует мечта. Юность и надежды.



33.

В искусстве всех народов присутствует мечта. Юность и надежды.



34.

Искусство народов мира (обобщение темы).





Календарно - тематическое планирование

учебного предмета «Изобразительное искусство», 3 класс, 34 часа, 1 час в неделю

урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата по факту

Раздел 1. Искусство в твоём доме (8 ч.)


1.

Мастера Изображения, Постройки, Украшения. Твои игрушки.



2.

Посуда у тебя дома.



3.

Посуда у тебя дома.



4.

Обои и шторы в твоём доме.



5.

Мамин платок.



6.

Твои книжки.



7.

Твои книжки.



8.

Поздравительная открытка.



Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (8 ч.)


9.

Памятники архитектуры.



10.

Парки, скверы, бульвары.



11.

Ажурные ограды.



12.

Фонари на улицах и в парках.



13.

Витрины на улицах.



14.

Витрины на улицах.



15.

Транспорт в городе.



16.

Транспорт в городе.



Раздел 3. Каждый народ – художник (8 ч.)


17.

Художник в цирке.



18.

Художник в театре.



19.

Театр кукол.



20.

Театр кукол.



21.

Маска.



22.

Афиша и плакат.



23.

Афиша и плакат.



24.

Праздник в городе.



Раздел 4. Художник и музей (10 ч.)


25.

Музей в жизни города.



26.

Музеи искусства.



27.

Изобразительное искусство. Картина пейзаж.



28.

Картина пейзаж.



29.

Картина-натюрморт.



30.

Картина-натюрморт.



31.

Картина портрет.



32.

Картины исторические и бытовые.



33.

Скульптура в музее и на улице.



34.

Каждый человек – художник.






Календарно - тематическое планирование

учебного предмета «Изобразительное искусство», 2 класс, 34 часа, 1 час в неделю

урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата по факту

Раздел 1. Как и чем работают художник? (8 ч.)


1.

Три основные краски – желтый, красный, синий.



2.

Белая и чёрная краски.



3.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.



4.

Выразительные возможности графических материалов.



5.

Выразительные возможности аппликации.



6.

Выразительность материалов для работы в объеме.



7.

Выразительные возможности бумаги.



8.

Неожиданные материалы (обобщение темы).



Раздел 2. Реальность и фантазия (7 ч.)


9.

Изображение и реальность.



10.

Изображение и фантазия.



11.

Украшение и реальность.



12.

Украшение и фантазия.



13.

Постройка и реальность.



14.

Постройка и фантазия.



15.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).



Раздел 3. О чём говорит искусство (11 ч.)


16.

Изображение природы в различных состояниях.



17.

Знакомство с анималистическими изображениями.



18.

Изображение характера животных.



19.

Изображение характера человека: женский образ.



20.

Изображение характера человека: мужской образ.



21.

Образ человека в скульптуре.



22.

Человек и его украшения.



23.

О чём говорят украшения.



24.

Образ здания.



25.

Образы зданий и окружающей жизни.



26.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.



Раздел 4. Как говорит искусство (8 ч.)


27.

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного



28.

Тихие и звонкие цвета.



29.

Что такое ритм линий?



30.

Характер линий..



31.

Ритм пятен.



32.

Пропорции выражают характер.



33.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.



34.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.Н. Неменского 2-4 кл.

Автор: Чайкина Елена Владимировна

Дата: 11.09.2016

Номер свидетельства: 343309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по ИЗО 2 класс УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaiaproghrammapoizo2klassumkshkolarossii"
    ["file_id"] => string(6) "303421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457519838"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-3-klassa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "239191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444737745"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-izo-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104620"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402740956"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "календарно тематическое планирование по изобразительному искусству в 1 классе"
    ["seo_title"] => string(85) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "264807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449767788"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс."
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "306603"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458150922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства