kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по искусству 8-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству 8-9 класс»











Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • программой, соответствующей требованиям государственного образовательного стандарта;

  • ООП ООО МКОУ «ООШ №9»;

  • Уставом МКОУ «ООШ №9»;

  • Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Авторской программой «Искусство 8-9 классы». Авторы программыГ. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного са­мообразования.



Общая характеристика учебного предмета.

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи.Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики.Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Место предмета в учебном плане.


В соответствии с Федеральным компонентом учебного плана МКОУ «ООШ №9» учебный предмет «Искусство» 8-9 классах рассчитан на 68 часов: 8 класс – 34 часа, 9 класс – 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Подача учебного материала предоставляется учителю музыкии изобразительного искусства (по 0,5 ч. в неделю) согласно учебному плану МКОУ «ООШ №9».


Учебно-тематический план (8 класс).


Название разделов

Количество часов

Контроль знаний

Искусство (музыка) – 17 часов

Раздел I. Искусство в жизни современного человека.

3 часа


Раздел II.Искусство открывает новые грани мира.



6 часов


Раздел III.Искусство как универсальный способ общения.


7 часов

1 (письменное тестирование)

Искусство (изобразительное искусство) – 17 часов

Раздел IV. Красота в искусстве и жизни.

10 часов




Раздел V.Прекрасное пробуждает доброе.



8 часов


1 (письменное тестирование)


Итого:


34 часа


2 (тестирования)





Учебно-тематический план (9 класс).


Название разделов

Количество часов

Контроль знаний

Искусство (изобразительное искусство) – 17 часов

Раздел I.Воздействующая сила искусства.

9 часов


Раздел II.Искусство предвосхищает будущее.



7 часов

1 (письменное тестирование)

Искусство (музыка) – 17 часов

Раздел III.Дар созидания. Практическая функция.


11 часов



Раздел IV. Искусство и открытие мира для себя.


7 часов


1 (письменное тестирование)


Итого:


34 часа


2 (тестирования)



Содержание тем учебного предмета.

8 класс.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа.

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 6 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X.Бидструп и др.).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, и др.).Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля), Скульптура (О. Роден, В. Му­хина, и др.), живопись (В. Тропинин, П. Корин и др.) Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (А. Иванов, В. Суриков, Ф. Гойя, К. Малевич, и др.); карикатура (Ж. Эффель, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

9 класс.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи. Духовная музыка «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика (Л. Бетховен, П. Чайковский, С. Прокофь­ев,). Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIXXXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93«Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка.Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, А. Рыбников, и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя).Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шума­хера и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — во­площение образа поэта и образов его литературных произве­дений средствами разных видов искусства. Создание компь­ютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путеше­ствиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.













Календарно-тематическое планирование.

п/п



Тема урока


Дата

План

Факт

музыка

1.

Искусство вокруг нас.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.







2

Художественный образ – стиль – язык.

Урок закрепления.

Традиционный урок.







3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - обзорная лекция.



4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.



5

Зримая музыка.

Комбинированный урок

Традиционный урок.







6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Урокзакрепления.

Урок - собеседование.







7

Портрет в искусстве России.

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

Урокзакрепления.

Традиционный урок.



8



9

Музыкальный портрет

Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.



10

Мир в зеркале искусства.

Комбинированный урок.

Урок-беседа.







11

Роль искусства в сближении народов.

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.



12



13

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.



14

Художественные послания предков. Разговор с современником.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.



15

Символы в жизни и искусстве.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.







16

Музыкально-поэтическая символика огня.

Урок-контрольная.

Урок - зачёт.







17

Что есть красота.

Комбинированный урок. Урок-беседа.







изобразительное искусство




1

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.

9\09


2\09




2

23

16


3


Есть ли у красоты свои законы.

Комбинированный урок.

Урок-беседа.

7\10

30


4

21

14\10


5

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Урок повторения.

Урок-дискуссия.

11/11


28




6

25

18\11


7

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Комбинированный урок.

Урок-беседа.

9\12

2\12


8

Как соотноситься красота и польза.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-диспут.


23


16







9

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

Комбинированный урок.

Урок-беседа.

20\01

13\01


10

Преобразующая сила искусства.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-лекция.

3/02



27







11

Преобразующая сила искусства.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.


17


10\02







12

Преобразующая сила искусства.

Комбинированный урок.

Традиционный урок.


10/03


3\03







13

Преобразующая сила искусства.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-лекция.


7/04




17





14

Преобразующая сила искусства.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.


21


14\04







15

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Урок-контрольная. Защита проекта.

5/05

28


16

19

12/05


17

19

26\05



изобразительное искусство







1

Искусство и власть.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-диспут.

8\09

1\09


2






3




4

Какими средствами воздействует искусство?

Комбинированный урок.

Урок-беседа.


20

13\10




5

10\11

27


6

Храмовый синтез искусств.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

24

17\11


7

8\12

1\12


8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

22

15


9


19\01



12\01



10

Дар предвосхищения.

Какие знания дает искусство?

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.


2\02

26




11


16

9\02




12

Предсказание в искусстве.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.


2\03


9\03







13

Художественное мышление в авангарде науки.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

16

20


14


6\04

13\04




15

Художник и ученый.

Урок-контрольная.

Урок - зачёт.


20

27




16


4\05

11\05




17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

18

25



музыка



18

Архитектура исторического города.

Урок изучения нового материала.

Традиционный урок.







19

Архитектура современного города.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.





20

Специфика изображений в полиграфии.

Урок изучения нового материала.

Традиционный урок.







21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Урок изучения нового материала.

Традиционный урок.



22

Декоративно-прикладное искусство.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.



23

Музыка в быту.

Комбинированный урок.

Урок-беседа.







24

Массовые, общедоступные искусства.

Комбинированный урок.

Традиционный.







25

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Комбинированный урок.

Урок-собеседование.





26



27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

Урокзакрепления.

Традиционный урок.



28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Комбинированный урок.

Традиционный урок.



29





30

Литературные страницы.

Урокзакрепления. Традиционный урок.





31

Исследовательский проект

«Пушкин – наше все»

Урок-контрольная.

Защита проекта.



32



33



34







Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандарт­ный уровень знаний, умений, навыков.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков.


Критерии оценки  художественно-творческой деятельности учащихся 8 – 9 классов:

эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

    Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по предмету «Искусство». Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.

Оценка письменных ответов учащихся.

Письменные тесты позволяют выявить качество знаний, умений, способов деятельности учащихся в соответствии с требованиями программного содержания, определить уровень освоения учебной деятельности.

Нормы оценок.

Оценка «5»: 90% - 100%

Оценка «4»: 89% - 65%

Оценка «3»: 50-64%

Оценка «2»: 0-49%

Выведение итоговых отметок.

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по предмету «Искусство»: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие.Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.


Ресурсное обеспечение рабочей программы.


Литература:

  • Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

  • Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2014г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2014г.

  • «Хрестоматия музыкального материала» к учебникам по музыке.

  • Сергеева Г П. Музыка 5-7 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2012,

  • Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.

Печатные пособия:


  • Портреты композиторов.

  • Таблица музыкальных форм.


Экранно-звуковые пособия:


  • Фонохрестоматии по музыке (mp 3).

  • Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  • Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей, из мюзиклов.

  • Нотный и поэтический текст песен.

  • Презентации к урокам.

  • СDКомплекс уроков Искусства 8 класс.



Интернет-ресурсы


  • Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа : http://ru.wikipedia/org.wik

  • Классическая музыка-Режим доступа: http://classic.сhubrik.ru

  • Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru

  • Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по искусству 8-9 класс

Автор: Захарова Ольга Владимировна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345874

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по	предмету «Искусство (Музыка)» "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-programma-po-priedmietu-iskusstvo-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "207397"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430423503"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "рабочая программа 3 класс  изобразительное искусство УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-3-klass-izobrazitiel-noie-iskusstvo-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "232530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442856233"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа учебного предмета «Искусство (музыка)» 5 класс. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-iskusstvo-muzyka-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "217933"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433523905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства