Просмотр содержимого документа
«Рабочая Программа по черчению 7 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кысыл-Сырская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО
Педагогическим советом школы
№_____от__________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы МБОУ КССОШ
_______________/Богданова.Т.М./
«___»___________________2016.г.
Рабочая программа
по Черчению 7 класс
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Осипова Нюргустана Спартаковна
(срок реализации 1 год)
2016 год
Пояснительная записка
Настоящая программа по черчению для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2006г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических работ.
Программа рассчитана на 34 часа в 7 классе, по 1 часу в неделю.
Цели и задачи урока
Цели и задачи: • обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности; Самостоятельное умение пользоваться инструментами.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;
научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.
развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
Содержание материала 7 класса
Правила оформления чертежей (8ч)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Способ проецирования (8ч)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей (18ч)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в том числе творческих
Обязательный минимум графических и практических работ в 7 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения— в тетрадях.)
Работы
1. Линии чертежа
2. Чертеж «плоской» детали
3. Моделирование по чертежу
4. Чертежи и аксонометрические проекции предметов
5. Построение третьей проекции по двум данным
6. Чертеж детали
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
основные сведения о шрифте и линий;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
основы аксонометрического проецирования, в том числе аксонометрическое проецирование предметов имеющие круглые поверхности;
основы деление окружности на несколько частей;
построение овала и эллипса;
приемы построения сопряжений;
о нанесение размеров и масштабов.
анализ графического состава изображения
порядок чтения чертежей деталей
порядок выполнения эскиза
основы аксонометрического проецирования геометрических тел на трех плоскостях проекций
получение проекций вершин, ребер и грани предмета
основы разверток геометрических тел
Учащиеся должны уметь:
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
работать с чертежными инструментами
оформлять листа формата А4
чертить все виды линий;
чертить буквы и цифры, наносить размеры ;
выполнять и обозначать масштабы уменьшение и увлечение;
выполнять проецирование на одну и на несколько плоскостей проекции;
получать аксонометрические проекции, в том числе аксонометрические проекции предметов имеющие круглые поверхности;
делить окружность на несколько частей, в том числе построение овалов
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
приема и работа с чертежными инструментами
нанести размеры с учетом формы предмета
выполнять проекции вершин, ребер и граней некоторых геометрических тел
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
выполнять чертежи разверток геометрических тел
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Календарно-тематическое планирование уроков черчения в 7 классе (34 часа в год)
№
7Б
Наименование тем
Содержание урока
Ожидаемые результаты
д
ф
знаний
умений
навыков
Правила оформления чертежей (8ч)
1
07.09
Учебный предмет «Черчение». Материалы и принадлежности.
Определить место предмета в цепи школьных наук. Воспитание чувства ответственности при подготовке к уроку.
Назначение и применение чертежных инструментов и принадлежностей.
Умение пользоваться чертежными инструментами.
Работы разной твердости карандашами. Проведения параллельных линий.
2
14.09
Правила оформление чертежей
Познакомить с понятием ЕСКД и ГОСТ. Как работать с чертежными инструментами. Оборудование рабочего места оформление формата А4 рамкой
Правила выполнения оформления чертежа.
Пользования размерными числами, умения откладывать размеры на чертеже.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места.
3
21.09
Правила оформление чертежей
Научить оформлять основной надпись. Повторение форматы, рамка.
Правила выполнения оформления основной надписи.
Пользования размерными числами, умения откладывать размеры на чертеже.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места.
4
28.09
Графическая работа №1 Типы линий.
Продолжение знакомства с типами линий, развитие графических навыков.
Знает основных типов линий.
Графические навыки работы с параллельными линиями разного направления, работа циркулем.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места.
5
05.10
Чертежный шрифт.
Познакомить с ГОСТ «Чертежный шрифт». Развитие графических навыков.
Знает правил выполнения чертежного шрифта (размеры, наклон, особенности выполнения строчных и прописных букв и цифр)
работать над прописными и строчными буквами по вспомогательной сетке и без нее.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места.
6
12.10
Чертежный шрифт
Познакомить с ГОСТ «Чертежный шрифт». Развитие графических навыков.
Работа с учебником, справочными материалами
Знает правил выполнения чертежного шрифта (размеры, наклон, особенности выполнения строчных и прописных букв и цифр)
работать над прописными и строчными буквами по вспомогательной сетке и без нее.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места.
7
19.10
Чертеж плоской детали
Научить правилам нанесения размеров на чертеже, познакомить с понятием масштаб.
Знает правил нанесения размеров. Научить использовать масштабы увеличения и уменьшения.
Знает последовательности построения объемных изображений на аксонометрических осях.
Умеет строить объемные изображения.
навыки пользование чертежными инструментами.
14
09.12
Аксонометрические проекции плоскогранных фигур
Научить выполнять по алгоритму аксонометрических проекции плоскогранных предметов
знает о последовательностей построения изображений на аксонометрических осей.
Умеет строить объемные изображения
Навыки графической культуры
15
16.12
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
Научить правилам построения окружности в изометрии.
Знает как строить овала в разных плоскостях.
Умеет работать чертежными инструментами, повторять действия учителя и умения повторять самостоятельно построение овала
навыки графической культуры.
16
23.12
Технический рисунок. Контрольная работа
Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции».
Знает тему «Аксонометрические проекции», Особенности построения технического рисунка.
Умеет самостоятельно применять знания на практике.
навыки графической культуры.
2 четверть-7ч
Чтение и выполнение чертежей (18ч)
17
13.01
Анализ геометрической формы детали
Научить видеть в сложной форме детали простые геометрические тела, сроить чертёж с учетом геометрической формы предмета
Знает название геометрических форм. видит в сложной форме детали простые геометрические тела,
умеет мысленно расчленять на отдельные составляющие части детали.
Воспитано логическое, последовательность ведения работы
18
20.01
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел
Научить выполнять проецирование некоторых геометрических тел
Знает, как изображать и читать геометрические тела в аксонометрических проекциях
Умеет выполнять чертеж геометрической формы в системе прямоугольной и изометрической проекций
Воспитано логическое, последовательность ведения работы
19
27.01
Проекции вершин, ребер и граней предмета
Научить как изображают элементы предметов. Познакомить с терминами ребро, вершина, грань
Знает определение граней, вершин и ребер
Умеет находить граней, вершин и ребер
Воспитано логическое, последовательность ведения работы
20
03.02
Построение проекций точек на поверхности предмета
Знакомить с способом построения проекций точек
Знает приемы построения проекции точек
Умеет пользоваться постоянной прямой, строить проекции точек
Развит навык работа с чертежными инструментами
21
10.02
Графическая работа №4 Чертежи и аксонометрические проекции предметов
Проверка знаний по проецированию геометрических тел.
Знает правила, способы и основы построение проекций аксонометрических проекций
Умеет чертить аксонометрические проекции предметов
Воспитано логическое, последовательное ведения работы
22
17.02
Построение третьего вида
Научить приемам построения третьего вида с помощью вспомогательной прямой и без неё. Воспитание самостоятельности в работе
Знает приемы построения третьего вида
Умеет строить третьего вида
Развито логическое мышление
23
24.02
Нанесение размеров с учетом формы предмета
Знакомить дополнительные сведения о нанесении размеров
Знает о правилах нанесение размеров
Умеет наносить габаритные размеры
Развит логическое мышление
24
03.03
Деление окружности
Познакомить с приёмами деления окружности на равные части и показать практическое применение этих построений при выполнении чертежей.
Знает приёмы деления окружности на равные части с помощью циркуля и угольников
Умеет делить окружности на равные части с помощью циркуля и угольников
Навыки работы чертёжными инструментами, аккуратности в работе
25
10.03
Сопряжение
Познакомить с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, двух окружностей.
Знает понятие сопряжения, и правила выполнения сопряжения углов, двух окружностей
выполнения сопряжения углов, двух окружностей
Умеет строить сопряжение углов, двух окружностей
Навыки работы чертёжными инструментами, аккуратности в работе
26
17.03
Графическая работа №5 Построение третьего вида по двум данным контрольная работа
Повторить пройденный материал четверти
Расположение видов
Правила выполнения аксонометрических проекций
Развит графический грамотность
Развито пространственное мышление
Политехническое воспитание
3 четверть -10ч
27-28
07.04
14.04
Развертки
Расширить знания о применении чертежей в различных сферах деятельности человека. Познакомить с принципом построения разверток
Знает, как построить развертки шестиугольной призмы и треугольной пирамиды
Умеет аккуратно и точно чертить
Умения работать над объёмными изделиями
29
21.04
Графическая работа №8 Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаление части предмета)
Продолжение развития пространственного воображения, развитие навыков построения чертежа.
Повторение проецирования детали на три плоскости проекций
Развитие навыков построения чертежа при изменении положения детали в пространстве
Развит навыки работа с чертежными инструментами
30
28.04
Назначение эскизов. Порядок выполнение эскизов
Правила и целесообразность выполнения эскизов.
Знает термин «Эскиз» и порядок выполнения эскизов
Умеет выполнять эскиз детали
Развит навыки работа с чертежными инструментами
31
05.05
Графическая работа №9 Эскиз и технический рисунок детали
Продолжение развития пространственного воображения, развитие навыков построения чертежа.
Повторение правил выполнения технических рисунков
Развитие навыков построения чертежа при изменении положения детали в пространстве
Умения работать над элементами конструирования
32
12.05
Выполнение аксонометрической проекции детали
Продолжение развития пространственного воображения, развитие навыков построения чертежа.
Повторение правил аксонометрии
Развитие навыков построения чертежа при изменении положения детали в пространстве
Умения работать над элементами конструирования
33
19.05
Выполнение чертежа детали по наглядному изображению с изменением положения детали в пространстве
Продолжение развития пространственного воображения, развитие навыков построения чертежа.
Повторение проецирования детали на три плоскости проекций
Развитие навыков построения чертежа при изменении положения детали в пространстве
Умения работать над элементами конструирования
34
26.05
Контрольная графическая работа №11
Выполнение чертежа предмета
Контроль знаний, полученных в учебном году
Знания аксонометрических проекций.
Навыки грамотного построения чертежа
Умения работать над элементами конструирования
4 четверть-8ч
Критерии текущих оценок
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения:
- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами 300, 600, 900,
450, 450, 900.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.
- Ластик
- Тетрадь в клетку.
- Формат А4.
Учебно-методическое обеспечение по черчению 7 – 9класс.
Класс
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля
Интернет-ресурсы
7 - 8
Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.– М.: АСТ: Астрель, 2008 г.
Допущен Министерством образования и науки РФ.
Тематическое и поурочное планирование по черчению. К учебнику И.Ройтмана –М.: Учитель 2005.г.
Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Катханова. Ю.Ф, Трещенко.А.Л Карточки-задания по черчению для 8 класса. Просвещение, 1990 г.
Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Катханова. Ю.Ф, Трещенко.А.Л Карточки-задания по черчению для 8 класса. Просвещение, 1990 г.