- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг по ФГОС.
- для педагогических работников МОУ ИРМО «Марковская СОШ» программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МОУ ИРМО «Марковская СОШ» программа является основанием для определения качества реализации общего начального общего образования.
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34 часа. В связи с учебным графиком на 2016-2017 учебный год проведена корректировка часов за счёт объединения тем «Сопереживание - великая тема искусства» (2ч-1ч)
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Кол-во часов по теме | тема урока (тип урока) | элементы содержания | требования к уровню подготовки учащихся | вид контроля, измерители | словарная работа | элементы дополнительного содержания | календарные сроки | фактические сроки |
| | | | Предметные результаты | УУД | | | | | |
1четверть - 8 часов Истоки родного искусства – 8 часов |
1 | 1 | Пейзаж родной земли. Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. УИПЗЗ | Изображение российской природы. Пейзаж. | Уметь: использовать выразительные средства живописи для создания образов природы, применять способы работы с гуашью, овладевать умением изображать пейзаж . | Личностные: Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению задании. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. Выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Оценивать ход и результат выполнения работы. | Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. | искусство, жанры живописи, натюрморт, пейзаж, | У. стр. 14-19 | 07.09 | |
2 | 2 | Пейзаж родной земли. Беседа: «Красота природы в произведениях русской живописи» (И.Шишкин, А.саврасов, И.Левитан, Ф.Васильев). УИПЗЗ | Изображение российской природы. Пейзаж. | Уметь: использовать выразительные средства живописи для создания образов природы, применять способы работы с гуашью, овладевать умением изображать пейзаж . | Беседа: «Красота природы в произведениях русской живописи» (И.Шишкин, А.саврасов, И.Левитан, Ф.Васильев). | искусство, жанры живописи, натюрморт, пейзаж, | У. стр. 14-19 | 14.09 | |
3 | 3 | Деревня - деревянный мир. Изображение деревенской избы. УИПЗЗ | Изображение избы или её моделирование из бумаги | Уметь: анализировать конструкцию русской избы, украшение избы, создавать панно, использовать способы работы с бумагой. | Текущий | | У. стр. 20-26 | 21.09 | |
4 | 4 | Деревня - деревянный мир Изображение деревенской избы. Коллективное панно «Деревня») УИПЗЗ | Коллективное панно | | У.стр.27-33 | 28.09 | |
5 | 5 | Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. УИПЗЗ | Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. | Уметь: анализировать женские и мужские народные костюмы, создавать женские и мужские народные образы. | текущий | Народный костюм, мужской образ, женский образ | У. стр. 35-39 | 05.10 | |
6 | 6 | Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм. Беседа: «Образ русского человека в произведениях художников» (А.Веницианов, И.Аргунов, В.Суриков, В.Васнецов и др). УИПЗЗ | Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. | Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. | Беседа: «Образ русского человека в произведениях художников» (А.Веницианов, И.Аргунов, В.Суриков, | Народный костюм, мужской образ, женский образ | У. стр. 35-39 | 12.10 | |
7 | 7 | Народные праздники Беседа: «Образ народного праздника в изобразительном искусстве» (Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин). УИПЗЗ | Создание панно на тему народного праздника. | Уметь: находить и отбирать информацию о традициях и обычаях народных праздников. | Беседа: «Образ народного праздника в изобразительном искусстве» (Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин). | цветовая гамма, | У. стр. 40-43 | 19.10 | |
8 | 8 | Народные праздники (обобщение темы). УЗПЗ Словарный диктант | Создание панно на тему народного праздника | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. | Словарный диктант | | У. стр.40-43 | 26.10 | |
II четверть – 8 часов Древние города нашей земли – 7 часов |
9 | 1 | Родной угол. Древнерусский город крепость. Беседа «знакомство с картинами русских художников(А.Васнецова, И.Билибина, Н.Рериха,С.Рябушкина)». УИПЗЗ | Создание макетов древнерусского города | Знать: находить и отбирать информацию о древнерусских городах. | | Беседа «знакомство с картинами русских художников(А.Васнецова, И.Билибина, Н.Рериха,С.Рябушкина | Древнерусский город | У.стр.46-53 | 10.11 | |
10 | 2 | Древние соборы. Изображение храма. УИПЗЗ | Лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма. | Уметь: находить и отбирать информацию о древнерусских городах, моделировать древнерусский храм, применять способы и приёмы работы с бумагой, пластилином. | | текущий | Древние соборы | У. стр. 54-55 | 17.11 | |
11 | 3 | Города Русской земли. Коллективная работа «Моделирование жилого наполненного города, завершение постройки города» УОСЗ | .Моделирование жилого наполненного города, завершение постройки макета города. | Уметь: называть основные структурные части города, моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. | | Коллективная работа «Моделирование жилого наполненного города, завершение постройки города» | города | У. стр.56-59 | 24.11 | |
12 | 4 | Древнерусские воины – защитники. УИПЗЗ | Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | Уметь: находить и отбирать информацию о древнерусских воинах, овладевать навыками изображения фигуры человека. | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. | текущий | древнерусские воины | | 01.12 | |
13 | 5 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Графическое изображение древне-русского города. Беседа-путешествие- знакомство с исторической архитектурой города УИПЗЗ | Беседа-путешествие –знакомство с исторической архитектурой города. | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. | Беседа-путешествие- знакмство с исторической архитектурой города | | У. стр.60-70 | 08.12 | |
14 | 6 | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат. УИПЗЗ | Изображение интерьера теремных палат. | Уметь: анализировать интерьер теремных палат, выражать и изображать праздничную нарядность, узоречье интерьера терема. | текущий | интерьер теремных палат | У. стр.71-72 | 15.12 | |
15 | 7 | Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение. Коллективное панно «Пир в теремных палатах» УЗПЗ | Создание праздничного панно «Пир в теремных палатах». | Уметь: Выражать и изображать праздничную нарядность, узорочье интерьера терема Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. | Коллективное панно «Пир в теремных палатах» | | У. стр.74-77 | 22.12 | |
Каждый народ-художник – 11 часов |
16 | 1 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры». УИПЗЗ. Словарный диктант | Создание коллективного панно «Праздник цветения сакуры». | Уметь: находить и отбирать информацию о Японии, называть отличительные признаки искусства Японии-связь с природой, лёгкость, грация, ирония. | | Коллективное панно Словарный диктант | | У. стр.80-91 | 29.12 | |
3 четверть – 8 часов |
17 | 2 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Коллективное панно «Праздник хризантем». УИПЗЗ | Создание коллективного панно «Праздник хризантем» | Уметь: Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. | | Коллективное панно | | У. стр.80-91 | 19.01 | |
18 | 3 | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. УИПЗЗ Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. | Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. | Уметь: Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной практической работы. | Личностные: Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению задании. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. | мимика | У. стр.92-101 | 26.01 | |
19 | 4 | Народы гор и степей. Беседа «Художественные традиции в культуре народов степей». УИПЗЗ | Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. | Беседа «Художественные традиции в культуре народов степей». | | У. стр.92-101 | 02.02 | |
20-21 | 5-6 | Города в пустыне. Аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек. Беседа «Орнаментальный характер культуры» УИПЗЗ | Создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). | Уметь: находить и отбирать информацию о древних среднеазиатских городах, характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. | Беседа «Орнаментальный характер культуры | орнамент | У. стр.102-109 | 09.02 16.02 | |
22 | 7 | Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека. Коллективное панно «Греческий праздник». УИПЗЗ | Изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения Уметь характеризовать отличительные черты конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. | Коллективное панно «Греческий праздник». | | У. стр. 110-111 | 02.03 | |
23 | 8 | Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура. Беседа «Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорции в образе построек» УИПЗЗ | Изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации для панно).. | Беседа «Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорции в образе построек» | | У. стр. 111-117 | 09.03 | |
24 | 9 | Европейские города Средневековья (архитектура). Коллективно панно «Площадь средневекового города». УИПЗЗ Словарный диктант | Поэтапная работа над панно | Уметь: находить и отбирать информацию о европейских городах в эпоху Средневековья, характеризовать особенности культуры Западной Европы в эпоху Средневековья. | словарный диктант Коллективно панно «Площадь средневекового города». | Европейские города | У.стр.126-134 | 16.03 | |
4 четверть – 9 часов |
25 | 1 | Европейские города Средневековья. Средневековые готические костюмы. УИПЗЗ | Поэтапная работа над панно | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении . | | текущий | Средневековые готические костюмы | У. стр.130-135 | 30.03 | |
26 | 2 | Многообразие художественных культур в мире. Беседа по теме «Каждый народ художник». УЗПЗ | Выставка работ и беседа н а тему «Каждый народ-художник» | Уметь: Обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. | | Беседа по теме «Каждый народ художник». | | | 06.04 | |
Искусство объединяет народы - 7 часов |
27-28 | 3-4 | Материнство (Беседа: «Великие произведения искусства на тему материнства: «Образ Богоматери»). УИПЗЗ | Изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношения друг к другу. | Уметь: овладевать умением изображать образ материнства. | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. | (Беседа: «Великие произведения искусства на тему материнства: «Образ Богоматери»). | | У. стр.139-143 | 13.04 20.04 | |
29 | 5 | Мудрость старости. (Беседа: «Выражение мудрости старости в произведениях искусства» (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко). УИПЗЗ | Изображение любимого пожилого человека (дедушка, бабушка, учительница и др). | Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений) | (Беседа: «Выражение мудрости старости в произведениях искусства» (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко). | | У. стр.144-147 | 27.04 | |
30 | 6 | Сопереживание -великая тема искусства. Беседа «Искусство воздействует на наши чувства» УИПЗЗ | Рисунок с драматическим сюжетом, например: больное животное, погибшее дерево. | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия. | Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Участвовать в обсуждении учебной задачи. | Беседа «Искусство воздействует на наши чувства» | сопереживание | У.стр. 148-151 | 04.05 | |
31 | 7 | Герои-защитники. Беседа «Героическая тема в искусстве разных народов» УИПЗЗ | Лепка эскиза памятника герою. | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. | Беседа «Героическая тема в искусстве разных народов» | скульптура эскиз пьедестал | У.стр. 152 | 11.05 | |
32 | 8 | Юность и надежды. Искусство народов мира. УЗПЗ Словарный диктант. | Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, умение выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. | | Словарный диктант | | У. стр.154-155 | 18.05 | |
33 | 9 | Искусство народов мира (обобщение темы) УОСЗ | Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. и фантазии | | текущий | | | 25.05 | |