Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: Станем волшебниками"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: Станем волшебниками"
Методологической основой программы является системно деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: Станем волшебниками"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением
отдельных предметов»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ № 12 с УИОП» ____________А.И. Лобищева
Приказ от «___» ___________2014г. №_______
Рабочая программавнеурочной деятельности
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: СТАНЕМ ВОЛШЕБНИКАМИ »
Направление Общекультурное
Возраст 7- 10 лет Класс 1 – 4
Срок реализации 4 года
Составитель:
Кудрина О.Д.,
учитель технологии
Старый Оскол
2014 год
Программа внеурочной деятельности «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: СТАНЕМ ВОЛШЕБНИКАМИ »
Авторская
Общекультурного направления.
Автор программы: Т.Н. Проснякова
Рабочая программа согласована с заместителем директора по УВР « » августа 2014 г. И. В. Латорцева
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «____» августа 2014 г., протокол № ______
Председатель ____________ А. И. Лобищева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана на основе авторской программы по системе Л.В. Занкова / П 78 составитель. Е.Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», 2011. – 144 с. ISBN 978-5-9507-1413-9 (Издательство «Учебная литература»). ISBN 978-5-393-00640-2 (Издательский дом «Федоров»).
В рабочую программу изменения не внесены.
Направление программы внеурочной деятельности
Программа «Художественное творчество: станем волшебниками » Общекультурного направления.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ
Методологической основой программы является системно деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Новизна.
Основное внимание при изучении программы уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
-патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; трудолюбия привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.; творческого отношения к учению, труду, жизни;
-формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира,
-эстетической вы разительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
-ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). Наряду с вышеназванными, программа «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
_ формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления. «Художественное творчество: станем волшебниками », обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Цельпрограммы внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками » - гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи
образовательные:
дать первоначальные представления о ведущей роли труда и значении творчества в жизни человека и общества;
дать первоначальные представления о нравственных основах труда и творчества;
освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
способствовать разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
развивающие развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
формировать прикладные умения и навыки;
формировать навыки коллективной работы и работы в группах;
развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
воспитательные:
формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру через художественное творчество,
восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности
Программа рассчитана на детей в возрасте 7- 10 лет (1-4 классы).
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» рассчитана на четыре года обучения. Первый год – в объеме 66 часов, второй год обучения – 68 часов, третий год обучения- 68 часов, четвертый год обучения- 68 часов . Всего 270 часов.
Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 45 минут.
Формы и режим занятий.
Теоретические знания по всем темам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы как: беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, экскурсии, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы , где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. На протяжении всего обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в декоративно-прикладном творчестве.
Ожидаемые результаты:
Личностные и метапредметные
широкая мотивационная основа художественно творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности
Учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать
суждения, делать умозаключения и выводы.
Коммуникативные УУД:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
выставки работ;
творческие конкурсы;
оформление альбома
акции «Изготовление новогоднего сувенира», «Лучший подарок для мамы» и т.д.
творческий отчёт «Наши достижения» выставка детских работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
что такое воображение, образное мышление, интеллект,
как развивать фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, как сформировать познавательные интересы;
для чего нужно расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
историю происхождения материала ,с его современными видами и областями применения;
новые технологические приемы обработки различных материалов, использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Учащиеся должны уметь:
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими,
умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,
оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Разделы программы
Количество часов
1 год
2 год
3 год
4 год
1
Аппликация и моделирование(по книгам серии «Любимый образ»)
22
24
2
Работа с пластическими материалами(по книгам серии «Любимый образ»)
12
10
3
Оригами и аппликация из деталей оригами(по рабочей тетради «Школа волшебников»)
16
4
Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами»)
16
16
5
Секреты бумажного творчества (по рабочей тетради «Волшебные секреты»)
-
18
6
Работа с бумагой и картоном.(по книгам серии «Любимый образ»)
20
7
Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ»)
23
8
Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ»)
8
9
Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами»)
17
10
материалами
(по книгам серии «Любимый образ») – 12 часов
(по книгам серии «Любимый образ») – 12 часов
Работа с бумагой (по книгам серии «Любимый образ»)
23
9
Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ»)
13
10
Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ»)
15
11
Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами»)
17
Итого: 270
66
68
68
68
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Разделы программы и темы занятий
Характеристика учебной деятельности учащихся
Часы
учебного времени
Сроки прохождения
Примечания
Теория
Практика
план
факт
Раздел 1. Аппликация и моделирование (по книгам серии «Любимый образ») – 22 часа
1.
Аппликация из природных материалов на картоне. Вводный инструктаж по правилам безопасной работы.
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 17 часов
Название темы учебного занятия:
Модуль кусудамы «Супершар».Художественные образы на основе этого модуля. 3 часа
Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля. 2 часа
Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. 2 часа
Объемные изделия из треугольных модулей. 2 часа
Художественные образы из треугольных модулей. 6 часов
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru) 2 часа
Материалы:
Цветная, белая, упаковочная бумага. Цветная и белая бумага. Цветная, гофрированная бумага. Цветная бумага. Цветная и белая бумага. Различные виды бумаги.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПИЧЕНИЕ
Формы занятий, планируемые по каждому разделу программы:
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа ), практические: творческое задание, конкурсы, работа в группах.
Информационные занятия предполагают беседы и лекции. Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
Практические: творческое задание, контрольных занятий по изученным темам; конкурсы; выставка детских работ; в конце года готовится итоговая выставка работ.
Не каждый ребенок станет творческой личностью, но практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в декоративно-прикладном искусстве зрителем.
Приёмы и методы организации учебно- воспитательного процесса:
Объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, метод игрового содержания.
Формы подведения итогов
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
итоговый – в конце года готовится итоговая выставка работ.
Необходимое оборудование для проведения занятий:
Уроки изобразительного искусства проводятся в отдельном кабинете, в котором размещается:
место для учителя
большая доска
комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке
столы для учащихся (парты)
проекционная техника
компьютер
Рядом с кабинетом расположено небольшое отдельное помещение, оснащённое стеллажами и шкафами. Там хранятся баночки для воды, краски, кисти, бумаги и выполненные детские работы, а также предметы для составления натюрмортов и выполнения иллюстраций, инструменты и приспособления для организации и проведения выставок детского творчества и т. д.
Краски акварельные
Краски гуашевые
Бумага А3, А4
Бумага цветная
Фломастеры
Восковые мелки
Пастель
Природный материал
Сангина, уголь
Кисти беличьи
Емкости для воды
Пластилин
Клей, ножницы
Рамы для оформления работ
Подставки для натуры
Модели и натурный фонд (комплект)
Муляжи овощей (комплект)
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Гипсовые геометрические тела. Гипсовые орнаменты.
Проволока
Калька
Копировальная бумага
Стиплер
Скотч малярный
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.). Маски.
Л.А. Неменская.. Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство 1 класс. — М.: Просвещение, 2012-39 с.
Поурочные разработки. 1-4 классы/[Б.Н. Неменский, Л.А. Неменская., Е.И Коротеева и др.] под редакцией Б.Н. Неменского.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2013.-240с.
Т.Н. Проснякова . Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. _ 64 с.
Т.Н.Проснякова . Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 64 с.
Т.НПроснякова Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». _ Самара :Издательский дом «Федоров», 2006. _ 48 с.
Т.Н.Проснякова Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с. (Золотая библиотека увлечений).
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – Москва. АСТ, 2007.
Детская энциклопедия «Я познаю мир». Культура. – Москва. АСТ, 2009.
Е. Ю Афонькина, С. Ю. Афонькин, Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.
Е.Ф. Черенкова, Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.
А. И.Коротеев, Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
С.В.Соколова Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю.
Т.Б.Сержантова. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006