2. Научить составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствовать умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными красками.
3. Совершенствовать у воспитанников умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше), передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного.
4. Формировать у учащихся умение определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Понятийный аппарат (терминология) | Практическая деятельность | Обязательный минимум (знания, умения) | Возможность углубления | Для сниженного уровня | Педагогический мониторинг |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Федоскино, Жостово, Палех) | 1 | | - репродукция | Записи в альбоме. | Знать: - названия рассматриваемых на уроках произведений изобразительного искусства. Уметь: - рассказать содержание картин; - определять эмоциональное состояние изображаемых на картине лиц; | | | |
2. | Рисование узора в полосе из чередующихся элементов (стилизация – ягоды, ветки, листы). | 1 | | - ритм - линии: вертикальные, горизонтальные | Линейный рисунок, работа в цвете. | Работа красками. | Цветные карандаши. | Текущая проверка. |
3. | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). | 1 | | - узор растительный - узор геометрический | | | Образец. | |
4. | Рисование геометрического орнамента в круге (построение 4-х | 1 | | - круг | Работа по шаблону. | | Разметка осевых | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| лепестков на осевых линиях круга, круг – шаблон). | | | | | - передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции; - определять предметы симметричной формы и рисовать их; - составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; | | линий. | |
5. | Рисование простого натюрморта (кружка керамическая, яблоко). | 1 | | - натюрморт - натура | | | | |
6. | Рисование симметричного узора по образцу. | 1 | | - симметрия | Линейный рисунок. Работа цветными карандашами. | | Предварительная разметка. | |
7. | Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных форм. | 1 | | - круг - овал - стилизация | | | Карточка - задание. | |
8. | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). | 1 | | - перспектива - палитра | Линейный рисунок. Работа красками. | | | |
9. | Рисование на тему: «Моя любимая сказка». | 1 | | | | | | |
10. | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы. | 1 | | - правила дорожного движения | Линейный рисунок. Работа цветными карандашами. | Изобразить 2 знака. | Изобразить 1 знак. | |
11. | Рисование с натуры объемного предмета | 1 | | - симметрия | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| конической формы (детская пирамидка). | | | - осевая линия - блик | | - ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; - ровно закрашивать, не выходя за контур; - употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов. | | | |
12. | Беседа на тему: «Народное декоративно-прикладное искусство» (деревянная игрушка). | 1 | | - репродукция | Запись в альбоме. | | | |
13. | Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета. | 2 | | - тонирование - набрызг - шрифт | Работа с шаблоном, трафаретом. | Самостоятельная разметка на листе. | Работа с заготовкой (полоса 10х30 см) | |
14. | Рисование на тему: «Лес зимой» (тонированная бумага, белая гуашь). | 2 | | - композиция - перспектива | Тонирование бумаги. Работа гуашью. | | | |
15. | Рисование новогодних карнавальных масок. | 1 | | - карнавал | Линейный рисунок. | | | |
16. | Рисование на тему: «Зимние развлечения». | 1 | | - ближе-дальше | Линейный рисунок. Работа красками. | | | |
17. | Рисование с натуры фигуры человека. | 1 | | - канон - пропорция | Линейный рисунок. | | Шаблон (фигура человека). | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
18. | Беседа на тему: «Жизнь детей в произведениях художников». | 1 | | - средства выразительности | Запись в альбоме. | | | | |
19. | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. | 1 | | - форма - цвет - объем - светотень | Половина листа. Работа красками. | | | | |
20. | Декоративное рисование. Узор в квадрате из растительных форм. | 1 | | - диагональ | Половина листа. Работа цветными карандашами. | | | Работа по шаблону. | |
21. | Беседа на тему: «Мы победили». (Ю. Непринцев «Отдых после боя») | 1 | | - сюжет - колорит - репродукция | Запись в альбоме. | | | | |
22. | Декоративное рисование плаката «8 Марта». | 1 | | - плакат - шрифт - набрызг | Оформление плакатов. | | Формат А4. | Формат А3 | |
23. | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого углом (аквариум с рыбками). | 1 | | - перспектива - объем | | | Построение с 2-мя точками схода. | Рисование прямоугольного предмета (ящик). | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
24. | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). | 1 | | - уровень зрения - светотень | Линейный рисунок. Работа в цвете (выбор). | | | | |
25. | Рисование на тему: «Иллюстрирование отрывка из литературного произведения» (выбор учителя). | 1 | | - композиция - сюжет | | | Сюжетная композиция. | Изображение природы. | |
26. | Рисование с натуры игрушки. | 1 | | - натура - драпировка | | | | | |
27. | Беседа на тему: «Великая Отечественная война в произведениях художников». | 1 | | - репродукция - композиция | Запись в альбоме. | | | | |
28. | Декоративное рисование симметричных форм (бабочка, жук). | 1 | | - симметрия - контур | | | | Использование шаблона. | |
29. | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. | 2 | | - натура - палитра - драпировка | Работа в цвете (краски). | | | | |
И. А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Издание 2-е, переработанное, Москва В. Селачев. Институт общегуманитарных исследований, 2001г.