учитель ИЗО ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Донецка
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. Учить детей различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной форм, передавая их характерные особенности; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка, использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
3. Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
4. Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать умение видеть красоту природы в различные времена года.
И. А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Издание 2-е, переработанное, Москва В. Селачев. Институт общегуманитарных исследований, 2001г.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержательные линии | Количество часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства, технологии их решения | Проблемы, возникающие при изучении темы | Педагогический мониторинг |
1. | Рисование на темы. | | Развитие пространственных представлений. Развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, планирование). | Традиционные технологии (объяснительно иллюстративное обучение Я. А. Каменского: Технология разноуровневого обучения). | Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Соблюдать верх и низ бумаги. | Текущая проверка и анализ работ. |
2. | Декоративное рисование. | | Активизация сенсорных и мыслительных операций. | ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили) | Ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы работы. Анализировать образец. | Текущая проверка и анализ работ. |
3. | Рисование с натуры. | | Формирование умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. | Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. (Игровые технологии. Б. П. Никитин) | Неумение в должной степени воспринимать объект изображения. | Текущая проверка и анализ работ. |
4. | Беседа об изобразительном искусстве. | | Развитие эстетического восприятия. Обогащение новыми знаниями и сведениями. Развитие речи. | | Недостатки в произношении новых слов и их применении. | |
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Понятийный аппарат (терминология) | Практическая деятельность | Обязательный минимум (умения) | Возможность углубления | Для сниженного уровня | Педагогический мониторинг |
1. | Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | | - широкий, узкий, круглый, длинный - репродукция | Линейный рисунок. Работа в цвете. | Уметь: - правильно располагать лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; - самостоятельно размещать изображаемые предметы посередине листа бумаги; | | 2-3 лист простой формы | Текущая проверка. |
2. | Рисование узора в полосе из веток с листочками (вишня). | 1 | | - композиция - прямоугольник - квадрат | Линейный рисунок. Работа в цвете. | Нарисовать бордюр к полосе. | | |
3. | Рисование узора в полосе (самостоятельная работа). | 1 | | - узор | | Самостоятельное составление | Образец. | |
4. | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, помидор). | 1 | | - форма: круглая, овальная | Линейный рисунок. | | 2 предмета (яблоко, огурец) | |
5. | Рисование с натуры сигнальных флажков (3-4 шт.) | 1 | | - флаг - симметрия | Линейный рисунок. | - ориентироваться на плоскости листа и в готовой геометрической форме; - делить лист на глаз на две и четыре равны части; - анализировать с помощью учителя строение предмета; - рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и в квадрате; | Российский флаг. | | |
6. | Рисование на тему: «Парк осенью». Беседа И. Левитан «Золотая осень». | 1 | | | | Рисунок. | | |
7. | Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. | 1 | | - осевая линия - симметрия | Линейный рисунок. Цветовое решение. | | Шаблон. | |
8. | Декоративное рисование шахматного узора в квадрате. | 1 | | - линии: вертикальные, горизонтальные | Линейный рисунок. Работа в цвете. | | | |
9. | Рисование на тему: «Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем». | 1 | | - ближе-дальше - ниже-выше - ближе-крупнее - дальше-меньше | | Ответы на вопросы (составление сюжета). | | |
10. | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 | | | Линейный рисунок. Работа в цвете. | | Шаблон квадрата. | |
11. | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. | 1 | | - сюжет - перспектива | | - различать и называть цвета и их оттенки; - соблюдать законы линейной перспективы (ближе – дальше, выше – ниже); - узнавать в иллюстрациях книг и репродукциях картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; | Описание своего сюжета. | | |
12. | Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (шаблон). | 1 | | - гжельская роспись - круг - узор | Линейный рисунок. Цветовое решение. | Построение круга. | | |
13. | Рисование с натуры будильника круглой формы. | 1 | | - время - стрелки часов - минутное | | | | |
14. | Рисование с натуры 2-х цветного мяча. | 1 | | - оттенки цвета | | | | |
15. | Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). Беседа по картинам на тему «Зима пришла». | 1 | | - тень - блик И. Шишкин - К. Юон - художник | | | Образец снежинки. | |
16. | Рисование на тему «Нарядная елка». | 1 | | | Линейный рисунок. Работа в цвете. | | | |
17. | Рисование узора на рукавичке. Декоративное | 1 | | - узор – раститель | | Самостоятель- | Шаблон. | |
| рисование (готовая форма). | | | ный, геометрический | | - анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. | ный рисунок рукавички. | | |
18. | Декоративное рисование. Рисование симметричного узора по образцу. | 1 | | - ось симметрии | | | | |
19. | Рисование на тему: «Елка зимой в лесу». Беседа К. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | | - верх-низ - дальний план -натура | Линейный рисунок. Работа в цвете. | | | |
20. | Рисование с натуры. Молоток. | 1 | | - натура | | | | |
21. | Рисование с натуры несложного по форме инструмента (веник, детская лопата). | 1 | | | | Стамеска. | | |
22. | Рисование с натуры. Теннисная ракетка. | 1 | | | | | | |
23. | Рисование не тему «Мой любимый сказочный герой». | 1 | | - сюжет - главный герой | Линейный рисунок. Работа в цвете. | | | |
24. | Декоративное рисование. Поздравительная открытка к 8 Марта. | 1 | | - шаблон - набрызг | | | Разметка. Шаблон. | |
25. | Рисование с натуры. Орнамент из квадратов | 1 | | - диагональ | | | | |
26. | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 | | - квадрат - прямоугольник - треугольник | | | | Разметка на листе. | |
27. | Декоративное рисование. Рисование узора из растительных форм в полосе. | 1 | | - узор растительный | | | | Разметка на листе. | |
28. | Рисование с натуры весенней веточки. | 1 | | | Линейный рисунок. Работа в цвете. | | | | |
29. | Рисование на тему: «Деревья весной». Беседа И. Левитан «Март», А. Савранов «Грачи прилетели». | 1 | | - времена года - перспектива - сюжет | | - анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. | | | |
30. | Декоративное рисование. Рисование орнамента из квадратов. | 1 | | | | | | | |
31. | Рисование на тему: «Праздник Победы» (салют). | 1 | | - Великая Отечественная война | | | | Образец. | |
32. | Декоративное рисование. Узор в квадрате (шаблон). | 1 | | | Линейный рисунок. Цветовое решение. | | Построение квадрата. | | |
33. | Рисование с натуры куста земляники. Бесе- | 1 | | - репродукция | | | | Шаблон. | |
| да А. Пластов «Сенокос». | | | А. Пластов | | | | | |
34. | Рисование с натуры. Цветы в вазе. | 1 | | - натура - цветовая гамма | Линейный рисунок. Цветовое решение. | | Букет в вазе. | | |
И. А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Издание 2-е, переработанное, Москва В. Селачев. Институт общегуманитарных исследований, 2001г.