kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ИЗО 5-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской  программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2010г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5-9 классы »

МБОУ «Чибилинская СОШ»


Рассмотрено на заседании Согласовано заместитель Утверждаю

МО «Политехнического цикла» директора по УВР И.о. директора школы

Руководитель/____/ Л.И.Кеденова /________/ А.В.Адагызова /______/ Э.Л. Санина

Протокол № ________ от «____»________2014г. Приказ №________

от «____»___________2014г. от «___»_______2014г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Изобразительное искусство»

5-9 классы


составитель: Кеденова Лидия

Ильинична,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Чибилинская СОШ»














с. Чибиля, 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2010г.


Рабочая программа соответствует примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.

Разработанная программа предусматривает проведение практических работ - 32; бесед – 1, тренировочных упражнений - 2.

Программа рассчитана на один год.

Цели программы:

- приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

  • способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.




Минимум содержания образования

Объем программы:

На изучение данного предмета в 5 классе отводится 35 ч в год (1 час в неделю)

На изучение данного предмета в 6 классе отводится 35 ч в год (1 час в неделю)

На изучение данного предмета в 7 классе отводится 35 ч в год (1 час в неделю)

На изучение данного предмета в 8 классе отводится 35 ч в год (1 час в неделю)

На изучение данного предмета в 9 классе отводится 18 ч в год (1 час в неделю)


Программа Изобразительное искусство в 5-9 классах общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы учебного курса.

В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

В случае совпадения темы урока с праздничным днем, изучение этой темы будет объединено с последующей темой.

В основу программы вложены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;

- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся среднего звена.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.



Содержание программы 5 класса.

1. Рисование с натуры ( по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок. (14 часов)


Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа. Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом. Иллюстрация к книге, организация листа в книге ( композиция). Анималистика. Рисование с натуры , по памяти, с иллюстрации ( копирование). Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни. Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель. Карандаш. Рисование с натуры( игрушки), по памяти, по таблицам современной техники. Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок, светотень. Техника штриха и его культура. Гризайль- как соединение рисунка и живописи. Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта. Рисование с натуры. Карандаш. Линейное ( сквозное) построение. Предметы и анализ их формы. Перспектива. Рисунок по представлению из геометрических форм ( карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование. Рисунок, живопись. Рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский шарж.


2. Тематическое рисование ( 6 часов)

Знакомство с искусством мультипликации, работой художников в этой области. Освоение художественной техники, ее возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразием штриха и его возможностями. Тематическое рисование и аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич, В.Суриков. Патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация. Иллюстрация к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники –сказочники: В Васнецов, И.Билибин, Ю.Васнецов, Е.Рачев, М.Врубель. Книжная графика. Оформление книги



3. Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники ( 12 часов)


Декоративное рисование, отработка живописной техники, « мазок», условность декоративного изображения. Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати. Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета. Аппликация из цветной бумаги и других материалов. Новый год в жизни человека, в искусстве Овладение способом

« набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений. Печатная ( тиражная) графика, знакомство с творчеством художников- графиков. Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, ее использование.


4. Беседы ( 1 час)

Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе


5. Тренировочные упражнения ( 2 часа)

Живопись, изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр. Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве.


Содержание программы 6 класса.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по пред­ставлению с использованием правил перспективы, све­тотени, цветоведения, живописной грамоты, компози­ции.

Рисование с натуры, а также по памяти и представ­лению фигуры человека, животных, птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отноше­ния к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду.

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварите- льным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передана характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображае­мому сюжету, персонажам. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Ис­пользование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлени­ях действительности.

Необходимо продолжать обучать школьников спосо­бам передачи движения в рисунке (движения из картин­ной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма).

Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.

Дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы.

Декоративная работа

Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном искусстве как специфическом народного творчества в системе культуры.

Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества — профессиональ­ных русских художников в области живописи и народ­ных мастеров.

Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно- прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов ансамбля народного костюма.

Совершенствование умения самостоятельно состав­лять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.

Лепка

Лепка фигуры человека в движении.

Лепка тематических композиций на свободную тему.

Лепка на сюжеты литературных произведений, реко­мендуемых на занятиях тематическим рисованием.

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжет­ных композиций и декоративных работ в технике кол­лажа и в форме панно по заданиям тематического рисо­вания.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основными темами бесед являются:

- картины русской жизни в произведениях худож­ников XIX в., в творчестве передвижников;

- значительные события русской истории в произ­ведениях В. Сурикова, В. Васнецова и других замеча­тельных русских художников;

- образы русского фольклора в творчестве В. Васне­цова и М. Врубеля;образы выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников;

красота пейзажа в русской живописи;

-натюрморт в русской и советской живописи;

- Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге - величайшие творения русских зод­чих;

- красота спорта в изобразительном искусстве.


Содержание программы 7 класса.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Изображение с натуры, а также по памяти и по представлению отдельных предметов быта, природы, деталей архитектуры, изделий народного творчества с национальным орнаментом, школьного оборудова­ния и групп предметов (натюрмортов), развитие уме­ния видеть их красоту.

Рисование с натуры, по памяти и по представле­нию фигуры человека, зверей, птиц. Архитектурные зарисовки.

Развитие умения передавать в рисунках конструк­цию, пропорции, пространственное расположение, перспективное сокращение, объем, тональные отно­шения изображаемых объектов, а также художест­венную образность предметов. Использование цвета как средства выражения переживания от встречи с прекрасным.

Задания:

а) рисование с натуры, а также по памяти (вклю­чая наброски и зарисовки);

б) выполнение с натуры натюрмортов, составлен­ных из предметов быта, школьного оборудования, ис­кусства, техники, спорта, природы (например, гипсо­вый орнамент и ваза с цветами, этюдник; ваза и ябло­ки на фоне драпировки; 3—5 предметов народных промыслов России — русский натюрморт и др.);

в) изображение с натуры фигуры человека, чучел зверей и птиц;

г) выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с человека, птиц, зверей, рыб в движении; выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с предметов быта, техники, искусства, школьного оборудования, находящихся в разных пространственных положениях;

д) выполнение графических и живописных уп­ражнений.


Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы современности на основе на­блюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным вы­полнением набросков и зарисовок с натуры по зада­нию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.

Дальнейшее изучение композиционных законо­мерностей — формирование у учащихся умения пере­давать цельное сочетание всех частей рисунка с ис­пользованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисун­ка по массе, единство графических, тоновых и цвето­вых отношений и т. п.):

Обучение изображению многофигурной компози­ции в закрытом и открытом пространстве, сравни­тельной характеристике двух героев изобразительны­ми средствами (контрасты большого и маленького,

красивого и уродливого, динамичного и неподвижно­го, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).

Особое внимание обращается на развитие у уча­щихся умения самостоятельно выбирать и использо­вать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.

Продолжается работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся знакомятся с условностями передачи пространства в книге и углубляют свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.

Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, после­довательно вести работу над тематической компози­цией и иллюстрацией.

Задания:

а) рисование на темы: «Народный праздник», «Край в котором ты живешь», «Зарубежный друг»,»Мы охраняем памятники нашей Родины»,

б) иллюстрирование литературных произведений: М.Сервантес «Дон Кихот», Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Та­инственный остров», «Дети капитана Гранта», А. Дюма «Три мушкетера», Д. Дефо «Робинзон Крузо»; сказки зарубежных пи­сателей по выбору.


Декоративная работа

Дальнейшее развитие эстетических знаний и деко­ративного творчества учащихся средствами народно­го и современного декоративно-прикладного искусст­ва происходит на основе углубления представления о народном искусстве как особом типе творчества в сис­теме современной культуры. Систематизация знаний и умений в области русского народного декоратив­но-прикладного искусства, сформированных в пред­шествующих классах на уровне школ народного мас­терства, промысла региона, в целом национального искусства. Формирование понимания тесной взаимо­связи национального и интернационального, взаимо­обогащение культур разных народов.

Система учебно-творческих заданий строится так, чтобы учащиеся активно включались в процесс усвое­ния элементов народной и культурной памяти, опыта народа в создании духовных ценностей, традиций. В соответствии с этим значительно расширяются представления о художественно-содержательном ана­лизе произведений декоративно-прикладного искус­ства: вводятся новые разнообразные связи с трудовой деятельностью, бытом, природой, культурой, произ­ведениями устного и музыкального народного творче­ства, свидетельствующие о глубоких общих законо­мерностях художественной системы.

Задания:

а) выполнение эскизов по мотивам национальных костюмов разных народов России;

б) выполнение эскизов архитектурных деталей и фрагментов в украшении русской северной избы;

в) выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи;

г) выполнение эскизов плакатов, обложек турис­тической схемы «Мы охраняем памятники нашей Ро­дины»;

д) выполнение эскизов фирменных знаков про­мышленных изделий школьных мастерских, лицея, гимназии, колледжа; предприятий — шефов школы («Мы юные дизайнеры» и т. д.)


Лепка

Лепка фигуры человека.

Лепка тематических композиций на свободную тему.


Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сю­жетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

— красота вокруг нас:

— народ — творец прекрасного;

— изобразительное искусство зарубежных стран — сокровище мировой культуры;

— памятники искусства родного края;

— местные традиции в изобразительном и декора­тивно-прикладном искусстве.


Содержание программы 8 класса.

Искусство моего народа (4 час).

Культура-зеркало русской души тематическое рисование . Русские народные промыслы Русь деревянная подделка аппликации. Неувядающая ветвь.

Труд и искусство (4 час).

Предметы быта-результат творчества человека рисование с натуры натюрморта. Мир профессий урок в виде игры. Волшебный мир театра рисование по памяти, представлению.

В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна (5 час).

Росписи декоративных работ. Гжельская роспись- декоративная работа. Дымковская игрушка –лепка игрушки и декоративная роспись. Хохломская роспись-рисование по образцу или с натуры. Орнамент в архитектуре –декоративная работа.

Изобразительное искусство в жизни людей (5 час).

Авангардизм в натюрморте настроения – рисования с натуры. Воздушная перспектива – рисование по памяти, представлению. Природа в изобразительном искусстве – рисование с натуры. «Я поведу тебя в музей» - рисование по памяти, представлению. Великие художники Мира – урок -лекция.

Искусство моего народа (5 час).

Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А. С. Пушкина – рисование с натуры. Русский народный костюм –рисование с натуры. Традиции русской реалистической художественной школы – урок- беседа. Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы – декоративная работа.

Труд и искусство (3 час).

В мастерской художника – тематическое рисование. Человек-мера всех вещей – рисование с натуры.

В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна (5 час).

Искусство оформления книги – иллюстрирование сказок народов мира. Знакомство с различными гарнитурами шрифтов – декоративные буквы устава. Прикладное искусство и дизайн – рисование по представлению, фантазии. Закрепление темы «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна – урок-игра.


Изобразительное искусство в жизни людей (4час).

Портрет моего друга рисование с натуры. Течения и направления в изобразительном искусстве 20 века, коллективный рисунок «Фантастический город» - тематическое рисование, коллективная работа. Искусство зарубежных художников 19-начала 20 в - урок -беседа.


Содержание программы 9 класса.
Синтез искусств (2 час).

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Синтез искусств в архитектуре (10 час).

Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.).


Изображение в полиграфии (6 час).

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Синтез искусств в театре (4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.


Критерии оценки

Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).

Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.

За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.

Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.

За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.

Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен

знать/понимать

- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства

- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);

- особенности симметричной и асимметричной композиции;

- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

- общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.)

- особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;

- памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;

- художественная жизнь родного края.

уметь

  • Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;

  • Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;

  • Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;

  • Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;

  • Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

  • Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

  • Соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

К концу 6 класса учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.

Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки,
эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особен­ности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться перспективой, светотенью, компози­цией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

- применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образ­ной передачи действительности.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик 7 класса к концу учебного года должен знать:

  • анализируемые на уроках произведения зару­бежного, русского и отечественного многонациональ­ного изобразительного искусства, памятники стари­ны, народное творчество родного края;

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;

  • систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть прекрасное в предметах и явлениях дей­ствительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в ри­сунках свое эмоциональное отношение к изображае­мому;

  • в процессе зрительного восприятия произведе­ний искусства самостоятельно проводить элементар­ный анализ их содержания и художественных средств;

  • изображать с натуры, по памяти и по представ­лению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструк­тивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспек­тивных сокращений формы, объема;

  • при выполнении рисунков применять различ­ные средства художественной выразительности: ори­гинальное композиционное и цветовое решение, конт­расты, светотени, технические приемы работы каран­дашом, акварелью и др.;

  • определять степень холодности и теплоты оттен­ков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

  • при иллюстрировании литературных произведе­ний передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;

  • сопоставлять двух героев литературного произ­ведения, используя средства художественной вырази­тельности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого ит. д.;

  • в тематической композиции сознательно при­менять законы наблюдательной перспективы (выби­рать высокий и низкий горизонт), формат и художе­ственные материалы, наиболее подходящие для воп­лощения замысла.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать


- Социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца 19 начало 20 века (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;

- Последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

- Простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

уметь

- Самостоятельно проводить относительно развёрнутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

- Активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы и иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

- Самостоятельно применять художественно выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции, перспективы и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).





3.7. Изобразительного искусства

5 класс (35 учебных часов)


Номер урока

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание урока, задание, вид занятий

Дата проведения

1

Цветовой круг

1

Живопись, изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр


2

Урок экскурсия в осенний парк

1


Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе



3-4

«Декоративный цветок»

2


Декоративное рисование, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения




5

Живописные украшения, монотипия «Весёлые кляксы»

1




Живописная техника, цветоведения, простейшие виды печати



6

Золотая осень

1

Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа



7

Рисование фруктов, овощей

1

Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом




8

«Золотые узоры»

1

Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом



9

Рисуем отгадки к народным загадкам

1

Рисование по памяти. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция)



10-11

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда

2

Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета




12

«Рыжий кот»

1

Анималистика. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации. Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни




13

Мультгерой

1

Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников в этой области


14

«Весёлый Дед Мороз»

1

Аппликация из цветной бумаги и других материалов, Новый год в жизни человека, в искусстве




15

Рапорт ткани

1

Декоративное рисование. Овладение

способом «набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений




16-17

Гравюра по картоне (по аппликации)

2

Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков




18-19

Работа в технике «Граттаж»

2


Тематическое рисование, освоение художественной техники, её возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразием штриха и его возможностями






20

Наброски с натуры фигуры человека

1


Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш.





21

Русские богатыри

1

Тематическое рисование + аппликация. В. Васнецов, П. Корин, Е. Вучетич, В. Суриков и др. Патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация







22

Транспорт

1

Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники




23-24

Натюрморт из 2-3 геометрических тел

2


Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок, светотень. Техника штриха и его культура. Гризайль-как соединение рисунка и живописи





25-26

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей

2




Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта




27-28

Наброски модели домика с натуры

2

Рисование с натуры. Карандаш. Линейное (сквозное) построение. Предметы и анализ их формы. Перспектива




29

Старинный терем

1

Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование


30

Буквица

1

Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, её использование




31-32

Иллюстрация к сказке П.

Ершова «Конёк-Горбунёк»

2


Иллюстрация к книге. От эскиза К завершению. Цвет в иллюстрации. Художники-сказочники: В. Васнецов, И. Билибин, Ю. Васнецов, Е. Рачев, М. Врубель и др. Книжная графика. Оформление книги


33-34

Портрет

2

Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве



35

4 портрета

1

Рисунок, живопись. Рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский шарж



























Календарно-тематическое планирование уроков

Изобразительного искусства

6 класс (35 учебных часов)


Номер урока

Тема урока

Кол-во часов


Краткое содержание урока, задание, вид занятий


Дата проведения

1

Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления

1

Беседа, тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; работа в тетради по ИЗО; правила работы, инструментами





2

Полный цветовой круг

1

Учебное задание по живописи; основы цветоведения и изобразительной грамоты; система требований к работам; основные, смешанные, тёплые, холодные, контрастные, сближенные цвета


3

Живописные и графические упражнения

1

Работа графическими и живописными материалами; цветовая растяжка, графические упражнения (линией,

штрихом, пятном, силуэтом и др.)



4

Осенний лист, бабочка и фрукты

1

Рисование с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц; палитра осенних цветов; симметрия и её роль в природе, в изображении; окраска в природе; декоративность, тёплый и холодный колорит, сближенные цвета






5-6

Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами

2

Рисование с натуры; анализ натуры, её конструкции, цвета, светотени; беседа «Натюрморт в живописи»; 1-й урок-карандаш, линейное изображение, конструкция; определение цветовых сочетаний (первая пропись); 2-й урок-подбор цветов, близких натуре, использование палитры, живопись «по мокрому», «по сухому»


7

В осеннем лесу, парке

1

Тематическое рисование; элементы композиции, перспективы; фигура человека в пейзаже; выбор положения листа в зависимости от сюжета; жанр пейзажа, его виды, беседа «Пейзаж в живописи; работа «по сухому», «по мокрому»


8

Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)

1

Рисование с натуры, по памяти, с таблиц, иллюстраций, реальных объектов. Анималистика в ИЗО; беседа о художниках (Ватагин, Чарушин и др.); сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения; элементы композиции; графические материалы







9

На дне морском

1

Тематическое рисование, рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов; работа с трафаретом (рыба); маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных; композиция, сюжет; живопись «по мокрому» (фон, рыба-1-й слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба)


10

Невиданный зверь

1

Тематическое рисование; рисунок-фантазия; рисунок-тест; анализ и синтез в изображении художника; анималистика




11

Наброски с куклы-игрушки

1

Рисование с натуры, живопись; анализ формы, светотени, цвета



12-13

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение)

2

Рисование с натуры: 1-й урок-мальчик, графика; 2-й урок-девочка, живопись; беседа «Портрет в творчестве русских художников»; пропорции фигуры (1:6, 1:7), модель (позируют школьники); знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой; общее и отличительное; рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы


14

Фигура человека в движении. Спорт

1

Аппликация; декоративная работа на основе наблюдений за натурой-человеком; человек в движении с атрибутами спорта; составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; анализ произведений искусства







15

Две контрастные фигуры

1

Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост


16

Новогодняя открытка, приглашение на бал

1

Графика, её виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; промграфика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе-конструирование макета открытки


17

Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы

1

Тематическое рисование; разновидность современной

книжной графики-комиксы; общие корни с книгой (литературная основа, текст, развитие сюжета) и кино («покадровое» построение, «мультяшность»); просмотр мультфильма





18-19

Мы рисуем инструменты

2

Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др. инструментов; анализ формы, пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные сокращения; техника работы графическими материалами






20

Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга

1

Беседа-видеоэкскурсия; работа в тетради по ИЗО; просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга





21

Наши новостройки

1

Тематическое рисование; рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти, с таблиц; призматические формы в окружающей жизни; перспектива с одной, двумя точками схода; работа от эскиза; анализ произведений искусства






22-23

Красота народного костюма (русского)

2

Декоративное рисование, аппликация, использование шаблонов, трафарета; беседа о социально-историческом значении русского народного костюма, его символике; части одежды , виды, традиции разных областей; костюм-наследие культуры; 1-й урок-эскиз костюма на основе фигуры (куклы), цвет; 2-й урок-деталирование, элементы из аппликации (узоры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы)


24

Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению

1

Беседа о творчестве русских художников 19 века; Репин, Суриков, передвижники; тематическое рисование-иллюстрация к литературному произведению, близкому по теме к анализируемым живописным произведениям (Н. Некрасов, А. Кольцов, А. Майков и др.); работа от эскиза







25

Материнство («Рождество» или «Новорождённый»)

1

Тематическое рисование; тема женской красоты, материнства в изобразительном искусстве; взаимосвязь светской темы и библейских сюжетов, общее и различное; анализ произведений живописи





26

Красота орнамента. Гипсовый трилистник

1

Рисование с натуры гипсового орнамента Возможны варианта:

1) карандаш, светотеневая разработка; 2) работа акварелью в технике «гризайль»; 3) лепка.









Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме



27-28

Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры

2

Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества, искусства плотников и каменщиков, об интерьере крестьянской, боярской избы; символике; о художественных промыслах; анализ произведений искусства; тематическое рисование-иллюстрация к произведениям С. Аксакова «Аленький цветочек», А. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила»; сбор материала по теме; композиция, перспектива










29-30

Космические дали

2

Тематическое рисование, декоративное конструирование-макет марки (аппликативное оформление рисунка); рисунок-фантазия. Космонавтика: новая разновидность пейзажа; обязательные элементы пейзажа. Филателия как разновидность прикладной графики. Работа от эскиза (3 варианта) к большому формату. Элементы марки: год, страна, название и пр.









31

Разработка герба

1

Геральдика, её история; условность изображений, символика в композиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба (личного, школы, класса, кабинета, города) декоративное рисование; принципы композиции


32

Афиша цирка

1

Беседа о разновидности графики-плакате: плакат и его виды; средства художественной выразительности плаката; анализ произведений искусства; декоративное рисование


33

Человек и профессия. Поясной портрет

1

Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретистах (О. Кипренский, К. Брюллов, В. Тропинин, И. Репин, В. Серов, Рембрандт, Тициан, Ван Дейк, Рафаэль, П. Рубенс и др.); разновидности портрета; пластика и анатомия тела человека, головы, мимика; униформа, профессиональные предметы и орудия труда


34

Портрет-шутка

1

Рисунок-фантазия; реальность и фантазия в творчестве; анализ и синтез; символика. Беседа о художнике 16 в. Д. Аргимбольдо, гримёрах в театре; создание портрета из овощей и фруктов, сохранив пропорции лица





35

Весенний букет

1

Рисование с натуры натюрморта: цветы в вазе, фрукты; беседа о натюрморте в живописи, анализ произведений художников; выбор точки зрения, компоновки в формате; разнообразие форм цветов. Подведение итогов










Календарно-тематическое планирование уроков

Изобразительного искусства

7 класс (35 учебных часов)


Урока

Тема

Кол-во часов


Краткое содержание урока, задание, вид занятий

Дата проведения

Многонациональное отечественное искусство (10ч)

1

Красота вокруг нас

1

Цветовое богатство окружающего мира. Видение прекрасного в предметах и явлениях



2

Народ-творец прекрасного

1

Декоративно-прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времён в народном искусстве. Источники и современное развитие народных промыслов





3-4

Праздничный натюрморт

2

Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов. Выражение цветов в натюрморте настроения и переживаний художника. Цвет кА средство художественной выразительности. Колорит. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси, её символичность, обращённость к внутреннему миру человека


5

Мы-юные краеведы и этнографы

1

Архитектурно-строительная культура русского Севера. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры. Композиция дома




6

Национальный натюрморт

1

Декоративно-прикладное творчество народов России. Русская глиняная деревянная игрушка, жостовские






подносы, вышивка. Промыслы нашего края. Специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Тёплые и холодные цвета





7

Национальные традиции в культуре народа

1

Народный костюм. Национальный орнамент и его использование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Мотивы традиционной одежды в современной моде


8

Народные праздники

1

Народные праздники: история их возникновения, магический смысл. Связь времён в народном творчестве. Цвет и цветовой контраст. Смешение красок


9

Иллюстрация сказок народов России

1

Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка




10

Красота родного края

1

Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Колористическое построение пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения





Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры (15 ч)

11

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

1

Творчество художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в искусстве


12

Мир Леонардо

1

Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи




13-14

Красота классической архитектуры

2

Знакомство с ансамблем Афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения




15

Изобразительное искусство Западной Европы 17-го века

1

Творчество художников Западной Европы 17 века: Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками 17-го века





16

Творчество Рембрандта

1

Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта





17-18

Искусство натюрморта

2

Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния


19

Изображение человека в движении

1

Образ человека-главная тема искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции. Наброски и зарисовки с натуры фигуры человека


20

Красота фигуры человека в движении

1

Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек-основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре


21

Изобразительное искусство западноевропейских стран 18-20 вв.

1

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ д. Рейнольдса, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида, Э. Делакруа, Энгра, К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. Ван Гога, Э. Мане, П. Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца 19-начала 20 века


22

Античная расписная керамика

1

Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили грецкой вазописи. Орнаменты, характерные для греческой вазописи. Рисунок, пропорции, силуэтность фигур в произведениях греческих вазописцев


23

Зарубежный друг (гость)

1

Знакомство с произведениями художников: И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», А. Головин «Цыганка», Рембрандт «Ночной дозор», Китагава Утамаро. Изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времён. Костюм как произведение искусства. Одежда как показатель общественного положения человека


24-25

В мире литературных героев

2

Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей


Труд в изобразительном искусстве ( 9 ч )

26-27

Трудовые ритмы

2

Натюрморт и трудовые будни. Знакомство с произведениями Ю. Шаблыкина «Натюрморт», «На стройке», А. Никича «В мастерской». Анализ формы, конструкции изображаемых предметов. Передача объема средствами светотени


28

Трудовые будни

1

Тема труда в произведениях изобразительного искусства. Роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека





29

Мы-юные дизайнеры

1

Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии ценности дизайнерских разработок


30

Рисуем лошадей

1

Знакомство с отдельными произведениями М. Грекова «Головы белых лошадей»», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и др. Изображение животных в движении. Анатомическое строение, пропорции


31-32

Мы охраняем памятники нашей Родины

2

Памятники истории и культуры, их сбережение. Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи страны и мира






33

Весенний пейзаж

1

Лирический пейзаж, его отличие от других видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников. Тонально-цветовые отношения




34

Цветы весны

1

Знакомство с отдельными произведениями П. Кончаловского, В. Дмитриевского, Д. Налбандяна, А. Герасимова и др.





35

Итоговое занятие

1

Обобщение изученного материала


Календарно-тематическое планирование уроков

Изобразительного искусства

8 класс ( 35 учебных часов)


урока

Тема урока

Кол-во часов


Краткое содержание урока, задание, вид занятий


Дата

Искусство моего народа ( 4 ч )


1-2

Культура-зеркало русской души

2

Тематическое рисование


3

Русские народные промыслы Русь деревянная

1

Аппликация


4

Неувядающая ветвь

1

Аппликация


Труд и искусство ( 4 ч )


5-6

Предметы быта-результат творчества человека

2

Рисование с натуры натюрморта


7

Мир профессий

1

Урок-игра


8

Волшебный мир театра

1

Рисование по памяти, представлению


В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна ( 5 ч )


9

Росписи декоративных работ. Гжельская роспись

1

Декоративная работа



10

Дымковская игрушка

1

Лепка игрушки и декоративная роспись


11

Хохломская роспись

1

Рисование по образцу или с натуры


12-13

Орнамент в архитектуре

2

Декоративная работа


Изобразительное искусство в жизни людей ( 5 ч )


14

Авангардизм в натюрморте настроения

1

Рисование с натуры


15

Воздушная перспектива

1

Рисование по памяти, представлению


16

Природа в изобразительном искусстве

1

Рисование с натуры (пленэр)


17

«Я поведу тебя в музей»

1

Рисование по памяти, представлению


18

Великие художники Мира

1

Урок -лекция


Искусство моего народа ( 5 ч )



19-20

Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А. С. Пушкина

2

Иллюстрация к стихам А. С. Пушкина «Осень»




21

Русский народный костюм

1

Рисование с натуры



22

Традиции русской реалистической художественной школы

1

Урок-беседа



23

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы

1

Декоративная работа (эскизы знаков)



Труд и искусство ( 3 ч )



24-25

В мастерской художника

2

Тематическое рисование



26

Человек-мера всех вещей

1

Рисование с натуры



В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна ( 5 ч )



27-28

Искусство оформления книги

2

Иллюстрирование сказок народов мира (по выбору)



29

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов

1

Декоративные буквы устава



30

Прикладное искусство и дизайн

1

Рисование по представлению, фантазии



31

Закрепление темы «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна

1

Урок-игра



Изобразительное искусство в жизни людей ( 4 ч )



32

Портрет моего друга

1

Рисование с натуры



33-34

Течения и направления в изобразительном искусстве 20 века, коллективный рисунок «Фантастический город»

2

Беседа, тематическое рисование, коллективная работа




35

Искусство зарубежных художников 19-начала 20 в.

1

Урок-беседа








Календарно-тематическое планирование уроков

Изобразительного искусства

9 класс ( 18 учебных часов)


уро-ка

Тема урока

Количество часов


Краткое содержание урока, задание, вид занятий

Дата проведения

Синтез искусств 2 ч.

Роль изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

1

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.


Выразительные средства и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

1

Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.


Синтез искусств в архитектуре 10 ч.

Архитектура — композиционная организация пространства.

Виды архитектуры.

1

Архитектура — композиционная организация пространства.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Виды архитектуры. Перспективное изображение (повторение основных понятий и выполнение рисунка здания школы в перспективе)


Выразительные средства архитектуры.

Бионика.


1

Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Эскиз здания (школы, дома) будущего с использованием элементов перспективного изображения.


Конструкция здания: часть и целое.


1

Конструкция здания: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.

Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания


Стили и направления в архитектуре. Античная архитектура

1

Стили в архитектуре. Античная архитектура. Афинский Акрополь. Ордерная система.

Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.


Романский стиль. Готика.

1

Романский стиль. Монументальность, суровость и лаконичность форм. Готика. Ажурность, воздушность устремленность в высь храмов, каменный скульптурный декор, витражи.

Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.


Стили и направления в архитектуре ренессанса и нового времени В.В.Растрелли.

1

Ренессанс. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Основные черты.

Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.


Классицизм. Баженов.

1

Классицизм

Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.


Стили в архитектуре конца 19 – 20 века. Ле Корбюзье. Ле Корбюзье.

1

Стили в архитектуре к. 19 – 20 века. Модерн, конструктивизм, современная архитектура и ее выдающиеся произведения. Ле Корбюзье.


Связь архитектуры и дизайна

1

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.

Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.).


Композиция в архитектуре и дизайне


1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).


Изображение в полиграфии и других направлениях дизайна 6ч.

Многообразие форм графического дизайна.

1

Графический дизайн. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.

Проектирование обложки книги.


Художники книги. Иллюстрирование произведений искусства.

1

Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.


Образ – символ – знак.

1

Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста.

Буква — строка — текст. Искусство шрифта.

Проектирование экслибриса, открытки.


Типы изображения в полиграфии. Проектирование разворота журнала.

1

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).

Композиционные основы макетирования

в графическом дизайне.

Текст и изображение как элементы композиции

Проектирование разворота журнала.


Реклама в современном обществе.

1

Реклама в современном обществе. Проектирование рекламной листовки, визитной карточки, товарного знака в едином стиле (работа в группах)


Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

1

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Создание эскизов и моделей одежды















3.8. Контрольно-измерительные и дидактические материалы:


1. Красочные альбомы«Искусство детям»/ Евсеева Т-М.:2012г.


2. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе.

3.Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

4.Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.





3.9. Информационно-методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2010г.

3.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. – 128 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа по ИЗО 5-9 классы

Автор: Кеденова Лидия Ильинична

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142966

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "рабочая программа педагога по физической культуре для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-piedaghogha-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "135193"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416862136"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа (9 класс, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи)"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia_proghramma_9_klass_pis_mo_i_razvitiie_riechi_chtieniie_i_razvitiie_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "345763"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474801097"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Рабочие программы 3 класс. Программа "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochiie-proghrammy-3-klass-proghramma-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "112420"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408610734"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства