Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, панируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
2. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 3 класса. — М.: Баласс, 2012.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 3 класс (Школа 2100) »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ДРУЖБА
«Рассмотрено на МО « Утверждено»
и рекомендовано Директор школы
к утверждению» А. М. Самуйленко
Руководитель ШМО Приказ №_____
_________________ от____________2014г.
Протокол №_____
от________2014г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3 класса
учителя начальных классов
Составитель:
Картавец Любовь Ивановна
п. Дружба
2014 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, панируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
2. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 3 класса. — М.: Баласс, 2012.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвященные знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией).
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»).
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
В программе реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати-двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1)Сочетаниеиллюстративногоматериаласпознавательным исориентированнымнапрактическиезанятиявобластиовладения первичныминавыкамихудожественнойи изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуютсятрадиционнымдля учебников
«Школы 2100» принципомминимакса.Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решениепроблемныхтворческихпродуктивныхзадач –главный способ осмыслениямира.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Описание местаучебногопредмета вучебномплане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования для обязательного изучения предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю
Описание ценностныхориентиров содержанияучебногопредмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота,добро,истина, творчество,гражданственность,патриотизм,ценностьприродыи человеческойжизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в третьем классе является формирование следующих умений:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей, и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания);
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» являются:
1. Овладение языком изобразительного искусства:
- иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
- понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
- знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
- знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
- учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоциональное восприятие и оценивание произведения искусства:
- чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
- уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различение особенностей различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
- рисования цветными карандашами;
- рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
- выполнения декоративного панно в технике аппликации;
- выполнения декоративного панно из природных материалов;
- выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
- выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
- овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
- работой гуашевыми красками;
- постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углубление понятий о некоторых видах изобразительного искусства:
- живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
- графика (иллюстрация);
- народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучение произведений признанных мастеров изобразительного искусства и объяснение их особенностей (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Содержание учебного предмета
Занятия 1-4 (4 ч). Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента.
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико.
Занятия 5-7 (3 ч). Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Работа цветными карандашами.
Занятия 8-10 (3 ч). Понятие о декоративном панно. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации. Выполнение декоративного панно с использованием природного материала.
Занятия 11-13 (3 ч). Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Занятия 14-16 (3 ч). Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика.
Занятия 17-18 (2 ч). Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи.
Занятие 19 (2 ч). Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль.
Занятие 20 (2 ч). Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.
Занятия 21-23 (3 ч). Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24-25 (2 ч). Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26-30 (4 ч). Как создаётся театральный спектакль. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 31 (1 ч). Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.
Занятия 32-34 (2 ч). Проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела(темы), тема урока
Количество
часов
Дата
Характеристика деятельности учащихся
План.
Факт.
1
Жанры живописи. Натюрморт.
Изучение натюрмортов В. Хеды.
Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают .
Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме.
Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов.
Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи.
Определение на примере картин
А.Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента особенностей зимнего колорита. Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения.
Знать, что такое цветовой круг. Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета. Отработать приёмы штриховки цветными карандашами.
Уточнение понятии «портрет», «исторический жанр».
Анализ произведений изобразительного искусства различных
жанров. Уточнение знаний о цвете.
Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу.
Изучение и анализ рисунка С.Чехонина цветными карандашами.
Уточнение понятия о декоративном панно.
Изготовление коллективного
панно «Весёлые попугайчики».
Выявление объёма и формы граненых и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра)
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Изучение основных пропорции
человеческого лица
Тренировка наблюдательности: изменение пропорции лица человека с возрастом.
Выполнение декоративного панно
«Семейный портрет».
2
Жанры живописи. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.
3
Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи.
4
Бытовой и анималистический жанры.
5
Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг.
6
Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон.
7
Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.
8
Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала.
9
Твоя мастерская: панно из природного материала.
10
Твоя мастерская: панно из природного материала.
11
Тон, форма, светотень.
12
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.
13
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.
14
Люди и их лица. Приметы возраста.
15
Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.
16
Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.
17
Народные промыслы. Золотая Хохлома.
Изучение этапов выполнения различных хохломских узоров.
Расписывание тарелки или шкатулки в технике
хохломской росписи.
Продолжение изучения орнамента.
Совмещение нескольких техник в работе акварелью.
Выполнение графической работы «Фантастическое дерево». Анализ иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Иметь представление о творчестве И. Билибина.
Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника.
Выполнение задания «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Коллективный проект «Кириллица». Самостоятельное изучение темы.
Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников.
Ответить на вопросы на стр. 40–41 учебника.
Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе.
Уметь высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства
Коллективная работа: подготовка и
постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нем. Знать историю основания Русского музея в Петербурге.
Уметь рассказывать о картинах Русского музея
Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 38–41 рабочей тетради).
Творческая деятельность.
18
Народные промыслы. Золотая Хохлома.
19
Плетёные орнаменты. Звериный стиль.
20
Плетёные орнаменты. Звериный стиль.
21
Волшебство акварели. Твоя мастерская: техника отпечатка.
22
Волшебство акварели. Твоя мастерская: техника отпечатка.
23
Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
24
Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
25
Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
26
Из истории искусства. Древнерусская книга.
Как украшали рукописные книги.
27
Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.
28
Художник и театр.
29
Художник и театр.
30
Художник и театр.
31
Художник и театр.
32
Учимся видеть. Русский музей.
33
34
Проекты.
Описание материально технического обеспечения
образовательного процесса
№ п/п
Содержание
Класс
Автор
Название
Издательство
Год
издания
Учебно-методическое обеспечение
1.
Программа
Д.И.Фельдштейн.
1.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах.
М.: «Баласс»
2011
2.
Учебник
(основной)
2
Ковалевская Е. Д. Куревина О. А.
2.Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник для 3 класса.
М.: «Баласс»
2012
3.
Учебники
(дополнительные)
4.
Учебные пособия:
Ковалевская Е. Д. Куревина О. А.
Биболетова М.З.
Алексеева Л.Л.
Анащенкова С.В.
Автор - составитель И.В.Николаева.
4.Изобразительное искусство. Разноцветный мир Рабочая тетрадь для 3 класса.
Планируемые результаты начального общего образования.
Изобразительная деятельность. 1-4 классы: развернутое тематическое планирование по программе О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской.
М.: «Баласс»
М.:Просвещение. серия «Стандарты второго поколения
»
Волгоград: Учитель
2013
2011
2011
Материально-техническое и информационное обеспечение
3. Материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная и белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые, мелки, цветные карандаши, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук).