Пояснительная записка
  - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
    -  приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 
-  приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 
 - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  - приказ по Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений РО на 2014-2015 учебный год»
   Данная рабочая программа « Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1- 9 классы): прогр./Сост.Б.М.Неменский.- Москва: Просвещение, 2009,. и примерной программы по изо. Изобразительное искусство. Класс 5 - 8. Автор Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Просвещение
  Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:
  • развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;  
  • воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;  
  • освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);  
  • формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенно-сти.
  Цели:
  • эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством
  Задачи:
  • формировать художественную компетентность зрителя
  • развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве
  • формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры.
  Общая характеристика
  Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
  Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.  
  6 класс, как и последующий 7, посвящены изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой, необходимой формой духовной культуры общества.
  Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, системой знаков, т.е. языком. Все элементы и средства служат для передачи значимых символов, являются способом выражения содержания.
  Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю.  
  Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображённую реальность. В этом заключён механизм передачи от человека, от поколения к поколению опыта чувств и опыта внимание мира.
  При изучение языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т.е. правил изображения, - часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда – либо и кем – либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определённого содержания, определённой системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.
  Восприятия произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причём обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определённой культурой, определённым развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд стоит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.
  В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.
  
 
  Место и роль учебного курса изобразительного искусства
  Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе -34 часов, из расчета 1 учебный час.  
   Рабочая программа составлена с учётом регионального компонента, где учитывается аспекты этнокультурного образования, которые нашли отражение в таких нормативно-правовых документах как: Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
  Содержание рабочей программы направлено на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.  
   В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
   Региональный подход реализуется с изменением в рабочей программе тем отдельных уроков. С учётом регионального компонента изменения составляют 20% от учебной программы. Темы уроков «Объемные изображения в скульптуре. Скульптура нашего города»; «Портрет в скульптуре. Наши герои – земляки»; « Природа в творчестве художников Дона».  
  Содержание программы
  6 класс
  Изобразительное искусство в жизни человека
  Тема I четверти:
  «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)
   В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
  -  Изобразительное искусство в семье пластических искусств. 
-  Рисунок – основа изобразительного творчества. 
-  Линия и её выразительные возможности   
-  Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. 
-  Цвет. Основы цветоведения. 
-  Цвет в произведениях живописи. 
-  Объемные изображения в скульптуре. 
-  Основы языка изображения. 
 Тема II четверти:
  «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)
   Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
  -  Художественное познание: реальность и фантазия. 
-  Изображение предметного мира – натюрморт. 
-  Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 
-  Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. 
-  Освещение. Свет и тень. 
-  Натюрморт в графике. 
-  Цвет в натюрморте. 
-  Выразительные возможности натюрморта. 
 Тема III четверти:
  «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)
  Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
  -  Образ человека – главная тема искусства. 
-  Конструкция головы человека и ее пропорции. 
-  Изображение головы человека в пространстве. 
-  Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. 
-  Портрет в скульптуре. 
-  Сатирические образы человека. 
-  Образные возможности освещения в портрете. 
-  Портрет в живописи. 
-  Роль цвета в портрете. 
-  Великие портретисты. Художники – наши земляки. 
 Тема IV четверти:
  «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)
   Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Жанры в изобразительном искусстве.
  -  Изображение пространства. 
-  Правила линейной и воздушной перспективы. 
-  Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. 
-  Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников Дона. 
-  Городской пейзаж.   
-  Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 
 Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
  -  о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; 
-  о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи; 
-  о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; 
-  основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; 
-  ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; 
-  особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; 
-  основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; 
-  о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; 
-  о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. 
 Учащиеся должны уметь:
  -  уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; 
-  иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; 
-  видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; 
-  иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; 
-  иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства. 
 Владеть компетенциями:
  коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  
  Региональный компонент
  
 
       | четверть | № урока | Наименование темы | Кол-во часов | 
  | I | 8 | Объемные изображения в скульптуре. Скульптура Дона. | 1 | 
  | III | 22 | Портрет в скульптуре. Наши герои – земляки. | 1 | 
  | IV | 33 | Природа в творчестве художников Дона. 
 | 1 | 
 
  
 
  Учебный методический комплекс
   Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822)
  -  Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004   
-  DVD диск с содержанием аудиолекций , видео и интерактивнх уроков ИЗО по программе Неменского 2009\\ года, одобренной Министерством образования и наук и РФ. 
-  Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству. 
-  Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. 
-  1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест. 
-  2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. 
-  3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.   
-  4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест. 
 
  Список методической литературы для 6 класса
  1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
  4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
  5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
  6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
  7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
  8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
  9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
  10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
  11. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
  12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
  13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
  14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
  15. Ростовцев, Н. Н., Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
  16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
  17. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992.  
  18. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
  19. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
  20. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
  21. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
  22. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
  23. Шатских, А. Казимир Малевич. – М.: Слово, 1996.  
  24. Школа изобразительного искусства / под редакцией А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.
  25. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.