kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая програма по изо 6 класс по программе Неменского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»

Пояснительная записка

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ по Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений РО на 2014-2015 учебный год»

  • письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

Данная рабочая программа « Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1- 9 классы): прогр./Сост.Б.М.Неменский.- Москва: Просвещение, 2009,. и примерной программы по изо. Изобразительное искусство. Класс 5 - 8. Автор Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Просвещение

Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:

• развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

• воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

• освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

• овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

• формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенно-сти.

Цели:

• эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством

Задачи:

• формировать художественную компетентность зрителя

• развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве

• формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры.

Общая характеристика

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

6 класс, как и последующий 7, посвящены изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой, необходимой формой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, системой знаков, т.е. языком. Все элементы и средства служат для передачи значимых символов, являются способом выражения содержания.

Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображённую реальность. В этом заключён механизм передачи от человека, от поколения к поколению опыта чувств и опыта внимание мира.

При изучение языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т.е. правил изображения, - часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда – либо и кем – либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определённого содержания, определённой системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.

Восприятия произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причём обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определённой культурой, определённым развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд стоит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.


Место и роль учебного курса изобразительного искусства

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе -34 часов, из расчета 1 учебный час.

Рабочая программа составлена с учётом регионального компонента, где учитывается аспекты этнокультурного образования, которые нашли отражение в таких нормативно-правовых документах как: Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Содержание рабочей программы направлено на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.

В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Региональный подход реализуется с изменением в рабочей программе тем отдельных уроков. С учётом регионального компонента изменения составляют 20% от учебной программы. Темы уроков «Объемные изображения в скульптуре. Скульптура нашего города»; «Портрет в скульптуре. Наши герои – земляки»; « Природа в творчестве художников Дона».

Содержание программы

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека

Тема I четверти:

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)

В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

  1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

  2. Рисунок – основа изобразительного творчества.

  3. Линия и её выразительные возможности

  4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

  5. Цвет. Основы цветоведения.

  6. Цвет в произведениях живописи.

  7. Объемные изображения в скульптуре.

  8. Основы языка изображения.

Тема II четверти:

«Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

  1. Художественное познание: реальность и фантазия.

  2. Изображение предметного мира – натюрморт.

  3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

  4. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

  5. Освещение. Свет и тень.

  6. Натюрморт в графике.

  7. Цвет в натюрморте.

  8. Выразительные возможности натюрморта.

Тема III четверти:

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)

Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

  1. Образ человека – главная тема искусства.

  2. Конструкция головы человека и ее пропорции.

  3. Изображение головы человека в пространстве.

  4. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

  5. Портрет в скульптуре.

  6. Сатирические образы человека.

  7. Образные возможности освещения в портрете.

  8. Портрет в живописи.

  9. Роль цвета в портрете.

  10. Великие портретисты. Художники – наши земляки.

Тема IV четверти:

«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Жанры в изобразительном искусстве.

  1. Изображение пространства.

  2. Правила линейной и воздушной перспективы.

  3. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

  4. Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников Дона.

  5. Городской пейзаж.

  6. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Региональный компонент


четверть

№ урока

Наименование темы

Кол-во часов

I

8

Объемные изображения в скульптуре. Скульптура Дона.

1

III

22

Портрет в скульптуре. Наши герои – земляки.

1

IV

33

Природа в творчестве художников Дона.


1


Учебный методический комплекс

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822)

  1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004

  2. DVD диск с содержанием аудиолекций , видео и интерактивнх уроков ИЗО по программе Неменского 2009\\ года, одобренной Министерством образования и наук и РФ.

  3. Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

  4. Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

  5. 1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

  6. 2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

  7. 3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

  8. 4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

Список методической литературы для 6 класса

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

11. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

15. Ростовцев, Н. Н., Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

17. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992.

18. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

20. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

22. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

23. Шатских, А. Казимир Малевич. – М.: Слово, 1996.

24. Школа изобразительного искусства / под редакцией А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.

25. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.





Просмотр содержимого документа
«план изо 6»

Календарно-тематическое планирование по ИЗО в 6 классе


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля.

Измерители.

Примечание

Д\З

Дата

план

факт

Тема 1 четверти: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)

1.

Изобра­зительное искусство в семье пластических ис­кусств

1

Урок форми­рования новых знаний.

Виды пластических ис­кусств. Виды изобрази­тельного искусства: жи­вопись, графика, скульп­тура. Художественные материалы и их вырази­тельность в изобразитель­ном искусстве

Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Сгруппировать предложенные фото и репро­дукции произве­дений по видам изобразительных (пластических) искусств





3.09


2.

Рисунок -основа изобрази­тельного творчест­ва

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Зарисовки с на­туры отдельных растений или ве­точек с использо­ванием графиче­ских материалов (карандаш, уголь, фломастер)



Виды графики. Рисунок как самостоятельное гра­фическое произведение. Рисунок - основа мастер­ства художника. Графиче­ские материалы и их вы­разительные возможности

Знать виды графики, графиче­ские художественные мате­риалы и их значение в созда­нии художественного образа. Уметь использовать вырази­тельные возможности графи­ческих материалов при работе с натуры (карандаш, флома­стер)

Фронтальный устный опрос. Просмотр и ана­лиз работ




10.09


3.

Линия и ее выра­зитель­ные возможности

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Выполнение ли­нейных рисунков трав, которые ко­лышет ветер Ма­териалы: каран­даш, уголь

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и об­разность линейного изо­бражения.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Ма­тисса, П. Пикассо, В. Се­рова

Знать основы языка изобрази­тельного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык гра­фики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры



Анализ резуль­татов собствен­ной художест­венной деятель­ности

Региональный компонент

Подобрать ре­продукции графических работ А. Ма­тисса, П. Пи­кассо, В. Се­рова.

17.09


4.

Пятно как средство выраже­ния. Ком­позиция как ритм пятен


1

Урок форми­рования новых знаний, умений и навы­ков

Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яр­кое солнце и те­ни) черной и бе­лой гуашью


Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выра­зительные возможности. Тон и тональные отноше­ния. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левита­на; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебеде­вой

Знать основы языка изобрази­тельного искусства: тон, вы­разительные возможности то­на и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использо­вать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художе­ственно-творческой деятель­ности; активно воспринимать произведения станковой гра­фики

Просмотр и ана­лиз работ



Подобрать репродукции произведений графики


24.09


5-6

Цвет. Ос­новы цветоведения


2

Урок форми­рования новых знаний, умений и навы­ков. Фантазийное изо­бражение сказоч­ных царств огра­ниченной палит­рой и с показом вариативных воз­можностей цвета («Царство снеж­ной королевы», «Изумрудный го­род», «Страна зо­лотого солнца»). Материалы: гу­ашь, кисть

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Те­плые и холодные цвета. Цветовой контраст. На­сыщенность цвета и его светлота.

Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов

Знать основные характери­стики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, вла­деть навыками механического смешения цветов


Просмотр и ана­лиз работ



Подобрать осенние листья одного цветового то­на, но разной светлоты

1.10

8.10


7

Цвет в произве дениях живописи



1

Урок форми­рования новых знаний, умений и навы­ков

Изображение осеннего букета с разным настрое­нием: радостный, грустный, торже­ственный, тихий


Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая компо­зиция. Выразительность
мазка. Фактура живописи.
Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, неж­ность и т. д.


Понимать значение слова «колорит» и его роль в созда­нии художественного образа. Владеть навыками механиче­ского смешения цветов; пере­давать эмоциональное состоя­ние средствами живописи; ак­тивно воспринимать произве­дения станковой живописи


Диктант по жи­вописи. Про­смотр, анализ и оценивание ра­бот


Принести иллюстрирован­ные книги о животных или рисунки, фотографии животных

15.10


8

Объем­ные изо­бражения в скульп­туре

1

Комби­ниро­ванный

Выполнение объ­емных изображе­ний животных. Материалы: пла­стилин, стеки


Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством
и освещением. Произведения анималистического жанра

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и ма­териалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе

Экспресс-опрос. Просмотр и ана­лиз работ


Региональный компонент

Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного ма­териала четверти


22.10


9

Основы языка изобра­жения

1

Повторитель-

но-обобщающий

Конкурсные за­дания

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материа­лы и их выразительные возможности, художест­венное творчество и ху­дожественное восприятие, зрительские умения

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изо­бразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); сред­ства выразительности графи­ки, скульптуры, живописи; имена и произведения вы­дающихся художников, Уметь воспринимать и анали­зировать знакомые произведения искусств.


Балльная оценка конкурсных за­даний


Составить кроссворд (5-(слов), исполь­зуя приобретенные знания

29.10


Тема II четверти: «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)

10

Художественное познание: реальность и фантазия

1

Урок форми­рования новых знаний


Изображение как познание окружающего мира и
отношения к нему человека. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Понимать значение изобрази­тельного искусства в жизни человека и общества; взаимо­связь реальной действитель­ности и ее художественного изображения в искусстве


Ответить на вопрос: «Почему
люди хранят произведения изобразительно­го искусства и высоко их ценят, передавая из по­коления в поко­ление?».


Произведения изо, контраст­ные между собой по язы­ку изображе­ния

12.11


11

Изобра­жение предмет­ного ми­ра: натюрморт


1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков Работа над на­тюрмортом из плоских изобра­жений знакомых предметов с ак­центом на композицию , ритм. Ма­териалы: бумага формата А4, ка­рандаш, мелки


Многообразие форм изо­бражения мира вещей в ис­тории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. На­тюрморт в живописи, гра­фике, скульптуре. Плоско­стное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность пло­ских рисунков

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведе­ния в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,
пятно, композиция)


Просмотр и ана­лиз работ



Подобрать репродукции натюрмортного жанра


19.11


12

Понятие формы, Много­образие форм ок­ружающего мира

1

Комби­ниро­ванный

Конструирование из бумаги про­стых геометриче­ских тел (конус, цилиндр, куб, призма)

Понятие формы. Линей­ные, плоскостные и объ­ёмные формы. Геометри­ческие тела, которые со­ставляют основу всего многообразия форм

Иметь представление о мно­гообразии и выразительности форм


Игра «Определи произведение и его автора по фрагменту» Просмотр и ана­лиз работ


Изображения природных форм и форм, созданных чел

26.11


13

Изобра­жение объёма на плоско­сти и ли­нейная перспек­тива

1

Урок форми­рования новых

знаний, умений

Зарисовки конст­рукции из не­скольких геомет­рических тел. Материалы: ка­рандаш, бумага.

Плоскость и объём. Пер­спектива как способ изо­бражения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изо­бражения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости


Знать правила объемного изо­бражения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь приме­нять полученные знания в практической работе с натуры

Экспресс-опрос. Просмотр и ана­лиз работ



3.12


14

Освеще­ние. Свет и тень

1

Урок форми­рования новых знаний, умений

Зарисовки гео­метрических тел из гипса или бу­маги с боковым освещением. Ма­териалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага


Освещение как средство выявления объёма пред­мета. Источник освеще­ния. Понятие«свет»,«блик» «полутень», «соб­ственная тень», «рефлекс» «падающая тень». Свет как средство органи­зации композиции в кар­тине

Знать основы изобразитель­ной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выраже­ния характер освещения при изображении с натуры


Фронтальный
опрос (сип квейи), Самоана­лиз работ уча­щимися



«Выдающиеся русские и зарубежный художники

10.12


15

Натюрморт в графике.

1

Комбинированный

Выполнение на­тюрморта в тех­нике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Графическое изображение натюрмортов. Компози­ция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и по­рядок. Натюрморт как вы­ражение художником своих переживаний и пред­ставлений об окружаю­щем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность худо­жественных техник. Твор­чество А. Дюрера, В. Фа­ворского

Понимать роль языка изобра­зительного искусства в выра­жении художником своих пе­реживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдаю­щихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоско­сти, применяя язык изобрази­тельного искусства и вырази­тельные средства графики; работать в технике печатной графики

Просмотр и ана­лиз работ



17.12


16

Цвет в натюр­морте

1

Комби­ниро­ванный Работа над изо­бражением на­тюрморта в за­данном эмоцио­нальном состоя­нии: празднич­ный, грустный, таинственный. Материалы: гу­ашь, кисти, бума­га формата A3

Цвет в живописи и богат­ство его выразительных возможностей. Собствен­ный цвет предмета (ло­кальный) и цвет в живо­писи (обусловленный). Цветовая организация на­тюрморта - ритм цвето­вых пятен. Выражение цветом в натюрморте на­строений и переживаний художника.



Знать выразительные возмож­ности цвета. Уметь: с помо­щью цвета передавать на­строение в натюрморте; рабо­тать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венного художе­ственного твор­чества




24.12


Тема III четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)

17

Образ человека -главная тема ис­кусства

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Портрет как образ опре­делённого реального че­ловека. История развития жанра. Изображение че­ловека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Вели­кие художники-портре­тисты.



Знать жанры изобразительно­го искусства: портрет; выдаю­щихся художников-портре­тистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Ре­пин). Уметь активно воспри­нимать произведения порт­ретного жанр

-


Подобрать ре­продукции портретов И. Е. Репина.

14.01


18

Конст­рукция Головы человека и её про­порции

1

Урок форми­рования новых знаний, умений. Работа над изо­бражением голо­вы человека с со­отнесенными по-разному деталями лица (аппликация, вырезанных из бумаги форм)



Закономерности в конст­рукции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Про­порции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта



Понимать роль пропорций в изображении головы, лица че­ловека

Просмотр и ана­лиз работ


Оформить ра­мку для порт­рета в технике коллажа.

21.01


19

Графиче­ский портрет­ный ри­сунок и вырази­тельность образа человека

1

Комби­ниро­ванный


Выполнение ав­топортрета с на­туры. Материа­лы: бумага фор­мата А4, уголь, мелки, карандаш

Образ человека в графи­ческом портрете. Распо­ложение портрета на лис­те. Выразительность гра­фических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репи­на, В. Серова

Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дю­рер, Леонардо да Винчи, В. Серов). Уметь использовать вырази­тельность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры




Просмотр и ана­лиз работ



28.01


20

Портрет в графике

1

Комби­ниро­ванный

Портрет соседа по парте в техни­ке силуэта (про­филь). Материа­лы: черная тушь, гуашь, бумага




Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пят­но) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Просмотр, ана­лиз и оценка ра­бот


Подобрать не­большие литературные фрагменты.

4.02


21

Портрет в

скульп­туре

1

Комби­ниро­ванный

Работа над изо­бражением в скульптурном портрете выбран­ного литератур­ного героя с ярко выраженным ха­рактером (Баба Яга, Кощей Бес­смертный, Домовой и т. д.)

Человек - основной пред­мет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптур­ный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова


Знать материалы и вырази­тельные возможности скульп­туры. Уметь передать харак­тер героя в скульптурном портрете, используя вырази­тельные возможности скульп­туры; владеть знаниями про­порций и пропорциональных соотношений головы и лица человека

Презентация ра­боты с произне­сением коротко­го монолога от имени вылеп­ленного литера­турного героя. Анализ и оценка работ

Региональный компонент


11.02


22

Сатири­ческие образы человека

1

Комбинированный

Изображение са­тирических обра­зов литературных героев (бумага формата А4, чер­ная акварель или гелиевая ручка, тушь)


Уметь анализировать образ­ный язык произведений порт­ретного жанра; работать с графическими материалами

Тест. Просмотр и анализ работ



Матери­ал на тему «Художники-портретисты и их произведе­ния»

18.02


23

Образные возмож­ности ос­вещения в портре­те

1

Комби­ниро­ванный

Наблюдение на­туры и наброски (пятном) головы в различном ос­вещении (бумага формата А4, чер­ная акварель, кисть)

Изменение образа челове­ка при различном освеще­нии

Знать основы изобразитель­ной грамоты (светотень); по­нимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять по­лученные знания при работе с натуры


Просмотр и ана­лиз работ


Репродукции (фото) с изображением че­ловека

25.02


24

Портрет в живописи

1

Комби­ниро­ванный

Ассоциативный портрет в технике коллажа («Ма­ма», «Папа», «Де­душка», «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа

Роль и место живописного портрета в истории искус­ства. Обобщенный образ человека в живописи Воз­рождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портре­ты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковско­го, О. Кипренского, В. Се­рова, М. Врубеля

Знать выдающихся художни­ков-портретистов, представи­телей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Вин­чи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспри­нимать и анализировать про­изведения портретного жанра; работать в технике коллажа

Тождество и контраст(срав­нительный ана­лиз произведе­ний), Представление работ, анализ и оцени­вание


Работа над проектом

4.03


25

Роль цве­та в порт­рете

1

Комби­ниро­ванный

Анализ цветового решения образа в портрете. Мате­риалы: бумага, гуашь, кисть

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фак­тура

Знать о выразительных воз­можностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Ответить на во­прос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Поче­му?». Просмотр и анализ работ


Завершение работы над проектом

11.03


26

Великие портретисты

Художники – наши земляки.


1

Повторитель-

но - обобщающий

Выражение творческой индивидуальности ху­дожника в созданных им портретных образах. Лич­ность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художни­ком. Индивидуальность образного языка в произ­ведениях великих худож­ников. Презентация рефе­ратов на тему «Художни­ки-портретисты и их про­изведения»

Знать художников-портрети­стов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализиро­вать произведения портретно­го жанра

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведе­ния»




18.03


Тема IV четверти: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч)

27

Жанры в изобрази­тельном искусстве

1

Комби­ниро­ванный

Предмет изображения и картина мира в изобрази­тельном искусстве. Изме­нения видения мира в раз­ные эпохи. Жанры в изо­бразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исто­рический жанры

Знать жанры изобразительно­го искусства. Иметь представ­ление об историческом харак­тере художественного процес­са; ориентироваться в основ­ных явлениях русского и ми­рового искусства. Уметь ак­тивно воспринимать произве­дения изобразительного ис­кусства

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам


Выписать на­звания нескольких произведений, относящихся к разным жан­рам,

1.04


28

Изображение пространства

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков.


Виды перспективы в изо. Вид пер­спективы как средство выраже­ния, вызванное опр задачами. Отсутствие изобра­жения пространства в искусстве Др Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции

Пространство иконы, его смысл. По­требность в изобра­жении глубины пространства, от­крытие правил ли­нейной перспективы в искусстве Возро­ждения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази-тельная грамота

Уметь объяснить понятия «картинная плоскость», «точка схода», линия горизонта, «высота линии горизонта».



8.04


29

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

Комби­ниро­ванный. Выполнить рисунок с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Карандаш.

Основные положения линейной перспективы, воздушной перспективы.

Влияние на изображение природы формата.

Просмотр, анализ и оценка работ



15.04


30

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.


1

Комбинированный.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», « Дорога в большой мир».

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романти­ческий пейзаж Европы. Огром­ный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота гори­зонта

Традиции изображения пейзажа в древнем Китае, Европе. Совершенствовать технику работы с красками, развитие творческого воображения.

Выполнение рисунка осеннего пейзажа: ветер, туман, дождь, яркое солнце.


Собрать иллюстрации с изображени­ем пейзажей

22.04


31

Пейзаж – настроение.

1

Урок - творче­ского приме­нения знаний, умений, навыков

Работа над набросками пейзажа улиц города с натуры


Природа как отклик пережива­ний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Ос­вещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пей­заже

Совершенствовать технику работы с красками, развитие творческого воображения. Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры





29.04


32

Природа в творчестве художников Дона.

1

Урок - творче­ского приме­нения знаний, умений, навыков

Расширить свои знания о красоте родного края.

Знать основы изобразитель­ной грамоты и уметь приме­нять приобретенные знания на практике


Региональный компонент


6.05


33

Город­ской пей­заж


1

Урок - творче­ского приме­нения знаний, умений, навыков


Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века

Знать основы изобразитель­ной грамоты и уметь приме­нять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности



13.05


34

Вырази­тельные возмож­ности изобрази­тельного искусст­ва. Язык и смысл

1

Повторительно – обобщающий

Обобщение материала учебного года

Проведение викторины.

Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства.

Средства выразительности основы языка и произведение как целостность

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластиче­ских) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные сред­ства художественной вырази­тельности; разные художест­венные материалы, художест­венные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

Оценка конкурс­ных заданий

Выставка лучших робот учащихся за учебный год



20.05


35

Резерв

1







27.05





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая програма по изо 6 класс по программе Неменского

Автор: Мишура Марина Владимировна

Дата: 30.06.2015

Номер свидетельства: 221958

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС  для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-fgos-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "116428"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412476940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства