Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей среднего школьного возраста в школе интернате 8 вида»
Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей
среднего школьного возраста «Мастера-волшебники.
Использование народных промыслов в изобразительной деятельности детей»
«Через красивое к человечному
такова закономерность воспитания»
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, воспитанники получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство русского декоративно – прикладного творчества. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. Декоративно – прикладное искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия педагогов.
Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.
Конечно, сложность заключается в том, что необходимо, учитывая возрастные особенности детей, делать это в доступной, понятной и интересной для них форме.
Последовательное и целенаправленное осуществление работы по использованию произведений народного декоративно-прикладного искусства играет огромную роль в воспитании эстетических представлений у воспитанников. Поэтому, необходимо обогащать представления детей о красоте вообще и способах её достижения на примере народного искусства и искусства родного края.
Работа по данной Программе будет направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.
Актуальность
Художественно – эстетическое развитие и формирование у детей базиса культуры на основе ознакомления с декоративно – прикладным искусством, его бытом и жизнью, традициями и особенностями.
Оптимальное художественно-эстетическое развитие и формирование творческих способностей каждого ребенка с учетом его задатков может быть обеспеченно в условиях Программы художественно – эстетического развития детей среднего школьного возраста «Использование народных промыслов в изобразительной деятельности детей».
Одним из основных принципов Программы должен быть принцип регионализации: приобщение к истории, развитие у них интереса к жизни народов, обогащение детей новыми знаниями о том, как зарождались народные промыслы, а также использование средств изобразительной деятельности для воплощения детьми своих творческих замыслов через изобразительную деятельность.
Цель Программы
Художественно – эстетическое развитие детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Основные задачи программы
Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приемами работы народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивать художественно - творческие способности детей.
Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
Закреплять умение рисовать декоративные элементы (точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.)
Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.
Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.
Концепция Программы
Представленная в пособии система занятий построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С. Комаровой. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:
Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства;
Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
Создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
Индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий;
Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь школы-интерната: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление музея;
Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
Использование разнообразных (в том числе игровых) методов и приемов в работе с детьми.
Направления в работе
1.Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
2.Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе- интернате;
Просмотр видеофильмов;
Экскурсии;
Дидактические игры;
Использование силуэтного моделирования
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;
Использование физминуток;
Материально-техническая база
DVD, телевизор, музыкальный центр, аудиокассеты с лирической музыкой, компьютер, презентации различных росписей, наличие у каждого посещающего кружок баночки для воды, кистей для рисования различных номеров, бумаги для рисования, наборов гуаши, акварели, чёрных фломастеров, тряпочек для рук, клеёнок для стола.
Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.
Принципы обучения
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
Принцип доступности обучения.
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип наглядности.
Принцип целенаправленности.
Организация обучения
№
Задачи
Ожидаемые результаты
1.
Формирование у детей среднего школьного возраста базиса культуры на основе ознакомления с историей народных промыслов.