kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей среднего школьного возраста в коррекционной школе-интернате VIII вида №1 г.Советская Гавань

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по данной Программе будет направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

         Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества.    Занятия по изобразительной деятельности – одна из важных форм приобщения детей к великим ценностям русской народной культуры, выраженным в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей среднего школьного возраста в коррекционной школе-интернате VIII вида №1 г.Советская Гавань »

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная организация специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида

Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО зам. директора по УВР директор школы-интерната

воспитателей Красильникова Э.Э. Тарасенко И. Н.

________________ ____________________ ________________________

«___»_______ 2014 г. «___»_______ 2014 г. «___»_______ 2014 г.




Модифицированная программа

кружка «Мастера-волшебники»





Составила: Макарова Ирина Владимировна





г. Советская Гавань

2014-2015 учебный год

«Через красивое к человечному

такова закономерность воспитания»

В. А. Сухомлинский.


Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей среднего школьного возраста в коррекционной школе-интернате VIII вида №1 г. Советская Гавань


«Использование народных промыслов

в изобразительной деятельности детей»


Пояснительная записка

Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, воспитанники получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство русского декоративно – прикладного творчества. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. Декоративно – прикладное искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия педагогов.

Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.

Конечно, сложность заключается в том, что необходимо, учитывая возрастные особенности детей, делать это в доступной, понятной и интересной для них форме.

Последовательное и целенаправленное осуществление работы по использованию произведений народного декоративно-прикладного искусства играет огромную роль в воспитании эстетических представлений у воспитанников. Поэтому, необходимо обогащать представления детей о красоте вообще и способах её достижения на примере народного искусства и искусства родного края.

Работа по данной Программе будет направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Занятия по изобразительной деятельности – одна из важных форм приобщения детей к великим ценностям русской народной культуры, выраженным в произведениях декоративно-прикладного искусства.


Актуальность.

Художественно – эстетическое развитие и формирование у детей базиса культуры на основе ознакомления с декоративно – прикладным искусством, его бытом и жизнью, традициями и особенностями.


Оптимальное художественно – эстетическое развитие и формирование творческих способностей каждого ребенка с учетом его задатков может быть обеспеченно в условиях Программы художественно – эстетического развития детей среднего школьного возраста «Использование народных промыслов в изобразительной деятельности детей».

Одним из основных принципов Программы должен быть принцип регионализации: приобщение к истории, развитие у них интереса к жизни народов, обогащение детей новыми знаниями о том, как зарождались народные промыслы, а также использование средств изобразительной деятельности для воплощения детьми своих творческих замыслов через изобразительную деятельность.



Цель Программы.

Художественно – эстетическое развитие детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Основные задачи программы:

  1. Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

  2. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приемами работы народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

  3. Развивать художественно - творческие способности детей.

  4. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

  5. Закреплять умение рисовать декоративные элементы (точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.)

  6. Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.

  7. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.


Концепция Программы.

Представленная в пособии система занятий построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С. Комаровой. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:

    • Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства;

    • Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

    • Создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;

    • Индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий;

    • Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь школы-интерната: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление музея;

    • Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;

    • Использование разнообразных (в том числе игровых) методов и приемов в работе с детьми.


Направления в работе:

1.Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

2.Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.


Формы работы с детьми:

  • Беседы;

  • Занятия на основе метода интеграции;

  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе- интернате;

  • Просмотр видеофильмов;

  • Экскурсии;

  • Дидактические игры;

  • Использование силуэтного моделирования

  • Экспериментирование с различными художественными материалами;

  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

  • Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

  • Использование физминуток;


Материально-техническая база

  • DVD, телевизор, музыкальный центр, аудиокассеты с лирической музыкой, компьютер, презентации различных росписей,

  •  наличие у каждого посещающего кружок баночки для воды, кистей для рисования различных номеров, бумаги для рисования, наборов гуаши, акварели, чёрных фломастеров, тряпочек для рук, клеёнок для стола,

  • Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20  +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.

 Принципы обучения.

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

  • Принцип доступности обучения.

  • Принцип связи обучения с жизнью.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип целенаправленности.


Организация обучения.

Программа рассчитана на год обучения с детьми 12-14 лет 2 раза в неделю по 1 часу.

  • Форма работы групповая, в группе - 9 человек.

  •       Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании занятий включены темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: резьба по дереву, изделия из бересты и поделки из глины, кружево и вышивка, народная кукла, матрёшка.

  • Мы считаем необходимым уже на первом этапе знакомства, дать детям целостное представление о народном творчестве. Поэтому предлагаем изучение народных помыслов в комплексе, например: изготовление изделий из бересты, их роспись и резьба по бересте.

  •       Дети, занимающиеся по данной программе, могут почувствовать себя «мастерами», так как их работы задуманы как композиции, выполненные из материалов и техник, близких народному творчеству.




Задачи

Ожидаемые результаты

1.

Формирование у детей среднего школьного возраста базиса культуры на основе ознакомления с историей народных промыслов.

Альбом «Народные промыслы»;

Выставки и слайдшоу:

« керамика; изделия из дерева, городецкая, хохломская, гжель росписи, дымковская, каргапольская игрушка».

2.

Способствовать самостоятельному добыванию информации об истории (быт, традиции, особенности культуры).

Создание мини - музея;

Фотоматериалы.


3.

Актуализация впечатлений в художественном творчестве.

«Стена творчества»


Ожидаемые результаты реализации программы.

К концу реализации программы воспитанники:

  • Имеют представление об истории происхождения народных промыслов;

  • Имеют представление о народных промыслах; умеют различать изделия разных народных промыслов.

  • Знают традиционные приемы и способы изготовления традиционных изделий;

  • Эмоционально воспринимают содержание произведений народного творчества.

  • Запоминают и узнают знакомые изделия народных промыслов, картины, иллюстрации, изображения по мотивам декоративно – прикладного искусства.

  • Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).

  • С помощью средств выразительности создают образ в рисунке, аппликации, лепке, самостоятельно выполняют изделие на основе полученных знаний.

  • Правильно и доброжелательно оценивают свою и чужую работу.

  • Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.

У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Развивается художественный вкус, они могут видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество.



Список детей:

  1. Стрельцов Юра

  2. Мансуров Антон

  3. Воробьёв Данил

  4. Вотинова Женя

  5. Ульянова Вика

  6. Шаталина Саша

7. Степанова Вероника

8. Тюрина Надя

9. Епифанцев Влад


Тематическое планирование занятий




Тема

Кол-во часов теор.

кол-во часов практ.



1.

I четверть


Вводное занятие



1



2.

знакомство с глиняной игрушкой (дымковская, филимоновская).


1



3.

Беседа, рисование элементов на плоскостной форме (филимоновская игрушка)



3


4.

Рисование элементов на объёмной форме (уточки, утята, лошадка).



3


5.

рисование элементов на плоскостной форме (дымковская игрушка)



3

6.

Лепка дымковской игрушки


3


7.

Рисование элементов на объёмной форме (водоноска, петушок, всадник).



3


II четверть



8.

Знакомство с гжелью

1


9.

рисование элементов на плоскостной форме


3

10.

Рисование элементов на объёмной форме (чашка, блюдце)


3

11.

Рисование по замыслу


2

12.

Сюжетное рисование


2

13.

Изображение фигуры человека


2

14.

лепка


1


III четверть



15.

Ознакомление с городецкой росписью

1


16.

Рисование элементов на плоскостной форме


10

17.

Рисование элементов на объёмной форме по дереву


5

18.

Рисование по замыслу


2

19.

портрет


2


IVчетверть



20.

Ознакомление с хохломой. Беседа.

1


21.

Рисование элементов на плоскостной форме


6

22.

Рисование элементов на объёмной форме, по дереву.


4

23.

Сюжетное рисование


1

24.

Рисование по замыслу


2

25.

натюрморт


2


Итоги. Выставка в школьном музее.








Литература

 

1. / авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград : Учитель, 2011. - 199 с.

2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество 
Под редакцией: Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской

3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика. 
Автор-составитель: О. Я. Воробьева

4. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия 
Составитель: Ватаман В.П.

5. Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме : программа, разработки занятий. 1-4 классы 
Автор-составитель: В. А. Мураева



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Макарова Ирина Владимировна

Дата: 12.06.2015

Номер свидетельства: 219243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства