Планирование "Истоки способностей и дарования детей"
Планирование "Истоки способностей и дарования детей"
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования», программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Цель: развитие творческих способностей младших дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.
2. Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
4. Вызывать у детей желание помочь кому-либо.
Основные техники нетрадиционного рисования:
Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком, ватной палочкой линию (ручеек или дождик).
Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.
Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
Планирование организованной образовательной деятельности соответствует лексическим темам. Все игры-занятия представляют интеграцию образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Необычное начало работы, применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Сентябрь
№ п/п Тема организованной образовательной деятельности Техника Оборудование
1. «Мой любимый дождик» Рисование пальчиками - листы светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины;
- синяя гуашь в мисочках,
- салфетки,
- зонтик для игры;
- магнитофон.
2. «Рябинка» Рисование ватными палочками - гуашь красного цвета в баночках;
- незавершенные композиции «Ягодки на веточках», подготовленные заранее воспитателем;
- игрушка – птичка.
3. «Осенние листочки» Рисование ватными палочками - силуэты березы;
- гуашь желтого цвета;
- салфетки.
4. «Мухомор» Рисование пальчиками - вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- иллюстрации мухоморов.
Октябрь
№ п/п Тема занятия Техника Оборудование
1. «Ласковый котенок» Рисование поролоном - листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;
- игрушка котенок;
- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;
- салфетки;
2. «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать» Рисование поролоном - силуэты курочек;
- гуашь желтого цвета.
3. «Яблочные компоты в баночках» Оттиск печатками из картофеля - вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;
- гуашь красного и желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- банки с вареньем;
- чайные ложки.
4. «Ёжик» Рисование жёсткой полусухой кистью - силуэты ежиков;
- гуашь коричневого цвета.
Ноябрь
№ п/п Тема занятия Техника Оборудование
1. «Путешествие по Дубне на автобусе» Оттиск картофеля - заготовки автобуса без колес;
- гуашь синего и зеленого цвета.
2. «Звездочки на небе» Рисование пальчиками - листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации с ночным звездным небом;
3. «Наряды для наших кукол» Рисование ватными палочками - вырезанные из бумаги силуэты платьев;
- куклы;
- гуашь разноцветная в чашечках;
- салфетки;
4. «Воздушные шарики» Оттиск печатками картофеля - листы бумаги с изображением клоуна;
- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Декабрь
№ п/п Тема занятия Техника Оборудование
1. «Снегопад» Рисование ватными палочками - листы светло-голубого цвета;
- белая гуашь в плошках,
- салфетки.
2. «Пушистая
ёлочка» Рисование жесткой полусухой кистью - силуэты елочек;
- зеленая гуашь в плошке,
- салфетки,
- магнитофон
3. «Ёлочные шары» Рисование пробками - гуашь красного, желтого, синего цвета;
-магнитофон.
4. «Шапка Деда Мороза» Рисование пальчиками - заготовки Деда Мороза;
-гуашь синего и красного цвета;
- магнитофон.
Январь
№ п/п Тема занятия Техника Оборудование
1. «Зайка» Рисование жесткой полусухой кистью - листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- магнитофон.
2. «Рукавички для мамы» Рисование пальчиками (кружочки и полоски) - заготовки рукавичек;
- гуашь красного, желтого, синего, зеленого цвета.
3. «Зернышки для воробышков» Рисование ватными палочками - листы с изображением воробышков;
- гуашь желтого цвета.
4. «В январе много снега во дворе (сугробы)» Оттиск поролона - листы бумаги голубого цвета;
- гуашь белого цвета;
- силуэты санок.
Февраль
№ п/п Тема занятия Техника Оборудование
1. «Снеговик» Рисование жесткой полусухой кистью - листы голубого цвета с изображением снеговиков;
- гуашь белого цвета.
2. «Украсим
галстук
для папы» Рисование ватными палочками (полоски) - силуэты галстуков;
- гуашь синего и зеленого цвета.
3. «Чашка для дедушки» Рисование пробками - силуэты чашек;
- разноцветная гуашь.
4. «Бусы
для куклы
Кати» Рисование пальчиками - листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус;
- кукла Катя;
- гуашь разноцветная;
- чашечки для краски;
- салфетки.
Март
№ п/п Тема занятия Техника Оборудование
1. «Веточка мимозы» Рисование пальчиками - листы бумаги с веточками мимозы;
- гуашь желтого цвета;
- чашки для краски;
- салфетки;
- магнитофон.
2. «Весёлые матрёшки» Рисование ватными палочками - образцы матрешек; бумажный силуэт матрешки;
- красная, желтая, синяя гуашь;
- салфетки.
3. «Забавный щенок»
(потешка «Баю –баю-баю-бай…) Рисование жесткой полусухой кистью - силуэты животных;
- гуашь коричневого цвета.
4. «Медвежонок проснулся» Рисование поролоном - листы с изображением медвежат;
- гуашь коричневого цвета.
Апрель
№ п/п Тема занятия Техника Оборудование
1. Солнышко
(коллективная работа) Рисование ладошками - лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;
- гуашь жёлтого цвета в плошке.
2. «Волшебный дождик» Рисование свечой -листы бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками;
- тушь синего цвета.
3. «Украсим крылья бабочки» Рисование колпачками от фломастеров - силуэты бабочек;
- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета;
- магнитофон.
4. «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Рисование пальчиками - листы бумаги светло-зеленого цвета;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- магнитофон
Май
№ п/п Тема занятия Техника Оборудование
1. «Теремок» Рисование поролоном - шаблоны вырезанных домиков – теремков;
- гуашь жёлтого цвета;
- настольный театр «Теремок».
2. «Цветочная поляна» Рисование пробками - листы бумаги;
- силуэты бабочек.
3. «Травка» Рисование ладошкой - листы бумаги;
- силуэты жучков, бабочек.
4. «Божьи коровки на лужайке» Рисование ватными палочками - вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;
- чёрная гуашь в мисочках;
- ватман;
- салфетки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Планирование "Истоки способностей и дарования детей"»
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования», программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Цель: развитие творческих способностей младших дошкольников.
Задачи:
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
Вызывать у детей желание помочь кому-либо.
Основные техники нетрадиционного рисования:
Рисования пальчиками и ватными палочками– это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком , ватной палочкой линию (ручеек или дождик).
Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.
Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
Планирование организованной образовательной деятельности соответствует лексическим темам. Все игры-занятия представляют интеграцию образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Необычное начало работы, применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Сентябрь
№ п/п
Тема организованной образовательной деятельности
Техника
Оборудование
1.
«Мой любимый дождик»
Рисование пальчиками
- листы светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины;
- синяя гуашь в мисочках,
- салфетки,
- зонтик для игры;
- магнитофон.
2.
«Рябинка»
Рисование ватными палочками
- гуашь красного цвета в баночках;
- незавершенные композиции «Ягодки на веточках», подготовленные заранее воспитателем;
- игрушка – птичка.
3.
«Осенние листочки»
Рисование ватными палочками
- силуэты березы;
- гуашь желтого цвета;
- салфетки.
4.
«Мухомор»
Рисование пальчиками
- вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- иллюстрации мухоморов.
Октябрь
№ п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Ласковый котенок»
Рисование поролоном
- листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;
- игрушка котенок;
- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;
- салфетки;
2.
«Вышла курочка гулять свежей травки пощипать»
Рисование поролоном
- силуэты курочек;
- гуашь желтого цвета.
3.
«Яблочные компоты в баночках»
Оттиск печатками из картофеля
- вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;
- гуашь красного и желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- банки с вареньем;
- чайные ложки.
4.
«Ёжик»
Рисование жёсткой полусухой кистью
- силуэты ежиков;
- гуашь коричневого цвета.
Ноябрь
№ п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Путешествие по Дубне на автобусе»
Оттиск картофеля
- заготовки автобуса без колес;
- гуашь синего и зеленого цвета.
2.
«Звездочки на небе»
Рисование пальчиками
- листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации с ночным звездным небом;
3.
«Наряды для наших кукол»
Рисование ватными палочками
- вырезанные из бумаги силуэты платьев;
- куклы;
- гуашь разноцветная в чашечках;
- салфетки;
4.
«Воздушные шарики»
Оттиск печатками картофеля
- листы бумаги с изображением клоуна;
- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Декабрь
№ п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Снегопад»
Рисование ватными палочками
- листы светло-голубого цвета;
- белая гуашь в плошках,
- салфетки.
2.
«Пушистая
ёлочка»
Рисование жесткой полусухой кистью
- силуэты елочек;
- зеленая гуашь в плошке,
- салфетки,
- магнитофон
3.
«Ёлочные шары»
Рисование пробками
- гуашь красного, желтого, синего цвета;
-магнитофон.
4.
«Шапка Деда Мороза»
Рисование пальчиками
- заготовки Деда Мороза;
-гуашь синего и красного цвета;
- магнитофон.
Январь
№ п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Зайка»
Рисование жесткой полусухой кистью
- листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- магнитофон.
2.
«Рукавички для мамы»
Рисование пальчиками (кружочки и полоски)
- заготовки рукавичек;
- гуашь красного, желтого, синего, зеленого цвета.
3.
«Зернышки для воробышков»
Рисование ватными палочками
- листы с изображением воробышков;
- гуашь желтого цвета.
4.
«В январе много снега во дворе (сугробы)»
Оттиск поролона
- листы бумаги голубого цвета;
- гуашь белого цвета;
- силуэты санок.
Февраль
№ п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Снеговик»
Рисование жесткой полусухой кистью
- листы голубого цвета с изображением снеговиков;
- гуашь белого цвета.
2.
«Украсим
галстук
для папы»
Рисование ватными палочками (полоски)
- силуэты галстуков;
- гуашь синего и зеленого цвета.
3.
«Чашка для дедушки»
Рисование пробками
- силуэты чашек;
- разноцветная гуашь.
4.
«Бусы
для куклы
Кати»
Рисование пальчиками
- листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус;
- кукла Катя;
- гуашь разноцветная;
- чашечки для краски;
- салфетки.
Март
№ п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
«Веточка мимозы»
Рисование пальчиками
- листы бумаги с веточками мимозы;
- гуашь желтого цвета;
- чашки для краски;
- салфетки;
- магнитофон.
2.
«Весёлые матрёшки»
Рисование ватными палочками
- образцы матрешек; бумажный силуэт матрешки;
- красная, желтая, синяя гуашь;
- салфетки.
3.
«Забавный щенок»
(потешка «Баю –баю-баю-бай…)
Рисование жесткой полусухой кистью
- силуэты животных;
- гуашь коричневого цвета.
4.
«Медвежонок проснулся»
Рисование поролоном
- листы с изображением медвежат;
- гуашь коричневого цвета.
Апрель
№ п/п
Тема занятия
Техника
Оборудование
1.
Солнышко
(коллективная работа)
Рисование ладошками
- лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;