1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
| № | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
| 1. | «Знакомство с королевой Кисточкой».Условия безопасной работы. | Занятие-игра. | Введение в курс занятий, объяснение и проведение игры. | Практическая работа. | Организация рабочего места. |
| 2. | «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок | Занятие-сказка. | Рассказывание сказки о красках с практическим показом. | Практическая работа. | Смешение цветов. |
| 3. | «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. | Интегрированное занятие. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Слушание музыки и художественных произведений, практическая деятельность. | Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий |
| 4. | «Разноцветные шарики».Акварель. | Интегрированное занятие. | Показ и объяснение. | Слушание музыки, определение геометрических фигур, работа с красками. | Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно». |
| 5. | «Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. | Занятие – игра. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Практическая работа. | Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах. |
| 6. | «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. | Занятие – сказка. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Практическая работа. | Знакомство со свойствами белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет. |
| 7. | «Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. | Занятие – игра. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Беседа, практическая работа. | Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. |
| 8. | «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. | Заочная экскурсия по «Третьяковской галерее». | Беседа, показ. | Рассматривание и обсуждение илл. материала. | Знакомство с жанрами изобразительного искусства. |
| 9. | «Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа. | Занятие – игра. | Беседа, показ. | Рассматривание и обсуждение илл. материала. | Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства. |
| 10. | Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала. | Дискуссия. | Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | Рассматривание и обсуждение илл. материала. | Восприятие художественных произведений. |
| 11. | «Осень. Листопад». | Практическое занятие. | Показ- объяснение. | Работа с акварелью. | Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком. |
| 12. | «Грустный дождик». Образ дождя. | Интегрированное занятие. | Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал | Работа с ограниченной палитрой. | Смешение цветов, передача настроения. |
| 13. | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. | Интегрированное занятие. | Рассказ, объяснение, показ. | Рисование орнамента в круге | Отработка приема: смешение цвета с белилами. |
| 14. | «Ёлочка-красавица». | Интегрированное занятие. | Развитие творческих способностей, фантазии. | Творческая работа. | Свободный выбор материала. |
| 15. | « Снегурочка». | Занятие-сказка. | Беседа по иллюстрациям, работа с таблицами. | Работа с ограниченной палитрой. | Фигура человека в одежде. Холодные цвета. |
| 16. | «В гостях у Деда Мороза». | Занятие-сказка. | Работа с таблицами. Показ новогодних открыток. | Рисование впечатлений от новогодних праздников. | Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов. |
| 17. | «Экскурсия в зимний парк» | Экскурсия. | Объяснение, показ, рассказ. | Наблюдение, сравнение. | Умение видеть прекрасное, любить родную природу. |
| 18. | «Зимний лес». Характер деревьев. | Практическое занятие. | Беседа по иллюстрациям. | Работа с ограниченной палитрой. | Изобразительные свойства гуаши |
| 19. | «Снежная птица зимы». | Творческое занятие. | Развитие творческих способностей, фантазии. | Рисование, используя холодную гамму цветов. Творческая работа. | Орнаментальная композиция |
| 20. | «Дом снежной птицы». | Творческое занятие. | Развитие творческих способностей, фантазии. | Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Творческая работа. | Ритм геометрических пятен. |
| 21. | «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта. | Занятие – игра. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рассматривание и обсуждение илл. материала | Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства. |
| 22. | «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе. | Практическое занятие. | Объяснение, рассказ, показ. | Творческая работа. | Умение рисовать натюрморт. |
| 23. | «Портрет». Знакомство с жанром портрета. | Занятие – игра. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рассматривание и обсуждение илл. материала | Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства. |
| 24. | «Как рисовать портрет». Рисование лица человека. | Практическое занятие. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рисование лица человека. | Умение рисовать пропорции человеческого лица. |
| 25. | «Мамин портрет». | Практическое занятие. | Развитие творческих способностей, фантазии. | Рисование лица человека. Творческая работа. | Умение рисовать пропорции человеческого лица. |
| 26. | «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. | Занятие – игра. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рассматривание и обсуждение илл. материала | Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства. |
| 27. | «Рисуем животных». Рисование домашних животных. | Практическое занятие. | Объяснение , рассказ, показ. | Рисование домашних животных. | Умение рисовать пропорции тела животных. |
| 28. | «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства. | Занятие – игра. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рассматривание и обсуждение илл. материала | Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства. |
| 29. | «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев. | Занятие – сказка. | Развитие творческих способностей, фантазии. | Рисование любимых сказок и сказочных героев. | Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства. Рисование фигуры человека в одежде. |
| 30. | «Экскурсия в весенний парк» | Экскурсия. | Объяснение, показ, рассказ. | Наблюдение, сравнение. | Умение видеть прекрасное, любить родную природу. |
| 31. | «Весенние цветы». Рисование весенних цветов. | Практическое занятие. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рисование весенних цветов. | Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно». Смешение цветов. |
| 32. | «Весенний пейзаж». | Практическое занятие. | Рассказ, сопровождаемый показом | Рисование весеннего пейзажа | Умение рисовать пейзаж. |
| 33. | «Экзамен художника Тюбика». Итоговое занятие. | Занятие – игра. | Развитие творческих способностей, фантазии. | Повторение изученного. | Развитие творческих способностей, фантазии. |