kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "История изобразительного искусства", 3-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учащихся 3-4 классов школы искусств по предмету "История изобразительного искусства"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "История изобразительного искусства", 3-4 класс»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств им. А. Искужина

городского округа г. Уфа Республики Башкортостан





























ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИСТОРИЯ ИСКУССТВА»















































Автор: Валеева В.А, преподаватель

истории искусства







3 класс РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА 1.1. Первобытное искусство

Синкретический характер первобытной культуры. Появление декоративно-прикладного искусства, изобразительных искусств и архитектуры, их значение в древнейшей культуре, тесная связь с ритуалом. Отсутствие искусства в современном понимании. Развитие первых ремесел, возникновение орнамента.

Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. Стоунхендж и Ньюгрейндж.

Палеолитические «Венеры» (Виллендорфская, Лоссельская и др.) и изображения животных.

Версии происхождения изобразительного искусства. Первобытные изображения от отпечатков рук к палеолитической живописи, затем – к графическим изображениям и возникновению пиктограмм. Начало орнамента и письменности (петроглифы Южного Урала и Сибири) Пещерная живопись (Альтамира и Фон де гом в Испании, Ласко во Франции, Капова пещера в России и др.). Изменения изобразительного искусства с эпохи мезолита: условность, графическое начало, повествовательность, распространение изображений людей.

Знаковый характер изображений неолита. Орнамент и памятники декоративно прикладного искусства.

Практическая работа: скопировать первобытный рисунок .

1.2. Бесписьменные народы: искусство мифа Тесная связь ритуала, мифа и изображения.

Художник как хранитель тайного знания на примере художников-аборигенов Западной и Центральной Австралии. Художник изображает не то, что видит, но то, что знает о предмете. Культ божественного первопредка племени – тотема. Тамги Башктрских племен (Ананьицы, Сарматы, Скифы.)Древние скульптурные памятники .Погребальные и культовые сооружения. Город Аркаим. Семь чудес света.

1.3. Древний Египет 1.3.1. Древнее и Среднее царства

Роль художника и изображений в искусстве .Божественный пантеон Древнего Египта. Главенствующая роль заупокойного культа в древнеегипетской культуре. Версии строительства пирамид.

Первая пирамида – ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Комплекс пирамид в Гизе. Значение изображений сфинксов. Типы древнеегипетских статуй. Особенности изображений в росписях и рельефах: следование канону, условность, разномасштабность фигур, построчность изображений, «распластанность» фигур. Рост значения погребальных храмов как центров культа фараонов в эпоху среднего царства. Тесная связь древнеегипетской архитектуры с ландшафтом. Символика обелисков. Место колоссальных статуй в древнеегипетском искусстве. Возникновение реалистического портрета в Среднем царстве. Развитие мелкой пластики – ушебти.

Практическая работа: нарисовать фигуру фараона и слуг в соответствии с египетским каноном.

1.3.2. Новое царство

Сложение нового типа равнинного и полупещерного храма Архитектурные культовые комплексы Карнака и Луксора.

Связь архитектурных комплексов с ориентацией по сторонам света и годовым движением солнца. Типы древнеегипетских колонн. Масштаб древнеегипетской архитектуры. Аллея сфинксов (пандусы, гипостильные залы). Деятельность фараона-реформатора Эхнатона. Особенности изобразительного искусства амарнского периода (на примере скульптурных изображений мастерской Тутмоса- фараона Эхнатона и Нефертити и рельефов дпи).

Практическая работа: зарисовка рельефа «Поклонение богу Атону»

1.3.3. Египетский орнамент

Основные мотивы и особенности колорита древнеегипетского орнамента.

Прием стилизации в орнаментах в изображении природы Египта, занятий людей, представлений о загробной жизни. Древнеегипетская символика: крест анх, глаз Гора Уаджет и др.Письменность-иероглифическое письмо. Исследователи культуры Египта (Шлиман , Картер и Карнарвон ,Шампольон).

Образцы декоративно-прикладного искусства из гробницы Тутанхамона и их магическое назначение.

1.4. Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия

Географическое положение Междуречья, народы и их основные занятия.

А). Искусство Шумера. Кирпич-сырец – основной материал построек Междуречья. Урук – один из древнейших городов. Символика зиккуратов. Памятники изобразительного искусства: рельефы, мозаика, скульптура. Клинопись. Эпос о Гильгамеше.

Б). Искусство Ассирии. Воинствующий характер ассирийской культуры. Появление в Ассирии нового типа города – города-крепости с единой строгой планировкой. Главная тема ассирийского искусства – героическая царская личность. Крылатые гении-хранители – шеду. Библиотека Ашшурбанипала.

В). Нововавилонское царство как новый центр месопотамской культуры. Зиккурат

Этеменанки в Вавилоне как прототип библейской вавилонской башни. Дворец Навуходоносора. Ворота богини Иштар. Преобладание в искусстве Вавилона религиозных сюжетов.

Г). Искусство Персии. Персия как наследница культуры Передней Азии. Имперский стиль. Рельефы дворца в Персеполе. Различие шумерских, ассирийских, персидских рельефов. Декоративно-прикладное искусство Персии.

1.5. Искусство Древней Индии

Древнейшие города – Хараппа и Мохенджо-Даро. Место звука и музыки в культуре

Индии, их способность приводить в согласие внутренний мир человека и его окружение. Эпос «Рамаяна» и «Махабхарата». Возникновение буддизма. Культовое значение буддийского искусства. Символика буддийской ступы на примере Большой Ступы в Санчи. Тесная связь архитектуры, круглой скульптуры и рельефа. «Набухающая» форма древнеиндийской пластики. Буддийские стамбхи. Львиная капитель. Иконография изображений Будды в человеческом облике .Культура Мохенджодаро и Хараппы.

Архитектура, скульптура и росписи пещерных монастырей. Стилистика росписей Аджанты. Нашествие мусульман (Султанат- возведение в Дели кутуб минара ) Империя Великих Моголов

1.6. Искусство Древнего Китая и Японии

Земледельческой культура жителей рек Янцзы и Хуанхе. Символические изображения сил природы на гончарных изделиях Яншао. Возникновение знаков письма из рисунков на примере иероглифов («дерево», «зеленый», «поток»). Планировка городов, мест погребений на основе представлений о природных стихиях и строгой социальной иерархии. Бронзовые сосуды XVI-XII вв. до н. э. Триединство искусства слова, музыки и танца; китайское обозначение музыки «юэ» и русское понятие «красота» и «гармония». Традиционные китайские учения даосизм и конфуцианство. Символика «инь-ян». Подъем культуры в III в. до н. э., установление Великого шелкового пути,династия Хань и строительство Великой китайской стены. Место культа предков в китайской культуре. «Глиняная армия» Цинь Ши хуанди.

Древнекитайские погребальные рельефы и утварь.

Японская древность. Связь искусства с религией – синтоизмом. Эстетика эпохи Нара (VII–VIII вв.). Эмоционально-философское отношение к природе. Сады дзэнских монастырей.Святилища и пагоды. Сады камней. Чайная церемония. Иллюстрации стихов в картинах свитках-Хейга.

Практическая работа: зарисовать в тетради знаки четырех стихий: воды, огня, воздуха, земли.

1.7. Скифское искусство

Искусство скифов – кочевых народов. Связь с древнегреческой культурой. Декоративно-прикладное искусство скифов: скифо-сибирский «звериный стиль». Символическое значение изображения оленя. Курганные захоронения (Пазырыкские курганы, захоронение «принцессы Укока»).

Практическая работа: зарисовать скифское стилизованное изображение зверя по выбору (лось, олень, лошадь).

1.8. Искусство народов Арабского Востока.

Халифат и возникновение Ислама. Мекка отстроенная Авраамом и его сыном Исмаилом(святилище Кааба-дом бога для хранения черного метеорита, принесенного ангелом Джабраилом). Типы культовых сооружений - мечеть, мавзолей, медресе, минарет .Орнамент Арабеск в интерьере. Каллиграфия аятов Корана (от арабского – чтение вслух) Жизнь пророка Мухаммада.

1.9. Античность 1.9.1. Искусство Эгейского мира

Открытие эгейской культуры археологами Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом в начале XX века. Культуры бронзового века на побережье Эгейского моря.

Кикладская скульптура. Кносский дворец на острове Крит. Мотивы быка и игр с быком в критском искусстве. Критская керамика. Искусство Феры. Стилистические особенности фресок. Гибель о. Фера и критской культуры. Приход на смену микенской культуры, носившей военный характер. Тиринф и Микены – древнейшие крепости Европы. «Циклопическая» кладка стен. «Львиные» ворота в Микенах. Сводчатая усыпальница.

Мегарон или тронный зал. Золотые клады: «Маска Агамемнона» и «Клад Приама». Практическая работа: зарисовка мотива фресок о.Фера.

1.9.2. Древнегреческий храм

Понятие архитектурного ордера. Три греческих ордера, их особенности и основные элементы. Древнегреческий храм как жилище божества. Основные типы греческих храмов. Пантеон Олимпийских огов .Наука и Философия. Отец истории-Геродот.

Пластичность древнегреческой архитектуры и ее соразмерность человеку.

Практическая работа: зарисовать капители трех греческих ордеров.

1.9.3. Древнегреческая круглая скульптура и рельеф

Связь изобразительного искусства античности с обрядовой сферой. Антропоморфный характер древнегреческих богов. Разработка образа человека – высшее достижение греческой скульптуры. Идеализация в древнегреческой скульптуре, значение обнаженности статуй. Олимпийские игры. Развитие пластики от архаики (статичность) через классику (естественное движение) к эллинизму (подчеркнутая динамика и эмоции). Принцип контрапоста (хиазма) в древнегреческой скульптуре на примере «Дорифора» Поликлета. Индивидуальные особенности стиля греческих скульпторов (Поликлет, Мирон,Пракситель,Скопас)Походы Александра Македонского.Примеры эллинистической

пластики (Пракситель,Лиссип,Леохар): Лаокоон и его сыновья, Ника Самофракийская, Венера Милосская, Пергамский алтарь. Колосс Родосский. Искусство глиптики. Камея Гонзага

1.9.4. Ансамбль Афинского акрополя

История Афинского акрополя. Миф о споре Афины и Посейдона и его отражение в композиции акрополя при Перикле.Преодоление архаических (восточных)влияний Основные сооружения: Парфенон, Эрейхтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи. Выбор в них ордера, скульптурное убранство. Особенности творческой манеры Фидия. Практическая работа: зарисовать фрагмент рельефа .

1.9.5. Вазопись и греческий орнамент

Тесная связь вазописи и живописи. Стили древнегреческой вазописи: геометрический, ковровый, чернофигурный и краснофигурный. Основные типы древнегреческих сосудов.Декоративные мотивы древнегреческой живописи- прославление А . Македонского Греческий театр. Галикарнасский мавзолей. Школы Пергама, Родоса Искусство городов колоний (Херсонесс ,Пантикопей и др.) Практическая работа: скопировать мотив росписи греческой вазы (по выбору).

1.10. Искусство Древнего Рима 1.10.1. Искусство этрусков

Развитая цивилизация этрусков на северо-западе Аппенинского полуострова. Городской характер цивилизаци, Рим Царей. Влияние греческого искусства.

Черты этрусской архитектуры: использование арочных и сводчатых конструкций; тосканские колонны – этрусский вариант дорического ордера; тяжеловесная декорация.

Значимость погребального культа. Тесная связь живописи с погребальной архитектурой. Гробницы Тарквинии – крупнейший центр росписей.

Связь скульптуры с культом мертвых. Канопы и саркофаги. Материалы скульптуры. Города Лациума.Горации и КурацииКрылатые кони из терракоты. Терракотовый саркофаг супругов из Лувра. Аполлон из Вей.

Декоративное искусство этрусков. Керамики буккеро.

Практическая работа: зарисовать этрусскую колонну.

1.10.2. Архитектура Древнего Рима

Отличия древнегреческой и древнеримской культуры. Практичность, точность, прозаичность римлян.

Периодизация древнеримского искусства. Влияние этрусков, греческих колонистов, эллинистического искусства. Инженерное мастерство римлян. Особенности архитектурных образов: мощь, логика, целесообразность, лаконизм декора. Рациональность градостроительных принципов.

Структура древнеримского города. Основные типы сооружений: форумы, храмы, базилики, термы, рынки, триумфальные колонны и арки. Форум Романум – древнейший римский форум. Аппиева дорога, квадратный дом в Ниме ,триумфальная арка Тита в Риме, Колизей и Троянская колонна. Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений – создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Использование бетона. Римский Пантеон богов римская Республика и Империя.

Практическая работа: зарисовать акведук как пример использования римлянами арочной конструкции.

1.10.3. Римский скульптурный портрет и исторический рельеф

Скульптурный портрет и бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом как главный вклад римлян в искусство скульптуры. Римский театр в масках(комедия ),гладиаторы

Связь развитого культа предков и традиции изготовления посмертных масок с интересом к передаче индивидуальных черт лица в последующем скульптурном портрете. Сходства и различия стилистики портретов эпохи республики и Империи. Влияние скульптуры этрусков- бронзовая Капитолийская волчица, греческой и эллинистической скульптуры. Шедевры древнеримской скульптуры. Портрет Луция Цецилия Юкунда. Статуя Августа из Прима Порта. Портрет Каракаллы. Портрет Октавиана Августа и т.н. сириянки. Конная статуя Марка Аврелия.

Практическая работа: подготовить сообщение о легионерах.

1.10.4. Римская живопись

Стили (инкрустационный, архитектурно-перспективный, орнаментальный (канделябрный) и перспективно-орнаментальный (фантастический)) и техника помпейских росписей. Фрески виллы Мистерий; дома Веттиев в Помпеях. Стилистические и технические особенности древнеримских мозаик. Стиль, техника и культовое значение фаюмских портретов. Раннехристианские изображения римских катакомб.

Практическая работа. Эскиз маски комедии или трагедии.

РАЗДЕЛ 2. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО 2.1. Искусство Византии

Определяющая роль христианства в развитии византийского искусства. Традиции античного и ближневосточного искусства в Византии.

2.1.1. Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе

Образование Восточной Римской империи, происхождение названия «Византия». Идея христианского храма как подобия небесного града Иерусалима. Два основных типа христианских храмов: базилика (западная Церковь) и крестово-купольный храм (Византия и впоследствии Древняя Русь). Символика крестово-купольного храма. Особенности архитектуры Софии Константинопольской. Скромность внешней отделки и богатство внутреннего убранства византийских храмов. Византийская мозаика. Иконографическая программа византийского храма.

Практическая работа: посмотреть по Интернету документальный фильм «София Константинопольская».

2.1.2. Византийская иконопись

Иконопись как посредник между видимым и невидимым миром в эпоху средневековья; роль иконописца, иконопись как священнодействие. Антикизирующее (значимость человеческого образа, живописность, попытка передать пространство и объем) и аскетическое (условность, плоскостность, графического начало) направления в византийском изобразительном искусстве. Значение канона в христианском искусстве. Образ Христа – от юноши-пастуха («Пастырь Добрый») до Бога Судии. Мозаики Сан-Витале в Равенне и Софии Константинопольской. Предание о св. Луке как первом иконописце. Основные иконографическое типы Богородицы. Владимирская икона Богородицы.

Практическая работа: посмотреть в Интернете видеоролик «Равеннское пение».

2.1.3. Византийский орнамент

Слияние античных и восточных традиций в византийском орнаменте. Любовь к плетениям из изобразительных мотивов (растительные побеги, звери) в средневековом искусстве в целом. Простейшие орнаментальные формы – вьющийся стебель, меандр, пальметта, заимствованные из античного искусства. Стилизованные растительные формы, древовидные композиции, изображения животных в геометрических фигурах – кругах, ромбах и т.д.

Наиболее распространенные цвета в византийском орнаменте. Влияние византийской орнаментики в древнерусском искусстве. Практическая работа: копирование мотива византийского орнамента по выбору.

2.2. Средневековое искусство Западной Европы

Религия как основа средневековой культуры Запада. Символизм искусства и культуры в целом. Античная и варварская традиции. Картина мира средневекового человека. Средневековый храм как средоточие средневековой культуры.

2.2.1. Введение. Искусство варваров

Падение Римской империи. «Темные века». Переселение народов и образование варварских королевств. Преобладание «варварских» элементов: орнаментальные мотивы, невнимание к образу человека, стилизация, геометризация форм, локальные цвета. Полихромный стиль в декоративно-прикладном искусстве. Мотивы «звериного стиля» как отражение древних языческих представлений, страха перед силами природы и христианского учения о греховности мира, враждебного человеку. Значение монастырей и книжной культуры. Кельтский орнамент «плетенка». Королевство вестготов. Каролингское Возрождение.

2.2.2. Романский стиль

Искусство средневековья как единый ансамбль, объединяющий вокруг архитектуры различные виды искусства (монументальную живопись и скульптуру). Возникновение термина «романский» стиль. Основные формы средневековой архитектуры – собор и замок. Конструктивные и образно-художественные особенности построек. Простота, монументальность, тяжеловесность романской архитектуры. Рельеф как преобладающий вид романской скульптуры. Иконография скульптурной декорации, ее роль как «Библии для неграмотных». Соединение языческих и христианских мотивов. Тема Бога – защитника и судьи – как главная в изобразительном искусстве. Повествовательный характер светских произведений. Ковер из Байе.

Практическая работа: зарисовать понравившийся фрагмент средневековой вышивки.

2.2.3. Готический стиль

Собор как центр средневекового города. Возникновение готического стиля во Франции и происхождение термина «готика». Конструктивные принципы новой архитектуры, позволившие наполнить соборы светом: каркасная система, стрельчатая арка, аркбутаны и контрфорсы. Ажурный характер декорации. Свет как божественный свет. Значение витражей. Символизм мышления: каждая часть и фрагмент архитектурного сооружения наделен символическим смыслом. Собор Парижской Богоматери. Скульптурная программа (иконография) собора. Сплетение фантастических и реальных мотивов в орнаментике.

Развитие стиля готических соборов от Парижа и Шартра до соборов зрелой готики в Реймсе и Амьене. Кирпичная готика Германии. Реалистичность жанровой и портретной скульптуры собора в Наумбурге. Самостоятельная работа: зарисовка элемента декора собора Парижской Богоматери.

2.2.4. Искусство средневекового орнамента

Декор храма как гигантский орнамент, органично связанный с формой и духовным содержанием храма: разнообразие изображений демонстрировало верующим сложность мироустройства. Кружевной характер готической орнаментики. Переплеты готических окон.

Готические шрифты. Практическая работа: сделать копию фрагмента средневекового орнамента.

2.3. Искусство Средневекового Востока

Особенности мусульманской религии. Устройство мечети. Арабская, тюрская, иранская версии ислама и мусульманского искусства. Взаимовлияние мусульманской и византийской культуры. Отношение к изображению живых существ. Мусульманский орнамент. Арабески.

Искусство халифатов Омейядов и Аббасидов. Фатимидский стиль. Мечеть султана Хасана в Каире. Сельджукский стиль. Характерные черты мавританского искусства. Ансамбль Альгамбра в Гранаде. Искусство империй Тимуридов в Средней Азии, Сефевидов в Иране и Османов в Турции. Искусство Моголов в Индии.

Практическая работа: скопировать фрагмент мусульманского орнамента.

РАЗДЕЛ 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ X - НАЧАЛА XV ВВ.

3.1. Искусство Киевской Руси

Основание Киева и деятельность первых русских князей. Крещение Руси. Влияние византийской культуры. Десятинная церковь, Золотые ворота. София Константинопольская как образец для Киевской Софии. Древнерусские ремесла, образцы ювелирного искусства.

Практическая работа: посмотреть в Интернете документальный фильм

«Памятники культуры Древней Руси». Реж. Р. Желыбина. «Школфильм», 1974.

3.2. Искусство Новгорода

Социально-политическое устройство Новгорода и его влияние на искусство. Устройство новгородского Детинца; история Софийского собора; бронзовые сетунские врата и др. Характерные черты новгородской архитектуры (использование местного камня-известняка, минимум декора); замена мозаики фресковыми росписями. Особенности новгородской иконописи. Иконография образов «Спас Нерукотворный», «София Премудрость Божия», «Отечество с избранными святыми», «Знамение Богоматери», «Св. Георгий со змеем», «Битва новгородцев с суздальцами».

Практическая работа: просмотр видеосюжета по Интернету (YouTube)

«Софийский собор» (автор текста Леонид Лопаницын).

3.3. Владимиро-Суздальская архитектурная школа

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества как одна из вершин русского искусства XII–XIII веков. Шедевры архитектуры: Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы города Владимира; Георгиевский собор Юрьева-Польского, дворец Андрея Боголюбского, храм Покрова на Нерли.

Характерные черты владимиро-суздальской архитектурной школы: использование белого камня; резьба, аркатурно-колончатый пояс. Роль реставраторов в сохранении наследия владимиро-суздальской архитектуры. Практическая работа: зарисовка мотивов декора стен Владимирского собора.

3.4.Иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев

Деятельность выдающихся иконописцев конца XIV–начала XV (Феофана Грека, Андрея Рублева). Особенности письма. Византийские традиции в произведениях Феофана Грека. Его новгородские фрески. Иконы «Преображение», «Успение». Экспрессия образов. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Значение творчества Андрея Рублева, влияние исихазма, отход от византийской традиции. Икона «Св. Троица» (история создания, анализ композиции)

3.5. Зачет: «Искусство средних веков»

Проверка конспектов и выполненных зарисовок-копий; письменные ответы на три вопроса (по архитектуре, иконописи и декоративно-прикладному искусству); работа с репродукциями

Раздел 4. ВОЗРОЖДЕНИЕ 4.1. Архитектура и скульптура Флоренции

Происхождение термина «Возрождение». Политическая независимость городов-коммун. Рационализм и научные основы искусства Трактаты- Л.Б.Альберти ,Ф.Брунеллески, Д.Ваззари и А. Палладио. Ориентация на античность в творчестве Браманте. Собор св. Петра в Риме. Светская архитектура. Ренессансное палаццо. Виллы .Изысканность Византийского стиля

Проторенессанс в скульптуре.Представление о личности и его отражение в скульптуре. Донателло как ключевая фигура скульптуры раннего Возрождения; Давид, конная статуя кондотьера Гаттамелаты.Л.Гиберти и А.Вероккио сравнение творчества.

Практическая работа: зарисовать обобщенный разрез купола Санта Мария во Флоренции

4.2. Флорентийская живопись

Джотто как основоположник живописи Ренессанса. Фрески в Капелле дель Арена в Падуе: религиозная легенда как реальное событие. Сопоставление фрески «Благовещение Анне» Джотто с «Благовещением» Симоне Мартини. Плотность, материальность изображенных людей, предметов, пространство в творчестве Джотто.

Творчество Мазаччо, «вновь родившегося Джотто». Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине. Разработка законов линейной перспективы архитектором Брунеллески. Характерные черты флорентийской живописи: лаконизм, отсутствие мелких деталей, стремление передать не только внешние формы предмета, но и закономерности его внутреннего устройства, в итоге – построение пространства по законам перспективы, передача реального объема и глубины на плоскости, жизнеподобие. Связь линейной перспективы с рациональностью мировоззрения, представлением о подчиненности мира человеку. Светский бытовизм Ф. Липпи Линейная перспектива не столько отражение реальности, сколько ее идеальная, возвышенная модель. Светотень фрески «Чудо со статиром» Мазаччо ,фрески капеллы Бранкаччи

Практическая работа: изобразить предмет в линейной перспективе.

4.3. Новый артистизм Флорентийской живописи. Гуманизм и титаны Возрождения

Пьетро Перруджино, Сандро Ботичелли и Доменико Гирландайо. На примере творчества художников показать рождение нового изобразительного языка, выразившегося в переходе от линии как главного выразительного средства (наследие религиозного искусства средневековья) к пятну, светотени как средству достижения впечатления. Загадки мифологических картин Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры».

Леонардо да Винчи Исследовательский характер его творчества. Композиционные и живописные эксперименты. Мадонны-Литта, Бенуа, в гроте Портреты Леонардо да Винчи-Чечиллия Галерани (дама с горностаем),Джоконда ,Автопортрет,. Переход от темперы к масляной живописи. Сфумато и композиционные открытия фресок «Тайная вечеря» ,Битва при Ангиаре. Поздние рисунки Леонардо – между наукой и искусством.

Практическая работа: анализ одного из произведений Леонардо да Винчи.

4.4. Рафаэль

Рафаэль как создатель самых светлых и возвышенных идеалов гуманизма. Образ прекрасного, гармонически развитого человека в окружении пейзажа или архитектуры. Основные факты биографии и периоды творчества. Анализ композиции «Мадонна Конестабиле». Флорентийский период. «Мадонна в зелени». Влияние творчества Леонардо да Винчи. Сопоставление композиции «Джоконды» Леонардо и «Дамы с единорогом» Рафаэля. Римский период. Росписи станц Ватикана. Анализ композиции «Афинской школы». «Сикстинская Мадонна» и портреты позднего периода. «Дама под покрывалом» и портрет графа Бальдассаре Кастильоне. Практическая работа: анализ одного из произведений Рафаэля.

4.5. Микеланджело

Микеланджело как универсальный человек эпохи Возрождения – скульптор, живописец, график, архитектор, военный инженер, поэт. Отражение в творчестве Микеланджело трагизма, кризиса ренессансного мировоззрения. «Давид», эволюция творчества на примере разных вариантов Пьеты. Принцип незаконченности. Надгробие Медичи: идейное содержание. Фрески Сикстинской капеллы: от фресок плафона к композиции Страшного суда. Купол собора св. Петра в Риме. Поэзия: сонеты о творчестве и любви.

Практическая работа: сделать схему расположения сюжетов на плафоне Сикстинской капеллы.

4.6. Венецианская живопись. Тициан

Расцвет венецианской живописи, отличавшейся богатством и насыщенностью колорита. Творчество Джорджоне и Тициана. Гармония человека и природы в творчестве

Джорджоне. «Спящая Венера», «Буря», «Юдифь».

Ранний период творчества Тициана, картины «Вакх и Ариадна», «Любовь земная и небесная», «Венера Урбинская». Нарастание драматизма, тема страдания и гибели героя в картинах «Динарий кесаря», «Несение креста», «Святой Себастьян». Лаконизм композиции и богатство колорита. Практическая работа: анализ одного из произведений Тициана.

4.7. Творчество Веронезе и Тинторетто

Изменение мировоззрения в эпоху Позднего Возрождения; ощущение зависимости человека от окружающего мира, развитие представлений о непостоянстве жизни, утрате идеалов гармонии и целостности и отражении их в произведениях выдающихся живописцев, проявляющихся, помимо прочего, в замене образов отдельных героев на образ толпы. «Пиры» Веронезе, введение в религиозные темы «посторонних персонажей». «Брак в Кане». Свободная трактовка библейских сюжетов, их декоративность. «Поклонение волхвов». Создание иллюзорного пространства в плафонных росписях. «Триумф Венеции». Усилившийся кризис эпохи в творчестве Тинторетто, драматизм и эмоциональная сила образов. «Чудо св. Марка», «Распятие». Практическая работа: анализ одного из произведений Веронезе.

4.8. Возрождение в Нидерландах

Особенности Возрождения в искусстве Нидерландов: интуиция вместо научного подхода к изображению природы; острота видения деталей, влияние фольклора; черты фантастики, гротеска, острой сатиры; глубокое чувство национального своеобразия жизни, а также отображение социальных контрастов в жизни различных слоев общества. Характерное и особенное в образе человека.

Особенности исторического развития Нидерландов. Деятельность Эразма Роттердамского. Губерт и Ян ван Эйк. Масляная живопись. «Гентский алтарь», «Мадонна канцлера Родена», «Портрет четы Арнольфини».

Практическая работа: анализ одного из произведений нидерландского художника эпохи Возрождения.

4.9. Босх и Питер Брейгель Старший.

Отражение народного мировоззрение в творчестве художников. Художники-философы.

Творчество Босха на фоне тревожных ожиданий конца света и поиски смысла бытия в работах Питера Брейгеля Старшего. «Корабль дураков», триптих «Воз сена», «Сад наслаждений» Босха и «Падение Икара», «Слепые», «Охотники на снегу», «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего. Практическая работа: анализ одного из произведений Брейгеля.

4.10. Возрождение в Германии.

Особенности Возрождения в Германии: новое ренессансное осознание миропорядка и места человека в нем рождалось на основе позднеготической традиции и развивалось в двух направлениях: религиозно-мистическом и придворно-аристократическом. Г. Грюнневальд, Г. Гольбейн младший, Лукас Кранах.

Творчеством Альбрехта Дюрера, сумевшего достичь в своих произведениях органического единства средневековых традиций и жизнеподобия в изображениях окружающего мира. Дюрер – портретист. «Автопортрет», «Портрет молодого человека», «Портрет матери». Техника офорта. «Меланхолия». Преобладание графического линейного начала и внимание к деталям в творчестве Дюрера .

Северное Возрождение во Франции Ж. Фуке, Ж. Клуе и Ф. Клуэ. Золотой век Испанского искусства в живописи Эль Греко.

Практическая работа - анализ произведения одного из художников северного Возрождения.

4.11. Зачет по искусству эпохи возрождения.































Тематический план предмета «История искусства» на 2022-2023 учебный год, 3 класс

1. Введение в историю искусств.

2. Искусство Древнего мира Первобытная архитектура. Безписьменные народы

3. Скульптура и живопись древности Орнамент и письменность.

4. Периодизация искусства Древнего Востока. Египет-патеон богов.

5. Архитектура Древнего и Среднего царства.

6. Скульптура Среднего и Нового царства.

7. Египетский орнамент и декор. Исследование культуры Египта

8. Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия.

9. Искусство древней Индии, Китая и Японии.

10. Искусство Скифов и народов Арабского Востока.

11. Античность Искусство Эгейского мира. Олимпийские боги.

12. Древнегреческий храм. Ордера. Наука и философия гуманизма.

13. Греческая скульптура от Архаики к Классике и Эллинизму.

14. Ансамбль Афинского Акрополя – синтез искусств.

15. Вазопись и греческий орнамент. Урок тестирования.

16. Искусство Древнего Рима. Этрусски. Форумы, пантеон богов.

17. Римский скульптурный портрет и рельеф.

18. Римская живопись. Первые христиане.

19. Византия, искусство средневековья в Западной Европе.

20. Романский стиль укрепленных замков.

21. Готическое искусство12-15 в.

22. Искусство древней Руси 10-15 веков. Киевская Русь.

23. Искусство Новгорода и Владимиро-Суздальской Руси Ф. Грек. Школа А. Рублева.

24. Московское княжество 13-16 веков. Строительство Кремля.

25. Искусство эпохи Возрождения. Периодизация.

26. Проторенессанс –в скульптуре Донателло, Гиберти, Вероккио.

27. Новый Артистизм Флорентийской Живописи.

28. Творчество Леонардо да Винчи.

29. Рафаэль санти Урбинский - воплощение гармоничных идеалов.

30. Микеланджело Буанаротти-страстность его образов.

31. Возрождение в Венеции. Живопись Тициана.

32. Позднее Возрождение и Маньеризм.

33. Северное Возрождение в Нидерландах.

34. Возрождение в Германии, Франции и Испании.

35. Повторение пройденного. Зачет.


4 класс

РАЗДЕЛ 5. ИСКУССТВО РУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV - XVII ВВ.

5.1. Ансамбль Московского Кремля

Москва как центр формирования общерусской культуры. Наследие владимиро-суздальского искусства. Шедевры архитектуры – Успенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, стены и башни Кремля Участие в строительстве итальянских архитекторов. Плана Московского Кремля XVI века. Московский кремль как образец для других городов Московской Руси.

Самостоятельная работа: Посмотреть документальный фильм «Московский Кремль».

5.2. Своеобразие русской архитектуры

Наследие Византии и своеобразие древнерусской архитектуры. Развитие крестово-купольного типа храма. Символическое значение многоглавия.

Храм как образ Небесного Иерусалима и как памятник историческому событию: собор Василия Блаженного.

Шатровая архитектура – происхождение и символика. Церковь Вознесения в Коломенском.

«Русское узорочье»: декорация и конструкция (церковь Рождества Богородицы в Путинках).

Варианты русского «барокко»: нарышкинское (церковь Покрова в Филях), строгановский стиль (церковь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде), голицынское (Знаменская церковь в Дубровицах).

Самостоятельная работа: зарисовать декоративный мотив древнерусского храма.

5.3. Традиции христианской живописи

Алтарная преграда в византийском храме. Возникновение, развитие и символическое значение русского иконостаса. Структура высокого русского иконостаса: чины (ряды) иконостаса, Деисус, храмовая икона, Царские врата. Иконостас Архангельского собора Московского Кремля.

Усиление декоративного начала иконостаса с XVII века, превращение его в самостоятельную архитектурную форму. Иконостас собора Троице-Сергиевского монастыря

(XVIII в.).

Самостоятельная работа: зарисовать орнаментальный мотив древнерусского иконостаса.

5.4. Выдающиеся иконописцы. Дионисий и Симон Ушаков

Определяющая роль творчества Дионисия в живописи конца XV – начала XVI веков. Особенности его манеры: плоскостность, светлый праздничный колорит, удлиненность пропорций, мягкость, ангельский характер образа человека. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексея, Распятие; фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря.

Изменения древнерусской живописи в XVII веке. Передача объема и внимание к деталям в иконописи Симона Ушакова. Иконы «Похвала Владимирской иконе Богоматери, или Древо государства Российского» и «Спас Нерукотворный».

Самостоятельная работа: скопировать мотив «полотенец» древнерусской фрески.

5.5. Декоративно-прикладное искусство

Оружейная палата Московского Кремля как выдающаяся художественная школа средневековой Руси.

Сочетание реальных и фантастических мотивов. Каменная и деревянная резьба. Архитектурная керамика – изразцы (на примере Крутицкого «теремка»). Эмальерное искусство (сольвычегодская эмаль). Шитье декоративное (золотное) и изобразительное (лицевое, «живопись иглой») (покров с изображением Сергия Радонежского с житием). Самостоятельная работа: подготовиться к контрольной работе.

5.6. Контрольная работа «Искусство Руси XV - XVII вв.»

Проверка конспектов и выполненных зарисовок-копий; письменные ответы на три вопроса (по архитектуре, иконописи и декоративно-прикладному искусству); работа с репродукциями.

РАЗДЕЛ 6. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 6.1. Русское искусство первой половины XVIII века

Переход от средневековья к Новому времени и европеизация русского искусства в результате реформ Петра I. Портретная живопись И. Никитина, А.Матвеева и зодчество Петербурга как яркое проявление нового в искусстве.

Реформы художественного образования. Учеба у приглашенных мастеров, обучение заграницей.

Появление проектирования в архитектуре и его значимость для распространения творческих идей (гравюры Зубова). Формирование нового идеала города – регулярно и рационально спланированного единого архитектурного ансамбля; отказ от радиально-кольцевой схемы в пользу прямоугольной сети улиц, а также главных проспектов, сходящихся в одной точке («трезубец»). Появление новых типов зданий.

Деятельность в России французского архитектора и инженера Жана-Батиста Леблона, автора проекта планировки Петербурга. Барокко как ведущий стиль искусства. Черты барокко в произведениях Доменико Трезини (собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий).

Барокко Франческо Бартоломео Расстрелли. Зимний дворец. Большой дворец в Петергофе. Екатерининский дворец в Царском селе. Ансамбль Смольного монастыря. Самостоятельная работа: перечислись в тетради реформы Петра I.

6.2. Архитектура второй половины XVIII века

Полное освоение идейно-образной системы и языка художественной культуры Нового времени. Классицизм на примере архитектуры Петербурга и Москвы; ведущие архитекторы. Создание Академии художеств.

Влияние идей Просвещения, утверждение ценностей человеческого разума, познающего и переустраивающего мир. Иерархия видов и жанров искусства. Ведущая роль зодчества и скульптуры. Ордер в архитектуре классицизма. Здание Академии художеств. Таврический дворец. Камеронова галерея в Царском селе. Большой дворец в Павловске. Мраморный дворец.

Творчество В. Баженова и М. Казакова. Проект Кремлевского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова (Баженов). Петровский дворец, здание Сената в Московском Кремле (Казаков).

Самостоятельная работа: посмотреть документальный фильм «Первый российский скульптор. Федот Шубин» в Интернете, перечислить в тетради название основных работ.

6.3. Русская скульптура и живопись второй половины XVIII века

Подъем русской скульптуры и живописи. Произведения мастеров скульптуры Ф. Шубина, Ф. Гордеева, М. Козловского; памятник Петру I Фальконе. Индивидуальные особенности живописцев Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского. Первая русская картина исторического жанра «Владимир и Рогнеда» А. П. Лосенко. Самостоятельная работа: подготовка к зачету – повторение пройденного материала.

6.4. Русское декоративно-прикладное искусство XVIII века

Общее представление о декоративно-прикладном искусстве России XVIII века.

Образцы мебели, фарфора, бронзовых и стеклянных изделий. Костюм. Самостоятельная работа: зарисовка декоративного мотива мебели или костюма.

6.5. Зачет по теме «Стили барокко, классицизм, рококо»

Проверка знаний терминологии, названий и авторов наиболее известных произведений; умения определять стиль, выделяя его характерные черты; навыков описания произведения искусства.

РАЗДЕЛ 7. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII ВЕКА

Разрушение целостного поэтического восприятия мира, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Титаны эпохи Возрождения уступили место человеку, сознающему свою зависимость от окружающего мира. Формирование национальных школ. Многообразие жанров. Два больших стиля – барокко и классицизм. Появление внестилевой живописи.

7.1. Архитектура и скульптура Италии XVII века. Стиль барокко

Версии происхождения термина «барокко». Искусство барокко как реализация новых представлений о безграничности, постоянной изменчивости мира и его драматической сложности. Роль католической церкви в формировании стиля (Контрреформация). Описание барокко и классицизма в основных понятиях Г. Вельфлина. Повышенная эмоциональность, динамика, любовь к иллюзионизму, пластичность, создание барочных ансамблей Л Бернини(колоннада Римского собора св. Петра,лестница-скала реджиа в Ватикане). Рразмах как характерные черты скульптуры стиля барокко. Творчество Бернини как яркий пример стиля. «Аполлон и Дафна», фонтан Четырех рек в Риме, портрет Констанции Буонарелли, « Экстаз св. Терезы, балдахин и кафедра в соборе св. Петра, площадь св. Петра. Церковь Сан Карло на площади Четырех фонтанов в Риме Борромини.

Самостоятельная работа: скопировать план церкви Сан Карло в Риме.

7.2. Творчество Караваджо

Биография Караваджо. Провокационный характер образов Караваджо. Изображение Христа и святых земными, плотскими и осязаемыми. Документальная убедительность религиозных сцен. Характерность персонажей. Светотень, доведенная до предельной выразительности, как важнейший композиционный фактор в творчестве Караваджо. Основные произведения: «Юноша с корзиной фруктов», «Вакх», «Лютнист», «Корзина с фруктами» как один из первых натюрмортов, «Призвание Матфея», «Отдых на пути в Египет». «Обращение Павла». «Смерть Марии». Сопоставление образа человека у мастеров Возрождения- и Христа и святых у Караваджо. Влияние Караваджо на европейскую живопись: свобода в трактовке библейских сюжетов и интерес к эффектам освещения (караваджизм).

Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете документальный фильм о творчестве Караваджо.

7.3. Искусство Испании XVII века

XVII век – «золотой век» испанской живописи.

Особенности исторического развития Испании. Трагический характер образов Эль Греко. «Пейзаж Толедо», «Похороны графа Оргаса», «Лаокоон».

Народная основа творчества X. Риберы. «Св. Инесса», «Хромоножка». Материальная достоверность натюрмортов и возвышенность религиозных образов Ф. Сурбарана: «Натюрморт с апельсинами и лимонами», «Отрочество Марии», «Молитва св. Бонавентуры».

Творчество Д. Веласкеса – вершина испанской живописи XVII в. Композиционное и колористическое мастерство Веласкеса: «Завтрак», «Менины», «Пряхи». Портреты Веласкеса: «Портрет Филиппа IV», «Портрет Иннокентия X», «Портрет шута Себастьяна Моро». Историческая живопись: «Сдача Бреды».

Самостоятельная работа: анализ одного из произведений Веласкеса.

7.4. Искусство Фландрии XVII века

Различие в историческом развитии Голландии и Фландрии. Фламандская школа живописи XVII века.

Жизнеутверждающая сила творчества П.Рубенса, Я. Йорданса и Ф. Снейдерса Особенности личности Рубенса и его творческой манеры (напряженность, динамичность образов). Графическое наследие Рубенса.

Идеал утонченной личности в портретах А. Ван Дейка. Жанровые сцены Йорданса и натюрморты Снейдерса.

Самостоятельная работа: анализ одного из произведений Рубенса.

7.5. «Малые» голландцы

Демократизация голландской культуры в первой половине XVII в. Место станковой живописи в повседневной жизни бюргеров.

Поэзия повседневности в голландской жанровой живописи. Творчество Яна Вермера Делфтского, Питера де Хоха, Г. Терборха, Я.Стена и др. Голландские пейзажисты (С. и Я. Рейсдал и др.). Особенности живописной манеры Ф. Халса.

Самостоятельная работа: анализ произведений Вермера Дельфтского или Ф. Хальса.

7.6. Рембрандт

Творчество Рембрандта – вершина голландского искусства XVII века. Биография и основные этапы творчества. Духовная значительность, философская и психологическая глубина его образов. Роль света. Живописная фактура. Рембрандт – мастер офорта.

Самостоятельная работа: описать характер человека с портрета Рембрандта (по выбору).

7.7. Искусство Франции XVII века. Стиль классицизм

Классицизм как об идейно-художественное направление и стиль автократической монархии .Стилевое своеобразие архитектуры (Версаль ,Римский пантеон ,колоннада Лувра) Античность как этический и художественный идеал. Гражданственность, героический пафос искусства, пластическая гармония и ясность .Основание Парижской Академии художеств Монументально декоративная живопись Н. Пуссен Пейзаж и место человека в нем .К .Лоррен, Монументально декоративные работы Ш. Лебрен. Мемориальная и декоративная скульптура Ф. Жирардона .Украшение интерьеров .Мебель в стиле «буль».

Самостоятельная работа: скопировать в общих чертах план парка Версаля.

7.8.Правила стиля классицизм в живописи.

Принципы классицизма в живописи . Ясность, упорядоченность композиции. Четкое разделение трех планов. «Пейзажная трехцветка». Античная тематика. Сопоставление биографии и творческой манеры Пуссена и Лоррена. Пуссен и Лоррен как основоположники традиций французского пейзажа. Световоздушная среда картин Лоррена.

Иерархия жанров. Негативное воздействие норм и правил в художественном творчестве на развитие искусства Франции. Превращение классицизма в академизм у Ш. Лебрена.

Самостоятельная работа: найти черты классицизма в современной архитектуре ,скульптуре ,живописи.

7.9. Искусство Франции XVIII века. Стиль рококо

Кризис абсолютизма во Франции. Идеалы Просвещения. Стиль рококо как ответвление угасающего барокко.

Психологизм, тонкость колорита, фактура живописи А. Ватто. Пасторальный жанр в творчестве Буше.

Самостоятельная работа: анализ одной из картин Ж.-Б. Шардена.

7.10. Живопись и скульптура французского сентиментализма и классицизма XVIII века

Французский сентиментализм и новая волна классицизма.

Этическая миссия искусства в философии Дидро. Морализаторский характер картин Жана Батиста Греза.

Мастерство рисунка и колорита, рокайльное изящество в творчестве Ж.-О. Фрагонара. «Качели», «Поцелуй украдкой». Душевная взволнованность, творческая импульсивность портретов («Портрет Дидро», серия «Фантастические фигуры»).

Изменения в скульптуре в середине XVIII века: достоверность, поиск героических образов, обращение к античности. Достижения монументальной пластики в творчестве Этьена Мориса Фальконе. Просветительский образ идеальной личности, законодателя страны. «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Многогранность характеристик, психологизм в скульптурных портретах Жана-Антуана Гудона. Мраморная статуя Вольтера. Самостоятельная работа: описать характер одного из портретируемых Гудона.

7.11. Английская школа живописи XVIII века

Влияние идей Просвещения на искусство Англии XVIII века. Просветительский реализм в скульптуре Ж.А.Гудон и живописи У.Хогарт

Обличительный характер сатирической графики. Идеал человека своего времени в творчестве Джошуа Рейнолдса – живописца и теоретика искусства. Одухотворенность образов и виртуозность исполнения портретов Томаса Гейнсборо.

Самостоятельная работа: анализ одного из портретов Гейнсборо.

7.12. Орнаменты барокко и классицизма

Орнаменты двух противоположных стилевых систем – барокко и классицизма как разные наследники эпохи античности и Возрождения. Соответствие орнамента барокко представлению о величии королевской и аристократической власти. Орнамент барокко – роскошная и динамичная версия наследия античности и Возрождения. Любовь к золоту, крупным размерам орнаментальных мотивов. Причудливые очертания деталей интерьера в стиле барокко.

Сдержанность и рациональность классицистического орнамента. Спокойные геометрические формы предметов декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная работа: найти репродукции образцов орнаментов барокко и классицизма.

РАЗДЕЛ 8. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX ВЕКА 8.1. Феодальная Испания и переход к реализму в искусстве.

Трагический период испанской истории и творчество Гойи. Цветовая и световая напряженность полотен художника. Сочетание реальности и фантастических мотивов в серии «Каприччос». Особенности техники офортов Гойи. Цикл «Мрачных картин» из «Дома Глухого». Самостоятельная работа: анализ одного из ранних произведений Гойи.

8.2.Искусство неоклассицизма во Франции

Особенности стиля неоклассицизм на основе выявления сходств и различий творчества Давида и Энгра. Римская античность как общественный идеал. Гражданский пафос, «революционный классицизм» Давида. Эстетическая и идейная программа «Клятвы Горациев» .Переход на позиции реализма во время революции. Картина «Смерть Марата» как пример превращения бытового жанра в жанр исторический. Портретная галерея Давида.

Роль линии в живописной манере Энгра. Энгр и академизм. Самостоятельная работа: анализ одного из произведений Энгра.

8.3. Искусство революционного романтизма во Франции

Романтизм как оппозиция классицизму Давида и официальной идеологии. Критика романтизма представителями классицизма. Жерико и Делакруа – ведущие представители французского романтизма.

Эмоциональная напряженность, динамика в произведениях Т. Жерико «Офицер конных егерей», «Плот Медузы». Влияние мастеров прошлого – Караваджо, Рембрандта, Веласкеса, Тициана. Романтические и классические тенденции в творчестве Делакруа. Литературные и исторические сюжеты: «Ладья Данте», «Смерть Сарданапала». Драматизм картины «Хиосская резня». Программный характер «Свободы на баррикадах»: анализ композиционных и живописных особенностей и идейного содержания.

Горельеф Ф. Рюда «Марсельеза» («Выступление добровольцев в 1792 году») на Триумфальной арке в Париже.

Самостоятельная работа: составить схему расположения рельефов на Триумфальной арке в Париже.

8.4. Романтизм в Англии. Прерафаэлиты

Национальные особенности английского романтизма. Связь английского искусства XVIII–XIX веков с общественно-политической и экономической жизнью.

Особенности творческой манеры Джона Констебла. Констебл как один из первых европейских мастеров, работавших на пленэре. Самостоятельная ценность его этюдов. Мастерство в передаче мгновенного состояния природы.

Акварель – популярнейшая техника английских художников-романтиков. Акварели Уильяма Тернера. Движение в сторону нефигуративного искусства. Тернер и Констебл как предшественники импрессионистов.

Художественные и этические идеалы братства прерафаэлитов. Мистический, сказочный характер их образов. Близость романтикам в неприятии современной цивилизации. Интерес к декоративно-прикладному искусству и искусству книги. Связь с движением Искусств и ремесел, а через него – с возникшим позднее модерном. Самостоятельная работа: анализ одного из пейзажей Констебла.

8.5. Реализм во Франции. Барбизонцы

Связь реалистической тенденции в искусстве с общественным прагматизмом и ростом значения научного знания.

Новые темы и новый герой в творчестве Гюстава Курбе и Оноре Домье.

История возникновения, представители барбизонской школы. Работа на пленэре.

Крестьянская тема в творчестве Франсуа Милле.

«Пейзажи настроения» Камиля Коро.

Творчество Гюстава Курбе. Монументальность образов его жанровых сцен. Объемность пластической формы, колорит и свет в произведениях Курбе. Программа реализма, созданная Курбе.

Влияние барбизонцев на импрессионистов.

Отражение социально-политических событий в графике Домье. Язык иносказаний и метафор, гротеск как средство политической сатиры .

Академическая (салонная) живопись, ее особенности и эволюция в декаданс. Самостоятельная работа: анализ одного из пейзажей К. Коро.

8.6. Импрессионизм идейные задачи.

Преемственность в искусстве на примере влияния живописи Делакруа, барбизонцев, Курбе на импрессионистов, а их, в свою очередь, – на дальнейшее развитие живописи вплоть до наших дней.

Временные рамки импрессионизма, происхождение названия направления. Особенности художественного метода.

Тема современного города в творчестве Эдуарда Мане и Эдгара Дега (сопоставление).

Особенности творческой манеры Камиля Писарро, Огюста Ренуара, Поля Синьяка.

Импрессионизм в скульптуре. Творчество Огюста Родена.

Неоимпрессионизм Жоржа Сера. Самостоятельная работа:идейный и художественный разбор одного из пейзажей каждого из импрессионистов.

8.7. Постимпрессионисты идейные и творческие задачи.

Отсутствие общей программы и общего метода у художников-постимпрессионистов.

Творческая индивидуальность представителей постимпрессионизма: Поль Сезанн, Анри Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог, Поль Гоген.

Живописные эксперименты Поля Сезанна. Сезанн как один предшественников кубизма.

Трагичность биографии Ван Гога. Этическая составляющая его творчества. Причины эмоционального воздействия и популярности его произведений.

Тема современного города в живописи и графике Тулуз-Лотрека. Особенности стиля и техники его афиш.

Бегство от цивилизации Поля Гогена. Декоративность живописи Гогена, обобщенный, синтетический характер формы. Гоген как символист.

Самостоятельная работа: анализ одного из произведений по выбору.

8.8. Контрольная работа «Искусство Западной Европы XIX века»

Работа в форме визуального тестирования, которое должно выявить понимание и знание учащимися особенностей различных художественных стилей и направлений в изобразительном искусстве Западной Европы в XIX веке.






Тематический план предмета «История искусства» на 2022-2023 учебный год, 4 класс

1. Искусство Западной Европы 16-17 вв.

2. Архитектура барокко в Италии Л. Бернини.

3. Французский Классицизм в архитектуре. Версаль Лувр

4. Реализм в живописи. Караваджо и его школа

5. Испания. Контрреформация и реализм (Веласкеса, Рибера , Сурбаран)

6. Фландрия 17 в. (Рубенс, А. Ван Дейк, Снейдерс и др.)

7. Искусство Голландии (творчество Рембрандта, Хальса, Яна Вермейера)

8. Стилевое своеобразие Французского классицизма (Пуссен, Лорен, Жирардон)

9. Стиль Роккоко во Франции. Галантный жанр живописи (Ватто, Буше, Шарден).

10. Живопись и скульптура Сентиментализма и классицизма

11. Эпоха Просвещения наука искусство и философия. Архитектура Ампир

12. Английская школа живописи просвещенного классицизма. (Хогарт, Гудон)

13. Творчество Рейнолдса и Гейнсборо

14. Зачет по стилям Барокко и Классицизм

15. Искусство Древней Руси до начала 15 века. Киевская Русь 8-10 в.

16. Искусство Новгородского княжества

17. Владимиро-Суздальская школа архитектуры

18. Иконопись Феофан Грек и Андрей Рублев

19. Архитектурный ансамбль Московского кремля

20. Своеобразие Русской Архитектуры

21. Традиции Христианской живописи

22. Выдающиеся иконописцы Дионисий и Симон Ушаков.

23. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы.

24. Контрольный урок искусство Руси10-17 век.

25. Искусство 18 в. Реформы Петра первого.

26. Барокко в архитектуре (Ж.Б.Леблон, Трезини, Растрелли)

27. Портретная живопись (Никитин,Матвеев)

28. Архитектура второй половины 18 в. Академический классицизм

29. Скульптура 18 в. в творчестве Шубина, Козловского, Фальконе

30. Живопись.Творчество Рокотова.

31. Портреты в живописи Левицкого.

32. Творчество Боровиковского

33. Русское декоративное искусство и костюм 18 в.

34. Итоговый урок зачет.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Валеева Венера Асгатовна

Дата: 06.01.2023

Номер свидетельства: 622395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа урока по лепке для 2 класса дхш"
    ["seo_title"] => string(40) "proghrammaurokapoliepkiedlia2klassadkhsh"
    ["file_id"] => string(6) "307684"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458399197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства