Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» (индивидуальная)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» (индивидуальная)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» (индивидуальная) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» (индивидуальная)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская художественная школа»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» (индивидуальная)
Составитель: Скворцова Яна Андреевна,
преподаватель МБОУДО
«Детская художественная школа»
г. Биробиджан 2019 год
Содержание
№
Наименование раздела
Стр.
1
Пояснительная записка
3
2
Учебный план
5
3
График образовательного процесса
6
4
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации учащихся
6
5
Учебно-тематический план
7
6
Содержание учебного предмета
8
7
Список литературы
11
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Расширение образовательных возможностей этой категории учащихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» и с заключением ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Срок освоения программы составляет 1 год. В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии продолжительность занятий составляет 30 минут, перемена – 10 минут. Общее количество аудиторной нагрузки – 1 час в неделю по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование», Занятия проходят индивидуально. Самостоятельная работа не предусмотрена. Консультации для родителей проводятся после каждого занятия. Кроме того, родители могут участвовать в ходе занятий совместно с ребенком.
Целевое назначение программы:
Приобретение умений и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук и тактильного восприятия
Снимать физическое и психологическое напряжение, увеличить периоды работоспособности детей.
Увеличить способности к концентрации внимания.
Развивать умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
Помогать в преодолении барьеров в общении.
Помочь детям с ОВЗ овладеть различными техническими навыками при выполнении работ
Развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира.
Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.
Объект обучения: ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
(Данная индивидуальная программа рассчитана на детей от 7 до 16 лет и предполагает 1 год реализации. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану, с учетом возрастных особенностей и диагноза детей.)
Предмет программы: Основы изобразительной грамоте и рисования
Формы подведения итогов реализации программы: контрольный урок (в форме просмотра), выставка, экзамен (итоговый).
Содержание программы «Акварелька» предусматривает освоение различных методов и средств художественного воспитания: рисование, работа акварелью и гуашью, аппликация, пластилинография, лепка и нетрадиционные методы рисования. Также ребенок знакомится с оригами, техника «набрызг», рисование солью. Освоение данных технологий позволят расширить кругозор ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительной памяти, формированию эстетического отношения и художественно – творческих способностей.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность ребёнка с ограниченными возможностями, свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Поскольку, с одной стороны, даёт более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязаны к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Формы проведения занятий по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ «Акварелька» (индивидуальная)
- беседа,
- практическое занятие,
- выставка,
- занятие-игра.
Методы и приёмы обучения
методы
приёмы
Объяснительно - иллюстративные
Беседа, рассказ, экскурсии, обзор литературы, художников
Репродуктивные
Выполнение работы по образцу, составление схемы работы готового изделия, выполнение работы по схеме
Эвристические
Копилка идей, творческий
Проблемно - поисковые
Наблюдения, анализ – синтез, индукция – дедукция, обобщение - конкретизация
Для реализации программы необходимо:
1. Материально-техническое обеспечение. Просторный учебный кабинет с хорошим освещением, оборудованием по возрасту детей, демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребёнка.
2. Методическое и дидактическое обеспечение. Подборка информационной и справочной литературы. Диагностические методики для определения уровня творческих способностей.
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала преподаватель может использовать наглядные пособия следующих видов:
- естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, чучела и т.п.);
- объемный (макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий);
- схематический или символический (оформленные стенды, схемы, рисунки, плакаты, развертки и т.п.);
- картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);
- смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал и др.).
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
При реализации программы «Акварелька» со сроком обучения 1 год продолжительность учебных занятий составляет 33 недели в год, общий объем максимальной нагрузки составляет 33 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование - 33 часа. Самостоятельная работа не предусмотрена.
Количество часов по каждому учебному предмету определяется с учетом рекомендаций ПМПК («Основы изобразительной грамоты и рисунка» – 1 час в неделю).
3. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
При обучении по общеобразовательным программам учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами. Перенос сроков начала учебного года осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.
В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных организаций.
Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 1 час в неделю (согласно заключению ПМПК).
4. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров творческих работ и участие в выставках. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки.
По завершении изучения учебных предметов учащимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об обучении.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебного занятия
Аудиторные занятия
1 полугодие
1
Знакомство. Диагностика.
Тестирование
Урок
1
2
Рисование по точками карандашами.
Урок
1
3
Направление штриха
Урок
1
4
Рисование точками «Яблоко»
Урок
1
5
«Осеннее дерево»
Урок
1
6
«Новогодняя ёлка»
Урок
2
7
В гостях у цирка. «Клоун»
Урок
1
8
«Осенняя засолка»
Урок
1
9
«Подводный мир»
Урок
2
10
Рисование и аппликация моря
Урок
2
11
«Заяц»
Урок
1
12
Промежуточная аттестация
Просмотр
1
Всего 1 полугодие
15 часов
2 полугодие
13
Открытка «Кот»
Урок
1
14
«Чудо дерево»
Урок
2
15
«Домашний кот»
Урок
2
16
Техника «набрызг» «Космос»
Урок
1
17
«Листья»
Урок
1
18
«Ракета»
Урок
2
19
«Танк»
Урок
2
20
«Цветы»
Урок
1
21
Открытка для мамы
Урок
1
22
«Медуза»
Урок
2
23
Фрукты в вазе
Урок
2
24
Промежуточная аттестация
просмотр
1
Всего 2 полугодие
18 часов
Итого за год
33 часа
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.1. Тема: Знакомство. Диагностика.
Тестирование. Выявить уровень возможностей детей. Тестовые задания. Знание цветовой гаммы. Умение держать карандаш, работа с кистью. Материал: формат А 4, краски, карандаши
1.2. Тема: Рисование по точкам карандашами. Учить рисовать предметы по точкам. Симметрия. Самостоятельная дорисовка предметов. Использование готового шаблона. Использование формата А 4, цветные фломастера, цветные карандаши.
1.3. Тема: Направление штриха. Учить рисовать направление штриха, сверху вниз, с лева на право, с право на лево. Использование готового шаблона шаров, разных по формам. Использование формата А 4, цветной фломастер.
1.4. Тема: Рисование точками «Яблоко». Дети рисуют Яблоко (палочкой) Использование готового шаблона яблоко. Использование бумаги, палочки-тычки, гуашь.
1.5. Тема: «Осеннее дерево». Закрепление пройдённого материала. Рисуем ствол гуашью, осенние листья рисуем с помощью палочек (палочки-тычки). Использование основных цветов (желтый, красный). Демонстрация готовых работ. Использование формат А 4, палочки-тычки, гуашь.
1.7. Тема: «В гостях у цирка». «Клоун». Беседа о цирке. Просмотр детских рисунков. Знакомство с пропорциями. Последовательность выполнения частей тела человека. Развитие моторики, размягчение, смешивание пластилина. Умение формировать шарики, жгут. Материал: пластилин, доски, стеки.
1.8. Тема: «Осенняя засолка». Закрепление пройденного материала. Развитие моторики, размягчение, смешивание пластилина. Формирование шариков, жгутов. Использование готового шаблона банки. Покрываем банку восковыми карандашами. Материал: пластилин, картон, восковые мелки, стеки, досточка
1.9. Тема: «Подводный мир». Беседа о цветах и оттенков моря. Холодные цвета для фона, смешивание цветов. Тонирование бумаги. Наклеивание готовых шаблонов рыб, дорисовка силуэтов рыб и деталей подводного мира. Материал: формат А 3, акварель, клей.
1.10. Тема: Рисование и аппликация моря. Повторение пройденного материала. Тонирование альбомного листа море на дне. Подбор цветной бумаги теплых оттенков для тела рыбы - кружочки для чешуи. Наклеивание шаблонов. Дорисовка водорослей. Материал: формат А 4, акварель, цветная бумага, клей.
1.11. Тема: «Заяц». Бумага пластика. Знакомство с приемами сгиба бумаги. Техника безопасности работа с ножницами. Формирование пружины- туловища. Рисование головы зайца. Приклеивание к туловищу головы, лап, хвоста. Материал: бумага, цветные фломастера, клей, ножницы.
1.12. Тема: Промежуточная аттестация - ПРОСМОТР.
1.13. Тема: Открытка «Кот». Демонстрация готовых работ. Закрепление знаний о теплых и холодных цветах. Формирование сочетаний теплых и холодных цветов. Наклеивание полосок на картон. Материал: картон, цветные полоски, клей, ножницы.
1.14.Тема: «Чудо дерево». Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Скручивание, формирование ствола. Приклеивание втулок - листья, покрываем цветом листья. Делаем яблоки гуашью пальцем. Материал: формат А 3, гуашь, бумага, втулки, гуашь, клей.
1.15.Тема: «Домашний кот». Знакомство с орнаментом. Демонстрируем детские готовые работы. Делаем основание ковра, формируем орнамент. Использование готового шаблона кота. Шерсть кота делаем восковым карандашом. Собираем композицию. Приклеиваем кота на коврик. Из ниток делаем клубок и приклеиваем под лапу кота. Материал: бумага, восковые карандаши, акварель, нитки, клей.
1.16.Тема: Техника «набрызг», «Космос». Знакомство с техникой «набрызг». Демонстрация работ, фотографий. Развитие цветового восприятия. Берем картон и акварель, с помощью зубной щетки начинаем распылять краску по всему картону. В результате получаем мелкие разноцветные точки. После рисуем планеты. Материал: акварель, картон, зубная щетка, кисть.
1.17.Тема: «Листья» Закрепление пройденного материала. Техника «набрызг». Берем шаблоны листьев, прикладываем к бумаге сверху распыляем краской. Получаются силуэты листьев. Материал: формат А 4, акварель, зубная щетка.
1.18.Тема: «Ракета» Макетирование. Закрепление пройденного материала техника «набрызг» делаем космос. Формируем объемную ракету из готовых шаблонов. Материал: картон, акварель, цветная бумага, клей, зубная щетка.
1.19.Тема: «Танк». Техника выполнения «рваная аппликация». Демонстрация иллюстраций изображений того, что будем делать. Подготавливаем бумагу, рвем на мелкие кусочки. Приклеивание к шаблону. Заливка фона. Материал: акварель, цветная бумага, клей.
1.20.Тема: «Цветы» с использованием нетрадиционных техник. Познакомить с особенностями воскового материала. Работа графическими материалами на всей плоскости листа, изображение поляны с цветами. Покрытие акварелью, соль. Материал: формат А 3, акварель, восковые мелки, соль.
1.21.Тема: Открытка для мамы. Заливка фона - акварель и соль. С помощью полосок формируем объёмный цветок. Материал : формат А 4, акварель, соль, цветные плоски, клей.
1.22.Тема: «Медуза». Продолжаем изучать нетрадиционную технику рисования. Демонстрация готовых работ. Учить работать с солью и красками, развитие цветовосприятия. Делаем набросок на бумаге. Покрыть набросок клеем, посыпать солью. Дать просохнуть, после высыхания покрыть цветом. Материал: картон, соль, акварель.
1.23. Тема: Фрукты в вазе. Демонстрация готовых работ выполненные в технике «пластилиновая живопись». Отработать умение выполнять мазки из пластилина. Лепка объемных элементов (фрукты, листья). Отработать умение формировать «жгут». Материал: пластилин, стеки, досточка, картон.
1.24. Тема: Промежуточная аттестация-ПРОСМОТР
7. Список литературы
Методическая литература
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991
3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1989
5. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
6. Казакова Т. С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2008
8. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Коготкова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М. П. Графика пейзажа. – М.: Гуманитарное издание Владос, 2008
3. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998
4. Искусство и ты. Учебник для 1 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998
5. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусства» - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008
6. Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006
7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009
8. Шалаева Т. П. Учимся рисовать. – М.:АСТ Слово, 2010