Компьютерный вариант конспекта занятия поможет педагогам дополнительного образования воспользоваться гиперссылками
— частью электронного документа, который ссылается на другой элемент, например, на веб-страницу с необходимой информацией по данной теме.
План – конспект открытого занятия
Предмет: композиция.
Класс: 1-й.
ФИО педагога: Зубкова Виктория Юрьевна
Тема: «Силуэт».
Тип занятий: комбинированный.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Цели:
1. Воспитывающие: воспитывать организованность, доброжелательное отношение к творчеству своих товарищей, осознание уникальности окружающего мира.
2. Развивающие: развивать творческое воображение, навыки работы с обобщением, мелкую моторику рук.
3. Обучающие: рассказать о происхождении слова «силуэт», познакомить учащихся с выразительным средством графики силуэт; объяснить, изучить и отработать на практике последовательность и особенности выполнения силуэтной композиции. Формировать навыки передачи настроения в рисунке.
4. Креативные: развивать воображение, образное мышление. Развивать способность остро наблюдать, обобщать увиденное. Обучить выявлять характерное.
Задание: придумать и выполнить силуэтную композицию на тему «Сказочный герой» в двух техниках – аппликация и живопись чёрной гуашью.
Оборудование педагога: силуэт Крылова, черная бабочка, белая бабочка, цветная бабочка, целая стайка бабочек (силуэтные), силуэтные иллюстрации из басни Крылова («Ворона и лиса», «Свинья и дуб», «Лиса и виноград» и другие).
Рисунок 1, 2 | |
Оборудование для обучающихся: бумага для фор-эскизов, ватман формата А3, карандаш, ластик, гуашь чёрная, банки под воду. Кисти: беличьи № 7-10, палитра, тряпочка, прямоугольник из черной, бумаги, ножницы.
Линейно–пятновой портрет, силуэты работы Н. Ильиной «Пушкин и няня», обложка Е. Нарбут для книги басен И.А.Крылова (на каждой парте по 1 экземпляру).
Рисунок 9 | Рисунок 10 |
Рисунок5 Р исунок 7 | Рисунок 6 |
Рисунок 3 Рисунок 4
10. Используемая литература: журналы «Юный художник» и «Художественный совет», Андреева Е. Два века Елизаветы Бём // Детская литература. —1991. — № 4. — С. 28.
http://siluet.org.ru/
http://www.bibliogid.ru/
http://tmn.fio.ru/
http://festival.1september.ru/
http://graphic.org.ru/
План занятия:
1) Организационный момент - 5 минут.
2) Беседа (ТБ). Объяснение материала – 10 - 30 минут.
3) Самостоятельная работа (практическая часть) – 90 - 70 минут.
4) Подведение итогов, анализ выполненной работы – 10 минут.
5) Уборка рабочего места (класса) – 5 минут.
Ход занятия № 1
Организационный момент: организация рабочих мест, проверка готовности, проверка отсутствующих по журналу.
Беседа:
- Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.
Эти работы выполняют художники-графики. Они очень любят черный цвет, потому что он - главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней. Такие изображения называют силуэтами.
Что такое силуэт - силуэт (от фр. silhouette — по имени фр. министра XVIII в. Э. де Силуэта, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля). Искусство силуэта зародилось в древнем Китае (Презентация). К середине 18в. распространилась мода на силуэты во Франции, где и возникло слово «силуэт». Силуэт это плоскостное изображение, вид графики. В силуэте фигуры или предметы рисуются или вырезаются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. Портреты в технике силуэт делаются, как правило, в профиль. На праздниках и корпоративных мероприятиях особым успехом пользуются силуэты людей, вырезанные из бумаги. Мужской или женский силуэт наклеивается на контрастную бумагу, благодаря чему получаются эффектные картинки силуэты.
Силуэт – вид графического изображения (Презентация). Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.
- Почему же мы говорим, что силуэт - это изображение в виде тени, которая обязательно повторяет сам предмет?
- Значит, бывают и другие тени?
- Действительно, силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. (Cм. рисунки).
- Рассмотрим следующий сюжет композиции.
Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.
- Каждый предмет, каждая фигура - это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.
- А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?
- Верно.
- За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне.
- Значит зима, поздний вечер.
- А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.
- Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.
- Какое время года?
- Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.
- Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова? (См. рисунки)
Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е. Нарбут для книги басен Крылова.
Что изображено на ней черными силуэтами, а что - белыми? (См. рисунки)
- Да, это тени, падающие от предметов и фигур.
- Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?
- Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?
- Верно. Тени удлиняются и сужаются.
- Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.
- Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.
Отметим еще одну особенность силуэта.
- Прилетела черная бабочка на белое поле. (См. рис 9.)
- Прилетела белая бабочка и села на черное поле. (См. рис. 10)
- Прилетела третья бабочка – разноцветная. (См. рис. 11)
- Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?
- Верно.
- У цветной бабочки крылья внутри проработаны - тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается.
- Поэтому он воспринимается как пятно.
- Вот целая стайка бабочек. (См. рис. 12)
Издали они выглядят черными пятнышками.
- Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.
И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.
- Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?
- Откуда произошло это слово?
Историческая справка:
Искусство силуэта имеет древние традиции. Интересно, что первобытные люди не называли силуэтные изображения искусством. Для них черные и красные абрисы на стенах пещер были инструментом диалога с богами, частью языка молитв и просьб, адресованных природе. Считалось, что нарисованные на стенах пещер черный буйвол или красная самка оленя могли отвратить бурю и сделать охоту удачной.
Очень древняя силуэтная традиция существует в Китае. Классический китайский силуэт – это композиция, тонко вырезанная из бумаги. В восемнадцатом веке этот вид искусства пришел в Европу и дал жизнь целой волне силуэтной моды.
Шло время, и искусство силуэта стало светским, приобрело аристократический лоск. Оно прошло весь путь эволюции художественных стилей. Есть силуэты в стиле готики, барокко, классицизма, романтизма и эклектики. Целую галерею силуэтных шедевров оставили нам модерн и конструктивизм. Мода на гравюру на линолеуме, пришедшая к нам на рубеже 1950-х и 1960-х гг., также породила множество интересных произведений силуэтной графики.
Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.
У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.
Такие изображения и стали называться «силуэтами». Было это почти 200 лет назад.
- Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?
- Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.
- И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя.
- Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.
- Хорошо.
Самостоятельная работа: выполнение задания.
1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать сказочного героя на определённом темой фоне в профиль.
2. Вырезать нужно по контуру, начав сбоку.
3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника.
4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный силуэт на белом фоне.
Итог: Отмечаются наиболее выразительные силуэты. Выставка работ.
Задаются вопросы:
Какие силуэты бывают? (Черные, белые).
Откуда произошло слово Силуэт? (От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта)