kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Леонардо да Винчи: жизнь и творчество талантливого человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный материал представляет собой краткие сведения о жизни Леонардо, а также подборку информации о шедеврах живописца.

Просмотр содержимого документа
«Леонардо да Винчи: жизнь и творчество талантливого человека»

Хронология жизни Леонардо да Винчи

1452 год. В Тоскане появился на свет незаконнорожденный сын нотариуса и местной крестьянки.

Ок. 1467 года. В возрасте 15 лет поступает подмастерьем к знаменитому флорентийскому живописцу и скульптору Андреа дель Верроккио.

1472 год. Получает звание мастера живописи и пишет свою первую картину «Благовещение».

1481 год. Первый большой заказ Леонардо – алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря, находящегося в окрестностях Флоренции.

Ок. 1482 год. Переезжает из Флоренции в Милан.

Ок. 1495 года. Герцог Лодовико Сфорца, правитель Милана заказывает Леонардо фреску «Тайная вечеря» для монастыря Санта-Мария деле Грацие.

1499 год. Вторгшиеся в Милан французы свергают Сфорца, и Леонардо возвращается во Флоренцию.

Ок. 1503 год. Начинает работу над портретом «Мона Лиза», который станет одной из самых знаменитых картин в истории живописи.

1506 год. Вновь переезжает в Милан.

1513 год. Обстановка в Милане обостряется, и Леонардо направляется в Рим, надеясь получить работу при папском дворе.

Ок. 1516 год. Не получив заказов от папы, принимает предложение короля Франции Франциска I и переезжает во Францию, где проводит последние годы своей жизни.

1519 год. Умирает 2 мая, в возрасте 67 лет, в усадьбе Клу, неподалёку от королевского замка Алебуаз в долине Луары.


Возрождение (Ренессанс)

Эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его (отсюда название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый стиль.

Вопрос о хронологических границах возрождения (в Италии, где Возрождение подразделяется на Реннес, Высокое и Позднее, – 14-16 в.в., в других странах – 15-17 в.в.)

Переломное значение эпохи особенно ярко проявилось в изобразительном искусстве и архитектуре.

Для деятелей Возрождения характерны стремление к реалистическому познанию мира и человека, вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представление о стройной закономерности мироздания.




Человек Ренессанса

Леонардо да Винчи был одной из самых ярких и загадочны личностей, в истории человечества. Выдающийся рисовальщик, превосходный живописец, гениальный инженер и прозорливый фантаст – он намного опередил своё время.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некой Катарины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Нам практически ничего не известно о ней, хотя жизнь Пьеро достаточно хорошо документирована. После рождения Леонардо он сделал успешную карьеру во Флоренции и четырежды женился, произведя на свет, помимо своего первенца, ещё 11 детей. Леонардо воспитывался в доме отца.

О том, как прошло детство Леонардо, мы тоже ничего не знаем. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. При этом он получил довольно поверхностное образование – в последствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык был в те времена основой обучения. Впрочем, уже тогда Леонардо проявил незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. В возрасте 15 лет Леонардо стал подмастерьем, у одного из прославленных флорентийских художников – Андреа дель Верроккио (ок. 1435-1488).

Поворот судьбы.

Верроккио был не только знаменитым художником итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер-ювелир, известность же ему принесли скульптура и живописные работы. Кроме того, Верроккио почитали как выдающегося инженера.

Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов. К сожалению, совпадали и их недостатки. Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы «Тайная вечеря» и «Битва при Ангиари» дошли бы до нас в первозданном виде.

Звание мастера живописи Леонардо получил в 1472 году, но до 1476 года оставался у Верроккио, это было связано с какой-то совместной рабой.

1481 годом датируется первый большой заказ Леонардо. Ему поручили написать картину «Поклонение волхвов» для алтаря монастыря Сан-Донато а Скоето близ Флоренции. Он так и не закончил её, что, впрочем, характерно для всей его художнической карьеры. Но, работая над образом, Леонардо успел продвинуться достаточно далеко, чтобы о нём заговорили как о непревзойдённом мастере в передаче жестов и эмоций.

Одной из причин, заставивших Леонардо бросить эту работу, стал его переезд из Флоренции в Милан на службу при дворе герцога Людовико Сфорца, деспотического правителя города, получившего из-за своей смуглой кожи прозвище «Моро» (то есть «Мавр»).

Здесь Леонардо провёл почти двадцать лет. Из письма, адресованного им герцогу, можно понять, что он был не только и не столько придворным художником, но, прежде всего, военным консультантом Сфорца. В том, что художник занимался чем-то помимо живописи, нет ничего удивительного, это было распространённой в те времена практикой. Поражает другое – невероятный кругозор Леонардо и прозорливость его мысли. Среди его военных проектов отметим «закрытые повозки, безопасные и неприступные» (прообраз современных танков) и многозарядное огнестрельное орудие на вращающейся турели (прообраз пулемёта).

Но технические проекты Леонардо слишком опережали своё время, не внушая доверия современникам. Сфорца не считал нужным тратить деньги на сомнительные, по его мнению, эксперименты. Однако, он высоко ценил талант Леонардо как изобретателя всевозможных сценических приспособлений и искусного мастера фейерверков, устраиваемых в честь разнообразных праздников. К подобным событиям во времена Ренессанса относились очень серьёзно и каждый правитель стремился к тому, чтобы устроенный им праздник затмевал своим великолепием праздники конкурентов.

Сфорца делал Леонардо и художественные заказы. Одним из них была большая конная статуя отца Лодовико. Леонардо создал глиняную модель, в три раза превосходящую натуральные размеры, но забросил работу и в дальнейшем модель уничтожили.

Фреска «Тайная вечеря» должна была украсить стену монастыря Санта-Мария деле Грацие.

Работая над ней, Леонардо экспериментировал с составом, призванным, на его взгляд, защитить картину от сырости. Эксперимент закончился катастрофой – спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства.

Путешествия и триумфы.

В 1499 году власти Лодовико пришёл конец – Милан был захвачен французами, и Леонардо покинул город. Посетив Мантую и Венецию, где он провёл несколько месяцев на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, Леонардо вернулся во Флоренцию и работал там вплоть до 1506 года.

Считается, что именно в этот период он написал (или во всяком случае, начал писать) свою знаменитую «Мона Лиза». Кроме этого, он получил от городских властей пристижный заказ на большую фреску «Битва при Ангиари» для Палацио Веккио. Как и в случае с «Тайной вечере», Леонардо решил прибегнуть к экспериментальной технике письма, и результат вновь оказался удручающим.

Фреска так и не была закончена, а то, что успел написать Леонардо, в XVI веке покрыли сверху другой росписью.

В 1506 году – Леонардо опять в Милане.

В 1512 году под натиском объединённых сил Швейцарии, Испании, Венеции и папского престола из города ушли французские войска – эти события вызвали череду беспорядков, и Леонардо покинул Милан, направившись в Рим. В Риме он надеялся получить работу при папском дворе. Папа Юлий II, умерший в 1513 году, был известным меценатом своего времени. Папа Лев X, сын Лоренцо Медичи, ни в чём не уступал своему предшественнику. Но с работой у Леонардо не заладилось. Ему исполнилось 60 лет, у него была репутация художника, никогда не завершающего свои работы. Это одна из причин. Другая заключалась в том, что к этому времени на художественной сцене уже появились Микеланджело и Рафаэль, скоростью работы явно превосходившие Леонардо. При папском дворе Леонардо приняли почтительно, но так и не предложили ему ни одного заказа.

Последний покровитель

Но Леонардо был уже живой легендой, чьё присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провёл на правах почётного королевского гостя.

Он получил официальный титул «первого королевского художника, инженера и архитектора», но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать.

Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника. Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества.

Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалёку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары, где и умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет.

Тело Леонардо было погребено на местном церковном кладбище. В последствии кладбище разрушили, и могила художника оказалась утерянной.



«Благовещение»

Картина написана приблизительно в 1472 году, её размер 104*217 см.

В данный момент находится в галерее Уффици, во Флоренции. К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса. Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве. Впрочем, блистательная техника и любовное отношение к деталям достаточно уверенно указывают на руку Леонардо.

Крылья архангела точно имитируют крылья настоящей птицы, и в этом проявилась научная зоркость Леонардо, характерная для художника на протяжении всей его карьеры.

Платье Девы иллюстрирует способ изобретённый Леонардо для изображения тяжёлых складок. Его биограф Джорджио Вазари писал, что Леонардо «иногда делал глиняные модели фигур и драпировал их смоченными в гипсе тканями. Когда складки застывали, он зарисовывал их».

На переднем плане изображён цветочный ковёр, каждый цветочек которого любовно и старательно прописан.

Вдали видны утопающие в лёгкой голубой дымке море и горы, точно передающие все мельчайшие изменения оттенков цвета в атмосфере.


«Мадонна в скалах»

Размер этой картины 190*120 см.

Написана около 1495-1505 годов.

Находится в Национальной галерее в Лондоне.

Это одна из самых загадочных картин в наследии Леонардо. Существует ещё одна версия картины – она находится в Лувре. Кажется очень странным то, что Леонардо крайне редко вообще заканчивающий свои работы, мог написать два варианта одной картины. Авторство Леонардо между тем в обоих случаях подтверждается многочисленными документами. В 1483 году художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия.

Он исполнил его – это и есть «Мадонна в скалах», выставленная в Лувре. Приблизительно с 1495 по 1508 годы Леонардо был вовлечён в судебное разбирательство по поводу оплаты работы. В 1506 году он согласился закончить работу в течение двух лет, и окончательный расчёт за неё произвели в 1508 году. Эта история имеет отношение к картине, выставленной в Национальной галерее, хотя остаётся непонятным, почему Братство отвергло первую (Луврскую) картину и потребовало переписать её. Некоторые участки варианта, выставленного в Национальной галерее, скорее всего, написаны учениками, но самые важные элементы (такие как голова Мадонны и ангел) настолько великолепны, что их автором мог быть только Леонардо.

Глубокие тени под глазами, носом, губами и на левой щеке Мадонны делают её образ удивительно объёмным.

Странные каменные образования формируют загадочную атмосферу, столь любимую Леонардо. В записных книжках художника есть описание того, как, стоя перед входом в пещеру, он чувствовал одновременно «страх перед непроглядной тьмой и желание заглянуть в её таинственную глубину».

На заднем плане тяжёлые силуэты скал контрастируют с уходящими вдаль, покрытыми дымкой далёкими очертаниями гор.

Волосы ангела демонстрируют высочайшую технику письма Леонардо. Свет, падающий на вьющиеся локоны, превращает их в переплетения золотых нитей.

«Мона Лиза»

Власть и портреты.

«Мона Лиза» Леонардо стала водоразделом в истории мирового искусства. Эта картина открыла новую эру реалистического портрета.

Пожалуй самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта – потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать.

«Мона Лиза» – величайший портрет всех времён и народов.

В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджио Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Мона Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.

Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-06 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?

Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете, не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства.

Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Мона Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего ренессанса к более реалистическому портрету эпохи Высокого Возрождения.


Загадки и вариации «Мона Лизы»


Её глаза Тёмные глаза Мона Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век. По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волосу, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее». Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.


Её улыбка Выражение «улыбка Мона Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях. Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.

Трещины Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краски и лак становятся ломкими.

Мотив узелка Вышивка, украшающая платье Мона Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» (vincolare) созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.


Элегантные руки Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портрет более естественным. Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.


Пустынный пейзаж Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь – ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.


Странная Мона Лиза

Портрет Мона Лизы – самое знаменитое творение Леонардо да Винчи. Ден Браун утверждает, что и сюда вложено «тайное знание» о единстве мужского и женского начала.

Официальной версии нет – только предположения: некая знатная горожанка, родственница Лоренцо Медичи, который был покровителем Леонардо, куртизанка графиня Сфорца. Есть версии, что это автопортрет, которому художник придал женские черты. Или портрет одного из его любимых учеников в женской одежде. Но имеются многочисленные исследования, которые подкрепляют гипотезу Брауна о том, что в одной картине слились два портрета мужчины и женщины. Два начала.

Биограф многих художников средневековья Джорджо Вазари писал так: «Для Франческо дель Джокондо, богатого торговца, Леонардо написал портрет Мона Лизы, его жены». Но особой веры этим словам нет – в книгах Вазари искусствоведы нашли массу ошибок. Мужчина это или женщина? Кто-то может быть уверен, что мужчина. Впрочем, существует два портрета, называемых «Обнажённая Джоконда». Написаны они учениками Леонардо, и на них, похоже, изображена та же женщина. Одна из этих картин находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Чему она улыбается?

Говорят, что улыбка на лице женщины то появляется, то исчезает. Это причуды восприятия, которое меняется в зависимости от того, на что направлен взгляд. Если смотреть в глаза «Моне Лизе», то подбородок оказывается в периферийной зоне зрения, которая и создаёт эффект неуловимой улыбки. Но стоит взглянуть на губы, она пропадает.

«Она так смотрит … будто знает то, чего не знают другие. Как дети в школе, когда у них есть секрет», – говорит Браун устами главной героини детектива Софи. И последующими экскурсами в мифологию намекает на то, что в виде «Моны Лизы» Леонардо изобразил на самом деле гермафродита – существо, сочетающее мужское и женское начало. Некоторые исследователи полагают, что мастер писал с натуры. И в этом секрет и его, и того, кто позировал…



Две «Мадонны» – загадки и отличия

Леонардо да Винчи питал пристрастие к тёмным силам. И это отражалось в его искусстве, – пишет Ден Браун и приводит в пример известные картины – «Мадонна в скалах» и «Мадонна в гроте».

Картины и в самом деле странные. Обе называются «Мадонна в скалах». А «Мадонна в гроте» – просто приём переводчика книги, чтобы различать эти весьма похожие произведения. Известно, что в 1843 году Леонардо получил заказ на алтарный образ для Миланского Братства непорочного зачатия. Однако через несколько лет художник отказался отдать картину монахам. Официальная версия – заказчики снизили сумму оплаты. Судебная тяжба длилась очень долго. В результате да Винчи решил сделать второй экземпляр картины, которую и отдал братству. Есть сведения, что картину писали его ученики.

Неизвестно, почему монахов не устроил первый вариант картины. Возможно, их недовольство вызвала когтистая лапа, которую Леонардо зачем-то изобразил в правом нижнем углу «первого варианта». Да и непропорционально большие ноги младенца Иисуса вызывают удивление. Сам Леонардо не считал нужным объяснять, какой смысл он хотел привнести в картину.

Отличия:

  1. На картине слева нет нимбов у святых.

  2. В первом варианте ангел зачем-то указывает на Иоанна.

  3. На картине справа Иоанн держит крест.

Загадки:

  1. Дева Мария почему-то обнимает не сына Иисуса, а Иоанна Крестителя.

  2. Иисус благословляет Крестителя, а не наоборот.

  3. У младенца Христа непропорционально большие мускулистые ноги.

  4. И главная тайна первой картины – когтистая лапа ангела – загадка для искусствоведов. На втором варианте её нет.


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Леонардо да Винчи: жизнь и творчество талантливого человека

Автор: Мельникова Ирина Анатольевна

Дата: 22.08.2016

Номер свидетельства: 340343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Психологические качества личности концертмейстера "
    ["seo_title"] => string(61) "psikhologhichieskiie-kachiestva-lichnosti-kontsiertmieistiera"
    ["file_id"] => string(6) "240681"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445089340"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Интелектуальная игра по физике "Брейн ринг" "
    ["seo_title"] => string(48) "intieliektual-naia-ighra-po-fizikie-briein-ringh"
    ["file_id"] => string(6) "143213"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418477758"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства