Урок истории в 5 классе. Учитель – Козлова Светлана Юрьевна
Тема: Земельный закон братьев Гракхов.
Тип урока: урок применения предметных навыков.
Дидактическая задача: формирование умения анализировать исторический документ
Структурные элементы урока:
Технологическая карта занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Этап «Постановка цели и задачи урока»
1.Приветствие, организационный момент который позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание.
2.Учитель предлагает вспомнить, о чем шла речь на прошлом уроке?
Учитель задает вопросы классу по теме прошлого урока.
-Почему началась гражданская война в Риме?
-Что вы знаете о жизни бедных и богатых, рабов из курса истории?
3.Учитель через дополнительный вопрос подводит к теме урока.
- В ком или в чем нуждалось сильное государство?
4.Учитель просит сформулировать тему урока, корректирует и просит записать в тетрадь. Просит сформулировать вопросы к теме урока.
Учитель обобщает сказанное и предлагает все сказанное привести в систему: показывает план изучения темы и задает вопросы классу.
-Что у нас получилось?
-Какой вид плана? (предлагает записать) -Для чего нужен план?
Учитель называет цель, задачи урока, УУД
1.Формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться.
2.Осмысленное восприятие.
Слушают учителя и отвечают на вопросы:
- «О могуществе Рима и его проблемах внутри государства».
3.Отвечают на вопрос.
-«Государство нуждалось в сильной личности и принятие мер»
4.Строят рассуждения, формулируют тему урока и записывают в тетрадь; формулируют вопросы к теме урока.
Осмысленное восприятие.
Отвечают на вопросы.
Записывают план в тетрадь.
Слушают учителя.
Быстрое включение в деловой ритм работы.
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Высказывают свое мнение.
Слушают собеседника, излагают свое мнение с обоснованием.
Контролируют правильность ответов обучающихся.
Умение слушать в соответствии с целевой установкой.
Принятие и сохранение учебной цели.
Дополнение,
уточнение высказанных мнений по существу поставленного задания.
Владеют первоначальными умениями выполнять учебные действия.
Этап «Изучение нового материала»
1.Учитель предлагает выполнить задание «верно-неверно» (предложения представлены на слайде).
Правильность ответов учитель предлагает проверить в конце урока.
2.Учитель предлагает вспомнить и объяснить понятия (понятия из документа, с которым предстоит работать).
3.Учитель информирует класс о предстоящей самостоятельной работе с документом (раздает классу текст документа и задает вопрос)
-Какие задачи поставлены перед вами при работе с документом?
Корректирует ответы, направляет ход мыслей учеников в нужное русло.
4.Физминутка (позволит каждому ученику проверить свои знания). Учитель называет факт (название, понятие) из тем «Греция» и «Рим». Если речь идет о Греции– обучающиеся должны присесть на стул, если речь идет о Риме – встать и поднять руки вверх.
5.Учитель задает вопросы, которые записаны в конце документа; корректирует ответы обучающихся по мере необходимости.
6.Учитель задает дополнительные вопросы и предлагает найти ответы в тексте параграфа.
Обобщает ответы учеников.
1.Осмысленное восприятие.
Отвечают «верно» или «нет» и свои ответы записывают в тетрадях.
2.Объясняют понятия.
3.Ученики получают документ и отвечают на вопрос.
-«Документ надо прочитать, ответить на вопросы в конце документа, выделенные термины в тексте записать в тетрадь и объяснить, владеть информацией».
Читают документ, анализируют, отвечают на вопросы, записывают выделенные термины из текста в тетрадь и объясняют.
4.Встают, определяют к какой теме относится факт (название, понятие) и действиями показывают.
5.Отвечают на вопросы
6.Работают с текстом параграфа. Отвечают на дополнительные вопросы.
Ориентирование в книге, тетради.
Слушают, участвуют в обсуждении ответов, объясняют понятия. Рефлексия своих действий.
Умение слушать и слышать учителя и одноклассников, вести диалог.
Строят рассуждения, понятные для собеседников.
Понимание учебной задачи и стремление ее выполнить.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Ориентирование в книге, тетради.
Этап «Рефлексия»
1.Учитель задает вопрос.
-Назовите «+» и «-» в земельном законе братьев Гракхов.
2.Учитель предлагает познакомиться ученикам с оценками историков о деятельности братьев Гракхов (раздает текст с оценками историков) и ответить на вопросы
-Чья точка зрения Вам ближе?
-Ваша отношение к этим законам?
-В борьбе Гракхов и их противников чьи действия ты - человек XXI в. считаешь недопустимыми и почему?
3.Учитель возвращает учеников к заданию «верно»-«неверно».(фронтальная проверка).
4.Подводит итог работы: предлагает ученикам оценить свою работу и поставить себе отметки. Корректирует отметки по мере необходимости.
5.Объясняет задание на дом (для любознательных предлагается задание повышенной сложности)
6.Награда за урок -игра «Аукцион»
1.Отвечают на вопрос.
Обобщение и анализ полученной информации, умение правильно выражать мысли.
2.Читают оценки историков и выбирают ту оценку, которая им ближе. Делают выводы.
Отвечают на вопросы.
3.Отвечают «верно» или «нет» и свои ответы корректируют в тетрадях.
4.Оценивают свою деятельность и выставляют себе отметки. Слушают, записывают
5.Формирование наиболее эффективного способа деятельности.
6.Принимают активное участие.
Дают аргументированные ответы на вопросы.
Умение слушать и вести диалог, обоснование своих ответов.
Используют полученную информацию для получения новых знаний.
Умение строить ответ в соответствии с учебными задачами.
Сохраняют учебную задачу.
Выполняют задания.
Оценивание своих достижений
Рассказывают по плану, логично, аргументировано отвечают на вопросы
Планирование и контролирование своих действий на уроке.