Способствовать пониманию особенностей природных условий Ассирии, возможностей хозяйственного освоения территории; создать условия для развития умений анализировать причины быстрого роста территории государства, превращения Ассирии в могущественную державу, работать с картой; содействовать формированию представлений об ассирийском войске, культурных достижениях ассирийцев
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом
2. Личностные результаты
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
3.Метапредметные результаты
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сочинение, сообщение и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.
Местоположение и природные условия верховий реки Тигр, занятия жителей. Освоение железа (X в. до н. э.). Завоевательные войны ассирийцев, образование могущественной державы. Устройство ассирийского войска, вклад ассирийцев в военную науку и практику. Ассирийские цари и их способы управления державой. Падение Ассирии. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии (612 г. до н. э.). Культурные сокровища Ниневии: планировка городов, градостроительство, каменные рельефы, глиняная библиотека Ашшурбанапала. Ассирийцы, держава, империя, конница, таран, глиняная библиотека
1.Научить объяснять, как Ассирии удалось стать мировой державой Западной Азии, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину.
2.Из фактов истории Ассирийской державы научить объяснять причины и последствия образования и гибели мировой державы.
3.При оценке такого исторического явления, как переход к железному веку, научить выявлять нравственные и гуманистические ценности человеческого общества.
4.Создать условия, при которых каждый ученик высказал бы собственную оценку по проблеме: «Переход к железному веку – благо или зло для человечества?».
5.Научить определять и объяснять свои оценки исторического наследства Ассирийской державы в развитии человеческой цивилизации.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
Оргмомент |
Приветствие Вступительное слово: На прошлом уроке мы узнали, что люди научились использовать железо в своей деятельности. Когда это произошло? А когда стали широко применять железо? В каком государстве первыми начали использовать железо? Сегодня речь пойдет об этом «Железном» государстве. Тема урока: «Железное» государство Ассирия | В 1 тыс. до н. э. С 10 в до н. э. В Ассирии\ Записывают тему урока в тетрадь |
I. Создание проблемной ситуации. |
Начать мне хотелось бы с одной беседы, состоявшийся между одним любознательным пятиклассником и ученым-историком. Пятиклассник: И как только люди обходились без железа? Столько полезного можно из него сделать! Человечество должно быть благодарно ассирийцам за то, что придумали использовать железо Историк: А ты знаешь, что Ассирию многие народы ненавидели и боялись, а однажды напали на этот государство и уничтожили? 1. Какое предположение выдвинул пятиклассник? 2. Какие факты привёл Историк? 3. Сравните мнения пятиклассника и учёного об ассирийцах. Какую разницу в них вы отметили? 4. Какой вопрос мальчик мог бы задать ученому? Вот вы и сформулировали проблему урока. Молодцы! - Запишите проблему в тетрадь | Люди должны быть благодарны ассирийцам за то, что они распространили по цивилизованному миру железные изделия. Люди ненавидели и боялись ассирийцев, а потом уничтожили их государство Почему многие народы ненавидели Ассирию и уничтожили ее? |
II. Версии. |
– Проблема поставлена. Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы? Помочь вам могут ключевые слова: оружие, железо, войны, захваты, жестокость Фиксирует версии на доске: 1) покорили многие народы; 2) были жестоки с людьми. | – Использовали железо для изготовления оружия, чтобы вести захватнические войны. – Много убивали людей, были жестокими к завоёванным народам. |
III. Актуализация знаний. |
Вспоминаем, что вы уже знаете по проблеме урока. 1. Какие государства Древнего мира вы знаете? Когда они существовали ? 2.. Какие из этих государств вели завоевательные походы и захватывали территории? 3. Когда люди стали широко использовать железо? 4. В чем преимущество железа? 5. Вспомни , Для чего в основном использовали железо ассирийцы? Вывод: Многие государства Древнего мира совершали завоевательные походы. С появлением железного оружия, которое впервые применили ассирийцы, они успешно завоёвывали и разрушали соседние государства. | Работают во фронтальном диалоге. Древний Египет, Междуречье, Финикия, Палестина. Существовали В 3-2 тыс. до н.э. Ок. 10 в. до н.э. Оружие Орудие труда Твердый металл Для ведения захватнических войн |
IV. Планирование деятельности |
– Итак, вы уже многое знаете. Что нам надо еще узнать для решения проблемы урока? Давайте порассуждаем вместе - Что нужно было ассирийцам, чтобы захватнические войны были успешными? - Как нам узнать, какие народы ненавидели и боялись ассирийцев -Давайте вспомним диалог пятиклассника и историка. Чем закончилась история Ассирии? - Что мы должны выяснить по вопросу гибели Ассирии? – Вот мы и установили что нам нужно узнать для решения проблемы, мы называем это планом. Надо узнать (план урока): 1. Войско ассирийцев. 2. Завоевания Ассирии. Отношения к покорённым народам. 3. Причины гибели Ассирии | – Чем занимались ассирийцы, чего достигли, какое у них было оружие, с кем воевали, как относились к покоренным народам Хорошо обученное войско, хорошее оружие Какие территории и народы завоевали ассирийцы? Ее разрушили покоренные народы Когда, Как и по какой причине это о произошло? |
Но перед началом трудной работы по добыванию новых знаний давайте отдохнем и подготовим наши глазки Гимнастика для глаз |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
Войско Ассирии Используя текст учебника (пункт 2, стр. 86), опишите ассирийское войско по плану: Вооружение Состав войска Изобретения для ведения войны Что способствовало успешным завоеваниям ассирийцев? Сделать вывод. (Соотнесите полученную информацию с проблемой) Завоевания ассирийцев С помощью карты на с.86 ответь на вопросы: 1. Где находилась Ассирия? Какой город являлся столицей? 2. Какие территории были завоеваны? Такое гос-во, кот создали ассирийцы по итогам своих завоевательных походов принято называть военной державой. Какое государство можно назвать державой? Отношения к покоренным народам Используя текст документа (стр. 89 ) и иллюстрацию на стр. 88 ответь на вопросы: 1.Как ассирийцы относились к завоеванным народам? 2. Как относились покоренные народы к ассирийцам? 3. К чему могли привести такие взаимоотношения? Действительно, ассирийцы всегда опасались восстаний на завоеванных территориях. В каждом покоренном государстве у них была сеть шпионов и разведчиков, кот, помогали вовремя предупреждать о начинающихся восстаниях . | Железные мечи, боевые топоры, луки, копья Конница, тараны. Умели делать подкопы под стены . При осаде Вавилона повернули русло реки и затопили город Успешным завоеваниям ассирийцев способствовало наличие сильной, хорошо организованной и хорошо вооруженной армии. А также применение новых изобретений для ведения войны: конницы, таранов От Междуречья до Средиземного моря Палестина, Финикия, Сирия, Урарту, Вавилон, Междуречье Держава – большое и сильное государство, часто бывает населено разными народами. Жестоко, бесчеловечно Ненавидели. проклинали К восстанию , уничтожению ассирийской державы |
Причины гибели державы. Вы уже знаете, что ассирийская держава погибла. Была разрушена. Почему это произошло? еще причины Причины гибели Ниневии: – восстания покорённых народов; – хозяйственное ослабление Ассирии; – наличие железного оружия у соседних народов; – объединение сил покорённых народов. Когда ассирийская держава была разрушена? 612 г. до н.э. – разрушение столицы Ассирии Ниневии Эта дата гибели Ассирийской державы | Причины гибели Ниневии: – восстания покорённых народов -объединение сил покорённых народов. В течение 3 минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника. |
VI. Итог решения проблемы |
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Предполагаемый вывод по проблеме: Многие народы ненавидели Ассирийцев за их жестокость, за то, что при помощи железного оружия ассирийцы завоевали многие государства. Они были жестоки к покоренным народам. Эти народы объединили свои силы и разрушили ненавистную Ассирию – Разные народы проклинали ассирийцев за их жестокость, за то, что они, завоевав соседние города, убивали местных жителей и подчинили своей власти целые народы. |
VII. Применение нового знания. |
– Как вы думаете, какие достижения и уроки оставила нам в наследство Ассирийская держава? – Как вы думаете, могут ли державы долго существовать. Почему? Вы правы. Действительно, державы, основанные на завоеваниях, и состоящие из разных народов не могут долго существовать. Мы увидели это на примере Ассирии. А на следующем уроке речь пойдет о еще одной Персидской державе | Могут сказать, что ассирийцы распространили по всему цивилизованному миру железные изделия. В Ниневии была собрана огромная библиотека из 30 тыс. глиняных табличек, на которых были записаны важнейшие исторические события. Однако на примере Ассирии мы видим, что не может долго существовать государство, пусть даже хорошо развитое, если оно создано на принципах уничтожения и порабощения других людей. |
VIII. Домашнее задание. Параграф 18, вопросы |
Выставление оценок Кто хорошо работал, по вашему мнению? Спасибо за урок! |