kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зарождение демократии в Афинах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная: подвести учащихся к пониманию понятия «демократия», показать учащимся движение исторического конфликта между демосом и аристократией, дать знания о причинах поражения в войне с Македонией.

Развивающая: развивать у учащихся умение характеризовать историческую личность на примере Солона, Перикла, Демосфена;  способствовать формированию коммуникативных компетенций посредством организации групповой работы, публичного выступления, диалога с учителем.

Проблемно - практическая: создать ситуацию соучастия посредством ролевой игры.

Воспитательная: активизировать переживания несправедливости, сострадания на индивидуальном уровне.

Оборудование: ЦОР «История Древнего мира», бумажные часы с указателями веков – «машина времени»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зарождение демократии в Афинах »

Зарождение демократии в Афинах.


(Урок в 5-м классе по истории Древнего мира)

(Слайд №1)


Тип урока: урок-презентация с использованием мультимедийного продукта и активных методов обучения.

Цель урока: формирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона формировать представление учащихся о формах проявления демократии.

Задачи урока:

Обучающие - умение работать с исторической картой; показывать географическое положение Аттики и её центра – Афин; развитие умения пользоваться историческими терминами; формировать навыки работы с текстами документов (исторических источников); знать исторических деятелей и их вклад в развитие государства.

Развивающие – развивать логическое мышление, умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательные – развитие интереса и уважения к истории народов мира, к достижениям древних греков в развитии политического процесса.


Оборудование:

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира»; карта «Древняя Греция»; раздаточный материал на парты – текст «Законы Солона» (по Плутарху) (См. приложение №1). Портрет с бюста Солона. Схемы: «Знать и демос в Афинском полисе», «Управление Афинами после реформ Солона» (См. приложения №2, 3), презентация к уроку на электронном носителе, экран, мультимедиапроектор.




ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос по домашнему заданию и изученному материалу.

Предварительная беседа с учащимися:

(слайды №2,3)

Учитель: - Ребята, историю какого древнего государства мы сейчас изучаем?

- К изучению какой темы мы приступили на прошлом уроке?

- Что такое полис? С историей какого древнегреческого полиса мы начали знакомиться на прошлом уроке? Где он располагался? (Показать на карте).

Индивидуальный опрос:

  1. Используя карту, дать описание Аттики и Афинского полиса. Рассказать, чем занимались жители Афин.

  2. Используя схему, раскрыть положение знати и демоса в Афинском полисе и указать причины бедственного положения земледельцев.

(Обобщая рассказ по второму вопросу, ещё раз обращается внимание учащихся на текст учебника: п. 29, с. 136, послед. абзац: «…ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю»).

Учитель: Какие три основные задачи выдвигались афинским демосом?

(Возможные варианты ответов учащихся)

1. Добиться права самим управлять государством.

2. Отменить долговое рабство.

3. Переделить землю. (Слайд №4)

Учитель:

Борьба демоса способствовала зарождению демократии в Афинах. (Слайд №5)

Объявляется тема урока (дети записывают в тетради).

Мотивация к уроку: К чему привела борьба демоса в Афинах?

Кто такой Солон, какие законы он провёл и в чём их значение?


III. Новый материал.

План: (слайд №6)

  1. Демос восстаёт против знати.

  2. Законы Солона:

А) отмена долгового рабства;

Б) перемены в управлении Афинами;

3. Итоги правления Солона. Последние годы жизни.

Домашнее задание: п. 30 – пересказ, записи в тетрадях.


  1. Демос восстаёт против знати.

Учитель: Вопиющее неравенство между бедными и богатыми, несправедливое отношение к бедноте привело к восстанию демоса против знати. Смута продолжалась долго, ни одна из сторон не могла одержать верх. Наиболее благоразумные люди решили начать мирные переговоры. Роль посредника между знатью и демосом сумел выполнить Солон – поэт и воин, которого афиняне избрали главным архонтом.

  1. г. до н.э. – избрание Солона главным архонтом. (дети записывают в тетрадях). (слайд №7)

(Внимание учащихся обращается на портрет Солона).

Кто такой архонт? (Дети вспоминают о том, что так в Древней Греции называли высшее должностное лицо, выполнявшее функции правителя, которое выбирал ежегодно совет знати - ареопаг).

Давайте узнаем об этом человеке, обратившись к тексту учебника.

Перед чтением текста ставятся вопросы:

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

(Чтение текста – стр. 137, 2-й абзац).

Дополнение учителя: (См. Плутарх. Избранные жизнеописания. Солон.

М. 1987 г. Т.1. С. 168-169).

Внимание учащихся обращается на высказывание Плутарха (слайд №8)

«Знать уважала его за богатство,

бедные – за честность»

Плутарх о Солоне.


(Дети указывают честность, разносторонние познания, одарённость и талант Солона).

Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов.

  1. Законы Солона.

Учитель: Итак, Солон приступил к составлению законов.

- Ребята, а кто являлся автором первых законов в Афинах?

- Почему их называли «кровавыми законами»?

- Почему, по словам греков, они были «писаны не чернилами, а кровью»? Какие законы можно назвать «драконовскими»?

Давайте посмотрим, что же важного было в законах Солона?

(Организация работы с документом: «Законы Солона» (по Плутарху)

Чтение и беседа по прочитанному.


Чтение пункта 1. О чём идёт речь? (Заслушиваются ответы учащихся)

Дети указывают на то, что Солон ввёл запрет на обращение в рабство за долги. Вопросы для беседы

Почему первым актом деятельности

Солона явился закон, по которому

прежние долги были прощены,

а долговое рабство отменено?

Касался ли закон об отмене

долгового рабства афинян, попавших

за границу?

(Внимание учащихся обращается на рисунок в учебнике (стр. 138) Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие?

(Дети указывают, что долговое рабство являлось наиболее вопиющим злом для свободных граждан, так как за долги их могли обратить в рабов).


Учитель: Зачитывает по учебнику

«Солон о своих законах»

(стр. 139)

(«Мать чёрная, земля многострадальная…») (слайд №9)

Вопросы для беседы

Чтение пункта 2. О чём говорится в этом пункте? Почему Солон отменил

законы Дракона?

Как закон Солона защищал

афинских граждан от

преступлений?

(Дети говорят о том, что законы Дракона были очень жестокими и несправедливыми, и поэтому Солон их отменил, а также предоставил право всем гражданам обращаться в суд для наказания преступников и восстановления своих ущемленных прав).



В ряде законов Солон коснулся

управления Афинами.

Какие же произошли изменения?

Чтение пунктов 3,4. Допускались ли простые граждане

к управлению Афинским государством?

В каких органах управления могли

принимать участие простые граждане

Афин.

(Подчеркнуть, что по законам Солона

народ мог присутствовать на заседаниях

Народного собрания и быть судьями).


Давайте посмотрим, какие изменения произошли в управлении Афинским государством во времена Солона.

(Учащимся предлагается сравнить: (слайд №10)

  1. «Знать и демос в Афинском полисе (до реформ Солона)

  2. «Управление Афинским государством после реформ Солона» (См. приложения №2, 3)

(Необходимо подвести учащихся к выводу о том, что в управлении государством после реформ Солона стали участвовать все граждане страны (независимо от знатности и богатства).

Вводится понятие «демократия»

(дети записывают в тетради)

Демократия – «власть народа», народовластие, народное правление

demos» – народ, «kratos» - власть). (слайд №11,12)


Система судопроизводства в Афинах раскрывается учителем в рамках материала учебника.

Учитель: Судьёй мог быть любой гражданин, не моложе 30 лет, независимо от знатности и богатства, не замеченный в дурных поступках. (Зачитывается отрывок из клятвы, которую давали афиняне, избранные судьями. – См. приложение). (Слайд №13)

О методе голосования учащиеся узнают из текста учебника (стр. 139)

Учитель: итак, попробуем подвести итоги. Что же удалось изменить Солону, какие задачи были решены? Давайте сопоставим перемены, произошедшие в результате законов Солона, с задачами, стоящими перед демосом.

(Дети указывают: 1. Отмена долгового рабства. (слайд №14)

2. Отмена законов Дракона.

3. Народное собрание.

4. Народный суд.

5. На должность правителя – архонта избирался любой

богатый человек, гражданин Афин.

(записывают в тетради)

Учитель: Подумайте, чем были ограничены права демоса в законах Солона?

(Дети указывают, что демос не мог

избираться на должности архонтов – правителей).

Какая задача не была решена? (слайд №15)

(Дети указывают, что не был произведен передел земли).

Почему Солон не стал переделять землю?

(Дети указывают на боязнь смуты).

Подводя итог государственной деятельности Солона, обращается внимание детей на высказывание самого Солона:

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить»

(слайд №16)


В объёме учебника учитель рассказывает о последних годах жизни Солона (долгие скитания за пределами Аттики и возвращение на Родину)



Вывод: итак, законы Солона и борьба демоса заложили основы демократии в Афинах. (Учащиеся записывают в тетради) (слайд №17)


IV. Подведение итогов урока и оценочная деятельность учителя



Приложение 1.

Текст «Законы Солона» (по Плутарху)


  1. Отмена существовавших долгов и запрет на будущее не давать деньги в долг «под залог тела». Выкуп ранее обращённых в долговое рабство афинян, попавших за границу, и возвращение их на родину.

  2. Солон «прежде всего отменил все законы Дракона, кроме законов об убийстве». «Солон позволил всякому гражданину выступать в защиту потерпевшего и требовать наказания преступника, если кого-нибудь били, производили над ним насилие; всякий, кто мог или хотел, имел право жаловаться на преступника и преследовать его судом…»

  3. «Желая оставить все высшие должности за богатыми, как это было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввёл оценку имущества граждан. Тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов…он поставил первыми… вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь и производить триста мер…зегивитами были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер и тех и других продуктов вместе. Все остальные назывались фетами; им он (Солон) не позволил исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями».

  4. «Солон составил совет Ареопаг из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам был членом его как архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порождённые уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырёх фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А верхнему совету (Ареопагу) он (Солон) предоставил надзор за всем, охрану законов: он рассчитывал, что государство, стоящее на двух советах, как на якорях, меньше подвержено качке и доставит больше спокойствия народу».














Приложение №2


Знать и демос в Афинском полисе


Знать Демос

1. Принадлежит власть: 1. В управлении не участвовали.


Совет знати – ареопаг:

выбирал 9 правителей –

архонтов;

2. Осуществляли судебную власть.

3. Имели лучшие земли. 2. Имели неплодородные земли.


3. «Долговые камни».


4. Угроза рабства.




Приложение №3




«Схема управления в Афинах после реформ Солона»



Клятва, которую давали афиняне, избранные судьями

(Извлечения)


«Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.


Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.


Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».


(При наличии времени можно учащимся задать вопросы:

  1. Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?

  2. Все любят получать подарки. Почему судьям это было строго запрещено?



Урок 2. Победа демоса и укрепление государства в Афинам

Варианты начала урокаI. Б 1-4; А. II. Б 1-5; А. III. Б 1-6. IV. Б 1, 4, 6. Вопросы и задания:

А. Какие факты доказывают возникновение государства в Афинах в VII в. до н. э.? Учащиеся работают по предложенному учителем плану: 1. Что называется государством? (В чем различие между словами «страна» и «государство»?) 2. В каких условиях появляется необходимость в государстве? 3. Опишите схему на стр. 120. Что свидетельствует о зарождении государства? Чьи интересы оно защищало?

Б. 1. Покажите на карте территорию Афинского государства. Определите словами ее местоположение. 2. Расскажите о развитии оливководства в Аттике. Используйте при ответе рисунки на стр. 118. (Как выглядит оливковое дерево? Опишите сбор оливок.) 3. Расскажите о развитии ремесел в Афинах. Опишите кузнечную и сапожную мастерские по рисункам на вазах (стр. 119). 4. Почему крестьяне Аттики бедствовали? Как они теряли землю и свободу? 5. Кого называют аристократами? Как появилось это название? 6. Расскажите о господстве знати в Афинах.

План изучения: 1. Состав населения Аттики в VII в. до н. э. 2. Требования демоса. 3. Борьба демоса со знатью. 4. Реформы Солона.

1. Разобраться в этом вопросе учащимся поможет либо схема на стр. 120 учебника, либо таблица, которую учитель составляет на доске (см. пособие, схема 2). Написав заголовок, он говорит: «Все население Аттики в VII в. до н. э. может быть разделено на свободных и рабов (делается запись). Какими путями рабы потеряли свободу? (Запись: должники, чужеземцы.) Назовите небольшую группу населения Аттики, которой принадлежали лучшие земли и власть. (Запись: аристократы.) Остальное свободное население называлось демос. Слово «демос» в переводе на русский язык означает «народ», но мы не будем употреблять это русское слово, потому что не весь народ Аттики назывался демосом. Какая часть населения не входила в состав демоса? Из кого состоял афинский демос?»


Схема 2. Состав населения Аттики в эпоху Солона

2. Указав, что большую часть демоса составляли бедняки, учитель раскрывает на одном-двух примерах, как немногие представители демоса разбогатели.

1) Представьте себе поденщика, который за пищу и одежду работает в хозяйстве аристократа. Сынишка этого поденщика с детства любил рисовать. Отец отдал его в ученики к гончару- владельцу мастерской в Керамике, Мальчик научился расписывать глиняные вазы, изображая на них Геракла, разрывающего пасть льву, бой Ахилла с Гектором и другие сцены из мифов. Став опытным рисовальщиком, юноша накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для черной работы. Он стал знаменитым художником, разбогател, но по-прежнему принадлежал к демосу. Почему?

2) Богатый ремесленник занялся морской торговлей. Снарядил корабль и стал вывозить из Аттики вино и оливковое масло, а привозить зерно и рабов. Морская торговля была делом опасным: морские разбойники охотились за кораблями, захватывали товары, а людей обращали в рабство. Но, предположим, афинскому торговцу повезло, поездки за море принесли ему большую прибыль, он стал богачом и рабовладельцем. Почему этот богач не мог причислить себя к знати?

Указывается, что демос был недоволен властью аристократов.

Различия в правах между богатым, но незнатным человеком и аристократом и требования верхушки демоса могут быть раскрыты с помощью следующей сценки.

В афинской гавани встретились двое: богатый торговец и аристократ. Между ними завязался спор.

«Я богаче тебя, - говорит торговец, - посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! - раздраженно продолжает он. - Почему только вы, аристократы, судите, избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями».

Презрительная улыбка чуть тронула губы аристократа:

«Ты богаче, это верно, но что с того?! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком, поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Ха-ха! Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды и прадеды, и прапрадеды - все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! - добавил аристократ с чувством превосходства. - Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя».

Вопросы: Что означают слова: «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»? Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей? Чего они требовали?

Подчеркивается, что как богатые, так и бедные люди из демоса стремились участвовать в управлении страной. «Подумайте, чем еще были недовольны бедняки? - спрашивает учитель. - Чего еще требовали крестьяне (отмены долгового рабства, передела земли)?»

3. Бедняки восстали против знати. Они вооружились дубинами, кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. Тогда аристократы поняли, что нужно пойти на уступки демосу. Созвали народное собрание. Решено было избрать правителем Солона, которого уважали и знать, и демос. Ему было поручено примирить тех и других.

Солон пользовался славой честного, умного и бесстрашного человека. Он происходил из знатного рода, но большого богатства не имел. В молодости Солон занимался морской торговлей, побывал в разных странах и познакомился с жизнью многих народов.

В Афинах Солона прославил его мужественный поступок. Жители соседнего города захватили у афинян остров Саламин (Желательно, чтобы учащиеся запомнили остров Саламин, поскольку около него позже произошла знаменитая битва (§ 32, п. 4)), расположенный близ самых берегов Аттики. Попытки отвоевать остров привели к гибели многих афинян и оказались безрезультатными. Тогда в Афинах приняли закон, запрещающий под страхом смерти призывать к возобновлению войны. Чтобы обойти этот закон и призвать народ к войне за Саламин, Солон притворился сумасшедшим.

Однажды на площади, где было много народа, появился странный человек. Он взобрался на большой камень и стал читать сочиненные им стихи, в которых горячо убеждал афинян продолжить борьбу за Саламин. Это был Солон. Воодушевившись, афиняне напали на остров и завладели им.

4. Учитель называет дату проведения реформ Солона, объясняет слово реформа (§ 29, п. 7) и переходит к описанию реформ, которые можно разделить на две части: 1) отмена долгов и долгового рабства; 2) изменения в управлении государством.

В результате первых реформ крестьяне получили назад заложенные участки, за долги больше не грозило рабство, рабы-должники были выкуплены на деньги афинской казны. Как изменился состав населения Аттики при Солоне? Какие изменения нужно внести в таблицу? Полезно прочитать стихи Солона (стр. 121). По ходу чтения возможны вопросы: «О каких позорных столбах идет речь? Какие люди, проданные на чужбину, были выкуплены по приказу Солона?»

Важно подчеркнуть, что реформа Солона не означала отмены рабства вообще, она запрещала обращать в рабство за долги только свободное население Аттики. Какое еще требование выдвигали крестьяне? Почему Солон не отобрал землю у аристократов и не разделил ее между бедняками? Обобщая, учитель говорит, что отмена долгов и освобождение рабов-должников привели в ярость аристократов. Солон понимал, что знать не отдаст земли и снова начнется вооруженная борьба. Поэтому он отказался наделить бедняков землей, чем вызвал их недовольство.

Переходя к реформам в управлении, учитель объясняет слово граждане (§ 29, п. 9). Знатные люди перестали пользоваться преимуществами по управлению государством. Правителей стали избирать из богатых граждан, судьями же становились все граждане независимо от их имущества (Эта работа при отсутствии времени может быть проведена при изучении афинской рабовладельческой демократии (§ 35)). Большинство суровых законов Дракона было отменено. Вновь регулярно стало созываться народное собрание.

Созыв народных собраний не означал возврата к первобытнообщинному строю. В состав народного собрания входила только часть взрослого мужского населения Аттики (граждане). Это собрание было органом государственной власти, укреплявшим господство граждан над рабами-чужеземцами. (Позже учащиеся узнают о переселенцах, постоянно живших в Афинах, но также лишенных прав по управлению государством - § 34, 35.)

Возможно чтение вслух учебника (§ 29, п. 10).

В заключение полезно познакомить учащихся с выводом учебника (стр. 123).

Домашнее задание: § 29. Вопросы 4-5 к § 29. Рассмотреть рисунок на стр. 123 и выполнить задание к нему.

Урок 4. Афинская рабовладельческая демократия

Урок может быть начат с изучения нового материала. Другие вариантыI. Б 4-5. II. Б 1-5. Вопросы и задания:

Б. 1. С какими целями был создан морской союз греческих государств? Что он первоначально собой представлял? Какие

изменения произошли в союзе позднее? Объясните выражение: «Афиняне - хозяева моря». 2. Расскажите о Пирее - крупнейшем порте в Восточном Средиземноморье. 3. Какие две казны находились в распоряжении афинян? Как пополнялась каждая из них? 4. Из каких групп состояло население Аттики в середине V в. до н. э.? 5. Какие выгоды получали афинские граждане от роста богатства и могущества своего государства?

План изучения: 1. Афинское народное собрание. Перикл во главе Афин. 2. Характер Афинского государства.

I. Высшая власть в Афинском государстве принадлежала народному собранию, оно состояло из граждан старше 20 лет и собиралось 3-4 раза в месяц (точнее, 40 раз в год). Возможны вопросы и задания: 1. Чем отличалось афинское собрание по своему составу от народных собраний, существовавших при первобытнообщинном строе? Придумайте более правильное название для афинского народного собрания. (Собрание граждан.) 2. Вспомните, кому принадлежала высшая власть в древнем Египте.

Целесообразна работа с картиной Т. Лившиц «Народное собрание в Афинах в V в. до н. э.» (или цветн. рис. 14).

Из любой точки Афин виден акрополь. Во время войны с персами все постройки на нем были разрушены. После победы афиняне выстроили на акрополе красивейшие здания из мрамора, в центре поставили бронзовую статую богини Афины. Когда моряки подплывали к Пирею, они видели, как вдали сверкали в лучах солнца позолоченный шлем и наконечник копья статуи. На акрополе был расположен храм богини Афины- Парфенон, в котором хранилась государственная казна. ч

Задания: 1. (Уточняющее состав собрания.) Предположите, какое приказание отдает пожилой афинянин (справа) стражнику с хлыстом. (С собрания прогоняют переселенца.) 2. (Акцентирует внимание на том, что большинство собрания составлял демос.) В народном собрании каждый гражданин мог высказываться и голосовать за или против любого предложения. Решения принимались большинством голосов. Почему постановления народного собрания обычно бывали выгодны демосу, даже в тех случаях, когда аристократы голосовали против? Сделайте вывод, какая часть гражданского населения в Афинах составляла большинство в народном собрании.

Обобщая ответы, учитель объясняет, что власть в Афинах принадлежала демосу. Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» (употребляя выражение знати) - гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники и конопатчики, крутильщики канатов и веревочники, возчики и лодочники, трактирщики и лавочники Пирея, земледельцы Аттики. Весь этот в массе своей небогатый люд вершил делами в народном собрании. Словам «власть демоса» соответствует греческое словодемократия (В современном понимании «демократия» - народовластие (по-древпе-гречески «демос» - народ, «кратео» - властвую). Однако афинский демос составлял лишь часть населения Аттики; понятия «демос» и «народ» не равнозначны, поэтому слово «демократия» переводится на уроке именно как «власть демоса») (так сами греки называли управление в Афинах).

Учитель раскрывает на примерах функции народного собрания. Оно принимало законы (новый закон мог предложить каждый гражданин).

Задание: В середине V в. до н. э. афинское собрание приняло закон, по которому за службу государству ежедневно выдавали небольшие деньги. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи. 1. Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должности не платили? 2. Подумайте, кто из граждан выступал против закона. Почему?

Вопросы первой группы затруднений не вызывают; на вопросы второй группы отвечают лишь развитые учащиеся. Разъясняя значение закона, учитель может использовать картину «Афинская гавань Пирей». «Предположим,- говорит учитель,- что аристократ, показывающий порт дочерям, избран судьей. Он горд этим, но небольшие деньги за службучне имеют для него никакого значения. Иное дело рыбак: этот гражданин не может уделять время судебным делам. Если он не поймает рыбу и не продаст ее, его семья останется голодной. Только получая деньги за службу государству, бедняк сможет выполнять обязанности должностного лица. (Хорошо иллюстрируют высказанные мысли шуточные стихи: «Ах, отец мой, если б судьи...», стр. 143.)

Богатые граждане стремились не допустить бедноту к управлению государством. Однако в народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Народное собрание выбирало первого стратега сроком на год. Его избирали не по жребию, а так же, как и других военачальников, поднятием рук. («Почему?» - «Военачальники должны были обладать специальными знаниями».) Подчеркивается, что первый стратег был главным должностным лицом; он руководил войском и флотом, стоял во главе всего управления в Афинах. Эта важнейшая должность осталась неоплачиваемой.

Задание: Десять раз в течение года народное собрание обсуждало вопрос, справляется ли первый стратег со своими обязанностями. Так же поступали в отношении других должностных лиц. По афинским законам народное собрание могло досрочно снять с должности любого гражданина. Как вы оцениваете этот порядок? Работу над заданием целесообразно разбить на этапы: 1) Объясните, что означает «досрочно снять с должности». 2) Сравните порядки в различных древних государствах. Перед кем, например, отчитывался в своих действиях египетский чиновник? Кто мог снять его с должности? 3) Какой порядок - в Афинах или в Египте - был более справедливым? Чем?

Личность Перикла и его деятельность могут быть изучены в ходе объяснительного чтения. Учащиеся знакомятся с отрывком из учебника (§ 35, п. 2, первые три абзаца). Затем учитель предлагает рассмотреть рис. 2 (стр. 145).

Перикл имел привлекательную внешность, которую портила несоразмерно большая и продолговатая голова (поэтому скульпторы обычно изображали первого стратега в шлеме). Враги Перикла в издевку называли его «луковицеголовым».

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел Перикл своим искусством произносить речи. Когда одного аристократа, тоже прекрасного оратора, спросили, кто искуснее в споре - он или Перикл, тот ответил: «Если даже в борьбе мне удастся повалить Перикла, он встанет и тут же убедит присутствующих, что не он, а я лежал на обеих лопатках». Перикл был очень целеустремленным человеком. Он ничем- не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге - той, что вела в народное собрание и к зданиям, где заседали должностные лица. Друзьями Перикла были многие выдающиеся греки: ученый Анаксагор, скульптор Фидий, историк Геродот (См.: Арский и Ф. Перикл. М., 1971).

Чтение может быть продолжено (§ 35, п. 2 до конца).

Желательно подчеркнуть, что высшая власть принадлежала не первому стратегу, а народному собранию, и конкретизировать эту мысль на примере. Перикл был женат на Аспазии - умной и красивой женщине, но родом из Милета. Поэтому сын стратега долго не имел гражданских прав, пока, наконец, афинское собрание не приняло постановления, которое сделало молодого человека гражданином из уважения к заслугам Перикла перед афинским демосом.

Народное собрание ведало казной и утверждало расходы должностных лиц.

По предложению Перикла в Афинах были построены величественные храмы и другие здания. Воспользовавшись тем, что на строительство были затрачены большие деньги, враги Перикла - аристократы - подняли в собрании крик, утверждая, что первый стратег неумело расходует государственные средства. Если бы собрание не утвердило расходы, Перикл был бы опозорен и отдан под суд. Отчитываясь, он спросил, находит ли демос, что и в самом деле издержано больше, чем нужно.

«Да!» - отвечали выступившие. «В таком случае, - сказал Перикл,- я верну в казну затраченные деньги из собственных средств, а на зданиях прикажу написать: «Построено Периклом». Тогда демос, не желая уступать Периклу славу возведения замечательных построек, украшавших город, утвердил все его расходы.

Народное собрание объявляло войну и заключало мир. Раскрыть эту мысль поможет картина «Народное собрание в Афинах».

Справа у колонн стоят спартанские послы, прибывшие в Афины. Какую весть принесли они народному собранию? Во времена Перикла давнее соперничество между Афинами и Спартой вылилось в открытую вражду. Оба государства готовы были начать вооруженную борьбу за господство в Греции. Спартанские послы, угрожая войной, потребовали распустить Афинский морской союз. В гневной речи перед собранием Перикл настаивал на том, чтобы наглое требование было отвергнуто. На картине видно, как, закончив выступление, первый стратег спускается по лестнице, большинство граждан в собрании голосует за войну (Пелопоннесская война упоминается в учебнике (§ 40, п. 1)).

Вопросы: Кому в Афинах принадлежала высшая власть? Чем занималось народное собрание?

2. Вопрос может быть раскрыт путем чтения учебника (§35, п. 3-4) и рассмотрения схемы (рис. 1, стр. 145). Из схемы видно, что Афинское государство защищало интересы граждан, оно укрепляло их власть над союзниками, рабами и переселенцами с помощью войска и флота, законов и суда.

Домашнее задание: § 35. Задание 4 к § 35.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Зарождение демократии в Афинах

Автор: Харинова Елена Анатольевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Зарождение демократии в Афинах. "
    ["seo_title"] => string(37) "zarozhdieniie-diemokratii-v-afinakh-1"
    ["file_id"] => string(6) "233187"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443021638"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок истории Зарождение демократии в Афинах"
    ["seo_title"] => string(48) "urok-istorii-zarozhdieniie-diemokratii-v-afinakh"
    ["file_id"] => string(6) "258173"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448458921"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока по истории Древнего Мира в 5 классе "Зарождение демократии в Афинах" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-v-5-klassie-zarozhdieniie-diemokratii-v-afinakh"
    ["file_id"] => string(6) "206189"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430126425"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Разработка урока истории на тему: "Зарождение демократии в Афинах""
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka_uroka_istorii_na_temu_zarozhdenie_demokratii_v_afinakh"
    ["file_id"] => string(6) "586883"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1631894312"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Зарождение демократии в Афинах"
    ["seo_title"] => string(32) "zarozhdenie_demokratii_v_afinakh"
    ["file_id"] => string(6) "602656"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1647772108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства