3. 4. 5. 6. | Первичное усвоение новых знаний Закрепление Рефлексия Домашнее задание | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная | Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы, тему урока обозначим следующим образом Афины: от аристократической республики к демократической. Драконт. Солон. Нам с вами предстоит разрешить одну из самых сложных проблем афинской цивилизации. Постарайтесь обозначить и сформулировать проблему, обратив внимание на оформление доски. Внимательно прочитайте высказывание Солона и, исходя из обозначенной проблемы, темы урока сформулировать цель (слайд №1-2) “Законы как паутина: слабый в них запутывается, сильный их прорывает”. Солон. Вспомните, какие впечатления остались у вас от власти тиранов в Афинском полисе. Что означает слово тиран? Как называлась власть тиранов? Почему тирания не смогла стать устойчивой формой государственного устройства в Афинском полисе? Путь насилия и террора не может вывести греческое общество из состояния вражды между аристократами и демосом. Рано или поздно демос разочаровывался в жестоких правителях – тиранах. Но и знатные люди Афин не слишком радостно смотрят в будущее. Нарушаются традиции, обычаи старины … Афинянам нужен правитель. Кто им стал? Что вы знаете о нем? И снова разочарование. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. Кто же с горечью в сердце пишет эти строки? Кому они могут принадлежать? Кто опечален судьбой Афинского полиса? В разгар Смуты надежды всех граждан обратились на Солона – человека, известного своей ученостью, жизненным опытом и справедливостью. Солон – пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, наиболее рассудительные люди в Афинах, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. (слайд №2) Новый правитель. Новые надежды. Что ожидать афинянам? И вновь предлагаю вам самим разрешить эту проблему. Какие вопросы вы могли бы обозначить для разрешения данной проблемы? Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на сформулированные вами вопросы? Изучаем источники, проводим обсуждение в парах [1] Солон провел множество законов. Постарайтесь назвать два наиболее важных. Послушайте, что сам Солон говорит об аристократах. (Слайд №3) Как вы думаете, ребята, мог ли Солон так поступить? Как он относился к богатству? Вспомните требования афинского демоса /листы/[2] Прежде всего Солон возродил афинский народ. Он стряхнул с него бремя долгов и навсегда запретил долговое рабство. Со времен Солона ни один афинянин не мог быть господином другого афинянина. Вычеркните то слово, которое стало лишним после реформ Солона.[2] Почему Солон не отобрал землю у аристократов и не разделил ее между бедняками? Как вы думаете смогли ли мы найти ответ на ваш вопрос, сформулированный в начале урока. И все же Солон вызывал недовольство и знати и демоса. Подумайте, а мог ли он удовлетворить интересы и тех и других? Он вынужден был, по его собственным словам “ вертеться, словно волк средь стаи псов”. Солон с гордостью дает оценку своих заслуг перед афинским демосом (слайд №3-4) Реформы Солона не сразу примирили граждан – слишком много бедного люда скопилось тогда в Афинах. Разочарованный и удрученный он покидает Афины, прося разрешения уехать за границу будто бы по торговым делам. В городе снова установилась тирания. Но отменить солоновские порядки никто не решался. Все почитали Солона как основателя Афинской демократии. Что такое демократия? (слайд 5) Вернемся к теме нашего урока. Удалось ли нам разрешить одну из сложнейших проблем афинской полисной цивилизации? На какие вопросы мы не смогли найти ответы в ходе нашего урока? Слово демократия близко и нашему государству. Россия – демократическое государство с республиканской формой правления. Народ в нашем государстве является источником власти, и от его позиции зависит стабильность процветание России. (слайд 6) Как вам работалось на уроке? Испытывали ли трудности при работе с разными источниками? Хотелось ли продолжить наше путешествие дальше? Устали? Прочитайте параграф 30 учебника, постарайтесь выполнить задания в рабочей тетради по теме урока, по желанию – творческая работа на темы “ Один день в Афинском полисе”, “Мое отношение к Солону, правителю Афинского полиса”. | Власть в Афинах должна перейти от знатных людей, аристократов, к демосу, простому народу. Но разве это возможно? Проблема! Драконт и Солон – это наверное два разных человека, т.к. Драконт выбран советом знати архонтом, может быть Солон тоже – архонт? Драконт составил кровавые законы, а Солон возможно защищал демос … Речь идет о законах, о сильном правителе, о демократии[4] (формулируют цель урока) Жестокость, суд, наказание, долги, рабство, смерть … Тиран — деспот Тирания Не было поддержки со стороны всех граждан Афин, слабая власть, не понимание проблем простых людей Драконт Высказывания учеников Древнегреческому поэту Солону Составляют таблицу “тонких” и “толстых” вопросов Когда и где жил Солон? Из какой он семьи? Кем он был, чем занимался? Какие законы установил в своем полисе? Был ли он защитником демоса? Учебник – параграф 30 Исторические документы, хрестоматия по истории древнего мира, словарь. [3] Озвучивание полученной информации, оценивание своей деятельности и одноклассника 1)отменил долгов и запретил долговое рабство Аристократы и спустя 100 лет не любили вспоминать о Солоне. Они называли его жуликом. Будто бы получив власть, он набрал в долг большие суммы денег, а потом поспешил отменить все долги. 2) изменил управление государством (передал важнейшие дела по управлению государством Народному собранию, прекратила свое существование власть аристократов) Листы – карточки на местах Рабы – должники Солон понимал, что знать не отдаст земли и снова начнется кровавая вооруженная борьба. Этим самым он вызвал недовольство у бедняков. Нет, не мог. Возможно, он не знал, как поступить. Отвечают (пользуются словарем) [3] Делают выводы Запись задания в дневник | Р. – целеполагание как постановка учебной задачи, саморегуляция Л. – собственное озвучивание и осознание выбора решения П. – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание в устной форме Л. – оценочное суждение К. – сотрудничество с одноклассниками Л. – осмысление и формирование исторического образа К. – тесное сотрудничество с учителем, умение слушать и слышать П. – получение и осознание новой информации Л. – выявление новой исторической личности и ее определение в истории Афинского полиса К. – тесное сотрудничество с учителем, умение слушать и слышать П. – получение и осознание новой информации К. – сотрудничество со сверстниками Р. – составление вопросов и проведение сравнительного анализа Л. – собственное осознание К. – сотрудничество с одноклассником, участие в совместной деятельности, умение выслушать и высказать свое мнение П.- получение и осмысление новой информации, анализ с целью выделения содержательной информации К.- участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и одноклассниками Л. – оценочное суждение, смыслообразование П. – получение нового знания Р. - самоконтроль П. – получение нового знания и осознание данного поступка Л. - смыслообразование П.- поиск и выделение необходимой информации Л. – осознание и осмысление данной проблемы К. – умение выслушать одноклассников П. – получение новой информации П. – появление вопросов и поиск путей их решения, озвучивание собственных знаний Л. – собственное оценочное суждение, устойчивый познавательный интерес, смыслообразование К.- умение выслушать сверстников и принять собственное решение Р. – оценивают свои результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании, дают оценку деятельности одноклассников |