Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие оседлой и полукочевой культур."»
Дата:
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Тема : Взаимодействие оседлой и полукочевой культур.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока:полукочевая культура, развитие городской культуры, материальная культура, гончарное дело, металлообработка, торговля и денежное обращение.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урока: комбинированный урок
Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Приемы, методы
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Объяснительно-иллюстративный,
самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минут
Репродуктивный
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Какие племена входили в кимакский союз?
Какой у кимаков существовал общественный строй?
Расскажите о внешней политике Кимакского каганата?
Расскажите, из каких источников мы определяем, что кимаки обладали своей письменностью?
Какие ремесла существовали у кимаков?
Дайте определение терминам «жатаки», «джабгу», «шад-тутуки».
Подготовка к усвоению нового материала
Все государства, существовавшие на территории Казахстана в период с VI по IX века, имели схожие культуры, хозяйство и образ жизни населяющих его народов. Главным занятием жителей региона еще с периода новокаменного времени стало развитие скотоводства в различных формах – кочевом, полукочевом и оседлом. С начала VI века в связи с развитием торговли и ростом городов местные жители активно стали заниматься развитием ремесла – в первую очередь гончарным делом, металлообработкой, выделкой кожи крупного рогатого скота и изготовлением сукна из шерсти.
Усвоение новых знаний
Развитие городской культуры.
Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к караванным путям или вдоль них стали разрастаться в города.
Обменивали предметы своей жизнедеятельности на необходимые им вещи.
Обменивали свои изделия и продукты:
Металлическую конскую упряжь, пшеницу, металлические орудия труда и оружие, деревянную и глиняную посуду, готовые ткани.
Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Сайрам и др. В Семиречье существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык. Близ каждого города обязательно существовали поселения, жители которых занимались земледелием. Население таких поселений и городов составляли обедневшие скотоводы, которым пришлось отказаться от привычного для них образа жизни.
Материальная культура городских и степных жителей.
Для городов тюрков и тюркоязычных племен VI-IX веков было свойственно:
Обнесение города высокой глинобитной стеной;
Город состоял из трех частей: центра, предместья и городской окраины;
В центре жили представители знати и богатые купцы:
Предместье, окружавшее центр, населяли мелкие торговцы и ремесленники;
На окраине города жили земледельцы и городские бедняки;
Структуру жилища обычного рядового жителя составляли одно или несколько помещений;
В жилище обязательно были очаги (печи) для обогрева, котлы для приготовления пищи, часто археологи находят глиняные горшки-чаны для хранения зерна;
Рядом с каждым городом находились и кладбища для их жителей.
Цитадель – укрепленное сооружение средневекового города, приспособленное к самостоятельной обороне.
Шахристан – центральная часть средневекового города, окруженная стенами.
Рабад – ремесленно-торговое предместье, внутренняя и внешняя (наружная) жилищная часть средневекового города.
Материальная культура полукочевников.
Среди тюрков, занимающихся кочевым и полукочевым скотоводством были распространены два типа жилища:
Юрта – сведения о инх встречаются в китайских и арабских письменных источниках. По записям, найденным в них, тюрки ставили юрты даже во дворах дворцов и у постоянных жилищ;
Жилища на зимовках – строились из камня, дерева, камыша или сырого глинобитного кирпича. Возле таких жилищ располагались стойла и загоны для скота. Располагались такие жилища обычно в устьях рек, лесах и на солнечных склонах гор.
Во время археологических раскопок были обнаружены оружие, конские сбруи, железные стрелы, кинжалы, сабли, мечи и различные виды украшений. Также были обнаружены кисе (кожаные ремни), на которые кочевники навешивали необходимые для мужчин вещи – оружие, лезвия, точильные бруски, ножи, фитили, кремниевые камни и др.
Тюрки старались все виды необходимой одежды и головных уборов шить самостоятельно и удовлетворять свои собственные нужды.
Развитие ремесел и торговли.
Развитие гончарного дела.
Глиняная посуда была обнаружена и на стоянках кочевников и в городах. Но в силу того, что горожане вели оседлый образ жизни и имели постоянные мастерские, их изделия были более высокого качества а труд более производительным.
Развитие металлообработки.
Еще в пятом веке жужанский каган обращаясь к тюркскому кагану, говорит о том, что тюрки являются «плавильными невольниками» жужаней. То есть тюрки не только сами занимались металлургией, но и выплачивали металлами дань жужаням.
В городах ТАЛАССКОЙ долины изготавливали изделия из серебра и меди.
В ЧУЙСКИХ, ИЛИЙСКИХ горах и КАРАТАУ плавили полиметаллы.
Добыча металлических руд проводилась примитивными орудиями труда – каменными кувалдами, кирками, кайлами, молотками, деревянными и металлическими клиньями. Полученные металлы продавались кузнецам и ювелирам, которые делали украшения, орудия труда и оружие.
Развитие торговли и денежного обращения.
Торговля у тюрках велась в трех направлениях – международная, торговля внутри самих городов и торговля между горожанами и кочевниками. По территории тюркских народов проходили два ответвления Великого Шелкового пути – первый шел через юг Казахстана и Жетысу (Суяб-Тараз-Испиджаб). Второй маршрут пролегал из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан. Благодаря развитию торговли тюрки получали шелк, бумагу, зеркала, ковры, драгоценные камни, жемчуга, кораллы, стекло и различные ткани.
Закрепление новых знаний
Какую культуру мы называем полукочевой культурой?
Охарактеризуйте материальную культуру городских и степных жителей.
Какие ремесла могли развиваться у полукочевых скотоводов? Как было развито гончарное дело? Как вы думаете, почему?
Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание – записи в тетради, § стр. учебника