Тема урока: Введение в историю | Тип урока: урок «открытия» новых знаний. |
Задачи урока: Познакомить с учебной дисциплиной «История» Сформировать знания учащихся об исторических картах, об исторических источниках и о вспомогательных исторических дисциплинах. Дать представление об уникальности данной дисциплины. |
Планируемые результаты урока |
Предметные Определяют на элементарном уровне задачи исторической науки. Различают хронологические рамки истории Древнего мира. Используют историческую карту как источник информации расселения людей в эпохи первобытности и Древнего мира. Раскрывают значение терминов история, исторический источник. | Метапредметные Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Личностные Проявляют интерес к новому учебному материалу. Высказывают суждения о роли археологии, этнографии, видов в изучении прошлого. Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. |
Ресурсы урока: Учебник: История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Н. Майков.- 2-е изд., дораб.-М.: Вентана- Граф, 2012. История в схемах и таблицах/ В.В. Кириллов.-Москва: Эксмо, 2015 Презентация по теме. Мультимедийное приложение к учебнику Ф.А. Михайлолвского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». |
Оборудование урока: ноутбук учителя, интерактивная доска, проектор, учебники. |
ХОД УРОКА. |
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: |
Организационный момент. |
Приветствие, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания обучающихся. - Здравствуйте. Рада вас видеть. Меня зовут Альбина Валериевна - Предмет интересный. Вместе мы будем изучать «Жизнь и открытия первобытных людей», «Древний Восток», «Древнюю Грецию» и «Древний Рим». -А какой предмет изучает прошлое человечества? - Правильно, история. Всеобщая история- История Древнего мира. | Инструмент | Ученики приветствуют учителя. Настрой внимания обучающихся на урок. Учащиеся высказывают свои предположения |
Постановка цели и задач урока. Мотивация познавательной деятельности учащихся. |
- Ребята, а Вы знаете что-нибудь об Истории? Что такое история?
| | Ученики активно отвечают на вопрос учителя |
Актуализация знаний. |
Открываю 2 слайд «Что такое история?» - История от греческого “historia”- рассказ о прошедшем, об узнанном.(слайд 3) История- это 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Вы уже знакомились с тем, что происходило в прошлом. Слушали рассказы героев Великой Отечественной войны, бабушек, дедушек, читали книги. -Посмотрите на иллюстрации (с. 4-5). Что их объединяет? -С помощью Истории мы можем узнать прошлое. - Учёный-историк должен обязательно проверить достоверность, правдивость любых сведений, которые он хочет сообщить. Всё, что когда-то свершилось, учёные называют ФАКТОМ, т.е. факт - это событие, которое произошло. Но для историка недостаточно на основе фактов лишь назвать то, что произошло. Он должен установить КАК и ПОЧЕМУ именно так происходили события. Кроме того, нужно назвать места событий и указать, КОГДА они происходили, т.е. назвать дату (день, месяц, год, столетие). -На какие вопросы отвечает историк? - И как затем учёные называют свершившееся событие? | РАССКАЗ Фронтальный опрос | Ученики отвечают. Ученики проводят проверку. Ученики отвечают учителю. |
Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. |
- Как Вы думаете, что помогает изучать историю? (слайд 5) -Помогают нам изучать историю: -исторические карты -исторические источники -вспомогательные исторические дисциплины. Историческая карта- отображает какой-либо период (эпоху) развития человеческого общества, исторические явления и события на данной территории. -Какие карты существуют? - По пространству и охвату подразделяются на: ( слайд 6) -отдельных регионов -государств -исторических областей -городов По хронологии: -карты первобытного общества -Древнего мира -Средних веков -Нового и новейшего времени. -А какие исторические источники Вы знаете?(слайд 8). В истории принято подразделять: на вещественные (орудия труда, предметы быта, оружие) и письменные источники (летописи, жития, письма, дневники). Но есть ещё: лингвистические (данные языка), этнографические (обряды и обычаи) и устные-фольклорные (былины, сказки, песни). -Но так же есть и вспомогательные исторические дисциплины. Вам что-нибудь известно о них? (слайд9, 10 ) - Генеология (от греч.- родословная) Геральдика ( от лат. heraldus- глашатай) Метрология ( от греч. metron- мера и logos- наука) Ономастика ( от греч. оnoma- имя, наименование) Дипломатика ( греч. diploma- документ) Нумизматика ( лат. numisma- монета) Палеография ( греч. palos- древний и grafo-пишу) Сфрагистика ( греч. sphragis-печать) Хронология ( греч. chronos -время и logos- наука) Этимиология ( греч. etymon- истина, истинное значение слова) | РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ | Ученики высказывают предположения. Ученики отвечают: мира, государства, города. Ученики предполагают: письменные, орудие труда, украшения и т.д. Ученики записывают. |
Первичное закрепление. |
- Сегодня мы с Вами узнали, что такое историческая карта, исторический источник и вспомогательные исторические дисциплины. -Что изучает наука история? -Какими бывают исторические карты? -Какие вспомогательные исторические дисциплины Вы запомнили? | | Ученики отвечают: события прошлого, то, что уже было. Ученики отвечают: Истории Древнего мира, государственные, Средних веков и т.д. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Домашнее задание имеет два уровня: Слайд «Домашнее задание». 1)§1, 2- читать. § 9- самостоятельно 2)Придумать и нарисовать герб своей семьи. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
Рефлексия. Подведение итогов урока. |
Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Озвучивание оценок, полученных за урок обучающимися. - На этом мы завершаем наш урок. Спасибо за ответы. И на следующем уроке мы будем слушать и смотреть на герб, который Вы придумаете и нарисуете. Но не забываем, что форма, цвет и рисунок герба имеют своё значение. - Ребята, у меня отличное настроение и показываю вот так – жест большой палец вверх. - А как ваше настроение? Если отлично, показываем большой палец и говорим «Отлично!». - Мне понравился наш урок и, как вы на нем работали. Хлопает в ладоши. - А вам понравился наш сегодняшний урок? Если понравился, то похлопайте друг другу в ладоши. - Есть то, что не понравилось? Почему? - Благодарю всех за отличную работу. Урок окончен. До свидания. | |
В течение урока учитель отмечает в своей схеме ответы учеников для выставления оценок.