1.2. Применение опорных понятий: война (тотальная, мировая, молниеносная, противник, союзник, фронт, коалиция, экспансия)
1.3. Овладение УУД : познавательные учебные действия: подведение под понятие, выбор критериев для сравнений,
классификация – анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных , несущественных).
Развитие регулятивных УУД : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что
ещё подлежит усвоению , осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение с достаточной полнотой и
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1.4. Овладение специальными умениями : сопоставлять различные версии и оценки событий Второй моровой войны, аргументировать собственное
отношение к дискуссионным проблемам по вопросам Второй мировой войны.
II . Воспитательные цели :
2.1. Формирование мировоззрения на основе философских категорий: « причина – следствие», « целое – часть» , « общее – особенное – единичное» ,
« пространство – время».
Формы обучения :фронтальная работа, индивидуальный труд , простая кооперация, сложная кооперация.
Заявка на оценку :
«5» - 13 и выше баллов
«4» - 11 – 12 баллов
«3» - 8 - 10 баллов
План - конспект урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Время. Баллы
Деятельность учащихся
1. Орг. этап.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
Знакомство учащихся с заявкой на оценку и критериями оценки.
1мин.
Подготовка к уроку. Достаньте тетради, настольные карты, учебники.
2. Постановка цели урока
Ребята, из темы урока « Вторая мировая война»сформулируйте цель в виде вопроса – понятия.
В конце урока вы попытаетесь ответить на проблемный вопрос « Можно ли было предотвратить Вторую мировую войну»
Родовой признак – конфликт.
Видовой признак – беспрецедентный по масштабу и количеству жертв.
4 мин. По 1 б. за правильный ответ
Мировая война – конфликт, беспрецедентный по масштабу и количеству жертв. Выделить в определении родовой и видовой признаки.
1. Что называется войной? ( Конфликт между политическими образованиями – государствами, племенами, политическими группировками, происходящий в форме вооружённого противоборства.)
2. Что представляет собой внутренняя война? ( Война , ставшая средством разрешения внутригосударственных противоречий).
3.Что понимается под внешней войной? ( Война, ставшая средством разрешения противоречий , возникших между разными государствами)
4. Что представляет собой коалиционная война? ( Война, которая готовится и ведётся коалицией государств против другой коалиции или отдельного государства. В такой войне каждая коалиция преследует ряд общих политических целей.)
5. Что такое двусторонняя война? ( Внешняя война, в которой участвуют две противоборствующие стороны или два государства, две религии.)
6. В чём заключается сущность мировой войны? (В уничтожении противника. Возникает в следствие обострения противоречий между противоположными мировыми социальными системами)
3. Актуализация знаний
Задание 1. Работа по учебнику П. 21. Заполнить таблицу.
а) индивидуальный труд;
б)простая кооперация: объединившись в группы, обсудить причины, характер и цели воюющих сторон;
в)сложная кооперация: выступление групп;
г)самооценка выполнения задания
Причины войны – 1 группа
Характер войны - 2 группа
Цели воюющих
стран - 3 группа
Сформулируйте вопросы – суждения к данному заданию
Приложение № 1
10 мин
9 баллов
Выступление от группы 1 балл
2 мин.
2 балла за каждый вопрос и ответ
Причины войны:
1) Агрессивные действия Японии, Италии и Германии в различных регионах мира
2) Не получили поддержки Англии
инициативы СССР , направленные на создание
системы коллективной безопасности.
3) Агрессивная политика Японии.
4)Мюнхенский сговор
Характер войны: со стороны фашистских государств- империалистический, захватнический (Германия, Италия, Япония)
Цели воюющих стран: Германия: разгром СССР и превращение его в колонию; завоевание европейского , а затем и мирового господства.
Англия: ослабить опасных империалистических конкурентов, направить их агрессию против СССР.
Франция: сохранение традиционных ценностей запад
ного общества; решить свои проблемы
за счёт других государств.
Как доказать, Вторая мировая война носила империалистический,
захватнический характер?
- Чем объяснить, что действия Японии, Германии, Италии в различных
регионах мира были агрессивными?
4. Работа по теме урока.
Задание 2. Работа с учебником. П. 22 – 25.
Заполните таблицу « Основные периоды Второй мировой войны» :
а) индивидуальный труд;
б)простая кооперация: объединившись в группы, обсудить основное содержание каждого периода:
1и 3 гр. обсудить 1и 3 период. 2и 4 гр. – 2 и 4 периоды.
Все группы обсуждают 5 период;
в) сложная кооперация: выступление от группы.
Формулирование вопросов – суждений, ответы на которые могут доказать правильность выполнения задания.
Самопроверка и самооценка выполнения задания.
У нас появились новые понятия «странная война» и
ленд – лиз. За дополнительный балл , кто даст определение этим понятиям?
Время 8мин
5 баллов
Вопрос – суждение 2 балла.
1 дополнительный балл за понятия
- Почему III период войны вошёл в историю как коренной перелом в ходе второй Мировой войны?
- Чем объяснить, что на первом этапе войны Англия и Франция вели «странную войну» против Германии?
1 период (сентябрь1939г – 22июня 1941г)
Приложение №2
Содержание: от нападения Германии на Польшу до начала ВО войны СССР против Германии. « Странная война»
2 период (22 июня 1941 г - ноябрь 1942 г. )
Содержание: план « Барбаросса» , ленд – лиз. Расширяющийся масштаб войны при сохранении сил агрессоров, оборонительные сражения Красной Армии, поражение немцев под Москвой, провал плана «молниеносной войны».
3 период ( ноябрь 1942г – декабрь 1943г)
Содержание : Коренной перелом в ходе войны, инициатива и превосходство в силах переходят в руки стран антигитлеровской коалиции.
4 период (январь 1944г – 9 мая 1945г )
Содержание: Разгром фашистской Германии, окончание ВО войны. Капитуляция Германии.
5 период (май 1945г – 2 сентября 1945г.)
Капитуляция Японии, окончание Второй мировой войны.
Задание 3 . Проанализируйте таблицу, иллюстрирующую роль ленд – лиза в ходе войны. ( фронтальный опрос)
Приложение № 3
5 мин.
Выступающему 1балл. За глубокий ответ – 2 балла
Задание № 4 Установить соответствие между понятием и определением. По таблице определить, какие вопросы решались на Тегеранской конференции, на Ялтинской (Крымской) конференции, Берлинской (Потсдамской) конференции)
а) индивидуальный труд;
б)простая кооперация: объединиться в группы, обсудить полученные результаты;
в)сложная кооперация: выступление групп.
Самопроверка и самооценка выполнения задания.
Сформулировать вопрос - суждение
Приложение № 4
7 мин
Выступающему от группы 1 б.
6 баллов за вопрос – суждение.
Если укажите дату проведения конференции, 1 балл дополнительно
- Почему СССР отрицательно отнёсся к расчленению Германии, как предлагали США и Великобритания?
- Чем объяснить, что СССР должен был начать войну с Японией, после капитуляции Германии?
Вернёмся к проблемному вопросу: Можно ли было предотвратить Вторую мировую войну?
Познакомить учащихся с ответом историка.
Приложение №5
Подведение итогов урока: подсчёт баллов и выставление оценок.
Домашнее задание: составить таблицу: основные показатели Первой и Второй мировых войн.
5 мин.
2 мин.
1 мин.
Ответы учащихся
Приложение №1
Причины возникновения войны
Характер войны
Цели воюющих стран
Приложение №2
Периоды и хронологические рамки
Основное содержание периода
Приложение №3
Оборудование
Получено по ленд - лизу
Построено в СССР
паровозы
1981
92
вагоны
11156
1000
Металлорежущие станки
44600
168700
самолёты
22195
122000
танки
25% от произведённого в СССР
98300
автомобили
427000
219000
Приложение №4
Конференция
Державы , принявшие участие
Рассмотренные вопросы
СССР , США , Англия
1)Открытие второго фронта в Западной Европе
2)Обсуждалась судьба Германии
3)Решение о передаче СССР Кениксберга
4)Перенос границ Польши на запад до Одера и признанием « линии Керзона» в качестве будущей восточной границы Польши
5)державы подтвердили полную независимость суверенитета территориальную независимость Ирана.
Конференция
СССР, США, Англия
1) Согласовать план окончательного разгрома общего врага.
2)Договор о координации наступательных действий союзных армий в центре Германии.
3) Контроль над Германией. Раздел на оккупационные зоны: восточная часть – СССР, северо – западная – английская, юго – западная – американская.
4 ) Франция будет приглашена занять определённую зону оккупации.
5) Сформулировала основные принципы ООН.
6)11 февраля 1945 года Сталин , Рузвельт, Черчилль подписали секретное соглашение – вступление СССР в войну с Японией через 2 - 3 месяца после капитуляции Германии.
Конференция
СССР, США, Великобритания
1)Определены цели оккупации Германии.
2)Установила порядок взимания репараций с Германии
3)Совместное ведение войны против Японии
Приложение №5
« С позиций сегодняшнего дня, когда нам стало известно многое из того , чего тогда даже не знали руководящие государственные деятели, можно с уверенностью сказать, что наиболее оптимальным в тех условиях было бы принятие советских предложений о коллективной безопасности, подписание англо – франко – советского договора о взаимной помощи и соответствующей военной конвенции. Это привело бы к созданию единой Антигитлеровской коалиции, предотвратило бы агрессию и, возможно, Вторую мировую войну… Именно к объединению всех миролюбивых сил и стремился Советский Союз в предвоенные годы. Не он несёт главную ответственность за то, что такая возможность не была реализована. На пути к объединению встали в первую очередь идеологические предрассудки, которые не были преодолены даже в условиях опасности, угрожающей всему человечеству. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих… Обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счёт Советского Союза»
(Якушевский А. С. Советско – германский договор о ненападении: взгляд через годы. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. – М. , 1989 , - с. 267 )