kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возникновение Иудаизма: Эпохи Первого и Второго Храмов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией[1].

 

[1] Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма. -Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 345.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возникновение Иудаизма: Эпохи Первого и Второго Храмов»

1.1. Возникновение Иудаизма: Эпохи Первого и Второго Храмов

Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией1.

Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, которая начала складываться в древней Иудее во 2-м тыс. до н. э2. История этой религии тесно связана с богатой историей еврейского народа, развитием его государственности и жизнью в условиях диаспоры. В первые столетия своего существования иудаизм представлял собой религию небольшой группы кочевников — семьи Авраама, его сына Ицхака и сына Ицхака Якова, получившего впоследствии имя Исраэль. Его главным положением было представление о «брите» («завете» — договоре), который был заключён между Богом и Авраамом3. Согласно этому договору, Всевышний должен был покровительствовать Аврааму и всем его потомкам, а они в свою очередь обязывались соблюдать установленные Им заповеди. В частности, был провозглашён запрет на почитание иных богов и заповедь любви к ближнему.

Одним из отличий иудаизма от других древневосточных религий было то, что Бог евреев не имел облика4. В других религиях боги представлялись либо человекоподобными существами, либо звероподобными. В том и другом случаях речь шла о попытке рационализировать представление о природных стихиях, символизируемых божествами, и сделать богов более понятными и близкими. Но поскольку поклонение этим богам всё больше превращалось в поклонение их идолам, евреи предпочли не сосредоточиваться на облике Всевышнего, дабы уменьшить опасность идолопоклонства.

Главным знаком «завета» стало обрезание крайней плоти полового члена, которое именуется «брит-мила» («завет обрезания»). С тех пор обрезание, по традиции совершаемое на восьмой день жизни младенца, стало важнейшим из обрядов в жизни евреев, подчёркивая их особенность в мире и избрание их Всевышним.

Для Авраама и его потомков соблюдение обрядов, помимо обрезания, сопровождалось жертвоприношениями на специально построенных алтарях. В отличие от других религий древности евреи никогда не знали человеческих жертвоприношений. Это было связано с запретом человеческих жертвоприношений, заповеданных Аврааму Всевышним, когда человеческая жертва была заменена жертвой животной (заместительной жертвой).

Благодаря деятельности сына Яакова (внука Авраама, сына Ицхака) Иосифа евреи поселились в Египте и жили там сотни лет. Попав под влияние мощнейшей египетской цивилизации, они забыли о своей вере и обычаях.

Возрождение произошло лишь после совершённого в XIII в. до н. э. Исхода из Египта, возглавляемого пророком Моисеем5. Во время жизни в Египте евреи пережили различные периоды: от нормального существования при одном фараоне до попыток их уничтожения при другом. Это привело к тому, что Всевышний после 10 египетских казней вывел евреев под руководством Моисея из Египта. По преданию, когда египтяне бросились в погоню за евреями, Красное (Чермное) море расступилось, евреи прошли по дну моря, а египтян сокрыли морские волны.

Во время Исхода из Египта евреями был заключён Завет с Богом на горе Синай6. Там же Моисей получил от Всевышнего на каменных скрижалях текст Десяти Заповедей, ставших моральным кодексом для верующих евреев. От Десяти Заповедей происходят все остальные заповеди, дарованные евреям Всевышним. Общее число заповедей достигло 613, и их исполнение обязательно для мальчиков, достигших 13 лет, и девочек, которым исполнилось 12 лет (этот возраст является религиозным совершеннолетием).

Евреи 40 лет скитались по пустыне, прежде чем смогли войти в Ханаан (Землю Ханаанскую), получивший название Эрец Исраэль (Земля Израиля), и завоевать его. Считается, что Моисей водил евреев 40 лет по пустыне, чтобы за это время выросло поколение, которое не помнило египетского рабства.

Для того чтобы увековечить исполнение завета, данного евреям на Синае, и зафиксировать обещание Всевышнего царю Давиду, что его династия будет править вечно, Давид решил построить в Иерусалиме Храм, который должен был стать новым религиозным центром. Сам Давид не успел осуществить этот замысел, который воплотил его сын — царь Соломон.

ХРАМ (БЕЙТ HАМИКДАШ) Эпоха Первого Храма. Пишет Рамбам7: "Общепринята традиция, что Давид и Шломо построили алтарь [в разное время] на том месте, на котором Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына, Ицхака. На том же месте построил Hoax алтарь, когда вышел из ковчега, и там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Гэвель(Авель), и там же принес жертву Адам, первый человек, и там же он был создан" (Рамбам, "Бейт hа-бхира", II). Царь Давид был воителем и пролил много крови, поэтому ему не было позволено строить Храм. Право это получил сын его Шломо (Соломон). Стены Храма были построены из цельных камней, которых не коснулось железо, и покрыты кедровым деревом, а пол — кипарисовым. Главное здание Храма было длиною — с востока на запад — в 10 локтей, шириной — в 20 локтей и высотой — в 30 локтей. Вход в Храм находился на восточной его стороне, и там же - "коридор Храма". С севера, запада и юга главное здание было окружено трехэтажным, более низким строением, вход в которое был с юга. В этом здании находились разные залы: для священников, для хранения посуды и даров, которые народ приносил в Храм, и прочее8. Главное здание состояло из двух неравных частей: восточная часть, "Дом", длиной в сорок локтей; стены его были украшены резным, узорчатым деревом; и "внутренний дом" — с запада, стены которого были покрыты чистым золотом. Толстая стена, не доходившая до потолка, делила Храм надвое. Во "внутреннем доме" находился Двир — полутемный зал в форме куба в 20 локтей с каждой стороны. Двир считался Святою Святых Храма, ибо в нем пребывала Шехина9. Стены и потолок Двира были позолочены, а две его двери из масличного дерева — покрыты золочеными плетеными украшениями. В Двире поставил Шломо двух херувимов из масличного дерева, десяти локтей высотой каждый. Крылья херувимов были раскрыты и касались с одной стороны друг друга, а с другой — стен Двира. Херувимы должны были укрывать ковчег завета. Когда ковчег был внесен в Двир, шесты его были видны только изнутри, но не со стороны входа. Перед входом в Двир стоял малый жертвенник, сделанный из кедра и покрытый позолотой. Большой жертвенник, на котором приносили жертвы, был из меди и стоял во дворе Храма. Постройка Храма царя Шломо длилась семь лет и завершилась на одиннадцатый год его царствования10.Царь Шломо повелел отлить для нужд Храма металлические столбы и сосуды. В зале Храма стояли два медных столба восемнадцати локтей высотой и двенадцати локтей в обхвате. Они были пустыми внутри и увенчаны медными украшениями в форме гранатовой грозди и венчиков роз. Эти столбы, названные "Яхин" и "Боаз", были поставлены по обе стороны входа в зал11. По художественным достоинствам их превосходило только "медное море" — огромная ваза, покрытая двумя рядами дутых украшений и напоминающая видом венчик лилии. "Море" стояло на двенадцати волах, отлитых из меди, по три с каждой стороны. Шломо установил "море" в юго-восточной части Храма, между стеной Храма и жертвенником. Чтобы провести воду к "морю", отлили десять квадратных желобов с колесами, и над каждым из них помещалась медная раковина. Кроме того, мастер Хирам изготовил, по заказу Шломо, сосуды из полированной меди для жертвоприношений и отлил золотые украшения Храма. Перед Двиром с севера и юга стояли по пять золотых светильников. Все принадлежности светильников были из золота, а стол, на котором лежал "святой хлеб", — позолочен.Согласно традиции, с постройкой Первого Храма шатер собрания (скиния) был сокрыт в его подземелье (Сота IX)12.Храм служил местом, куда народ стекался для жертвоприношения, молитв и благодарения, в особенности в дни праздников. Право совершать службу в Храме принадлежало священникам-коганим, потомкам Агарона; им помогали левиты13. Пение хора левитов в Храме сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. В царствование Иошиягу Храм стал единственным священным местом для евреев, а все прочие жертвенники были упразднены. Однако величие Первого Храма было недолгим. Он стоял 410 лет. Вавилонский царь Невухаднецар, покоривший Иудею в 586 г. до н. э., разрушил Храм и увез в Вавилон все храмовое золото, серебро и медь14 , вместе с 30 тыс. пленными евреями . Вавилонский плен длился ровно 50 лет вплоть до 536 г. до н.эры .

Эпоха Второго Храма. Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.). Персидский царь Артаксеркс уполномочил Эзру объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и облек его правом назначать судей, вершивших правосудие на основании еврейского религиозного закона. Идея отправления гражданского судопроизводства на основе религиозного закона не раз использовалась впоследствии: например, Шариатский суд в исламских странах. В это время формируется особое сословие “писцов” — софрим — толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельность этого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившего позднее название Устный Закон.

Ухудшившееся во втором веке до н.э. положение династии Селевкидов (эллинское государство), плативших контрибуцию римлянам, вызвало ужесточение в их колониальной политике, в том числе, и в отношении Иудеи. Ответной реакцией стала активизация национально-освободительной борьбы, кульминацией которой стало восстание Маккавеев (167 – 164 г.г. до н.э.), завершившееся победой и изгнанием эллинов из Иерусалима в 164 г. до н.э. Храм, нареченный в 167 г до н.э. святилищем Зевса Олимпийского был возвращен иудаистской церкви и очищен от принадлежностей греческого (языческого) культа. В ознаменование этого события было установлено восьмидневное празднество освящения — Ханукка.

Освободившись от греческого ига Иудея заключает союз с Римом, надеясь добиться таким путем полной политической самостоятельности. Однако, впоследствии римляне постепенно устанавливают контроль над Иудеей, не встреченный поначалу неприязненно народными массами из-за крайней жестокости Ирода I (ум. в 4 г. до н.э.). Жестокость этого правителя вошла даже в библейские сказания (“избиение младенцев”) и связывается с именем Иисуса Христа. Первые серьезные столкновения иудеев с римскими властями относятся ко времени наместничества Понтия Пилата (26 – 36 н.э.) и постепенно перерастает в Иудейскую войну I (66 – 73 н.э.). В ходе этой войны в 70 г. н.э. был снова разрушен Иерусалимский Храм, что означало конец эпохи Второго Храма.

В это время помимо канонизированного Письменного Закона – Торы – развивается так называемый Устный Закон, основанный на многовековой традиции толкования Священного Писания.

Постепенно, трактование Торы от священнического сословия переходит к “мудрецам”, происходившим из самых различных слоев еврейского общества, как в самом Израиле, так и в диаспоре.

Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной жизни эпохи Второго Храма была синагога (молельный дом), которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации культа в христианстве и исламе. Синагога стала религиозным и общественным центром жизни еврейской общины как в Израиле, так и в странах расселения. Возникновение синагоги является радикальным переворотом в жизни еврейства и уникальным нововведением в истории религии: в отличие от Храма, богослужение в ней не велось священниками и левитами и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. По этой причине синагога могла существовать в любых условиях и в самых незначительных по числу верующих общинах, будучи одновременно молитвенным домом, местом изучения Торы и центром общественной жизни. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения, не отягощенные сложным и дорогостоящим ритуалом.

Замена жертвоприношения молитвой и соблюдением многочисленных мицвот, ритуализирующим всю жизнь иудея, вплоть до самых прозаичных ее проявлений, позволила иудаизму пережить разрушение своего центрального святилища (разрушение Второго Храма).

К этому периоду относится зарождение христианства — ответвления иудейской религии, носящего интернациональный характер. В 313 г. н.э. при императоре Константине христианство получило статус государственной религии Римской империи.



1 Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма. -Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 345.

2 Шахнович.М.М. Религиоведение (Учебное пособие). -Москва: Питер, 2006.-С. 130.

3 Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма. -Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 345.

4 Шахнович М.М.. Религиоведение (Учебное пособие). -Москва: Питер, 2006.-С. 130.


5 Шахнович. М.М. Религиоведение (Учебное пособие).-Москва: Питер, 2006.-С. 130.

6 Аверинцев. С.С. Иудаистическая мифология // Мифы народи мира: Энциклопедия: В 2 т. 2-е.-Москва: Наука, 1991. Т.1.-С. 233.

7 Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма.-Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 345.

8 Шахнович.М.М. Религиоведение (Учебное пособие). -Москва: Питер, 2006.-С. 130.

9 Аверинцев. С.С. Иудаистическая мифология // Мифы народи мира: Энциклопедия: В 2 т. 2-е.-Москва: Наука, 1991. Т.1.-С. 233.

10 Тамже.-С. 137.

11 Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма.-Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 332.

12 Рижский. М. И. Библейские пророки и пророчества. -Москва: Питер, 1987.-С. 439.

13 Шахнович. М.М. Религиоведение (Учебное пособие). -Москва: Питер, 2006.-С. 342.

14 Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма.-Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 332.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Возникновение Иудаизма: Эпохи Первого и Второго Храмов

Автор: Адхамов Музаффар Махмуджанович

Дата: 23.07.2020

Номер свидетельства: 555017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Лекция "Христианство: становление и основы вероучения" "
    ["seo_title"] => string(61) "liektsiia-khristianstvo-stanovlieniie-i-osnovy-vierouchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "128077"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415434917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства