kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возникновение и распад империи карла великого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление о причинах возникновения и
распада империи Карла Великого.

 Основные понятия и термины: граф, император,
империя.

Оборудование: карта «Образование империи Карла Великого».
Ход урока

Урок целесообразно начать с изучения нового материала, так как на
данном уроке продолжают рассматриваться процессы и явления, о кото-
рых шла речь на предыдущем уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возникновение и распад империи карла великого»

У р о к 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД
ИМПЕРИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО

Цель: дать представление о причинах возникновения и
распада империи Карла Великого.

♦ Основные понятия и термины: граф, император,
империя.

Оборудование: карта «Образование империи Карла Великого».
Ход урока

Урок целесообразно начать с изучения нового материала, так как на
данном уроке продолжают рассматриваться процессы и явления, о кото-
рых шла речь на предыдущем уроке.


I. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Карл Мартелл и Пипин Короткий.

  2. Завоевательные походы Карла I Великого.

  3. Провозглашение империи в 800 году.

1. Карл Мартелл и Пипин Короткий.

Рассказ учителя.

Наследники Хлодвига вели изнурительную борьбу за власть,
которая закончилась ослаблением династии Меровингов. Их власть
была слабой, а истинная власть была в руках майордомов - коро-
левских чиновников, вторых людей в государстве. Одному из май-
ордомов - Карлу Мартеллу - удалось объединить под своей вла-
стью все королевство франков.

Арабы в первой половине VIII века вторгаются в Галлию и
завоевывают Пиренейский полуостров. В 732 году Карл Мартелл

21

у г. Пуатье нанес поражение арабам, тем самым остановив их про-
движение вглубь Европы. Впоследствии арабы были вытеснены из
южной Галлии. Сын Карла Мартелла - Пипин Короткий - продол-
жил политику отца, направленную на укрепление войска и собст-
венной власти.

В 751 году при поддержке папы Римского Пипин Короткий
становится королем франков. По призыву папы Пипин Короткий
дважды совершал походы в Италию против лангобардов.

2. Завоевательные походы Карла I Великого.

Карл I был сыном Пипина Короткого, первого франкского
короля из династии Каролингов. Новая династия франкских коро-
лей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина
Короткого Карла Мартелла.

Пипин Короткий в 768 году оставляет завещание, согласно
которому государство делилось на две части между его сыновьями
- Карлом I и Карломаном. Но внезапная смерть брата способство-
вала тому, что Карл I объединил земли франкского государства.

Карл I был человеком высокого роста, выносливым и силь-
ным, справедливым и мудрым, деятельным и воинственным прави-
телем.

Карл I ставит цель - создание прочного христианского госу-
дарства. Завоевание и обращение варваров в христианство стано-
вится первоочередной задачей франкского государства. Франкское
государство соседствовало с германскими племенами саксов на
севере и северо-востоке, на востоке - со славянами, на юге - с ара-
бо-мусульманской Испанией.

Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром.

Карл I прославился прежде всего завоевательными походами.
Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска
стоял сам король.

Карл I был одержим желанием прославиться военными похо-
дами, военными победами и служением христианской церкви.

Учитель вместе с учащимися выясняет причины войн, ко-
торые вели франки при Карле I Великом (прозванном так наро-
дом), и отмечает:

  • знать стремилась к приобретению новых земель и зависи-
    мых крестьян, к обогащению за счет захваченной на войне добычи;

  • церковь стремилась распространить христианство на завое-
    ванных территориях;

  • сам Карл I желал прославиться победами и служением
    церкви.

Рассказ о походах Карла I Великого рекомендуется сопровождать
совместной работой с картой «Франкское государство в V - сере-
дине IX вв.». Следует показать направление походов франков и завоеван-
ные ими территории.

На доске и в тетрадях рекомендуется выполнить таблицу:

Направление походов Карла I Великого и их результат


В Испанию

В земли саксов

В Италию

Против арабов-мусу-
льман.

Захвачены и вошли в
состав государства
франков земли к югу
от Пиренейских гор.

Ультиматум: прекра-
тить набеги, принять
христианство.
Саксы приняли хри-
стианство; их владения
вошли в состав Франк-
ского государства.

Лангобарды разбиты,
их государство унич-
тожено.

Италия вошла в со-
став Франкского го-
сударства.

В классах с высоким уровнем знаний учащиеся могут заполнить
таблицу самостоятельно. В средних и слабых классах она может быть за-
ранее записана на доске или под диктовку учителя с необходимыми ком-
ментариями.

Рассказ учителя.

Военные походы устраивались ежегодно.

1) Войны с саксами.

Войны с саксами длились 30 лет. Саксы были язычниками.
Франкское владычество и христианство вносили сильнейшие раз-
рушения в их привычный жизненный уклад.

Саксы боролись и против воинов, и против священников.
А франки в ответ очень жестоко казнили тысячи саксов. В 803 го-
ду, исчерпав свои внутренние силы в борьбе с франками, саксы
вошли в состав христианской Европы.

2) На восток.

На востоке Карл I сражается со славянами. Он заключает со-
юз с ободритами (славянское племя) против саксов, позволяет им

продвинуться на реку Эльбу. Здесь франки встречаются с авара-
ми - кочевниками азиатских степей. Последние создали свое госу-
дарство - Аварский каганат (на месте современной Венгрии). Ава-
ры оказывали помощь Баварии, которая стремилась вырваться из
франкской зависимости. Франки вскоре разгромили аваров, или,
как их еще называли, «конную империю», и стерли ее с лица земли.

Бавария была завоевана, франки продвинулись до Дуная. Го-
сударство франков удвоилось.

3) В Испанию.

Знаменитыми являются походы Карла I на испанских арабов.
В этих походах часть испанской территории была завоевана. К югу
от Пиренейских гор до реки Эбро - пограничная область государ-
ства Карла I. Эти походы нашли отражение в созданной несколько
веков спустя эпической поэме «Песнь о Роланде».

«Песнь о Роланде» повествует о том, как однажды войско
христиан потерпело неудачу и возвращалось домой через Пиренеи,
где на них напали местные жители - баски. В бою погиб прибли-
женный Карла - Хруодланд (в поэме - Роланд).

4) В Италию.

На этом направлении столкнулись римская идея государства
и сила народа, призванного ее осуществить. Карл I Великий и папа
Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе
противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон.
Карл I в Италии был коронован и стал покровителем Рима. Завое-
ванные земли были присоединены к Франкскому государству.

[Т] Работа с картой №2 атласа «Франкское государство
в V - начале IX вв.».

= Найти и показать область расселения франков к концу V века.

= Найти и показать границы Франкской империи при
Карле I в начале IX века.

= Найти и показать границы земель, зависимых от Франк-
ской империи при Карле I.

Учитель вместе с учащимися приходит к выводу: к концу
правления Карла I под его власть подпали многие племена и наро-
ды. По своим размерам территория Франкского королевства при-
ближалась к прежней Западной Римской империи.

(Этот вывод можно прочесть в учебнике на с. 30.)

24

3. Провозглашение империи в 800 году.

Изучается в объеме учебника (с. 30-32, § 4).

В 800 году Карл I Великий в Риме был провозглашен рим-
ским императором. 
Папа Римский возложил на голову Карла I
золотую императорскую корону.

Титул римского императора поднимал престиж франкского
короля, так как приравнивал его к самому могущественному прави-
телю раннего Средневековья - византийскому императору.

Мощное развитие каролингского государства и отступление
Византии с Европейского континента потребовали воплощения
имперской идеи. С одной стороны, войны с арабами, саксами, сла-
вянами, аварами велись с завоевательной целью, а с другой - за
распространение христианства.

Карл I, став императором, взял на себя функции защитника
христианской веры. Наметились тесные контакты между импера-
тором и папой Римским. Карл I покровительствовал строительству
каменных церквей. Сохранилась до сих пор его домашняя церковь -
Аахенская капелла. Столицей империи становится не Рим, а Аахен.

Франкское государство строилось на основе христианских
ценностей. Это было выражено в его законодательстве. Карл I
ожидал от своих подданных подчинения и преданности.

Карл I поделил всю империю на округа, во главе каждого
стоял выбранный им из местной знати граф (должность). Граф со-
бирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение.

Существовали «государевы посланцы» из ближнего окруже-
ния Карла I для специальных поручений. Они ездили по всей импе-
рии, контролировали действия местных управителей и судили от
имени императора Карла I.

Таким образом Карл I стремился укрепить свое господство.
Чтобы повысить эффективность управления империей, Карл I забо-
тился об образовании высших советников, священства и других
государственных чинов, он также уделял большое внимание хри-
стианскому воспитанию подданных. При императорском дворе бы-
ла организована школа, в которой обучались будущие государст-
венные чины. По его указу открывались школы при монастырях и
церквях. Карл I стал приглашать к себе просвещенных людей Ев-
ропы. Впоследствии они образовали научный кружок, который по-
лучил название «Академия». В Академии свободно обсуждались

25

богословские и философские вопросы, читались и сочинялись сти-
хи, проявлялся интерес к латинской словесности. Карл I приказал
составить грамматику франкского языка.

Во время правления Карла I действовало собрание народного
ополчения (собрание влиятельной церковной и светской знати). Оно
имело право обсуждать те вопросы, по которым окончательное реше-
ние принимал Карл I. На этих собраниях Карл I издавал указы и сбор-
ники распоряжений - капитулярии. Капитулярии являлись сборника-
ми законов, распоряжений и проповедей императора Карла I.

Карл I Великий опередил свое время. Личность Карла Вели-
кого многогранна. Он был выдающимся императором Каролинг-
ской эпохи. В эпических поэмах Карл I предстает разным: то муд-
рым и строгим, то слабым и добрым, то хитрым и коварным. Образ
Карла I после его смерти стал легендарным.

Умер Карл Великий от лихорадки 28 января 814 года. От
трех жен и пяти наложниц он имел 7 сыновей и 8 дочерей. Закон-
ных сыновей было трое - Карл, Пипин, Людовик.

Империя Карла I просуществовала недолго и распалась при
его внуках на три государства:

Западно-Франкское государство (Франция);
Восточно-Франкское государство (Германия);
Королевство Лотаро (Италия).

III. Закрепление изученного материала.

Учитель с целью закрепления ставит вопрос:
= Охарактеризуйте цели и результаты походов Карла I Ве-
ликого.

В тетрадях учащиеся выполняют схему № 4 «Империя Карла
Великого». Эта схема может использоваться для закрепления изученного
материала.

Схема № 4

Империя Карла Великого


Италия

Войны и походы
Карла Великого

Саксы

Славяне

Авары

Испания

Цели походов:

- желание франкской знати приобрести новые земли и зави-
симых крестьян;

- распространение христианства на завоеванных территориях.

Результаты походов:

  • франкская знать захватила новые земли;

  • свободные общинники стали зависимыми крестьянами;

  • распространилось христианство;

  • 800 год - провозглашение империи Карла I;

  • Карл I провозглашен римским императором.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 3, п. 1-4; письменно вопрос 2 к § 3; вы-
полнить задание на контурной карте.

* Подготовить сообщение: «Карл Великий».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возникновение и распад империи карла великого

Автор: Гюлахмедова Альбина Назимовна

Дата: 24.04.2021

Номер свидетельства: 579173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок 3 Возникновение и распад империи Карла Великого"
    ["seo_title"] => string(52) "urok_3_vozniknovenie_i_raspad_imperii_karla_velikogo"
    ["file_id"] => string(6) "566051"
    ["category_seo"] => string(19) "vsemirnaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607446798"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "«Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»"
    ["seo_title"] => string(71) "vozniknovenie_i_raspad_imperii_karla_velikogo_feodalnaia_razdroblennost"
    ["file_id"] => string(6) "573549"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613647562"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "«Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»"
    ["seo_title"] => string(73) "vozniknovenie_i_raspad_imperii_karla_velikogo_feodalnaia_razdroblennost_1"
    ["file_id"] => string(6) "582541"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622771712"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Возникновение ислама. арабский халифат и его распад"
    ["seo_title"] => string(51) "vozniknovenie_islama_arabskii_khalifat_i_ego_raspad"
    ["file_id"] => string(6) "579174"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619268128"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "«Арабы в 6 – 11 веках»"
    ["seo_title"] => string(19) "araby_v_6_11_vekakh"
    ["file_id"] => string(6) "573554"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613648285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства