kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Восток и Греция после Александра Македонского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок истори в 5 классе по теме "Восток и Греция после Александра Македонского". Эллинизм. Содержит презентацию, конспект урока, текст сообщения учащегося о книге, альбом для заполнения учащимися, стих.

Просмотр содержимого документа
«Восток и Греция»

Тема: Восток и Греция после Александра Македонского.

§45, с.223 (Уколова)

Цель: познакомить учащихся с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока и с достопримечательностями Александрии Египетской.

План:

  1. Орг. момент (стихи) 5 мин.

  2. Что такое эллинизм? 5 мин.

  3. Возникновение новых государств 10 мин.

  4. Александрия Египетская 10 мин.

  5. Фаросский маяк 5 мин.

  6. Мусей 10 мин.


  1. Орг. момент

Древние греки, античные греки!

Многим прославились греки навеки!

Просто порой удивленье берет,

Ну до чего знаменитый народ!

Вот по дорожкам бегут чемпионы.

Афина-Паллада диктует законы.

Геракл-герой своей силой гордится!

В бой колесница стремительно мчится!

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

Потом пригляделись – а каждая ваза

С рисунком рассказом!

Вместе 1-ый куплет

  1. Мы закончили изучение Греции и завоеваний Александра Македонского. Давайте вспомним. Презентация слайд 2.

О чем вам говорят эти имена и названия? (Филипп, Аристотель, Фивы, Граник, Исс, Дарий 3, Гавгамелы, Букефал, Птолемей, Селевк).

Презентация слайд 3. Соотнесите даты и события

Поход в Индию – 327-325 г. до н.э.

Битва при Гранике – 334 г.до н.э.

Битва при Иссе – 333 г. до н.э.

Битва при Гавгамелах – 331 г. до н.э.

Смерть Александра – 323 г. до н.э.

Взятие Тира, завоевание Египта – 332 г. до н.э.

Воцарение Александра – 336 г. до н.э.

Презентация слайд 4. Задачи

  1. 356 г. до н.э. – родился Александр

  2. Граник на 3 года раньше (334-331=3)

  3. 2014+331=2345 лет назад битва при Гавгамелах

  4. «Гордиев узел» Александр разрубил

  1. Что такое эллинизм?

После смерти А.М. началось распространение в завоеванных странах греческого языка и культуры. Основываются новые города, греки и македонцы переселяются на Восток, принеся свою религию и культуру и впитывая чужую – наблюдается взаимное влияние во всех областях. Этот период получил название эллинизма. Презентация слайд 5

Эллинизм – период древней истории со времен Восточного похода А.М. до завоевания Египта римлянами, характеризующийся распространением греческой культуры на Востоке. (Михайловский, с.293, не записываем)

  1. Возникновение новых государств.

- Какие государства покорил Александр? (Персию, Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию)

После смерти А.М. его держава распалась. - Почему? (не оставил наследника и объединил военным путем).

Полководцы А.М. (диадохи – наследники) начали борьбу за власть, которая продолжалась 40 лет, и разделили державу. Карта с. 224 и слайд 6

- На какие государства распалась держава А.М? ( Сирийское – царство Селевкидов, Египетское – царство Птолемеев, Македонское)

Господствующее положение в них заняли греки и македонцы, а местное население находилось в подчинении.

- Какое царство было самым большим? Карта с. 224 и слайд 6 (держава Селевкидов)

Названо от имени царя Селевка, получившего прозвище Никатор (Победитель), телохранителя Александра. Селевкиды пытались сохранить целостность государства, но местное население постоянно восставало и царство Селевкидов ослабело и распалось.

Следующее по величине царство Птолемеев (Египет). Основатель – Птолемей Лаг, телохранитель Александра. Он увез тело А.М. и похоронил в Александрии Египетской в золотом гробу, чтобы его считали наследником А.М. Презентация слайд 7

Македония оставалась в тех же границах, что и при Филиппе II, только сменилась династия.

В Малой Азии образовалось Пергамское царство. Его столицу – Пергам украшал храм Зевса, а перед ним 9-метровый мраморный алтарь с рельефами, изображающими битву богов с гигантами. Презентация слайды 8 и 9.

Царь Птолемей запретил вывозить из Египта папирус, пытаясь предотвратить развитие библиотеки в Пергаме, тогда пергамский царь придумал новый материал для письма - пергамен(т) – из выделанной кожи овец.

  1. Александрия Египетская

Самым большим городом мира была Александрия Египетская – столица Египетского царства, основанная А.М. Презентация слайд 10. (читаем с 228)

- Почему А.М. построил город на этом мысе? (А.М. выбрал для города удачное место – защищенную гавань). Александрия была построена по плану, с широкими прямыми улицами. Презентация слайд 11, план с. 226

- Что можно выделить на территории Александрии? (вдоль главной улицы располагались гимнасий, палестра, здание суда, храмы, дворцы) 1/3 города занимал дворец с Музеем и гробницей А.М.. Александрия была крупным портом.

  1. Фаросский маяк. Презентация слайд 12

Напротив Александрии на о. Фарос архитектор Сострат по распоряжению Птолемея I построил маяк – одно из чудес света высотой 117 м. Остров соединили с сушей насыпным перешейком. Благодаря системе бронзовых зеркал свет был виден на 50 км. Топливо поднимали ослики. Наверху стояла статуя Посейдона высотой 7 м.

Сообщение о маяке

  1. Мусей

Цари Египта покровительствовали ученым. Птолемей I организовал в Александрии сообщество ученых и назвал его Мусеем («храмом муз») – он не был музеем в современном смысле. Мусей располагался на территории царского дворца – там были комнаты для занятий с учениками, лаборатории, столовая, зоопарк, ботанический сад, самая большая в мире библиотека (700 тыс. рукописей) Сообщение о библиотеке

Однажды Птолемей попросил у афинян рукописи, оставил залог, но вернул копии, а рукописи передал в библиотеку – предпочел потерять залог.

Цари приглашали в Александрию ученых со всего света.

Презентация слайд 13, работа с учебником

- Какую догадку высказал Аристарх? (что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, но не смог доказать)

- Кто написал «Начала»?(Евклид, первый учебник по математике)

- Что изобрел Архимед? (винт для подъема воды)

- Кто такой Эратосфен? (географ, вычислил окружность земного шара, ошибся на 50 км)

- Почему не все ученые принимали приглашение царей? (он не были свободны, над ними был контроль). Один поэт назвал Мусей «клеткой для муз»

Презентация слайд 14. Текст с ошибками

Презентация слайд 15 загадка древних. Д/з §45

Просмотр содержимого документа
«альбом»

Фамилия, имя, класс_________________________________________

Распад державы Александра Македонского

Название

Описание


















Александрия Египетская и ее достопримечательности

Фаросский маяк




Мусей




библиотека





Александрийские ученые

Имя ученого

Идея или изобретение














Фамилия, имя, класс_________________________________________

Распад державы Александра Македонского

Название

Описание


















Александрия Египетская и ее достопримечательности

Фаросский маяк




Мусей




библиотека





Александрийские ученые

Имя ученого

Идея или изобретение














Просмотр содержимого документа
«викторина Греция»

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.                            Урок- викторина. 5КЛАСС.

Задача: - закрепление изученного материала по теме «Древняя Греция» - проверка знания древнегреческой мифологии, поэзии -умение выбирать необходимый материл, группировать его.

Задание 1. Представление жюри.

Командам зачитываются краткие характеристики богов. Каждой команде надо отгадать о ком идёт речь.

  1. Одна из наиболее почитаемых богинь Греции, богиня мудрости, покровительница наук, ремёсел, земледелия. Она, так же, считается богиней справедливой войны. Родилась из головы Зевса. В её честь возведён храм Парфенон. ( Афина)

  2. Сын Реи и Крона, самый высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель богов и людей. Громовержец, тучегонитель. ( Зевс)

  3. Богиня - охотница, покровительница животных. Сестра Аполлона, в её честь построен храм в Эфесе, который был сожжён

Геростратом. (Артемид а)

  1. Крылатая богиня победы, постоянная спутница Зевса. ( Ника)

  2. Один из древнейших богов, сын Зевса. Бог солнца, света, покровитель искусства. (Аполлон)

  3. Одна из муз, спутниц Аполлона, покровительница истории.(Клио)

  4. Сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Мать Персефоны, жены Аида. (Деметра).

Задание 2. Какие слова и словосочетания из греческой мифологии вошли

в нашу речь? Что они означают?

Команды должны назвать как можно больше примеров.

(Нить Ариадны, авгиевы конюшни, сизифов труд, троянский конь,

ахиллесова пята, муки Тантала, минотавр, Цербер и т. д.)

Задание 3. Отрывки из произведений.

Необходимо узнать из какого произведения отрывок и кто автор.

«Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился...»

(« Одиссея» Гомер)

«Мачту поднявши и белый на мачте расправивши парус Все мы взошли на корабль И пустились в открытое море...

(«Одиссея» Гомер)

«Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады!

Спасайте Родину, спасайте жён, Детей своих, богов отцовских храмы, Гробницы предков: бой теперь за всё!»

(«Персы» Эсхил)

«В мире много сил великих

Но сильнее человека нет в природе ничего...»

(«Антигона» Софокл)

Задание 4. Среди принятых за обедом развлечений, была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из них.

Я чёрное дитя сверкающего отца, птица без крыльев. Я поднимаюсь до облаков, едва родившись я рассеиваюсь в воздухе.

(Дым)

Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз.

(Зеркало)

Не говори ничего и ты выразишь моё имя, но если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо! Ты выразишь меня!

(Молчание)

Задание 5.Кому принадлежат слова? По какому поводу они сказаны? Когда произошло это событие?

«Радуйтесь, афиняне! Мы победили!»

{Воин — гонец, после одержанной победы над персами на Марафонской долине. 490г. до н. э.)

«Если стрелы и дротики закроют от нас солнце, мы будем сражаться в тени».

(Греки е Фермопильском проходе. 480г. до н. э.)

«Там вы найдёте достаточно и земли и воды»

{Ответ спартанцев персидским послам. 490г. до н.

э.)

«Мать чёрная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная…»

{Солон. Отмена долгового рабства. 594г. до н. э.)

Задание 6. Перед вами карточки с именами выдающихся людей древней Греции. Нет ли здесь ошибки? Сгруппируйте имена людей по роду их деятельности.

Эсхил, Мильтиад, Тутмос, Геродот, Мирон, Леонид, Перикл, Хаммурапи, Поликлет, Аристотель, Ксеркс, Софокл, Солон, Дракон, Дарий, Аристофан, Демосфен, Анаксагор,Фемистокл, Гомер.

(Лишние в списке: Тутмос. Хаммурапи, Ксеркс, Дарий.

Политические деятели: Солон, Перикл, Демосфен, Фемистокл, Дракон.

Учёные: Геродот, Аристотель, Анаксагор.

Деятели искусства: Мирон, Поликлет, Фидий, Эсхил, Софокл, Аристофан, Гомер.

Полководцы: Мильтиад, Леонид.)

Задание 7. Какое событие описывается здесь?

«Два дня враги атаковали малочисленный отряд. Военачальники бичами гнали своих воинов в битву. Защитники отражали все атаки, пока изменник не провёл врагов через горы».

(Битва в Фермопильском проходе.)

«Десять лет осаждали они город, который стоял на высоком холме и был окружён высокой каменной стеной. Только хитростью им удалось проникнуть в город и открыть ворота».

( Взятие Трои греками.)

«Едва вражеские корабли вошли в узкую часть пролива, как гребцы разом ударили вёслами и защитники устремились на корабли врагов.»

( Саламинское сражение.)

«Запев боевую песню, стройными рядами пошли они на врага. Их встретил град стрел. Под стрелами атаковали они противника. Мужество и силу им придавала мысль, что сражаются они за Родину».

(Марафонская битва.)

Задание 8. Работа по контурным картам.

Обозначьте места важнейших сражений Греко-персидских войн, их даты.

Задание 9. Конкурс капитанов,

Дайте определения.

1)рыночная площадь (агора) укреплённая часть города (акрополь) Человек, произносящий речь (оратор) Палочка для письма (стиль) Первая ступень школы (музическая) Название рабов в Спарте (илоты) Греческий корабль (триера) Военачальник (стратег) Место для зрелищ (театр) Власть знати (аристократия)

2) Народ (демос)

Вторая ступень греческой школы (палестра) Раб-нянька (педагог) Порт средней Греции (Пирей) Место проведения народных собраний (Пникс) Место ремонта и постройки кораблей (верфь) Место конных состязаний (ипподром) Храм Афины на Акрополе (Парфенон) Площадка для состязаний (арена) Победитель Олимпийских игр (олимпионик)

Подведение итогов.


Просмотр содержимого документа
«книга»

Дом муз – Мусей в Александрии – имел огромную библиотеку, слава о которой распространилась по всему миру. В ней хранилось до 700 тысяч книг. Здесь были книги на греческом, латинском и иных языках по самым различным отраслям науки и литературы: поэмы, исторические, медицинские, математические, философские труды. По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки.

Древняя книга была непохожа на нашу. Ее писали на листах папируса. Когда автор или писец кончал лист, к нему приклеивался другой, получался длинный столбец. Были книги в сто и более метров в длину! Окончание такой книги прикрепляли к стержню из дерева, металл или кости и свертывали книгу в свиток. Чтобы читать такую книгу, надо было постепенно ее разматывать. Древние люди никогда не писали и не читали за столом. Писали и читали либо держа сверток на коленях, либо стоя за высоким пюпитром, похожим на тот, за которым в наши дни стоит дирижер оркестра.

Готовая книга перевязывалась шнурком и укладывалась в трубку-футляр из дерева. В древности не было картона, его заменял пергамент, на котором начали писать со 2 века до н.э.

Пергамент – это хорошо выделанная кожа молодого скота. Папирус рос только в Египте, а пергамент можно было изготовлять везде. Рассказывают, что когда царь Египта запретил вывозить из страны папирус, в Пергамском царстве стали изготовлять писчий материал из шкур скота, который так и назывался – пергамент.

Пергамент прочнее папируса и на нем можно было писать с двух сторон. Можно было счистить старый текст (для этого применялся пористый и очень легкий камень – пемза). Книга из пергамента тоже свертывалась в свиток. Позднее стали сгибать лист пергамента вдвое или вчетверо, получая таким образом тетрадь (от греческого тетрадь – четверть, то есть одна четвертая листа), сшивая ее нитками. Получалась книга, похожая на нашу.

Просмотр содержимого документа
«стих»

1. Древние греки, античные греки!

Многим прославились греки навеки!



2. Просто порой удивленье берет,

Ну до чего знаменитый народ!



3. Вот по дорожкам бегут чемпионы.

Афина-Паллада диктует законы.



4. Геракл-герой своей силой гордится!

В бой колесница стремительно мчится!



5. Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.



6. Потом пригляделись – а каждая ваза

С рисунком рассказом!


Просмотр содержимого презентации
«Восток и Греция»

Восток и Греция после Александра Македонского

Восток и Греция после Александра Македонского

О чем говорят эти имена и названия? 1) Филипп  3) Фивы  5) Исс  7) Гавгамелы 9) Птолемей   2) Аристотель  4) Граник  6) Дарий III  8) Букефал 10) Селевк

О чем говорят эти имена и названия?

1) Филипп 3) Фивы 5) Исс 7) Гавгамелы

9) Птолемей

2) Аристотель 4) Граник 6) Дарий III 8) Букефал

10) Селевк

Соотнесите даты и события: 332 г. до н.э. – 334 г до н.э. – поход Александра Македонского в Индию битва при Гранике битва при Иссе битва при Гавгамелах, окончательное поражение Персии, гибель Дария III смерть Александра осада и взятие Тира, завоевание Египта. воцарение Александра 333 г. до н.э. –  331 г. до н.э. –  327 – 325 гг.до н.э. –  323 г. до н.э. –  336 г. до н.э. –

Соотнесите даты и события:

332 г. до н.э. –

334 г до н.э. –

  • поход Александра Македонского в Индию
  • битва при Гранике
  • битва при Иссе
  • битва при Гавгамелах, окончательное поражение Персии, гибель Дария III
  • смерть Александра
  • осада и взятие Тира, завоевание Египта.
  • воцарение Александра

333 г. до н.э. –

331 г. до н.э. –

327 – 325 гг.до н.э. –

323 г. до н.э. –

336 г. до н.э. –

Задачи 1) Зная, что Александр в 336 году до н.э. стал царем Македонии, посчитайте, в каком году он родился, если в момент вступления на престол ему было 20 лет.  2) Какое событие произошло раньше: битва на реке Граник или битва при Гавгамелах, на сколько лет раньше? 3) Сколько лет назад произошло сражение при Гавгамелах? 4)Откуда пошла фраза: “Гордиев узел”? 

Задачи

  • 1) Зная, что Александр в 336 году до н.э. стал царем Македонии, посчитайте, в каком году он родился, если в момент вступления на престол ему было 20 лет. 2) Какое событие произошло раньше: битва на реке Граник или битва при Гавгамелах, на сколько лет раньше?
  • 3) Сколько лет назад произошло сражение при Гавгамелах?
  • 4)Откуда пошла фраза: “Гордиев узел”? 

Что такое Эллинизм? период в истории Древнего мира после смерти Александра Македонского; распространение в завоёванных странах греческого языка и культуры; основание новых городов; переселение греков и македонцев на Восток; взаимовлияние культур и религий;

Что такое Эллинизм?

  • период в истории Древнего мира после смерти Александра Македонского;
  • распространение в завоёванных странах греческого языка и культуры;
  • основание новых городов;
  • переселение греков и македонцев на Восток;
  • взаимовлияние культур и религий;

Птолемей I Лаг Селевк I Никатор

Птолемей I Лаг

Селевк I Никатор

Пергамский алтарь. Общий вид

Пергамский алтарь. Общий вид

Фриз Пергамского алтаря.Фрагмент

Фриз Пергамского алтаря.Фрагмент

Работа с планом Александрии по учебнику : – Посмотрите на план, расположенный на странице 226.   – Какие объекты можно выделить на территории города Александрия Египетская?

Работа с планом Александрии по учебнику :

  • – Посмотрите на план, расположенный на странице 226.  – Какие объекты можно выделить на территории города Александрия Египетская?

Александрия Египетская

Александрия Египетская

Александрийский маяк на о. Фарос

Александрийский маяк на о. Фарос

Работа с пунктом 5 учебника стр. 226-227. – Где находился Мусей?  – Кто его организовал?  – Назовите ученых, которые работали в Мусее.  – Какую догадку высказал Аристарх?  – Кто автор сочинения “Начала”?  – О чем это сочинение?  – Что изобрел Архимед?  – Кем был Эратосфен?  – Почему не все ученые принимали приглашение египетских царей?

Работа с пунктом 5 учебника

стр. 226-227.

– Где находился Мусей? – Кто его организовал? – Назовите ученых, которые работали в Мусее. – Какую догадку высказал Аристарх? – Кто автор сочинения “Начала”? – О чем это сочинение? – Что изобрел Архимед? – Кем был Эратосфен? – Почему не все ученые принимали приглашение египетских царей?

Текст с ошибками: 1) После смерти Александра Македонского в 320 году до нашей эры империей стал править его сын   2) Империя Македонского была поделена на 5 частей: самое большое из государств – царство Птолемеев. Второе по значимости государство – царство Македония.   3) Со временем значительным государством на северо-западной части Малой Азии стало царство Селевкидов, именно здесь был придуман новый материал для письма – пергамен.    4) Главной достопримечательностью столицы Пергама был Фаросский маяк   5) Александрия Египетская стала самым большим городом мира. Плана постройки города не было, поэтому улицы были узкие и кривые.   6) На острове Фарос архитектор Сострат построил библиотеку.   7) Птолемей I организовал для ученых храм Муз. Этот Мусей был создан для того, чтобы устраивать здесь экскурсии для всех желающих посмотреть картины.

Текст с ошибками:

  • 1) После смерти Александра Македонского в 320 году до нашей эры империей стал править его сын  2) Империя Македонского была поделена на 5 частей: самое большое из государств – царство Птолемеев. Второе по значимости государство – царство Македония.  3) Со временем значительным государством на северо-западной части Малой Азии стало царство Селевкидов, именно здесь был придуман новый материал для письма – пергамен.   4) Главной достопримечательностью столицы Пергама был Фаросский маяк  5) Александрия Египетская стала самым большим городом мира. Плана постройки города не было, поэтому улицы были узкие и кривые.  6) На острове Фарос архитектор Сострат построил библиотеку.  7) Птолемей I организовал для ученых храм Муз. Этот Мусей был создан для того, чтобы устраивать здесь экскурсии для всех желающих посмотреть картины.

  Загадка древних: Строитель Александрийского маяка Сострат написал на его каменной стене: “Эту башню соорудил Сострат, друг царей, ради спасения мореходов”. Но эту надпись он спрятал под толстым слоем штукатурки, на которой написал имя царя Египта – Птолемея. Почему Сострат так поступил?

  Загадка древних:

Строитель Александрийского маяка Сострат написал на его каменной стене: “Эту башню соорудил Сострат, друг царей, ради спасения мореходов”. Но эту надпись он спрятал под толстым слоем штукатурки, на которой написал имя царя Египта – Птолемея. Почему Сострат так поступил?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Восток и Греция после Александра Македонского

Автор: Ташбулатова Елена Вадимовна

Дата: 09.11.2016

Номер свидетельства: 356991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420994595"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(7) "КУБ "
    ["seo_title"] => string(3) "kub"
    ["file_id"] => string(6) "206330"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430151658"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Кангюй "
    ["seo_title"] => string(10) "kanghiui-1"
    ["file_id"] => string(6) "235757"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443812782"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства