ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Урок- викторина. 5КЛАСС.
Задача: - закрепление изученного материала по теме «Древняя Греция» - проверка знания древнегреческой мифологии, поэзии -умение выбирать необходимый материл, группировать его.
Задание 1. Представление жюри.
Командам зачитываются краткие характеристики богов. Каждой команде надо отгадать о ком идёт речь.
Одна из наиболее почитаемых богинь Греции, богиня мудрости, покровительница наук, ремёсел, земледелия. Она, так же, считается богиней справедливой войны. Родилась из головы Зевса. В её честь возведён храм Парфенон. ( Афина)
Сын Реи и Крона, самый высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель богов и людей. Громовержец, тучегонитель. ( Зевс)
Богиня - охотница, покровительница животных. Сестра Аполлона, в её честь построен храм в Эфесе, который был сожжён
Геростратом. (Артемид а)
Крылатая богиня победы, постоянная спутница Зевса. ( Ника)
Один из древнейших богов, сын Зевса. Бог солнца, света, покровитель искусства. (Аполлон)
Одна из муз, спутниц Аполлона, покровительница истории.(Клио)
Сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Мать Персефоны, жены Аида. (Деметра).
Задание 2. Какие слова и словосочетания из греческой мифологии вошли
в нашу речь? Что они означают?
Команды должны назвать как можно больше примеров.
(Нить Ариадны, авгиевы конюшни, сизифов труд, троянский конь,
ахиллесова пята, муки Тантала, минотавр, Цербер и т. д.)
Задание 3. Отрывки из произведений.
Необходимо узнать из какого произведения отрывок и кто автор.
«Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился...»
(« Одиссея» Гомер)
«Мачту поднявши и белый на мачте расправивши парус Все мы взошли на корабль И пустились в открытое море...
(«Одиссея» Гомер)
«Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады!
Спасайте Родину, спасайте жён, Детей своих, богов отцовских храмы, Гробницы предков: бой теперь за всё!»
(«Персы» Эсхил)
«В мире много сил великих
Но сильнее человека нет в природе ничего...»
(«Антигона» Софокл)
Задание 4. Среди принятых за обедом развлечений, была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из них.
Я чёрное дитя сверкающего отца, птица без крыльев. Я поднимаюсь до облаков, едва родившись я рассеиваюсь в воздухе.
(Дым)
Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз.
(Зеркало)
Не говори ничего и ты выразишь моё имя, но если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо! Ты выразишь меня!
(Молчание)
Задание 5.Кому принадлежат слова? По какому поводу они сказаны? Когда произошло это событие?
«Радуйтесь, афиняне! Мы победили!»
{Воин — гонец, после одержанной победы над персами на Марафонской долине. 490г. до н. э.)
«Если стрелы и дротики закроют от нас солнце, мы будем сражаться в тени».
(Греки е Фермопильском проходе. 480г. до н. э.)
«Там вы найдёте достаточно и земли и воды»
{Ответ спартанцев персидским послам. 490г. до н.
э.)
«Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная…»
{Солон. Отмена долгового рабства. 594г. до н. э.)
Задание 6. Перед вами карточки с именами выдающихся людей древней Греции. Нет ли здесь ошибки? Сгруппируйте имена людей по роду их деятельности.
Эсхил, Мильтиад, Тутмос, Геродот, Мирон, Леонид, Перикл, Хаммурапи, Поликлет, Аристотель, Ксеркс, Софокл, Солон, Дракон, Дарий, Аристофан, Демосфен, Анаксагор,Фемистокл, Гомер.
(Лишние в списке: Тутмос. Хаммурапи, Ксеркс, Дарий.
Политические деятели: Солон, Перикл, Демосфен, Фемистокл, Дракон.
Учёные: Геродот, Аристотель, Анаксагор.
Деятели искусства: Мирон, Поликлет, Фидий, Эсхил, Софокл, Аристофан, Гомер.
Полководцы: Мильтиад, Леонид.)
Задание 7. Какое событие описывается здесь?
«Два дня враги атаковали малочисленный отряд. Военачальники бичами гнали своих воинов в битву. Защитники отражали все атаки, пока изменник не провёл врагов через горы».
(Битва в Фермопильском проходе.)
«Десять лет осаждали они город, который стоял на высоком холме и был окружён высокой каменной стеной. Только хитростью им удалось проникнуть в город и открыть ворота».
( Взятие Трои греками.)
«Едва вражеские корабли вошли в узкую часть пролива, как гребцы разом ударили вёслами и защитники устремились на корабли врагов.»
( Саламинское сражение.)
«Запев боевую песню, стройными рядами пошли они на врага. Их встретил град стрел. Под стрелами атаковали они противника. Мужество и силу им придавала мысль, что сражаются они за Родину».
(Марафонская битва.)
Задание 8. Работа по контурным картам.
Обозначьте места важнейших сражений Греко-персидских войн, их даты.
Задание 9. Конкурс капитанов,
Дайте определения.
1)рыночная площадь (агора) укреплённая часть города (акрополь) Человек, произносящий речь (оратор) Палочка для письма (стиль) Первая ступень школы (музическая) Название рабов в Спарте (илоты) Греческий корабль (триера) Военачальник (стратег) Место для зрелищ (театр) Власть знати (аристократия)
2) Народ (демос)
Вторая ступень греческой школы (палестра) Раб-нянька (педагог) Порт средней Греции (Пирей) Место проведения народных собраний (Пникс) Место ремонта и постройки кораблей (верфь) Место конных состязаний (ипподром) Храм Афины на Акрополе (Парфенон) Площадка для состязаний (арена) Победитель Олимпийских игр (олимпионик)
Подведение итогов.