kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Восточные славяне в древности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий конспект урока по теме "Восточные славяне в древности". Предполагает работу на уроке в форме игры. Учащиеся делятся на команды. Основной упор - работа учащихся с разными видами иформации и умение ее интерпретировать. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Восточные славяне в древности»»

Урок по истории России в 6 классе

Тема: «Восточные славяне в древности»

Учитель истории и обществознания: Шмырина Надежда Федоровна

Класс: 6

Тема урока: «Восточные славяне в древности»

Тип урока: комбинированный.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Цель урока: Создать условия для формирования новых знаний, позволяющих учащимся глубже познакомиться с жизнью восточных славян в VIII – XII веках, для систематизации и обобщения имеющихся.

Задачи:

- изучить происхождение восточных славян, как наших общих предков;

- определить область их расселения и занятия;

- сформировать представление о быте и религии восточных славян;

- формировать навыки работы в группе;

- способствовать формированию чувства гордости за своих предков, уважение к прошлому своего народа.

Планируемые результаты:

Предметные:

После изучения данной темы учащиеся: имеют представление о происхождении восточных славян, области их расселения, их занятиях и религиозных верованиях.

Ученики получат возможность научиться формулировать выводы по изученному материалу, работать с исторической картой, извлекать необходимую информацию из разных текстов, оценивать себя и своих одноклассников.

Метапредметные:

Уметь извлекать информацию из разных источников, представлять результаты учебной деятельности в виде таблиц и кластеров, организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в группе.

Личностные:

Точно и аргументированно выражать свои мысли.

Соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль за своей деятельностью в процессе достижения результата.

Формируемые УУД:

Личностные: учебная мотивация, познавательный интерес, самопроверка и взаимопроверка.

Регулятивные: саморегуляция, преодоление трудностей на пути к решению задач, контроль и коррекция своих действий для достижения результата.

Познавательные: обобщение, сравнение и структурирование знаний; построение логической цепочки и речевых высказываний;

поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оборудование:

  • учебник под ред. А.В. Торкунова «История России» в 2-х частях. Москва, «Просвещение», 2016;

  • Карта «Киевская Русь в IX-XI вв.»  Атласы

  • Картина «Славянский посёлок».

  • Доска, мел

  • Раздаточный материал (иллюстрации, документы, схемы).


План:

  1. Организационный момент

  2. Стадия «вызова»

  3. Целеполагание (формулировка целей и задач урока)

  4. Повторение и углубление пройденного материла

  5. Рефлексия



Ход урока

1.Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.

Учитель: Доброе утро, ребята. Я рада вас всех сегодня видеть на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок. Готовность учащихся к совместной дальнейшей деятельности.


2. Стадия «вызова»

Учитель: Во 2-м тысячелетии из индоевропейской семьи выделились праславяне. Кто были соседями праславян? (…)

Учащиеся (предполагают): древние греки, римляне, кочевые племена, булгар.

Учитель: Древние греки и римляне называли праславян венетами или венедами. Предлагаю поработать с текстом древнеримского историка Корнелия Тацита «О происхождении германцев и местоположении германии» (Приложение 1) и ответить на вопросы.

Выдача материала с текстом и вопросами к нему. Учащиеся знакомятся с текстом и отвечают на вопросы.

Учитель: Вы видите, что историк задается вопросам к кому отнести венедов? Как историк ответил на свой же вопрос и какие привел аргументы в качестве доказательств?

Учащиеся: Тацит отнес венедов к оседлым германцам, т.к. они 1) сооружают себе дома 2) носят щиты 3) передвигаются пешими.


3. Целеполагание: формулирование целей и задач

Учитель: О чём мы будем говорить на уроке? О каком народе пойдёт речь?

Учащиеся: Праславяне, венеды, восточные славяне. Глубже узнаем о славянах, как жили, чем занимались. Тема урока: «Восточные славяне в далёком прошлом».

Учитель записывает тему на доску. Помогает сформулировать цель и задачи

Учитель: А нужно ли нам что-то о них знать? Зачем? Что знаем? О чем бы хотели узнать больше?

Учащиеся: Знаем о религии, занятиях славян, территории расселения, соседях праславян. Хотим узнать больше о жизни славян, обычаях (возможны другие ответы).

Учитель записывает на доске цель и задачи, помогает в форме игры разделиться учащимся на 5 групп.

Учитель: А сейчас предлагаю разделиться на группы. Для этого поиграем в одну игру. Называется она «Магнитики» (Приложение 2). Вы вытягиваете из шляпы по листочку, на котором записано понятие, относящееся к одной из 5 тем - племена славян, занятия, язычество (боги), язычество (божества), управление племенем. Для того, чтобы найти свою группу, вам нужно правильно определить, к какой теме относится слово, записанное на вашем листочке.

Учащиеся выбирают листочек со словом, определяют тему и формируют группы на заранее отведенных местах. После того, как учащиеся разделились, учитель выдает на группу конверт с заданиями. По желанию учащиеся могут придумать названия для своих команд.


4. Повторение и углубление пройденного материла

Учитель: Для начала вспомним, где же проживали наши загадочные предки?

Учитель предлагает достать задания №1 из конверта и ознакомиться с ним.

Учитель: В задании № 1 (приложение 3) взят текст из «Повести временных лет», написанной Нестором в начале XII века. Вам нужно вставить недостающие части текста. Подсказки ищите по карте в учебнике на стр. 28 – 29.

Учащиеся заполняют пропуски за отведенное на это время. После учитель выдает «ключи» для самопроверки. Учащиеся подсчитывают баллы. Учитель записывает их на доске.

Учитель: Вспомните, что влияет на основные занятия любого народа?

Учащиеся: место проживания: наличие плодородной земли и пастбищ; климат и наличие рек, озёр; есть ли выход к морям.

Учитель: С учетом природных особенностей скажите, какое занятие было основным у славян?

Учащиеся: земледелие (возможны другие ответы).

Учитель: Какие системы земледелия существовали у восточных славян? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю познакомиться с материалом о «Занятиях древних славян» и заполнить схему, опираясь на этот текст.

Учащиеся достают задание № 2 из конвертов, знакомятся и обсуждают в группе. По окончанию работы группы сдают схемы. Обсуждают занятия древних славян и делают выводы – почему правильно заполнили схему и почему неправильно. Учителем выставляются баллы за задание на доске.

Учитель: Молодцы. Но не все у всех получается так, как надо. Неудачи бывают, их нужно просто пережить и учесть ошибки в будущем. Продолжаем. Как известно земледелие включает в себя несколько циклов работ, для каждого из которых славяне создали орудия труда. Достаем следующее задание № 3 (Приложение 5). В этом задании вам нужно указать правильную последовательность циклов работ и соответствующие им орудия труда. Время.

Учащиеся выстраивают цепочку и приклеивают получившийся результат на листочек. По окончанию им выдается листок с правильной последовательностью. Учащиеся сверяю свой результат с образцом и называют свой балл. Учитель записывает результаты на доске.

Учитель: Хорошо. Продолжаем. Что сеяли восточные славяне?

Ученик: Просо, гречиху, ячмень, пшеницу (зерно – «жито»)

Учитель: Известно, что основными продуктами питания у славян в те времена были каша и хлеб. У каждой из команд в конверте лежит задачка, задание № 4 (Приложение 6). В каждой задаче описывается какое-то занятие славян или обычаи и традиции. Все просто – вам нужно ответить на вопрос задачки (на обдумывание ответа даётся не более 2х минут).

Команды выслушав задание, знакомятся каждый со своей задачей. Готовят ответ. Затем, по истечению времени, команды зачитывают задание по порядку и высказывают предположения.

Учитель: Были ли трудности при решении задачек? Что в этом задании вам показалось трудным? Почему?

Учащиеся: Да, были трудности. Задание простое, но догадаться сложно, потому что не увидели подсказки в тексте (возможны другие ответы).

Учитель: Давайте вернёмся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока.

- Где жили?

- Чем занимались?

- Какие были обычаи?

- Какими были наши предки?

Учащиеся называют, что нового они узнали на уроке. Учитель записывает ответы напротив целей и задач, которые ставились вначале урока. Сравнивают. Делают выводы – цель достигнута, задачи выполнены.


4. Рефлексия

Учитель: предлагаю напоследок сыграть в игру «Мнемотехника» (Задание № 5. Приложение 7). Я показываю группу слов! Капитаны должны запомнить слова в течении 20 секунд. Подсказывать запрещено. Кто больше всех запомнил слова, тот победил.

На листках напечатаны группы слов по теме «Восточные славяне». Они на магниты прикрепляются учителем к доске, когда игра начинается. Капитаны готовятся, отвечают. Команды «болеют» за своих игроков. По окончанию игры выставляются баллы на доске, суммируются все баллы и определяются победители, занявшие 1,2,3 места. Выставляются оценки за урок.


Учитель: Чтобы оценить свою работу на уроке, выберите 1-2 фразы и продолжите их, чтобы получилось предложение.

1. Сегодня я узнал...

  1. Было трудно…

  2. Я научился…

  3. Было интересно узнать, что…

  4. Меня удивило…

  5. Мне захотелось…


Учитель: Всем спасибо за работу! Урок окончен.






Приложение 1


Корнелий Тацит «О происхождении германцев и местоположении германии»



«Я колеблюсь причислить ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам. /…/ Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят /большие/ щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне»



Вопрос к источнику: Как историк ответил на свой же вопрос (к кому отнести венедов?) Какие аргументы привел автор в качестве доказательств?





















Приложение 2




Прием «Тематические группы слов» (игра «Магнитики»)



Племена славян (территория расселения): поляне, древляне, словене, кривичи, вятичи

Занятия (ремесла и промыслы): борть, снасти, торговля, гончар, кузнец

Язычество (боги): Род, Перун, Сварог, Ярило, Лада, Даждьбог

Язычество (божества): русалка, домовой, леший, полудница, водяной, кикимора

Управление (вожди): вервь, старейшина, вече, князь, ополчение




















Приложение 3



Задание № 1. Вставьте недостающие части текста. Подсказки ищите по карте в учебнике на стр. 28 – 29

ДОКУМЕНТ. ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

«…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между ______________ и Западной Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Западной Двине и назвались _____________, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались. Те же славяне, которые сели около озера _____________, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его _______________. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся _______________ народ…»

Оцените свою работу и поставьте баллы.




Ключи к решению


ДОКУМЕНТ. ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

«…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…»






Приложение 4




Задание № 2. Изучите дополнительный материал, картинки, заполните схему:


Системы земледелия







Дополнительный материал. Занятия древних славян

Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным. Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет.

Вопросы:

1.Какие картинки отражают тот или иной вид системы земледелия?

2. Суть земледельческих систем?

3.В какой полосе использовался то или иное земледелие?

4.Как долго?

5.Какой вид обработки земли указан в тексте, хотя славяне еще его не применяли?


Приложение 5


Задание 3. Укажите правильную последовательность циклов работ и соответствующие им орудия труда.


ПАХОТА БОРОНОВАНИЕ СЕВ ЖАТВА










Приложение 6

Задача № 1. Славяне поклонялись всему, что росло на земле: деревьям, травам, цветам. Старые могучие деревья запрещалось рубить, они считались «покровителями» окрестностей.

Вопрос: Когда славяне рубили дерево, что они просили у него и оставляли на пеньке? (прощения и еду)


Задача № 2. Это блюдо считалось ритуальной едой. В древности у славян был обычай: враги вместе варят и едят это блюдо, для заключения мира, без этого мирный договор считался не действительным.

Вопрос: Что это за блюдо? И какая поговорка дошла до наших дней, в которой звучит название этого блюда, когда говорят о человеке, на которого нельзя положиться.

(«С ним каши не сваришь»)




Задача № 3. Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мёд, воск, льняное полотно, янтарь, оружие, украшения. Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. Из Волхова выплывали в Ильмень – озеро, затем в реку Ловать. Но Ловать дальше поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл купеческий караван дальше вниз по Днепру. В устье Днепра, где река впадает в Чёрное море новгородцы становились на стоянку, чтобы приготовиться для морского плавания. Они ставили на ладьи большие паруса и привозили много хвороста, только после этого караван выходил в море.

Вопрос: Для чего новгородцам нужно было много вязанок хвороста?

(Ответ: После того как были поставлены большие паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, чтобы они устойчиво держались на воде)





Задача № 4. В древности у славян серьги носили не только женщины, но и мужчины. Правда, всего одну серьгу - в левом ухе. Известно, что серьгу носил великий славянский князь Древней Руси Святослав Игоревич, прославивший свое имя не одной победой.

Вопрос: Для чего мужчины в славянском племени носили серьгу? И почему слева? (Ответ. Это был талисман – оберег. Славяне считали, что с левой стороны, за спиной человека, находились злые духи).


Задача № 5. Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мы знаем, что восточные славяне чтили бога грома и молнии - Перуна, а также бога ветра – Стрибога. Божество Солнца называлось – Даждьбог. Почитали славяне и Велеса, который считался покровителем скота. Женское божество – Макошь помогала обустроить семейный очаг и обучала женским ремёслам. Кроме того, наши предки верили, что в лесу жил лесной дух – леший, а в воде водяной, в руслах рек – русалки. Особенно уважали домашнего бога – домового. Славяне думали, что души умерших предков не покидают родного очага. Иногда славяне говорили: «Чур, меня!».

Вопрос: Предположите, что значит эта фраза, и когда она произносилась?

(Ответ: Славяне верили, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, защищают в трудную минуту. Души предков называли «щур» или «чур», «пращур». В случае какой-либо беды говорили в старину: «Чур, меня защити!»)












Приложение 7


Задание 5. Игра «Мнемотехника».


Тема «Восточные славяне»

1,3 команды

2,6 команды

4,5 команды

Водяной

Вятичи

Венеды

Славяне

Пахота

Новгород

серьга

Щур

Язычество

Поляне

Ильмень

Бортничество

Серп

Ярило

Соха

Домовой

Дреговичи

Припять

Перун

Борона

Вервь




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Восточные славяне в древности»

Автор: Шмырина Н.Ф.

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Верования восточных славян" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vierovaniia-vostochnykh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "146126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419085874"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Восточные славяне в древности""
    ["seo_title"] => string(31) "vostochnyieslavianievdrievnosti"
    ["file_id"] => string(6) "315935"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459991661"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Соседи восточных славян" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-sosiedi-vostochnykh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "149250"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420055699"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация к уроку истории "ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ""
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-k-uroku-istorii-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "291665"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455176588"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по истории: Восточные славяне в древности."
    ["seo_title"] => string(57) "konspekt_uroka_po_istorii_vostochnye_slaviane_v_drevnosti"
    ["file_id"] => string(6) "501767"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551360668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства