kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Вхождение Якутии в состав России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся познакомятся с культурой народов Якутии 17в., важными географическими исследованиями восточной Сибири, значением вхождения Якутии в состав Российского государства. Подготовка к этому уроку ведется не только по учебнику, но используется дополнительная литература - исторические документы, произведения якутских поэтов, которые повышают эмоциональное воздействие рассказа и воспитывают определенное отношение к изучаемому историческому событию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Вхождение Якутии в состав России"»

УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС

Тема «Вхождение Якутии в состав России»

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с культурой народов Якутии в 17 веке,

важными географическими исследованиями восточной Сибири, значением вхождения Якутии в состав Российского государства.

2. Развивать навыки работы с картой, таблицей, учить по плану самостоятельно изучать учебные повествовательные и описательные тексты: извлекать из них информацию, делать выводы, ставить к источнику вопросы.

3.Воспитывать интерес к историческому прошлому своего государства, уважения к культуре других народов.

Урок-устный журнал. Данный урок предполагает самостоятельное изучение темы «Сибирь в 17 веке. Вхождение Якутии в состав России» с последующим обсуждением изученного на уроке. За 1-2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает учащимся литературу для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые на уроке будут обсуждаться. Желательно класс разбить на группы.

Подготовка к этому уроку ведется не только по учебникам, но используется дополнительная литература – исторические документы, произведения якутских поэтов, которые повышают эмоциональное воздействие рассказа и воспитывают определенное отношение к изучаемому историческому событию.

На доске - карта «Россия в 17-18 в.в», план урока, новые слова - чум, тойон, ясак, кочи,. рисунки учащихся, иллюстрации.


План.

1. Вхождение Якутии в состав России (вступительное слово учителя).

2.Политическое и экономическое развитие России в 17 веке (повторение пройденного).

3.Народы Якутии в конце 16-нач.17 в.в. (работа с учебником, атласом, таблицей).

4. «Ненаучные» сведения о восточной Сибири – сообщения учащегося.

5. «Необходимость исследования великой реки Лены» - сообщение учащегося

6. Семен Дежнев-казак, землепроходец и мореход- сообщение учащегося

7.Дальнейшие географические исследования в конце 17-начале 18 в.в.-сообщение учащегося.

8.Значение вхождения Якутии в состав Российского государства –работа с классом, устные ответы учащихся,. обобщение учителя.

9.Подведение итогов урока.

1. Вхождение Якутии в состав России тесно связано с той ролью, которую сыграло Русское государство в истории нашей Родины. На протяжении продолжительного периода на Руси шел процесс борьбы за преодоление феодальной раздробленности, за объединение страны. Во второй половине 14 века Москва стала центром складывавшегося тогда Российского государства. На рубеже 15-16 в.в. Московское великое княжество объединило в единое государство территории княжеств северо-восточной Руси. Окончательно оформилось могущественное централизованное русское государство.

Его историческое значение состояло в том, что, во-первых, это государство ликвидировало феодальную раздробленность; во-вторых, обеспечило независимое развитие русского народа; в-третьих, играло важную роль в сохранении равновесия сил на мировой арене той поры, в обуздании иноземных завоевателей Запада и Востока. И вполне понятно, что вхождение в состав этого государства явилось поворотным моментом в истории Сибири, ее обширной части-Якутии.

2.Задание для повторения пройденного материала:

Подставить в предложения вместо точек пропущенные термины или закончить предложения:

1.В 17 веке в России власть приобретала…

2.Россия была феодально-крепостнической страной.

Крестьяне выплачивали…Шел процесс постепенного… крестьян.

4.Однако, экономическая жизнь не стояла на месте. Появились новые черты в хозяйственном развитии…

5.Еще в 16 в. территория Российского государства была значительно увеличена, т.к.. были присоединены…

6.Строительство русских городов в Сибири …открыло возможность для дальнейшего освоения Сибири.

Ответы.

1.Абсолютная монархия.

2.Оброк. Закрепощение.

3.Товарное производство, специализация..

4.Казанское, Астраханское, Сибирское ханство.

5.Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Тара.

3.Задание. Прослушав сообщение учащегося «Народы Якутии в 16-17 в.в., используя учебник, атлас самостоятельно заполнить таблицу. После заполнения – проверить, фронтальный опрос.

Название народа

Район проживания

Занятия

Дополнительные сведения






4.К 17 веку в Западной Европе много знали об Африке и Америке,

установили тесные связи с Индией и Китаем, а вот северо – восток Азии был покрыт тайной, хотя и привлекал своими неизведанными богатствами.

Попытки англичан добраться в Сибирь морем были неудачными. Дальше устья Оби никто из заподноевропейских мореходов не добирался. Распространялись слухи о богатствах и «чудесах» жизни на «краю земли у Великого океана». Так, путешественник Сигизмунд Гербертейн, который, как посол Австрии, бывал в России в 16 в. В своей книге

«О Московских делах» дал важные географические сведения о различных городах и местностях России. А вот как живут за р. Обью, он только записывал со слов путешественников.

Нелепицы о неизвестных народах, живущих по берегам Ледовитого океана, в царстве тундры и тайги, привлекали предприимчивых моряков, особенно англичан.

Вильям Уокер , английский поэт 17 в., в одной из своих поэм писал:

Нет, не легко проплыть за Обь, и путь туда далек,

Но, смелый Беро там бывал, трудами пренебрег.

Дальше он рассказывает о трудностях пути на восток, о пустынных берегах моря, где люди живут среди снегов, не в домах, а в чумах, одеваются в шкуры, поклоняются идолам, но привлекают всех богатством соболей.

5.В 1619г. в Енисейске русские воеводы Петр Албычев и Черкасс Рукин встретили эвенкийского князца Илтика. Он рассказывал им, что далеко на северо-востоке от Енисейска есть великая река, до которой можно ехать 2 недели, судя по всему, речь шла о р. Лене.

Воевода Тобольска (тогда это была резиденция русской администрации в Зап. Сибири), получив весть о р. Лене послал в Енисейск документ о «необходимости обследования великой реки». Предлагалось одарить Илтика, чтобы он служил в качестве проводника русских землепроходцев.

Тобольская администрация отправила в Якутию несколько отрядов под командованием казачьих атаманов. В 1632 г. енисейский сотник Петр Бекетов заложил Ленский острог.

В начале он стоял на север от места нынешнего Якутска, напротив Намского улуса на правом берегу р. Лены.

Но река подмыла берега, острог развалился, поэтому в 1638 г. казачий атаман Иван Галкин построил острог южнее. Воевода Головин решил перенести острог на левый берег, для этого был выбран «Еюков Луг» близ озера Сайсары.

Новый острог явился основой г. Якутска. Острог окружал тын с пятью башнями. Внутри находились: воеводский двор, съезжая и таможенная изба, амбары с казной, тюрьмы, пытошная изба, церковь, жилые дома. Восточная воротная башня сохранилась до сих пор – башня Тыгына. Переезд воеводства Новый острог состоялся в 1643 г.

Этому событию посвятил стихотворение известный якутский поэт Михаил Дмитриевич Ефимов. В этом и других стихотворениях главная тема – память народ о своих легендарных героях.

Ветра веков.

Мимо башни бревенчатой

Я прохожу,

На старинные, темные бревна гляжу

Здесь и ветер –

Не тот, что везде, не таков,

Здесь невольно он кажется

Ветром веков.

Башня гордой, высокой

Слыла в старину

А меж каменных зданий теперь –

Как в плену.

Потемнела, смирилась –

И видно она

И не столь высока,

И не очень стройна

И часы за трудом

Незаметно текут,

Русский бревнышко тешет,

А рядом – Якут.

- Подсоби! –

И к руке прикоснулась рука

Будет новая крепость

Как дружба крепка!

Пусть мороз в этом крае

Бывает жесток –

Не застынет вовек

Нашей дружбы исток.

1635 г.- отряд Енисейского десятника основал Олекминский острог, а через три года Оленекское зимовье, в 1641 г. проплыл морем на восток до устья р. Лены, достиг Чендона, здесь впервые встретил юкагиров, основал Чендонское зимовье.

В 1630-1640 г. отряд казака И. Реброва на р. Яне построил зимовье, а на р. Индигирке 2 острога.

6. Одним из известных землепроходцев этого края стал Семен Дежнев.

Место рождения его не установлено, а год рождения примерно установлен из его жизнеописания около 1605 г. Известно лишь, что жил он в великом Устюге на р. Сухоне. С 1638 г. находился в Тобольске, Енисейске, Якутске.

1640 г. со своим отрядом он отправился на р. Яну, оттуда в Якутск. В 1642 г. начался поход в Оймякон (верховье Индигирки). Исследовав устье правого притока Индигирки р. Момы, казаки поплыли по Индигирке до ее впадения в море, а затем по Вост. – Сибирскому морю до устья Алазеи. Здесь объединившись, еще с одним отрядом направились, к реке Колыме.

В 1644 г. сделали перерыв в путешествии для отдыха, он продолжался 3 года. Дежнев основал базу в Нижне – Колымске, изучал окрестности, охотился на соболей.

Летом 1647 г. отправился на Чукотку. Казаки по Колыме направились к морю, взяли курс на восток, но лед задержал путешествие, пришлось возвратиться на базу.

Спустя год, летом 1648 г. снарядили целую экспедицию из 90 человек (7 кочей), но опять постигла неудача, 2 коча погибли во время бури, те из членов экипажа, которым удалось выбраться на сушу были либо убиты туземцами, либо погибли от холода. Оставшиеся кочи добрались до Чукотского моря, но и там 2 пропали без вести. Командир экспедиции Алексеев был тяжело ранен, командование перешло Дежневу. Сумев избежать опасности, казаки 20 сентября 1648 г. прошли мимо неизвестного до того времени мыса, названного Дежневым Каменный Нос и вышли в море, которое теперь носит название Беренгово. Путь в Тихий океан был открыт. Величайшей заслугой Семена Дежнева является открытие морского из Ледовитого в Тихий океан. Конечно, тогда этим открытием никто не интересовался, несмотря на то, что он писал о них в многочисленных челобитных. Это открытие было принято царскими властями. Лишь 100 лет спустя. Витус Беринг повторил путешествие Дежнева, пролив получил название Берингов, а много лет спустя мыс Каменный Нос был в честь землепроходца переименован в Мыс Дежнева.

В 1660 г. Дежнев отозванный в Москву, должен был доставить ясак царю.

Путешествие с товаром длилось довольно долго: от Анадяры да Колымы по суше с переходами через Колымский хребет, затем вниз по Колыме до моря, по морю до устья Лены.

В Якутск Дежнев прибыл в 1661 г. а в столицу в 1664 г. Царь Алексей Михайлович принял с благодарностью ясак, обогативший его казну. Он привез царю соболий мех, бивни моржей и получил за них плату 2/3 сукном, 1/3 деньгами. Заслуженный путешественник опять был направлен в Сибирь, оттуда вернулся в Москву 1671 г. Спустя 2 года умер.

Семен Дежнев

М.Д. Ефимов

Тычась башнями

В небо под вечной Туймадой

Встал Якутский острог

Мрачноватой громадой.


Почему ж на него

Оглянулся ты с грустью?

Может думаешь:

Больше сюда не вернусь я!»


«Этот новый поход

Может станет последним!»

Шепчет старость

Не верь

Этим сказкам и бредням!

Вытри слезы, казак!

Ты – мужчина и воин!

Ты в любых передрягах

Был тверд и спокоен

Дни свои молодые,

Дни, когда этот край

Ты увидел впервые!


7.В 17-18 в.в. началось географическое и этническое изучение Якутии. Сведения собранные первыми землепроходцами представляют большую научную ценность. В 1725 году возникла Академия наук. Ее члены, в том числе М.В.Ломоносов, занимались вопросами изучения северовосточных окраин Азии. В1725 г.г.,1733-1743г.г.работали две камчатские экспедиции под началом Витуса Беринга. Сотрудники экспедиции собрали много сведений по географии, археологии, истории, этнографии, языку, фольклору народностей Якутии. Их труды явились большим вкладом в науку. В изучении Ленского края участвовали и другие экспедиции,

8. Историческое значение вхождения для России и народов Якутии.

Русское государство вышло на побережье Ледовитого и Тихого океанов. Наша Родина Россия стала одной из тихоокеанских держав. В ее состав вошла громадная территория с большими природными богатствами. Якуты, эвенки, юкагиры и другие народности Якутии вступили на путь экономического, политического и культурного сближения с русским народом, дружбы с ним. В результате вхождения Якутии в состав Российского государства здесь возникли города Якутск, Олекминск, Вилюйск, Среднеколымск и Верхоянск, а также Амгинская слобода. Русские вместе с якутами, эвенками и другими местными жителями открыли новые тракты: Якутско-Иркутский, Охотско-Якутский и другие. По этим трактам перевозились пассажиры, товары, посылки и письма из Якутии в Тобольск, Иркутск, Москву, Петербург и обратно. Установилась связь Ленского края с городами Южной Сибири и Европейской России.

9.Подведение итогов урока.


Литература.

1.Н.И.Васильев История Якутии. Якутск. БИЧИК..2007 год

2. Г.П. Башарин История Якутии. Якутское книжное издательство 1988г.

3.А.А.Калашников Якутия (хроника,факты,события ) Якутск .БИЧИК .2000

4.Хрестоматия по Якутской литературе. Якутск.БИЧИК.1999г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Вхождение Якутии в состав России"

Автор: Бахарева Наталья Владимировна

Дата: 08.07.2015

Номер свидетельства: 222463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему: Имя прилагательное как часть речи "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "224692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439090563"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация "Добро пожаловать на землю олонхо" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-dobro-pozhalovat-na-ziemliu-olonkho"
    ["file_id"] => string(6) "106611"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403050495"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства