- выяснить, кто участвовал в Венским конгрессе, какую цель преследовали участники конгресса, каков его итог; развитие УУД, умения работать с картой, обобщать, делать выводы.
Оборудование: учебники, тетради учащихся, рабочие листы, компьютер, презентация, карта «Европа в 1799-1815 гг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- выяснить, кто участвовал в Венским конгрессе, какую цель преследовали участники конгресса, каков его итог; развитие УУД, умения работать с картой, обобщать, делать выводы.
Оборудование: учебники, тетради учащихся, рабочие листы, компьютер, презентация, карта «Европа в 1799-1815 гг.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
1) Вспомните дату государственного переворота, в результате, которого Наполеон стал главой государства.
2) расскажите о внутренней политике консульства Наполеона
Способствовал развитию предпринимательской деятельности. Крупной буржуазии предоставлялись выгодные государственные заказы.
Провел реформу финансовой системы, включая создание французского банка и укрепление новой денежной единицы - франка.
Развернул в стране большое строительство. Столица Франции стала еще красивее.
Ускорил промышленный переворот, создал новые рабочие места.
Запретил стачки и союзы рабочих. Тех, кто проявлял недовольство политикой Первого консула, ожидали казни, аресты, высылки.
1801г. – заключил соглашение (конкордат) с Римским папой о нормализации отношений. Отделение церкви от государства отменялось.
Объявил амнистию эмигрантам. Лично назначал бывших аристократов на важные государственные посты.
Создал мощную машину полицейского сыска.
3)Когда Наполеон стал императором? (1804)
4) Какую из своих реформ Наполеон считал лучшей? («Гражданский Кодекс» 1804)
5) Что из себя представлял «Гражданский Кодекс» Наполеона? (Провозгласил равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свободу совести и др. Это было законодательство, отражающее либеральные ценности. Со старыми порядками во Франции было покончено навсегда. Кодекс распространился по всем европейским странам.
6) Используя кластер, который вы должны были составить дома, охарактеризуйте завоевательную политику Наполеона.
7) какие меры включала Континентальная блокада? (запрет на торговлю с Англией)
8)Почему на Ваш взгляд Наполеон одерживал блистательные победы над своими противниками? (В значительной мере потому, что Франция – более прогрессивное государство, имела прогрессивный общественный строй и военную организацию).
3. Работа с картой.
Ребята, на партах у вас лежат контурные карты. Сейчас мы поработаем с ними. Откройте карту на стр.43 учебника, изучите условные обозначения. Пользуясь картой учебника, обозначьте стрелками на ваших картах направления походов Наполеона, годы походов, годы иместа основных сражений.
Один ученик работает у карты на оценку.
4. Сообщение темы и целей урока.
На прошлом уроке мы выяснили причины успеха Наполеона. На сегодняшнем уроке нам предстоит узнать о крахе Наполеона и сделать вывод о причинах его краха.
Откройте тетради, запишите число и тему: «Разгром империи Наполеона. Венский конгресс».(слайд №1)
Задание на урок.
Почему могущественная империя Наполеона распалась? (Слайд №2)
Даты: (Слайд № 3)
1812, июнь – вторжение армии Наполеона в Россию
1813, 16-19 октября - «Битва народов»
1815, 18 июня – битва при Ватерлоо
Сентябрь 1814 – июнь 1815 гг. – Венский конгресс
1815 г. – договор об образовании Священного союза.
На партах перед вами лежат рабочие листы, которые вы должны будете заполнять в течении урока.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя.
После 1807 года империя Наполеона достигла своего могущества. Император был неутомимым тружеником – работал неистово. Мог проснуться ночью и написать приказ. Спал не более четырех часов. Все было под его контролем. Однако империя его уже клонилась к закату. (Слайд № 4,5,6) (прочти стр. 89-90 пункт 1.)
Был ли у Наполеона наследник?
Назови жен Наполеона
Стремление к укреплению своей власти привело к разводу с Жозефиной, т.к. у них не было общих детей. Кроме того, Бонапарт страстно стремился породниться с какой-либо законной династией. В 1810 г. Наполеон женится на дочери австрийского императора Марии –Луизе, подарившая ему наследника, который умер молодым.
(Слайд № 7,8)
5. Самостоятельная работа учащихся:
- Прочитайте пункт на стр. 90 и попытайтесь выделить причины ослабления наполеоновской империи. Зафиксируйте их в своих рабочих листах.
Учащиеся выполняют задания, затем вместе с учителем совместно проверяют.
( Слайд №9)Причины ослабления империи Наполеона:
Неурожайные годы
Континентальная блокада вызвала спад в промышленности и торговли
Недовольство непрерывными войнами и рекрутскими наборами
Сложные отношения с завоёванными странами
Поборы и контрибуции
Ненависть к угнетателям со стороны завоёванных народов
С временем в Наполеоне крепло убеждение, что Англию можно « поставить на колени»,только разорив её континентальной блокадой, в которой должны участвовать все покорённые им страны. Среди государств, которые тайно нарушали эту блокаду была Россия. Уже в 1810 году Наполеон пришёл к выводу, что сокрушительный удар по Англии может быть нанесён только в Москве. У него созрел план: направить Великую армию в Россию, взять Москву и заключить договор с императором Александром I.
( Слайд № 10) В 1812 году Великая армия перешла реку Неман, вторглась в Россию и двинулась к Москве. В главном сражении у Бородино Наполеон не смог разбить армию Кутузова.
Наполеон рассчитывал, что Александр I сам запросит мира, но этого не случилось. С наступлением холодов армия Наполеона покинула сожжённый город и вынуждена была двинуться обратно.
Вернувшись в Париж, Наполеон развернул кипучую деятельность по созданию новой армии. Но ситуация резко обострилась. Во главе с Россией возникла коалиция, в состав которой вошли Англия, Австрия, Швеция, Пруссия, Испания и Португалия.
Император создал новую армию, поставив под ружьё вчерашних юнцов. В решающем трёхдневном сражении под Лейпцигом – « Битве народов» - армия была разбита. (Слайд №11)
31 марта 1814 года войска коалиции вошли в Париж. Верхом на белом коне ехал русский император Александр I.
Внимательно слушайте мое объяснение и кратко восстановите последовательность последних событий жизни Наполеона.
Наполеона заставили подписать отречение, но оставили ему императорский титул. Попрощавшись со старой гвардией и поцеловав знамя 1-го гренадёрского полка, он покинул дворец. Его отправили в почётную ссылку на остров Эльба у берегов Италии.
(Слайд № 12) Королём Франции был провозглашён Людовик XVIII. Из армии были уволены 20 тыс. наполеоновских офицеров. Недовольство Бурбонами нарастало.
После вторичного отречения Наполеон был сослан на остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он скончался 5 мая 1821 года.
Пребывание Наполеона на о-ве Св. Елены не было слишком тягостным (у него даже была собственная свита), так как англичане относились к нему как знатному пленнику.
Однако проблемы со здоровьем ухудшали последние годы жизни императора. По мнению самого Наполеона и его свиты, причинами ухудшения самочувствия стало не только ограничение деятельности Бонапарта, а и нездоровый климат острова. Лечащий врач Наполеона диагностировал у него гепатит, но Бонапарт подозревал рак, переданный ему по наследству отцом. В 1821 году в виду резкого ухудшения самочувствия – Наполеону уже трудно было передвигаться самостоятельно, постоянные боли сильно мучили его, он составил завещание. Наполеон скончался 5 мая 1821 года и был погребен недалеко от Лонгвуда. Но в 1840 году Бонапарт был перезахоронен во Франции в Доме инвалидов в Париже (это было его последней волей).
6. Выступление учащегося с сообщением о Венском конгрессе (Слайд № 13).
Учащиеся по ходу выступления, используя учебник, заполняют рабочий лист, затем совместно с учителем проверяют.(Слайд № 14)
Страна
Какие территории отошли?
Россия
Герцогство Варшавское
Англия
Мальта, Цейлон, Капская земля.
Австрии
Венеция и Ломбардия
Пруссия
Часть Рейнской области и Вестфалия
Швеция
Норвегия.
7. Подведение итога урока.
Почему могущественная империя Наполеона распалась?
Неурожайные годы
Континентальная блокада вызвала спад в промышленности и торговли
Недовольство непрерывными войнами и рекрутскими наборами
Сложные отношения с завоёванными странами
Поборы и контрибуции
Ненависть к угнетателям со стороны завоёванных народов
потеря армии в России вследствие таланта русских полководцев, массового героизма русских людей;
создание новой антифранцузской коалиции;
длительные войны истощили ресурсы Франции.
8. Домашнее задание (Слайд № 15):
Параграф 12, учить даты; выполнить оставшееся задание на рабочем листе.