Рассматривать деятельность Временного правительства;
Давать оценку происходящим событиям.
Получат возможность научится:
Осуществлять поиск нужной информации по данной теме;
Выделять главное.
Целостно-смысловая компетенция
Умеют:
Работать с учебником, дополнительным материалом;
Работать в парах и группах;
Определять понятие.
Тема урока: «Великая российская революция: Февраль 1917 г.»
Слова учителя:
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я предлагаю вам прослушать маленький фрагмент стихотворения и понять, какую же тему мы с вами изучим на нашем уроке.
Есть месяцы, отмеченные Роком В календаре столетий. Кто сотрет На мировых скрижалях иды марта, Когда последний римский вольнолюбец Тирану в грудь направил свой клинок? Как позабыть, в холодно-мглистом полдне, Строй дерзких, град картечи, все, что слито С глухим четырнадцатым декабря? Как знамена, кровавым блеском реют Над морем Революции Великой Двадцатое июня, и десятый День августа, и скорбный день — брюмер. Та ж Франция явила два пыланья — Февральской и июльской новизны. Но выше всех над датами святыми, Над декабрем, чем светел пятый год, Над февралем семнадцатого года, Сверкаешь ты, слепительный Октябрь, Преобразивший сумрачную осень В ликующую силами весну, Зажегший новый день над дряхлой жизнью И заревом немеркнущим победно Нам озаривший правый путь в веках! Борис Пастернак
Прослушав данное стихотворение как вы думаете, о чём же мы с вами сегодня поговорим?
Ученики: о февральской революции 1917 года.
Учитель: совершенно верно, тема нашего сегодняшнего урока «Великая российская революция: Февраль 1917 г.», а какие же цели стоят перед нами?
Ученики: мы должны узнать причины революции, её ход, итоги, а так же основные даты, участников революции.
Учитель: правильно, мы с вами запишем и запомним основные даты, участников революции. Запишем с вами цели, причины, итоги революции и выясним её ход.
Учитель: теперь давайте с вами запишем тему и план урока в тетрадь.
План: 1. Причины февральской революции 1917 года.
2. Временное правительство:
а) создание Временного правительства;
б) программа временного правительства;
в) кризис Временного правительства
3. А.Ф. Керенский – лидер революции 1917 года
4. Итоги февральской революции 1917 года
А в конце урока мы с вами ответим на главные вопросы:
ПЗ: Почему произошла февральская революция 1917 года?
ППЗ: Какие последствия для дальнейшей истории России имела Февральская революция 1917года?
Учитель: Итак, ребята, мы с вами переходим к изучению темы, а точнее к первому пункту нашего плана. Давайте откроем с вами стр. 27 § 3, прочтите и ответьте на вопросы:
Назовите причины Февральской революции 1917 года?
Ответ учеников:
Росло недовольство народных масс как в тылу, так и на фронте. Ухудшалось материальное положение народа. Безудержно росли цены прежде всего на продовольствие, а также на все потребительские товары.
В армии зрело недовольство, вызванное бездарностью высшего военного руководства и поражениями на фронтах, а также недостаточным обеспечением армии оружием и патронами, продовольствием и т.д.
Правительство не могло управлять страной старыми методами, контролировать ситуацию в стране. Росли коррупция, произвол чиновников
Заговор и убийство наиболее одиозной личности в царском окружении – Г.Распутина
Назовите город, в котором происходили вспышки революционных движений?
Ответ учеников: Петроград
Учитель: давайте с вами запишем в тетрадь основные даты февральской революции (под диктовку записывают)
23 февраля – демонстрация женщин с требованиями возвращения с фронта мужей;
25 февраля – забастовки под лозунгами «Долой царизм», «Долой самодержавие»;
26 февраля – арест и расстрел участников демонстраций;
27 февраля – массовый переход войск на сторону революции, создание Временного комитета
1 марта – создание Временного правительства
2 марта – отречение Николая II от престола
Таким образом мы видим с вами, что причины революции были весьма убедительными.
Теперь мы с вами переходим к изучение второго пункта нашего плана и здесь мы с вами погорим о Временном правительстве. Я предлагаю посмотреть вам видео и ответить на поставленные вопросы (https://youtu.be/uGfndOmmPs4 21.03.2020)
Вопросы: 1) Какие новые органы власти появились? (Петроградский совет, Временный комитет)
2) Для каких целей было создано Временное правительство? (Для решения вопроса о форме правления, социально-экономических преобразований, политической системы)
3) Кто входил в состав Временного правительства? (Кадеты, октябристы)
4) Кто был лидером Временного правительства? (Г.Е. Львов)
5) Какого числа была опубликована декларация Временного правительства? ( 3 марта 1917 года)
6) О чём говорилось в декларации? (Амнистия политических и религиозных дел; свобода слова, печати, собраний; замена полиции народной милицией; выборы в местные органы власти)
7) Когда произошёл первый кризис Временного правительства? (В апреле 1917 года)
Учитель: мы с вами ребята узнали когда же было создано Временное правительство и для чего, так же рассмотрели декларацию. Теперь я предлагаю вам рассмотреть дополнительный материал, документ который у вас находится на партах. Рассмотрев мы с вами сыграем в игру «Поломанный телефон». Вы по очереди будете говорить одно предложение из биографии личности. Первый ученик начинает с одного предложения, следующий добавляет следующее.
Документ 1. «Биография Александра Керенского»
(В 1881 году в Симбирске родился Керенский Александр Федорович. Отец возглавлял гимназию, в которой Александр учился вместе с Владимиром Ульяновым. Возрастная разница не позволяла им быть друзьями, хотя их семьи дружили.
Детство провел в Симбирске. Позднее вместе с семьей переехал в Туркестан, там Александр учился в гимназии Ташкента. Успешно окончил Петербургский университет по специальности юриспруденция. Его рабочая карьера началась с адвоката, который преимущественно участвовал в политических процессах. Именно благодаря своей профессиональной деятельности Керенский сблизился с партией эсеров. Был избран депутатом в IV Государственную думу от фракции трудовиков. Там он получил широкую известность благодаря своим радикальным революционным взглядам. Он обладал хорошими манерами, умел держаться на людях, его речь была грамотной и последовательной, в нем кипела уйма энергии, обладал колоссальной напористостью и самоуверенностью. Все это позволило ему стать кумиром того времени.
В революции 1905-1907г. принимал активное участие. Агитировал царских солдат перейти на сторону революционеров. Безжалостно арестовывал царских чиновников и министров. Приложил свою руку к отречению от престола царской семьи. Во временном правительстве занимал пост министра юстиции.
Быстрый взлет превращается в еще быстрое падение. Экономика приходит в упадок, простой люд прозябает в нищете, в армии царит хаос. Керенский был сильно обеспокоен волнениями в войсках. Подавив корниловский мятеж, пост главнокомандующего занимает Керенский. Последнее правительство перед революцией 1917г. было возглавлено Александром Керенским. Из Зимнего дворца бежал с позором в женском платье. Затем организовал и возглавлял поход на Петроград. Потерпев поражение - скрылся. За границей Керенский вел активную организацию военной интервенции в Россию.
Благодаря полученной профессии в России за границей Керенский был хорошо устроен. Жил за счет чтения лекций в университетах, а также за счет написания многочисленных исторических мемуаров о русской революции. Жил во Франции до 1940г., затем переехал в США. Свою жизнь Керенский закончил в 1970г. живя в Нью-Йорке, похоронен в Лондоне.)
Учитель: давайте теперь выясним с вами итоги Февральской революции 1917 года и запишем их. Изучив нашу тему, как вы думаете какие же итоги были?
Ученики:
1. Изменение формы правления. Переход от монархии к республике.
2. Создан декрет о отмене смертной казни.
3. Продолжилось участие в войне.
4. В стране сложилось двоевластие.
5. Провозглашены демократические свободы.
Учитель: Таким образом ребята,важнейшим итогом Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.
Давайте теперь с вами запишем домашнее задание: изучить §3 стр. 27-36, дома рассмотреть новые термины и записать их определение в тетрадь. Задание на дополнительную оценку: составить презентацию о личности А.Ф. Керенском.
Ребята понравился вам урок? Кому понравился поднимите красную табличку, кому не понравилось поднимите зелёную табличку, у кого возникли трудности поднимите жёлтую табличку.