Творческий урок на тему: «Установление Советской власти в Казахстане».
Тема | Установление советской власти в Казахстане. |
Цель | изучить процесс установления советской власти в Казахстане, используя новые подходы в обучении. |
Ожидаемый результат | По окончании урока учащиеся приобретают навыки работы в группе, получат общее понятие о советской власти. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. 1)Деление на группы 2 мин Разминка «Музыкальные соприкосновения» | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Делит класс на группы. Для этого ученики выбирают любую карточку с пожеланиями. (А это цветные карточки, и группа делится на микрогруппы по цвету: красные и желтые) Учитель объясняет ход разминки, создает условие для разминки. Знакомит с критериями оценивания. Раздача бланков оценивания. Распределение ролей в группах. (лидер, эксперт, хронометражист) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Организация учебного процесса схема (обсуждение – 2 минуты) Опрос дом.задания: тест по теме «Политические партии и течения накануне Октябрьской революции». 1.К лету 1917 г. все Советы (кроме Черняевского) оказались в руках: А)кадетов; Б)большевиков; В)эсеров; Г) белогвардейцев;Д)меньшевиков 2.Кадеты были сторонниками: А)конституционной монархии, переселенческой политики Б)мира без аннексий и контрибуций В)передачи земли крестьянам Г)диктатуры пролетариата Д)власти рабочих и крестьян 3.Национальную демократическую интеллигенцию-носителя идеи национального освобождения казахского народа возглавил: А)Турар Рыскулов;Б)Ахмет Байтурсынов; В)Алихан Букейханов;Г)Мыржакып Дулатов; Д)Халел Досмухамедов 4.В Семипалатинске кадеты издавали газету: А) «Казах»;Б) «Искра»;В) «Свободная речь»; Г) «Ушкын»;Д) «Жас казах» 5. В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия: А)Туркестан мухториат; Б)Алаш-Орда; В)Жас казах; Г)партия туркестанских федералистов; Д)мусульманская лига 6. Революционный союз казахской молодежи в 1917 году образовался в: А)Семипалатинске и Усть-Каменогорске; Б)Аулие-Ате и Мерке; В)Актюбинске; Г)Уральске; Д)Ташкенте 7. Лозунг «Землю надо передать тем, кто её обрабатывает» принадлежит партии:А)эсеров;Б)Алаш;В)кадетов;Г)мусульманской;Д)казахской молодёжи 8. 21-26 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд, на котором образовалась партия: А)Жас Казах; Б)Алаш; В)эсеров; Г)кадетов; Д)туркестаских федералистов 9. Алашское движение, ведёт своё начало с: А)февраля 1917 г.;Б)октября 1917 г.;В)1905 г.;Г)1916 г.;Д)1907 г. 10. В мае 1917 г.по вопросу о войне заявил: «мир без аннексий и контрибуций»: А)первый Общеказахский съезд;Б)Всероссийский съезд мусульман;В)второй Общеказахский съезд; Г)Семиреченский съезд казахов; Д)съезд партии кадетов | Формулируют ответы на вопросы учителя. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | K осени 1917 года в К.-не происходил сдвиг политических настроений масс влево, большинство бедных слоев населения все более сплачивалось вокруг большевиков и их союзников. Положение трудящихся масс ухудшалось, голод охватил целые районы Сырдарьинской и Семиреченской обл. В сент.-окт. 1917 г. бастовали рабочие Петропавловска, Уральска, ряда станций Оренбургско-Ташкентской железной дороги, массовые выступления произошли в Верном и других городах. Массовый характер приобрели аграрные выступления. Шли месяцы, а Временное прав.-во не предпринимало ощутимых мер по удовлетворению нужд трудящихся, ее органы власти теряли под собой почву. Мало того, Временное прав.-во встало на путь подавления забастовок трудящихся силой. 24 октября 1917 года в Петрограде началось вооруженное восстание. К утру 25 октября в городе были захвачены сторонниками советской власти важнейшие объекты: вокзалы, электростанции, телефонные станции, правительственные учреждения, банки. Временное правительство было арестовано. Весть о победе вооруженного восстания в Петрограде и утверждении там советской власти достигла Казахстана, началось становление власти Советов в крае. 30 окт. о взятии власти в свои руки объявил Совет рабочих и солдатских депутатов Перовска. В результате боев власть Советов была установлена в Ташкенте, мирным путем в начале ноября советская власть была установлена в Черняеве. В декабре - в Букеевской Орде, Петропавловске, Кокчетаве, Атбасаре, Кустанае. В янв. 1918 года - в Актюбинске, 18 января в Оренбурге, в результа-те подавления вооруженного сопротивления атамана А. Дутова, 17 февр. власть Советов утвердилась в Семипалатинске, а затем в Усть-Каменогорске, Зайсане. Сложно происходило установление советской власти в Уральске, Здесь советская власть была провозглашена 15 января 1918 года, но 29 марта была свергнута, окончате-льно она утвердилась уже в годы гражданской войны. 22 ноября 1917 года в Коканде открылся IV Чрезвычайный краевой мусульманский съезд. Его открыл М.Чокай. На съезде было решено создать Туркестанскую автономию "Туркестони мухтариат", которую сначала возглавил М. Тынышпаев, а затем М. Чокай. Местом проведения съезда и пребывания руководящих органов автономии стал город Коканд, поэтому она получила еще название "Кокандской . Но в феврале 1918 года автономия была ликвидиро-вана советской властью. Процесс установления советской власти в К.-не проходил неравномерно и неодинаково. В ряде районов края установление советской власти носило затяжной и кровопро-литный характер, в некоторых же районах прохо-дило относительно мирно, В результате воору-женных восстаний власть Советов была устано-влена во многих районах Тургайской, Уральской, | Отвечают на вопросы учителя. Обращают внимание на неизменяемость. |
3. Выявление места и причины затруднения | 1.Каково было значение Октябрьского переворота? 2.Назовите особенности установления Советской власти в различных регионах Казахстана. 3.Решение каких социально-экономических проблем большевики считали безотлагательными? 4. Почему социалистическая революция в России в установлении своей власти избрала методы красногвардейской атаки и диктатуру вместо демократии? | Учащиеся обсуждают ситуацию. Учащиеся формулируют тему урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Верны ли утверждения? 1.Первые декреты Советской власти – “Декрет о мире”, “Декрет о земле”, и “Декрет о власти”. 2. Среди казахов выделились такие видные борцы за власть Советов, как А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и другие. 3.Процесс установления Советской власти в Казахстане длился с декабря 1917 года по март 1918 года. 4. Политическая ситуация в стране: война, разруха, продовольственные трудности, хаос и анархия делали неизбежным перерастание буржуазно – демократической революции в социалистическую. 5.На II съезде Советов было создано первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК). 6. Сущность Декрета о земле сводилась к отмене частной собственности на землю, национализации всей земли и ее недр. 7. В большинстве районов Сырдарьинской, Акмолинской областей и Букеевской Орды советская власть была установлена вооружённым путём. 8. Решающую роль в победе советской власти в крае сыграли солдаты местных гарнизонов. | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Составление учащимися плана действий. |
Физкультминутка | | Выполняют упражнения |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Установите соответствие. 1.Установление Советской власти в Актюбинске, Оренбурге, Уральске. А) октябрь 1917 г. 2.Установление Советской власти в Павлодаре. Б)16-17 февраля 1918 г. 3.Установление Советской власти в Перовске. В) конец января 1918 г. 4.Установление Советской власти в Семипалатинске. Г) январь 1918 г. 5.Установление Советской власти в Аулие-Ате, Черняеве. Д)декабрь 1917 г. 6.Установление Советской власти в Кустанае. Е)2 декабря 1917 г. 7.Установление Советской власти в Букеевской Орде. Ж) 2-3 марта 1918 г. 8.Установление Советской власти в Верном. З)март 1918 г. 9.Установление Советской власти в Семиречье. И)ноябрь 1917 г. | Учащиеся работают в группах, выступают с сообщениями. Описывают картины .Отвечают на вопросы. |
6. Самостоятельная работа с работа по учебникам | После выполнения работы проводится проверка по эталону. Для учащихся, допустивших ошибки, представится возможность выявления причин ошибок и их исправления. | Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок. |
4 Практическая часть: Работа с картой 5 мин Проверка (2 мин) | Задача: Группы изучают материал в учебнике об установлении советской власти на территории Казахстана и отмечают на карте города, где устанавливалась власть мирным и вооруженным путем Групповая/ взаимооценивание внутри группы (листы ответа по критериям) Консультация по работе в группах 1) Подготовить и защитить карту опыта на тему: «Установление советской власти в Казахстане» Темы защищаются каждой группой. Остальные группы производят оценку ответов по критериям. 2) Оценивание выступающих групп производим по таблице. Приложение№3 Лист оценивания ответа группы (0-5 баллов) | № группы Имя отвечающего | Отвечает самостоятельно (без помощи тетради/ учебника) | Не читает с карты опыта (листа А2) | Раскрывает все ключевые моменты | Демонстрирует ключевые моменты (показывает) | Говорит чётко, разборчиво | Общая оценка | 1 | | | | | | | 2 | | | | | | | 3 | | | | | | | |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке (карточка для этапа рефлексии). | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. |
Информация о домашнем за-дании, инструктаж по его выполн-ю | Сочинение-описание «Власти в Казахстане» .Использовать в нем для связи предложений и частей текста наречия: справа, слева, издалека, здесь, вдали, рядом, впереди, вверху, внизу, везде, направо, тут, там и др.. | Записывают задание. |
дополнительная информация |
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся | оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? | межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
рефлексия. были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? | ? |
Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)? Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)? Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? | 1. 2. 1. 2. |