Урок "Казахстан в период Великой Отечественной войны"
Урок "Казахстан в период Великой Отечественной войны"
Разработка урока по истории Казахстана в 9 классе по теме "Казахстан в период Великой Отечественной войны". Обобщающий урок включает функциональную структур, задания на повторение, работу с документами, обобщение и контроль освоенности учебного материала. Включён материал для подготовки к ВОУД: цифровой материал, подвиги казахстанцев, знание дат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное обучение
Межпредметная связь: всемирная история, курс «Человек.Общество.Право»
Функциональная структура урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Показатели реального результата решения задач. Формы реализации.
Организационный момент.
Обеспечение мотивации и понятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Флипчарт (страницы 1,2).
II. Обобщение и систематизация знаний.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
Активная продуктивная деятельность по включению учащихся в процесс классификации и систематизации знаний. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.
Выполнение заданий Задания 1,2,3.
Работа с документами.
IV. Контроль знаний.
Выявление качества уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
Презентация Задание 4.
V. Домашнее задание. Инструктаж.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Реализация необходимых и достаточных условий успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
VI.Подведение итогов. Рефлексия.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Ход урока.
Организационный момент. Основные цели и задачи занятия. Флипчарт. Страницы 1,2 2
- Мы с вами закончили изучать тему «Казахстан в годы Великой Отечественной войны». Наша задача на уроке вспомнить программный материал по данной теме, проанализировать роль Казахстана в победе СССР в годы ВО войны.
Сегодняшний наш урок я хочу начать стихами. Послушайте их и определите, что же волнует старшее поколение? Чем обоснованы эти волнения?
Говорят, что в третьем тысячелетье
Изменилось всё на огромной планете:
Изменились законы, изменились понятия,
Увлеченья пристрастья, виды занятий…
Что другая растет молодежь и что ей
Никакого нет дела до дедовских дней,
Будто ей наплевать на историю в целом,
Что в ней память чужда, в ней душа оскудела.
Только не всё это правда!
Помнит нынешняя молодежь…
Помнит и никогда не забудет,
Потому что без памяти жизни не будет!
Вывод: только память гарантирует, что страшные события войны не повторятся. И сегодня я думаю, что мы сможем оправдать опасения старшего поколения и вспомнить тех, кто добывал победу в той страшной войне.
---
Обобщение и систематизация знаний.
Разминка. Мозговой штурм.
Задание 1. Вспомнить …
1. Сколько человек ушли на фронт из Казахстана в годы ВОВ?
2. Количество фабрик и заводов, цехов и артелий, перевезённых в Казахстан?
3. Количество эвакуированных в Казахстан научных учреждений?
4. Сколько Казахстанцев получили звание Героя Советского Союза?
5. Сколько человек погибло в годы Великой Отечественной войны?
Работа в группах.
Задание 2. Расставьте события в правильной последовательности Флипчарт. Страница 3
Битва за Москву. 2
Берлинская операция. 5
Курская битва. 4
Сталинградская битва. 3
Оборона Брестской крепости 1
Задание 3. За 2 минуты напишите как можно больше фамилий казахстанцев -участников ВО войны. Побеждает группа назвавшая большее число фамилий. Флипчарт. Страница 4.
Задание 4. Помести лишнюю фамилию в папку (задание на логическое мышление). Аргументируйте свой выбор. Флипчарт. Страница 4,5.
Работа с документами (по рядам)
Задание 5. Прочитайте документы, ответьте на вопросы. Определите вклад казахстанцев в победу.
Задание 1. Прочитайте текст. Какую роль сыграла эвакуация в снабжении фронта всем необходимым?
Наиболее сложной и в моральном, и в материальном плане стала проблема эвакуации на восток крупных промышленных предприятий и миллионов людей. Подобной практики ещё не знала мировая история. Не была она предусмотрена и специальным мобилизационным планом, составленным на случай войны. Поэтому решение о её начале вызвало у многих руководителей предприятий состояние, близкое к шоку. Казалось невероятной сама возможность перемещения промышленных гигантов за тысячи километров, да ещё в тот период, когда в их продукции остро нуждался фронт. К тому же многими людьми эвакуация воспринималась как запланированное бегство.
Но недолгое смятение было преодолено чёткой и продуманной работой, которая направлялась и координировалась специальным уже 24 июня 1941 года Советом по эвакуации. Только с июля по ноябрь 1941 г. из прифронтовых районов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию было ликвидировано более 1500 крупных промышленных предприятий и около 10 млн. человек.
Не менее сложной задачей было размещение и монтаж оборудования и пуск эвакуированных заводов, обустройство рабочих и их семей. Эвакуированных нередко размещали у себя местные жители, делясь с ними не только кровом, но и последним куском хлеба. В иных местах вокруг вновь возведённых заводов возникали кварталы из наспех построенных времянок и даже землянок, официально именуемых «жилыми помещениями упрощенного типа».
Задание 2. Прочитайте текст. Согласны ли вы с высказыванием Маршала Жукова. Свой ответ аргументируйте фактами.
Тыл – это половина Победы, даже больше. Маршал Г.К. Жуков
День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и всё, что было необходимо. В годы войны каждая казахстанская семья терпела лишения – не хватало дров для отопления, люди жили впроголодь, работали от зари до темна и в то же время отдавали последнее, трудились сверхурочно, чтобы помочь фронту. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям. Их имена заслуженно вносятся в Книгу Памяти. Именно труженики тыла явились тем арсеналом, который обеспечил успешное ведение войны и полный разгром немецко-фашистских захватчиков. Солдат тыла заслужил своим самоотверженным трудом вечную память.
Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу.
Задание 3. Прочитайте текст. Проанализируйте, какой был вклад нашей области в победу.
В годы Великой Отечественной войны Кустанайская область находилась в глубоком тылу, но вклад костанайцев в Победу над фашизмом огромен. Жизнь области была подчинена единой цели «Вся для фронта! все для победы!». 73 тысячи костанайцев ушли на фронт, более 37 тысяч из них не вернулись с полей сражений.
Оставшиеся в тылу женщины, старики, подростки самоотверженно трудились по 16 часов в сутки, выполняя и перевыполняя высокие нормы военных поставок. За четыре года войны область дала Родине 43 млн. пудов хлеба, более 2 млн. пудов мяса, 250 тысяч пудов масла.
На военный лад перестроили свою работу кустанайские артели. На базе заводов и фабрик, эвакуированных из западных, оккупированных врагом районов страны были созданы новые отрасли промышленности в Костанае. За годы войны эти предприятия дали фронту более полумиллиона пар обуви, обмундирования на 24 дивизии, пороха для изготовления 1,7 миллиардов патронов. Перебазированный из Подмосковья в поселок Комсомолец военный завод № 222, единственный в стране, выпускал автоматические противотанковые огнеметы.
В области широко развернулось движение по сбору средств для строительства боевой техники. Только на постройку танковой колонны «Кустанайский колхозник» труженики области собрали 34 миллиона 312 тысяч рублей.
Более 30-ти воинов–костанайцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а Леонид Беда и Иван Павлов - дважды. Полными кавалерами ордена Славы стали девять воинов, более 30-ти тысяч награждены боевыми орденами и медалями.
Костанайцы - Герои Советского Союза - люди разных воинских званий и специальностей: от рядового до командира полка, от солдата до генерала. В числе их три летчика, три артиллериста, пять танкистов, два сапера, один разведчик, один сотрудник военной контрразведки, один кавалерист, но больше всего пехотинцев. 30 Героев Советского Союза воспитала костанайская земля – Беда Л.П., Павлов И.Ф., Баймагамбетов С., Ищанов И., Сьянов И.А. и др. Одни отличились в воздушном бою, другие в рукопашной схватке, третьи в поединке с фашистскими танками, в форсировании водных преград.
Вывод: Казахстан был надёжным тылом страны, его жители совершали подвиги во имя Родины на фронтах ВОвойны. Мы должны об этом помнить.
Видео «Вклад казахстанцев в победу». Какая прозвучавшая информация для вас была новой?