kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по всеобщей истории "Империя и консульство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме « Консульство и Империя»

Цель урока: изучить важнейшие события в жизни Франции с 1799-1810 годы

Задачи:

-познакомить учащихся с основными событиями во Франции с 1799 по 1810 год;

-развивать умение поиска и  обработка информации, анализировать, обобщать и делать выводы;

          -способствовать развитию коммуникативных навыков при работе в группах.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор;презентация к уроку
  • §9 учебника А. С. Медякова, Д. Ю. Бовыкина  История. Новое время. Конец ХVIII-ХIХ века. 8 класс.-М.: Просвещение, 2013. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по всеобщей истории "Империя и консульство"»


Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме « Консульство и Империя»

Цель урока: изучить важнейшие события в жизни Франции с 1799-1810 годы

Задачи:

-познакомить учащихся с основными событиями во Франции с 1799 по 1810 год;

-развивать умение поиска и обработка информации, анализировать, обобщать и делать выводы;

-способствовать развитию коммуникативных навыков при работе в группах.

Тип урока: 

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор;

  • презентация к уроку

  • §9 учебника А. С. Медякова, Д. Ю. Бовыкина История. Новое время. Конец ХVIII-ХIХ века. 8 класс.-М.: Просвещение, 2013.

  • карточки с заданиями и вопросами для групп.

Ход урока


Этап урока

Деятельность

Учитель

Ученики

1. Организационный момент

Перед уроком деление учащихся на5 групп.

Приветствие, настрой на работу.


2. Актуализация знаний учащихся. Переход к изучению нового материала (постановка проблемы, темы, цели урока)

– На прошлом уроке мы изучили события Французской буржуазной революции, итоги и значение. Давайте еще раз вспомним их.

– Конечно. Первые 15 лет нового века жизнь Франции была неразрывно связана с жизнью одного из величайших людей всей истории человечества – Наполеона Бонапарта. Существует много тайн, касающихся этого человека. О нем не однозначно отзываются историки, государственные деятели.

-А вам хотелось бы узнать больше о великом Наполеоне Бонапарте?

-Давайте поставим цель нашему уроку

-За урок мы должны разгадать тайну величия Наполеона. Сегодня мы раскроем эту тайну. Для этого нужно соблюсти два условия: 1) слаженно работать; 2) внимательно слушать друг друга. Вы готовы начать это непростое расследование?

– Хорошо. Тогда давайте запишем тему урока.

Учащиеся кратко излагают основные события, подводят итог.











Записывают тему.

3. Изучение нового материала


1) Введение в тему урока, разъяснение режима работы














2) Работа в группах







3) Презентация итогов работы групп

С того вечера 19 брюмера 1799 г. в Сен-Клу, когда был разогнан Совет пятисот, генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного повелителя французов. Тот факт, что первые 5 лет своего правления он называл себя первым консулом, а последние 10 — императором и что вначале Франция называлась республикой, а затем империей, ничего не меняло в природе его власти. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что сделал Наполеон Бонапарт для Франции?

Необходимо почувствовать себя настоящим историком, попытаться перенестись в ушедшую эпоху.

– Вы разделены на 5 групп, каждой из которых предлагается исследовать отдельную область истории Франции указанного периода.

Группа «Психологи» – составит психологический портрет великого императора. Группа «Историки» расскажет нам об основных реформах Бонапарта. «Политологи» исследуют политический строй Франции в период консульства и империи. Группа «Дипломаты» представит нам главные события внешней политики Франции. «Юристы» постараются представить нам самое главное достижение Наполеона по его же словам – Гражданский кодекс.

В конце урока мы подведем краткие итоги. На работу вам дается 10 минут. Для того чтобы выполнить задания в срок, я предлагаю вам с самого начала разделить их между собой внутри команды.

Раздача пакетов заданий и документов.

– Оцениваться работа группы будет по критериям, которые есть в бланках оценивания (см. Приложение 6). Для вашего удобства этот список находится в ваших пакетах. Кроме того, я буду учитывать самооценку группы.

– Все ли вам понятно? Если будут вопросы по выполнению заданий, поднимайте руку, я подойду и все объясню. Учитывайте, что на выступление каждой группе отводится 4 минуты с учетом подготовки к ответу.

Консультирование учащихся.

– Сейчас каждая из групп представит нам результаты своей работы. Остальные должны фиксировать то, что кажется наиболее важным и может дать правильную оценку. Ребята из группы отвечающего в это время оценивают по критериям, которые лежат у вас на столах.

Физминутка

Известно, что ход истории в немалой степени зависит от величайших личностей. И чтобы лучше понять историю Франции начала XIX века, необходимо знать, каким был человек, стоявший во главе будущей великой империи. Поэтому первыми выступят «Психологи», которые расскажут нам о характере Наполеона Бонапарта, портрет которого вы видите на экране.

Сделайте вывод.

– Будучи прирожденным политиком, Наполеон понимал, что каждая власть должна основываться на законности. Поэтому в декабре 1799 года появляется конституция – основной закон Франции. О политическом строе новой Франции, закрепленном в этом документе, нам расскажет группа «Политологов».

Сделайте вывод.

– Наполеон пытался сделать Францию самой процветающей страной, а французов – самой счастливой нацией. Что предпринимал Бонапарт для достижения этих целей, мы узнаем из рассказа «Историков».

Сделайте вывод.


– Едва ли не самой главной составляющей политики Наполеона было все большее расширение границ Франции. И в решении этой задачи часто приходилось сталкиваться с другими государствами. Об этом расскажет группа «Дипломатов».

Сделайте вывод.

– Сам Наполеон считал своим главным достижением вовсе не 40 выигранных сражений, не великие реформы, а разработанный с его участием Гражданский кодекс. О нем нам расскажет группа «Юристов».

Сделайте вывод.



Запись в тетради




























Получают задания, просматривают, начинают работу

По ходу работы задают вопросы учителю.




Выступление «Психологов» (см. Приложение 1)



Группа делает свой вывод.



Выступление «Политологов» (см. Приложение 2)


Группа делает свой вывод.


Выступление «Историков» (см. Приложение 3)


Группа делает свой вывод.



Выступление «Дипломатов» (см. Приложение 4)

Группа делает свой вывод.



Выступление «Юристов»

(см. Приложение 5)

Группа делает свой вывод.

4. Закрепление

– Итак, давайте вспомним все самое главное из сказанного сегодня. Какие самые важные события из истории Франции вы можете перечислить? А кто был инициатором? Что можете сказать о Наполеоне Бонапарте и о его великих делах?

Составим синквейн про Наполеона Бонапарта.

Ответы учащихся





5. Объяснение домашнего задания

В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать:

  • Выполнить задание в тетради-тренажере: с 28-29 № 1-11,с.41 №2,с.42 № 3.

  • Написать эссе Наполеон: величие для себя или величие для Франции?

Учащимся напоминается памятка для написания эссе

Записывают домашнее задание

6. Итог урока. Рефлексия

– Вспомните цель, которую мы поставили в начале урока.

Достигли мы её или нет? Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на уроке у него все получилось

Что далось вам легко на уроке?

А что нет? Почему? Удалось выйти из затруднений, каким образом?

Просмотр бланков оценивания групп. Выставление оценок, с пояснением учащихся. Руководители выставляют вам оценки.


7. Организационный момент

– Вы сегодня очень хорошо поработали. Оцените урок, себя, пожелание мне.

Урок окончен. До свидания.



Приложение 1. Рабочие материалы для группы «Психологи»

Инструктивная карточка

Перед вами фрагменты воспоминаний современников Наполеона Бонапарта о характере императора. Почти все авторы были лично знакомы с ним. Однако все они испытывали разные чувства к этому человеку. Вам необходимо составить более или менее достоверный психологический портрет императора. Для этого нужно выполнить следующие задания:

  1. Выделите из текста черты характера Наполеона. Используйте собственные знания.

  2. Разделите их на две группы: Наполеон как политик и Наполеон как обычный человек.

  3. Все черты в каждой группе разделите на положительные и отрицательные (по вашему мнению).

  4. Для более высокого темпа работы разделите задания между собой.

  5. Выберите двух участников вашей команды, которые будут презентовать итог работы.

  6. Помните, что на представление результата у вас есть только 3 минуты!

Документы

Сам император говорил о своем характере:

«Часто хвалили силу моего характера, но я был мокрая курица, особенно с родными, и они это отлично знали. Когда у меня проходила первая вспышка гнева, их упрямство и настойчивость всегда побеждали, так что, в конце концов, они делали со мной все, что хотели».

Его первый секретарь Бурьенн писал:

«Я, кажется, достаточно строго сужу его, чтобы мне поверили на слово, – и вот я говорю: вне политики он был чувствителен, добр и жалостлив».

Александр I в 1810 году тоже говорил:

«Его не знают и судят слишком строго, может быть, даже несправедливо... Когда я его лучше узнал, я понял, что он человек добрый».

А. С. Пушкин писал:

С его безнравственной душой

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом…

Князь Меттерних вспоминал:

В действии, как и в рассуждениях, он шел прямо к цели, не останавливаясь на соображениях, которые считал второстепенными и которыми он, быть может, слишком часто пренебрегал.

Он обладал особенно тонким чутьем в распознавании людей, которые могли быть ему полезны. Он быстро открывал в них ту сторону, с которой нужно было подойти, чтобы извлечь наибольшую выгоду.

Он любил хвастать своей звездой; он был очень доволен, что толпа не прочь видеть в нем привилегированное существо; но сам он не обманывался на свой собственный счет и, что важнее, вовсе не стремился приписывать судьбе большую роль в своем возвышении. Я часто слыхал, как он говорил: «Меня называют счастливым потому, что я ловок; люди слабые обыкновенно обвиняют в счастии людей сильных».

У Наполеона было два лица. В качестве частного человека он был доступен и обходителен, не будучи ни добрым, ни злым. В качестве государственного деятеля он не допускал никакого чувства, не руководствовался в своих решениях ни симпатией, ни ненавистью. Он давил или сталкивал с пути своих врагов, руководствуясь лишь необходимостью или интересом избавиться от них. Раз эта цель была достигнута — он о них забывал и не преследовал их.

Клеменс Меттерних. Воспоминания. Наполеон. / пер. Л. А. Зака. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_m/metter_nap.html

Приложение 2. Рабочие материалы для группы «Политологи»

Инструктивная карточка

Перед вами фрагмент Конституции VIII года Республики. Ваша задача – кратко и понятно объяснить одноклассникам систему государственного управления Франции во время Консульства и Империи. Для этого необходимо выполнить следующие задания:

  1. Выделите органы законодательной, исполнительной и судебной власти в 1 и 2 фрагментах (учитывайте, что некоторые органы или должности сочетают в себе несколько ветвей власти).

  2. Найдите в тексте указания на функции этих органов, их связь между собой.

  3. Определите, какие органы были главными.

  4. Расположите названия органов и должности в порядке от низших к высшим.

  5. Для более высокого темпа работы разделите задания между собой.

  6. Выберите двух участников вашей команды, которые будут презентовать итог работы.

  7. Помните, что на представление результата у вас есть только 3 минуты!

Документы

Фрагмент 1. Конституция VIII года (Республики)

13 декабря 1799 г.

Законодательная власть

Статья 15. Сенат состоит из 24 членов, пожизненно избираемых и имеющих не менее 40 лет от

роду.

Статья 20. Сенат … выбирает членов Законодательного корпуса, Трибуната, консулов.

Статья 21. Сенат утверждает или отвергает все те акты, которые предоставляются ему Трибунатом или Правительством.

Статья 28. Трибунат обсуждает проекты законов; он утверждает или отвергает их.

Статья 34. Законодательный корпус устанавливает закон, высказывая свое мнение путем тайного голосования и не подвергая обсуждению те проекты, относительно которых ранее высказывались ораторы Трибуната и Правительство.

Исполнительная и судебная власть

Статья 39. Правительственная власть вручается трем консулам, избираемым на 10 лет и имеющим право на новое переизбрание. Конституцией назначается первым консулом гражданин Бонапарт; вторым консулом – гражданин Камбасерес, и третьим консулом – гражданин Лебрен.

Статья 41. Первый консул обнародует законы; он назначает и отзывает согласно собственной воле членов государственного совета, министров, посланников и других ответственных внешних представителей, офицеров армии и флота, членов местной администрации, правительственных комиссаров при судах; он назначает уголовных и гражданских судей, равно как и судей мировых и кассационных, без права их отстранения от должности.

Статья 42. Второй и третий консулы имеют при совершении других правительственных актов совещательный голос.

Фрагмент 2. Органический сенатус-консульт 18 мая 1804 г.

Раздел I

Статья 1. Управление республикой вверяется императору, который принимает титул императора французов. Правосудие отправляется именем императора назначаемыми им должностными лицами.

Статья 2. Наполеон Бонапарт, нынешний первый консул республики, является императором французов. Раздел II

Статья 3. Императорский сан передается по наследству по нисходящей линии кровному и законному потомству Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке первородства, постоянным исключением женщин и их потомства. Новая история в документах и материалах. Вып.1., М.,1935.

Приложение 3. Рабочие материалы для группы «Историки»

Инструктивная карточка

Перед вами фрагменты исторических исследований внутренней политики Наполеона. Ваша задача – структурировать важнейшие преобразования, разделив их по четырем сферам. Для этого необходимо выполнить следующие задания:

  1. Выделите из фрагментов исследовательских текстов основные преобразования (их должно получиться 8).

  2. Распределите эти преобразования по четырем сферам жизни общества (экономическая, политическая, социальная, духовная).

  3. Для более высокого темпа работы разделите задания между собой.

  4. Выберите одного или двух участников вашей команды, которые будут презентовать итог работы.

  5. Помните, что на представление результата у вас есть только 3 минуты!



Документы

О внутренней политике Наполеона

Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции. Наполеон провел реформу самоуправления, учредив институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов (1800). Был учрежден государственный Французский банк для хранения золотого запаса и выпуска бумажных денег (1800), нейтрализована система сбора налогов. Именно тогда была создана система средних школ — лицеев и высшие учебные заведения — Нормальная и Политехническая школы, до сих пор остающиеся самыми престижными во Франции. Была создана мощная полиция и разветвленная тайная служба. Наполеон заключил конкордат (договор) с папой Римским (1801). Рим признавал новую французскую власть, а католицизм объявлялся религией большинства французов. При этом свобода вероисповедания сохранялась. Назначение епископов и деятельность церкви ставились в зависимость от правительства.

26 апреля 1802 г. эмигрантам была объявлена амнистия, за немногими исключениями; они получили обратно свои еще не проданные имения. Сделавшись императором, Наполеон всячески старался привлечь к своему двору старинную аристократию.

Правительство Наполеона поощряло развитие предпринимательства. В марте 1801 года в Париже открылась промышленная выставка, сыгравшая немалую роль в развитии французской экономики.

Мировая история. Наполеон. – Режим доступа: http://historyclub.at.ua/publ/2-1-0-5

Почетный Легион – формирование новой знати

29 флореаля X года (19 мая 1802 года) Первым консулом (Наполеон) был подписан закон об учреждении Почетного Легиона. Он утверждался как общественно-политическая организация, призванная защищать интересы французской нации.

Закон подчеркивал демократический принцип новой организации – любой гражданин мог быть включен в его список. Зачислялись в Легион в первую очередь люди, отличившиеся храбростью и мужеством на полях сражений. Награда действительно была доступна любому, от заслуженного генерала до солдата-новобранца. За особые отличия орденом награждались также гражданские чиновники и служители церкви. И, поскольку Наполеон очень щепетильно относился к зачислению в ряды Почетного Легиона, такое награждение стало высшей желанной наградой Французской Империи.



Йена, Ауэрштедт. Триумф Орла / пер. с фр. Проект «Адъютант». – Режим доступа: http://www.adjudant.ru/jena/00.htm

Приложение 4. Рабочие материалы для группы «Дипломаты»

Инструктивная карточка

Прочтите текст учебника на с. 39–41. Задача вашей команды – кратко и ясно представить одноклассникам основные события во внешней политике Франции первого десятилетия XIX века. Для этого необходимо выполнить следующие задания:

  1. Выделите из текста учебника основные события указанного периода (исключайте даты мелких событий: необходимы только самые главные).

  2. Распределите эти события по странам: Англия, Россия, Австрия, Пруссия, Испания.

  3. Для более высокого темпа работы разделите задания между собой.

  4. Выберите одного или двух участников вашей команды, которые будут презентовать итог работы.

  5. Помните, что на представление результата у вас есть только 3 минуты!



Приложение 5. Рабочие материалы для группы «Юристы»

Инструктивная карточка

Перед вами фрагмент Гражданского кодекса Наполеона, принятого в 1804 году. Ваша задача – в краткой и ясной форме объяснить одноклассникам основное содержание Кодекса. Для этого требуется выполнить следующие задания:

  1. Определите структуру Гражданского кодекса: главные элементы (сколько их и какие), на какие части подразделялись эти элементы (их содержание).

  2. Почему Наполеон считал Гражданский кодекс своей главной победой, славой?

  3. Оформите результат в «Юридическое дерево»

  • Корни дерева – самая главная часть кодекса, то, на чем основана Франция.

  • Ствол дерева – еще одна часть Кодекса, самая большая экономическая ценность.

  • Крона дерева – расшифровка и продолжение предыдущей части Кодекса.

  • В каждой части кроме ствола есть подразделы (листья или корни). Эти подразделы тоже должны быть заполнены (содержание разделов).

  1. Для более высокого темпа работы разделите задания между собой.

  2. Выберите одного или двух участников вашей команды, которые будут презентовать итог работы.

  3. Помните, что на представление результата у вас есть только 3 минуты!

Документы

Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона) 1804 г.

Вводный титул

Законы являются подлежащими исполнению на всей французской территории в силу опубликования, которое производится президентом республики.

Книга Первая. О лицах.

Титул I. О пользовании гражданскими правами и о лишении этих прав

Статья 8. Всякий француз пользуется гражданскими правами.

Титул V. О браке

Статья 144. Мужчина до достижения полных 18 лет, и женщина до достижения полных 15 лет не могут заключить брака.

Статья 146. Нет брака, если нет согласия.

Статья 213. Супруги вместе должны обеспечивать моральное и материальное благосостояние семьи. Они совместно участвуют в воспитании детей и готовят их к будущему.

Статья 229. Развод разрешен: (1) по общему согласию; (2) в силу невозможности совместной жизни; (3) из-за виновного поведения одного из супругов.

Титул VII. Об отцовстве и об отношении детей к родителям

Статья 371. Дети, во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.

Статья 372. Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.

Статья 373. Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.

Книга Вторая. Об имуществах и о различных видоизменениях собственности

Титул I. О различиях имуществ

Статья 516. Все имущества являются движимыми или недвижимыми.

Титул II. Об имуществах в отношении к тем, кто ими владеет

Статья 546. Собственность на вещь дает право на все, что эта вещь производит. Это право называется «правом присоединения».

Книга Третья. О различных способах, которыми приобретается собственность

Статья 711. Собственность на имущество приобретается путем наследования, путем дарения между живыми и по завещанию и в силу обязательств.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Сост. Н. А. Крашенинникова. – М.: Зерцало, 1999.

Приложение 6.

Бланк оценивания

(номер своей группы подчеркните и тоже проведите самооценку)

При наличии данного параметра ставим «+», при отсутствии «-», при неполном проявлении параметра «?»

Группа

Понимание

Правильность

Полнота

Примеры

Позиция

1.Психологи






2.Политологи






3.Историки






4.Дипломаты






5. Юристы








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по всеобщей истории "Империя и консульство"

Автор: Шиян Наталья Александровна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Консульство и образование наполеоновской империи""
    ["seo_title"] => string(70) "konspekt_uroka_na_temu_konsulstvo_i_obrazovanie_napoleonovskoi_imperii"
    ["file_id"] => string(6) "518205"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566546740"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства