Цель - Обучающиеся получат возможность научиться составлять генеалогическое дерево, определять государственные символы, работать с текстом учебника, работать с таблицей, решать логические задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Символы России"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Федоровская школа № 1»
Конспект урока по обществознанию в 5 классе
Тема урока:
«Государственные символы
России»
Учитель обществознания и истории
Рома Марина Николаевна
п.г.т. Федоровский, 2016 г.
Класс: 6
Раздел программы: Родина
Тема урока: Государственные символы России
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Дидактическая задача: определять государственные символы, Получат возможность научиться составлять генеалогическое дерево, работать с текстом учебника, работать с таблицей, решать логические задачи.
Цели:
1. Совершенствовать представление учащихся о государственных символах РФ;
2. Воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, гражданственности и патриотизма, уважительного отношения к государственным символам;
3. Развивать положительные качества личности;
4. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Обучающие:
формировать умение выделять причинно-следственные связи, работать с дополнительными источниками
Развивающие:
развивать умения анализировать и делать выводы;
развивать навыки мышления (устанавливать причинно-следственные связи, работа по составлению синквейна и ПОПС формулы).
Воспитательные:
воспитывать правильную самооценку, чувство ответственности, уверенности и требовательности к себе, самостоятельность;
воспитывать чувство уважения к символам Российского Государства.
Метапредметные :
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, с использованием дополнительных источников;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
смысловое чтение и извлечение необходимой информации;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
аргументированность ответа;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные – обеспечивают обучающимся организацию учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Оборудование: компьютеры, проектор, раздаточный материал ( ПриложениеI).
Литература:
В мире геральдики/ А.П. Левандовский. – М.: Вече, 2008
Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – Москва: Омега-Л, 2006
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
Структура урока:
Стадия вызова (5 мин).
Стадия осмысления (20 мин).
Стадия рефлексии (10 мин).
Инструктаж домашнего задания (5 мин).
Ход урока.
Стадия вызова (5 мин).
Предлагаю вам, ребята, придерживаться следующих правил на уроке:
умей слушать и слышать;
каждое мнение важно.
Хотелось бы начать свое занятие со слов В.Г.Белинского
«Древняя эмблема или цвет нации, подобно гербу древнего рода, должны всегда и неизменно сохраняемы и нетронутыми быть.
В противном случае сама эмблема теряет символическое и историческое свое значение, не приобретает популярности в народе и становится не более как официальным, казенным штемпелем».
(В.Г. Белинский )
Стадия осмысления (20 мин).
Перед вами на доске, изображено колесо в центре, которого основной термин – «символ», скажите, какие слова-ассоциации у вас возникают с этим словом(знак, изображение, обозначение)
А теперь попробуйте сформулировать из предложенных вами слов определение термина «символ».
Запишите в тетрадь определение термина «символ», которое вы видите на слайде.
Далее звучит гимн России
Что мы сейчас прослушали? (Гимн России)
Скажите, чем он является по отношению к нашему государству (Символом государства)
А какие символы государства России вы еще знаете(Герб, флаг)
Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока(Символика России)
Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь
Первый символ, с которым мы познакомимся это «гимн Российского государства», который мы прослушали.
Кто из вас знаком с историей создания гимна в Российском государстве?(ответы учащихся)
Для того что бы ответить на данный вопрос более полно мы с вами заслушаем сообщение.
Ученик 1.Первый государственный гимн России был написан в XIX веке на английскую мелодию поэтом В.А. Жуковским и назывался он «Молитва русских». Гимн прославлял царя. Та же идея звучала и в гимне «Боже, царя храни!», написанным также В.А. Жуковским на музыку А.Ф. Львова.
В годы великой Отечественной войны, когда уже стало ясно, что победа не за горами, появился гимн, написанный С.В. Михалковым и Г.А. Эль-Регистаном на музыку А.В. Александрова. После распада СССР и провозглашения независимости России гимном страны стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки, мелодияэта весьма торжественна, но текст к ней написать оказалось написать слишком трудной. В 2001 году был утвержден обновленный вариант гимна с музыкой А.В. Александрова и новым текстом С.В. Михалковым
Давайте теперь попробуем сформулировать определение понятия «гимн»
Запишите определение понятия гимн, которое представлено на слайде
Еще одним символом Российского государства является герб.
История символов нашей отчизны насчитывает не одну сотню лет. Для того что бы узнать где, когда и благодаря кому появился первый герб на Руси мы с вами, поработаем с дополнительным материалом, который лежит на ваших столах (Приложение 1) и занесем обработанные данные в таблицу, которая представлена на слайде.
Один из учеников озвучивает содержание таблицы. Сравниваем с информацией, представленной на слайде.
Мы с вами выяснили историю происхождение герба Российского государства, а теперь заслушаем сообщение о том, как выглядит современный герб и какое значение имеют знаки или символы, расположенные на нем
Ученик 2. «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами – и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, а в левой держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на белом коне, поражающий копьем дракона»
Как было сказано, одной из составляющих частей герба России является всадник, поражающий черного змея. О значении этого символа нам расскажет один из учеников.
Ученик 3. Всадника, пронзающего копьем змея, называют святым Георгием Победоносцем. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змей, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея.
Царь – отец девушки и его подданные убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.
В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является отличительным знаком Российского герба. Таким образом, на Российском гербе изображен христианский воин, который олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змея – символ зла.
Посмотрите на еще одну составляющую часть современного герба России – это двуглавый орел.
Чем необычно его изображение? (У него две головы)
Две головы орла символизируют единство страны: он словно озирает своим взором границы государства. Приподнятые крылья говорят о могуществе государства. Три короны символизируют три великие царства: Казанское, Архангельское и Сибирское.
Запишите определение понятия «герб», которое представлено на слайде.
Работая с текстом учебника на стр. 168-170 составьте синквейн на тему «Флаг». Составляющие синквейна представлены на слайде.
Заслушиваем несколько синквейнов и корректируем вместе с классом.
Стадия рефлексии (10 мин).
Для того чтобы закрепить пройденный материал мы с вами напишем ПОПС формулу на тему «Древняя эмблема или цвет нации, подобно символу древнего рода, должны всегда и неизменно сохраняемы и нетронутыми быть» (В.Г. Белинский )
Постановка домашнего задания (5 мин)
§16, стр. 164-173
на «5»: описать в тетради историю создания и значение герба п.г.т. Федоровский;
на «4»: нарисовать и написать в тетради значение герба своей семьи
на «3»: выполнить в тетради задание № 1, рубрики «В классе и дома» стр. 172
Приложение 1
История создания герба
Первый государственный герб России появился в конце XV века в период правления Ивана III Васильевича. В этот же период появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел (слайд).
В 1472 году Иван III заключил брак с наследницей Византийского престола царевной Софьей (Зоей) Палелог. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда цесаревны. Иван Ш воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ государства. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую землю из Византии.