Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: « Владимир Святославич. Принятие христианства».»
Технологическая карта урока
Предмет история Класс 6
Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока « Владимир Святославич. Принятие христианства».
Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий крещения Руси.
Задачи урока:
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
-знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;
-уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:
– уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;
-создать условия (учебные ситуации)для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства.
сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам,
совершенствовать навыки групповой работы,
помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
4.Обеспечить социализацию обучающихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.
Тип урока: формирование новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, иллюстративный материал по теме «Крещение Руси», настенная карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.»
Основные понятия и термины: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная,парная
Предполагаемый результат
Знать
-причины принятия христианства;
-основные социально-исторические процессы проведения христианской реформы князя Владимира;
-каково значение принятия христианства на Руси
Уметь
- анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи
- читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.
Мотивационный.
1.1. Актуализация знаний
- Какую большую тему мы изучаем?
- Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян
Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?
Загадки: О ком идет речь? Приложение 1
1.2. Формулировка темы урока
- Определите тему урока с помощью иллюстраций.Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси».
Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?
«Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей»
Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы
1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели
- Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи.
Совместно с детьми формулируется план.
План изучения новой темы:
1.Начало правления князя Владимира.
2.Причины принятия христианства на Руси.
3.Крещение Руси.
4.Русская православная церковь.
5.Значение принятия христианства на Руси .
- Послушайте мнения различных историков о Владимире.
Высказывания историков о князе Владимире:
«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.
«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин
«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.
Проблемный вопрос.
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
- Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.
Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.
- Создает условия для актуализации знаний обучающихся
- Организует проблемную ситуацию;
- Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока,
- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам
- Создает учебную ситуацию целеполагания.
- Побуждает обучающихся формулировать цели урока.
- Структурирует предложенные формулировки.
Отвечают на поставленные вопросы;
Актуализируют свои знания ;
- В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы;
- Определяют тему урока;
- Формулируют цели урока,
предлагают пути их достижения, составляют план урока
- сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы.
К: - умение слушать и вступать в диалог,
- участие в коллективном обсуждении проблем,
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
- владение монологической и диалогической речью
2.
Операциональный
2.1. Изучение нового материала (открытие нового)
Беседа с классом:
1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?
2.Какие сыновья претендовали на киевский престол?
Задание классу:
- самостоятельно прочитайте пар.5 п. №1, рассмотрите схему княжения сыновей Святослава в русских землях;
- ответьте на вопрос: « Кто из сыновей победил в борьбе за Киев?»
Опорный сигнал - схема
Святослав
--------- !----------------------
! ! !
Ярополк Олег Владимир
(Киев) (Древл. земля) (Новгород)
Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев.
Учитель: - Перед князьями стояли задачи:
1) укрепление обороны государства;
2) четкой организации сбора налогов;
3) усиление княжеской власти;
4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.
- Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи.
Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира.
- Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве.
- После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи , но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова возвратить их под начало Киева.
- Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью.
Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.
- После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию (чинила препятствия русской торговли). Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях.
- При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей.
В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть.
Вопросы учащимся:
- Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? ( принять единую религию)
- Какие религии основываются на единобожии?( христианство, ислам, иудаизм)
При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство.
-внимательно прочитайтеп.5, с.38, объясните, « Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия
христианства на Руси?» (составьте план ответа на вопрос).
Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как в Волжской Булгарии. Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы:
-какую веру выбрал Владимир и почему?
2.2. Работа в группах.
Задания группам:
Группа №1. Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», учебник, с.42 и ответьте на вопросы.
Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы.
Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы.
Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Политический фон крещения Руси» А. Поппэ и ответьте на вопросы.
Группа №5. Внимательно прочитайте текст №5 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы:
-где и как крестили киевлян?
-как поступил князь Владимир с языческими идолами?
-охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?
Работа в группах (ученики, работая в группах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно).
Группы №№ 1-5 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают).
Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация. Разбор схемы.
- Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте.
1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?
2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.
3.Что построено при князе Владимире? (примерные вопросы)
2.3. Закрепление изученного материала
Задание классу: Почитайте текст № 6, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное).
- Организует работу учащихся с учебником и с информацией из презентации по плану урока.
- Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся.
Читают, находят ответ на вопрос, отвечают.
Слушают и сверяют свои записи в тетради.
Дают аргументирован ный ответ
Читают, находят ответ на вопрос
- Организует работу учащихся с учебником, с атласом
- Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности
- Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой работы
Работа с опорным сигналом-схемой «Династия Рюриковичей в 9-н.11 вв.»
- Осуществляют поиск информации;
- Ведут записи в тетради, используя учебник и презентацию урока.
- Осуществляют поиск информации и ее преобразование
- Узнают и запоминают существующие понятия
- Осуществляют поиск информации по картам атласа
- Работают с текстом учебника, с атласом и анализируют данные
- Оформляют схему
- Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации
Индивидуальная работа учащихся.
Заполнение таблицы в тетради
- Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия.
П: - поиск информации,
- умение строить речевое высказывание,
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- смысловое чтение,
- анализ объектов с целью выделения признаков, синтез,
сравнение
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство
К: - сотрудничество с учителем и сверстниками
- участие в коллективном обсуждении проблем,
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение выражать свои мысли,
- владение монологической и диалогической речью
Р: - волевая саморегуляция,
- работают по плану, сверяясь с целью;
- определяют проблему, выбирают средства достижения, планируют деятельность
3.
Рефлексивно-оценочный этап
3.1 Подведение итогов.
Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.
- Давайте вспомним наш проблемный вопрос:
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
(ответы обучающихся, вывод)
Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли вопросы ответили.
Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах, в группах)
Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь?
- Как думаете, что еще можно узнать о крещении Руси из дополнительной литературы?
3.2. Рефлексия.
-Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? Приложение 3
3.3. Инструкция к выполнению домашнего задания.
§ 5, учить термины по истории Древней Руси.
Дополнительно: 1.Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси?
2. Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства»
3.Информационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет-ресурсах изображение первых русских храмов, подготовьте презентацию.
Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.
- Предлагает найти ответ на вопрос, используя все полученные на уроке знания
- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.
- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.
- Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений
- Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия.
- Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока.
- Осуществляют рефлексию учебной деятельности
Р: - оценка достижения планируемых результатов,
- коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой,
- волевая саморегуляция
П: - рефлексия способов и условий действий,
- контроль и оценка способов и результатов действий
К: - сотрудничество с учителем и сверстниками,
- участие в коллективном обсуждении проблем,
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
- владение монологической и диалогической речью
Приложение 1
Загадки: О ком идет речь?
1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5.Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
Приложение 2
Текст № 1 Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)
« В лето 986. пришли болгары - мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо всех верах…
В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».
Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).
« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих…
К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься.
Текст № 3 (Из книги Раушенбаха Б. Сквозь глубину веков )
« В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически….С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения, она была близко расположена… На решение Владимира могло повлиять и то, что в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке… Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт…. Точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную Церковь возглавляли патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии…. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, она оказывала бы ей военную помощь».
Текст № 4. (Из книги А. Поппэ « Политический фон крещения Руси»).
« Тяжелое военное поражение, еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 года, побудили Василия III пересмотреть политику Византии по отношению к Руси. Контакты с Киевом были установлены вскоре после отступления из Болгарии. Во время переговоров между Василием и Владимиром ,обсуждались три проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем, его брак с багрянородной Анной и военная помощь Византийской империи… Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял особого труда…. Некоторые византийские послы оставались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения… до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 года».
Текст № 5. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».
Текст № 6. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу».
Приложение 3
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.
1. На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
4. За урок я
не устал / устал
5. Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
6.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
интересным / неинтересным
Анализ конспекта урока.
Тема: « Владимир Святославич. Принятие христианства».
Тип урока и его структура: формирование новых знаний
Место урока: в теме «Древняя Русь» - 5 час.
Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий крещения Руси.
Цель личностно значима, реальна, конкретна. Достигается через решение задач урока, поставленные вопросы, учебные ситуации, применение жизненного опыта обучающихся. Цель достигнута во всех аспектах.
Формы работы: Фронтальная - на этапе целеполагания
Групповая – на этапе работы с новым материалом (т.к. ведущий вид деятельности подростков – общение, построение отношений со сверстниками)
Индивидуальная - на этапе рефлексии.
Метод: Проблемно – исследовательский.
Время: Рационально распределено на все этапы урока.
Рефлексия: Проведена.
Проведенный урок соответствует требованиям ФГОС. Это характеризуется:
1. Наличие системно-деятельностного подхода.
Присутствуют необходимые компоненты учебной деятельности: ценностно-смысловой, операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный, что обеспечивает ее целостность.
При отборе содержания и формулировании заданий учитываются возрастные особенности, уровень достигнутых на предыдущем этапе предметных и метапредметных результатов обучения. Урок направлен на развитие УУД.
Большое внимание уделяется развитию теоретического мышления обучающихся: операциям анализа, синтеза, сравнения, классификации, установлению причинно-следственных связей, доказательству, работе с понятиями
На уроке неоднократно создается учебная ситуация, направленная на разрешение возникшего затруднения или проблемы, совместно с учителем или самостоятельно организуется поиск способа решения учебной задачи.
В целом форма представления заданий предполагает самостоятельность обучающихся при формулировке целей урока, планировании, осуществлении учебной деятельности, контроле и оценке полученных результатов.
Роль педагога сводится к роли организатора познавательного процесс. Общение учителя и обучающихся происходит в форме диалога.
Структура и содержание урока предполагает использования различных форм обучения с преобладанием групповой, предполагающей совместную деятельность, распределение ролей, эффективную коммуникацию.
2. Направленность на формирование универсальных учебных действий.
Предметное содержание урока насыщено деятельностью обучающихся по формированию УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Связь содержания заданий и разновидностей формируемых УУД отражена в конспекте урока.
3. Технологичность структуры урока.
Урок имеет четкую логичную структуру. Цель и задачи урока сформулированы диагностично. Компоненты содержания соответствуют цели и задачам, деятельность учителя и обучающихся направлена на их достижение.
4. Оптимальный отбор содержания.
Содержание урока оптимально для изучения данной темы. Материал характеризуется научностью, доступностью, практической направленностью, оптимальным объемом. В представленном конспекте заложена возможность сместить акценты при изучении темы, сократив одни содержательные элементы и усилив другие в зависимости от уровня подготовки обучающихся, особенностей класса, обеспеченности ОУ средствами обучения.