Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 8 классе "Внутренняя и внешняя политика Павла I"»
Методическая разработка урока
по истории России
на тему
«Внутренняя и внешняя политика Павла I»
8 класс
Учитель истории и обществознания:
Саранцева Татьяна Николаевна
Внутренняя и внешняя политика Павла I
Используемая стратегия: «Пирамидная история»
Цель урока:
– познакомить обучающихся с новой творческой формой работы на уроке, формировать умение в нестандартной, творческой форме представить свои знания о периоде правления Павла I;
– развивать, обогащать и усложнять исторический запас обучающихся;
– Развивать умение работать в коллективе (коммуникативные навыки, чувство взаимной ответственности, умение сообща выходить из нестандартной ситуации, грамотно высказывать критику);
– развивать логическое мышление, аналитические способности обучающихся.
Ход урока:
Сегодня все станут настоящими писателями. Но для начала необходимо установить правила, которые должны соблюдаться всеми участниками (Приложение 1)
Каждая группа получает схему пирамиды на ватмане:
1……………………………………………………………………………………
2……………………………………………………………………………………
3……………………………………………………………………………………
4……………………………………………………………………………………
5……………………………………………………………………………………
6……………………………………………………………………………………
7……………………………………………………………………………………
8……………………………………………………………………………………
Из предлагаемых обучающимися вариантов в пирамиду вписывается самый популярный.
Сегодня на уроке вы станете писателями, которые должны сочинить свою историю по ключевым словам пирамиды. Можно при этом менять форму слова, переводить в другие части речи.
Описание стратегии данного урока.
Организационный этап:
– приветственное слово, настрой на работу;
– деление класса на 4 группы;
– выбор в каждой группе «Летописца» - ответственного лица за фиксацию материала.
Знакомство с особенностями стратегии (суть и смысл работы, последовательность выполнения заданий, специфика оформления материала), которая учит искать выход их любой ситуации, превращает процесс письма в интересное занятие и имеет три этапа.
Первый: коллективное заполнение пирамиды.
Второй: индивидуальное выражение обучающимися своих идей.
Третий: коллективное обсуждение написанного.
1-й этап работы – заполнение пирамиды.
Пирамида заполняется постепенно по пунктам (Приложение 2).
II этап работы – составление рассказа.
Задание 1. Каждой группе составить свой сюжетный рассказ по ключевым словам пирамиды. Можно менять форму слов, переводить слова в другие части речи, использовать дополнительные слова. Рассказ озаглавливается и фиксируется на листе бумаги.
Необходимо при составлении рассказа учитывать определенные критерии (Приложение 3).
III этап работы – обмен.
Задание 2. Группы обмениваются работами, отмечают на оборотной стороне листа положительные моменты (используя предложенные ранее критерии), формулируют и записывают уточняющие вопрсы к авторам рассказов. Обмен производится по часовой стрелке до тех пор, пока рассказы не вернутся к своим авторам.
IV этап работы – корректировка.
Задание 3. Познакомиться с откликом других групп на свою работу, ответить на возникшие вопросы, подготовиться к устному выступлению.
V этап работы – презентация рассказов.
Задание 4. Представителям от каждой группы по очереди необходимо презентовать свои рассказы (допускается устный рассказ, цитирование фрагментов либо чтение текстов), отвечать на вопросы других групп.
VI этап работы – рефлексия.
Задание 5. Выскажите свое мнение о проделанной работе, дайте отзывы о наиболее понравившихся работах других групп. Отметить достоинства и недостатки работы каждой группы.
Обучающиеся делятся своими впечатлениями о занятии в целом, анализируют причины возникших трудностей, дают оценку собственной активности на занятии.
Домашнее задание: параграф 29, вопросы и задания на с. 237
Приложение 1
Правила участников, работающих в группе.
Правило поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку).
Необходимо быть внимательным, не повторять того, что уже было сказано.
Необходимо быть активным.
Необходимо быть терпимым к мнению других.
Не следует перебивать говорящего, нужно уметь слушать.
Приложение 2
Пункты для заполнения пирамиды.
Имя героя нашей истории (Павел I).
Два слова, описывающие героя (внешность, возраст, черты характера, качества).
Три слова, описывающие место действия (страна, местность, общественные места и т. Д.).
Четыре слова, характеризующих эпоху, время проведения реформ, какое-либо конкретное событие.
Пять слов, описывающих проблему истории (что произошло с героем).
Шесть слов – существительные, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы истории).
Семь слов – глаголы, описывающих второе событие (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета).
Восемь слов – глаголы, описывающие третье событие (что предпринимается для решения проблемы, какие изменения происходят).
Девять слов – существительные, прилагательные, глаголы, описывающие решение проблемы (развязка, завершение сюжета, общие итоги и последствия).