Урок по истории Казахстана 8 кл на тему "Шокан Уалиханов - великий казахский ученый"
Урок по истории Казахстана 8 кл на тему "Шокан Уалиханов - великий казахский ученый"
Разработка урока по истории Казахстана в 8 классе на тему "Шокан Уалиханов - великий казахский ученый". В данный план включен тест для опроса домашнего задания по теме "Абай Кунанбаев и казахская литература", дополнительный ресурс с материалом о жизни Ш.Уалиханова. При разработке урока учитывались принципы новых методов преподавания и обучения, с использованием идей семи модулей обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по истории Казахстана 8 кл на тему "Шокан Уалиханов - великий казахский ученый" »
Тема: Шокан Уалиханов – великий казахский ученый
Цель и ожидаемые результаты:
знать хронологию жизнедеятельности Шокана Уалиханова, понимать значение причастности к общему наследию человечества научных трудов великого казахского ученого, способствовать развитию навыков работы с текстом, умению выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, анализировать, делать выводы, работать в группе и в индивидуальном режиме, содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.
Материалы и оборудование: правила работы в группе, тестовые задания «Абай Кунанбаев», учебник истории Казахстана 8 кл, дополнительный текст, слайд шоу о жизни Ш.Уалиханова, фоновая музыка, таблица ИНСЕРТ, магнитики, ватман, маркеры, стикеры, интерактивная доска, таблица для выполнения домашнего задания, схема для составления кластера, лист самооценки
Стадия вызова
1 Организационый момент (цветотерапия: слайды, фоновая музыка)
приветствие, психологический настрой на урок Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общение друг с другом! Посмотрите на сидящих рядом одноклассников. Давайте каждый из вас подарит соседу комплимент! А теперь давайте подарим комплимент нашим гостям!!! Я присоединяюсь ко всем вышесказанным словам. И начинаем работать. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех!
2 Проверка ОУУН
- Скажите,ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы узнали из данной темы?
Организация работы учащихся с вопросами по теме предыдущего урока
Тест
Годы жизни Абая Кунанбаева:
А) 1841-1889 В)1845-1904 С) 1846-1905 Д)1446-1907
2.Правителем какого рода был отец Абая – Кунанбай?
3Взаимопроверка работ ( в парах). Определение правильных ответов
4 Введение. Погружение в тему.
Критическое мышление: «Мозговой штурм»
О ком вам говорит следующее: этнограф, путешествие, Омский кадетский корпус, «Манас»,
Что я знаю или думаю о Ш.Валиханове?
Стадия осмысления
5 Работа над темой
Вопрос с отсроченной отгадкой:
Как вы думаете, почему профессор Н.И. Веселовский назвал Ш.Уалиханова «промелькнувшим метеором»?
слайд шоу о жизни Ш.Валиханова.
определение целей и задач урока учащимися
Деление на группы
6. Музыкальная физминутка
7. Стратегия ИНСЕРТ. работа с текстом: Жизнь и деятельность Ш.Уалиханова.
(доп ресурс)
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Текст значками V уже знал, + новое,неожиданно, - думал иначе, ? не понял
Заполнение таблицы со значками Обсуждение записей
Текст:
В середине XIX в. создал свои научные труды выдающийся казахский ученый Шокан Уалиханов (1835-1865 гг.). Имя, данное ему при рождении - Мухаммед-Канапия. А Шоканом его ласково назвала Зейнеп, мать будущего ученого.
Родился в крепости Кусмурун. Детские годы его прошли в Кусмуруне, а затем в ауле предков - Сырымбете. На его воспитание большое влияние оказала бабушка Айганым.
Предки Шокана принадлежали к известному султанскому роду. Его прадедом был хан Среднего жуза Абылай, дедом – последний хан Среднего жуза Уали, отец Шынгыс был старшим султаном.
В 1847 г. 12-летний Шокан был определен в Сибирский кадетский корпус в Омске, считавшийся лучшим учебным заведением Сибири. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали преподаватели Н.Ф.Костылецкий и В.П.Лободовский. Шокан знал востоковеда Н.И.Березина, труды которого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. П.П.Семенов-Тян-Шанскйй, друг Шокана, будущий ученый Г.Н.Потанин отмечали эрудицию Шокана. В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.
Приняв участие в 1855 г. в поездке генерала Г.Х.Гасфорта, он совершил путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью.
В 1856 г. Шокан осуществляет съемку бассейна озера Иссык-Куль, пишет «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах». Осенью 1856 г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей между двумя странами. В 1857 г. записал и, таким образом, спас киргизский эпос «Манас».
В 1858-1859 гг. Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар. Его труд «О состоянии Алтышара» содержит анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и высоко оценен в научном мире.
В Петербурге (1859-1861) Шокан Уалиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учеными-востоковедами и русскими писателями. Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. Дружба с писателем, зародившаяся в Омске, продолжалась в Семипалатинске и Петербурге.
Весной 1861 г. Ш. Уалиханов тяжело заболел и вернулся на родину. Из-за разногласий с родственниками Шокан вернулся обратно в Омск, где активно включился в подготовку судебной реформы казахов. В 1864 г. Ш.Уалиханов участвовал в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева в Аулие-Ату, разочаровавшись в справедливости действий генерала, вернулся в Верный. В 1865 г. в газете «Русский инвалид» публикуется последний труд Шокана.Уалиханова о восстании дунган в Цинской империи.
В апреле 1865 г. Шокан Уалиханов скончался и был похоронен в местности Кошен тоганы у подножья Алтын Емеля (в Алматинской области).
Решение вопроса: За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь
8 Прием «Гроздь винограда» Алгоритм действий: 1). Изучите материал пар 44, иллюстрации, дополнительный материал. 2.) Выделите главные идеи, ключевые слова, которые будете использовать в кластере. 3.)Составьте кластер по своей теме. 4). Презентовать. 5). Составить вопросы низкого и высокого порядка для групп. 6). Оценка (взаимоценка) ОдО стикерами.
9 Подведение итогов. Выставление оценок
10. Д/з: 1) прочитать параграф
2) составить кластер по схеме
Где учился
Годы жизни
Настоящее имя
Имена его родных
С кем дружил
Шокан Уалиханов
(«Промелькнувший метеор»)
Основные труды
Последний труд
(О чем, где был опубликован)
3) Заполнить таблицу. Назвать событие
Г о д ы
С О Б Ы Т И Е
1835
родился
1847-53
Обучение в Сибирском кадетском корпусе в г. Омск
1855
Путешествие по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану
1856
Экспедиция на Иссык-Куль, поездка в Кульджу
1857
Избран в члены Русского географического общества
1858-1859
Поездка в Кашгар
1859-1861
Проживание в Петербурге
11. Стадия рефлексии
1) Лист самооценки
Ф.И.__________________________
Мои действия в работе на уроке
Отлично
Хорошо
Мог лучше
Плохо
Выполнил тест
Работал над постером
Презентация кластера
Составил схему
Представлял работу группы
Всего
2) Определение настроения с помощью стикеров. Метод «Градусник».