kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории древнего мира "Расцвет Египетского царства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 15.§ 11  Расцвет Египетского царства

Образовательная система «Школа 2100».

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. § 11.

Учитель Тихонова Елена Александровна МОУ «Гимназия № 5»

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить объяснять особенности расцвета могущества Древнеегипетского государства во II тыс. до н.э., связывая различные факты и понятия в целостную картину.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выявлять причины и последствия расцвета Египетского царства во II тыс. до н.э.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

При оценке такого исторического явления, как расцвет Египетского

царства, научить выявлять нравственно-гуманистические стороны способов, обеспечивающих это могущество.

Обязательный минимум содержания: достижения бронзового века в Египте (бронзовые орудия труда, колесницы, гребные и парусные суда). Египетская армия, завоевательные походы фараонов.

План урока:

I. Проблема урока: почему именно XVI–XI века до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?

II. Поиск решения проблемы:

1. Достижения бронзового века в Египте.

2. Причины и последствия побед египетских армий.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

–Ребята, придумайте словосочетание со словом «расцвет».

– Что мы подразумеваем, когда употребляем словосочетание «расцвет общества, государства»?

– Откройте с. 74. Прочитаем разговор Антошки и Археолога о том, когда наступил расцвет Египетского царства. 1.

– Каково мнение Антошки?

1-й факт: Строительство пирамид (XXVI век до н.э.) – период расцвета Древнего Египта.

– Каково мнение учёных? 1.

2-й факт: XVI–XI века до н.э. – период расцвета Древнего Египта.

– Посмотрите по «ленте времени» (с. 74), к какому тысячелетию относятся эти даты. 2.

– Что заметили?

– Какое наблюдаем противоречие?

– Какой возникает вопрос? 1.

Почему именно XVI–XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?

Возможные варианты: расцвет лет, расцвет сил, расцвет общества, расцвет государства.

– Развитие, достижения на высоком уровне.

Читают вслух диалог главных героев.

– Антошка считает, что расцвет у египтян наступил тогда, когда они построили свои знаменитые пирамиды. 1.

– Учёные считают, что расцвета Египет достиг во времена Нового царства (XVI–XI век до н.э.). 1.

Выясняют, что XXVI век до н. э. это третье тысячелетие, а XVI–XI века до н.э. относятся ко второму тысячелетию до н.э.2.

По - разному формулируют вопрос, например: Какой период можно считать расцветом Древнего Египта? Почему именно XVI–XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта? 1.

Версии

– Какие у вас есть версии решения проблемы? Выразите их одной краткой фразой. 2.

Фиксируем версии на доске ключевыми словами:

1) новые достижения, открытия;

2) завоевание новых богатых земель.

Высказывают различные версии решения проблемы

Актуализация знаний.

– Чтобы проверить версии, давайте с вами вспомним то, что мы уже знаем.

ПРТ, стр. 40, задание 1.

– Объясните значение слов: государство, народ, общество, граждане. 3.

– Вспомните, когда и как образовалось Египетское царство?

– Какие вам известны достижения древних египтян?

– Когда и как люди начали использовать первые металлы? 2.

Фиксируем ответы учеников на доске ключевыми словами:

Знаем:

1. Образование объединённого Египетского царства – 3000 г. до н.э.

2. Умение строить оросительные системы, делать мумии и создавать гробницы. Использование медных орудий труда.

3. Изобретение иероглифической

письменности, простого календаря,

создание наук – астрономии, математики.

4. Первые металлы люди стали применять более 7000 лет назад. Египтяне пользовались медными орудиями труда.

Вспоминают ранее изученный материал.

Планирование деятельности

– Что нам надо узнать, чтобы проверить версии? 2

Надо узнать:

1. Достижения.

2. Захватнические войны египтян. Как это способствовало расцвету Египта.

Составляют план действий решения проблемы, например, какие достижения могли способствовать расцвету Египта? С кем могли воевать египтяне и как это способствовало росту могущества Египетского царства? 2. 3

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания

– Сейчас вам предстоит поработать с текстом. Прочитайте пункт 1, выясните, как изменилось хозяйство Египта к сер. II тыс. до н.э.? 2.

Составьте список фактов, свидетельствующих о расцвете Древнего Египта. 4

Сделайте вывод по проблеме. 5

 Давайте проверим, что у вас получилось. ТОУУ

Достижения:

Колёсные повозки.

Разведение лошадей.

Бронзовые орудия труда (плуг, топор).

Новые виды ремёсел.

Гребные и парусные суда.

- Используя алгоритм Самооценки оцените свой ответ. ТОУУ 5

Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (с. 74-75) 2. 4

Предполагаемый ответ ученика:

– Я считаю, что в середине II тысячелетия до н.э. наблюдается расцвет Египта, так как, во-первых, египтяне заимствовали у азиатских кочевников умение изготавливать колёсные повозки, разводить лошадей.

Во-вторых, египтяне научились изготавливать бронзовые орудия труда, которые были прочнее и удобнее в использовании. Например, с помощью бронзового плуга можно было лучше обработать землю и получить богатый урожай, с помощью бронзового топора можно было быстрее обтёсывать дерево.

В-третьих, египтяне освоили новые виды ремёсел, изделия которых можно было продавать в других странах.

В-четвёртых, научившись строить гребные и парусные суда, египтяне получили возможность передвигаться по воде вдоль течения реки Нил и по дельте попасть в Средиземное море. 4,5

В диалоге с учителем реализуют алгоритм самооценки 5

– Какую версию доказывают эти факты?

– Из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать? 5

Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.

–Изменения в хозяйстве, произошедшие к сер II тыс. до н.э.,  способствовали расцвету Египетского царства.

– Рассмотрите иллюстрации на с. 76. Опишите, что вы видите. Как вы думаете, благодаря чему египтянам удалось добиться могущества своего

государства? 2

– Сейчас мы с вами попробуем выяснить причины и последствия побед египетских армий. 6.Для этого составим таблицу. В первый столбик будем записывать причины, а во второй последствия.

– Используя текст на с. 75, найдём нужную информацию, которая поможет нам составить таблицу.

– Какие факты, на ваш взгляд, могут объяснить, почему египтяне побеждали? 6

– Какие слова запишем в колонку «Причины»?

Причины:

1. Многочисленная армия из свободных земледельцев и горожан.

– Продолжайте работать самостоятельно, читая дальше текст и вписывая нужные слова в таблицу.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием. Зачитайте, слова, которые вы записали в таблицу.

Фиксируем на доске в таблице ключевые слова:

2. Хорошее вооружение.

3. Строгая дисциплина.

4. Награда и повышение по службе

Описывают иллюстрации. Высказывают свои предположения. 2

– У египтян была своя армия, которая обеспечила расцвет Египта. 2

– Армия была многочисленная, и она состояла из свободных горожан и земледельцев. А это значит, что египтяне были заинтересованы в победе. К тому же за деньги нанимали иноземных воинов. 6

Дети в течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом (пункт 2) 6

– Рассмотрите фрагмент карты на с. 76. Какую информацию можно получить из данной карты? 2

– Сравните территорию Египетского царства к 2000 г. до н.э. с территорией к 1500 г. до н.э. Что заметили? -Какие произошли изменения?

Рассматривая карту на с. 76, ученики могут сказать, что по карте мы можем узнать, где находится Египет, какую территорию он занимал в разные периоды времени. С помощью условных обозначений выясняем, какие страны были завоёваны египтянами. 2

– Объясните, как расширились границы Египта при Тутмосе III?

– Как египтяне могли использовать завоёванные территории? 2

– Найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль.4

– Египтяне подчинили себе города-государства Палестины, Финикии, Сирии, дошли до реки Евфрат.

– Всё самое ценное они отвозили в Египет.

Зачитывают по тексту (пункт 3, с. 77) информацию о том, что можно было вывезти из Палестины, Нубии, Сирии. 4

– Запишите, какие последствия побед египетских армий обеспечивали расцвет Египта.

При проверке фиксирует ключевые слова во второй колонке:

Последствия:

1. Завоевание и расширение территории.

2. Египетские наместники на зависимых территориях.

3. Сбор налогов с жителей зависимых территорий.

4. Скопление богатств в Египте.

Продолжают заполнять таблицу (вторую колонку – «Последствия»).

Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5

Примерный вывод по проблеме:

– XVI–XI до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта, потому что в этот период египтяне овладели многими достижениями, одним из которых является изготовление орудий труда из бронзы, а также создание сильной, хорошо вооружённой армии, с помощью которой были завоёваны города-государства Средиземноморья, чьи богатства скапливались в Египте. Однако к XI веку Египет теряет своё могущество, оказываясь под властью иноземцев.

Применение знания

– Как вы думаете, справедливо ли, что одна страна обеспечивает своё могущество за счёт других?

Высказывают своё мнение, смысл которого заключается в том, что за счёт угнетения и ограбления одних стран нельзя обеспечивать своё благополучие.

– Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание:

Составьте логическую цепочку: как Египет в середине II тысячелетия до н.э. достиг расцвета и могущества.

Выполняют задание в тетради.

Домашнее задание

– На следующем уроке мы с вами познакомимся с цивилизацией, которая называется Междуречье. Как вы думаете, почему эта цивилизация получила такое название?

– Прочитайте дома § 12 и проверьте свои предположения, а чтобы лучше усвоить новый материал, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 80.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории древнего мира "Расцвет Египетского царства". »

8

Урок 15.§ 11 Расцвет Египетского царства

Образовательная система «Школа 2100».

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. § 11.

Учитель Тихонова Елена Александровна МОУ «Гимназия № 5»


Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить объяснять особенности расцвета могущества Древнеегипетского государства во II тыс. до н.э., связывая различные факты и понятия в целостную картину.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выявлять причины и последствия расцвета Египетского царства во II тыс. до н.э.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

При оценке такого исторического явления, как расцвет Египетского

царства, научить выявлять нравственно-гуманистические стороны способов, обеспечивающих это могущество.

Обязательный минимум содержания: достижения бронзового века в Египте (бронзовые орудия труда, колесницы, гребные и парусные суда). Египетская армия, завоевательные походы фараонов.



План урока:

I. Проблема урока: почему именно XVI–XI века до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?

II. Поиск решения проблемы:

1. Достижения бронзового века в Египте.

Примерный вывод по проблеме. В середине II тыс. до н.э. египтянам удалось освободиться от захватчиков. Переняв различные достижения, они научились делать колёсные повозки, изготавливать из бронзы орудия труда, которые были прочнее и удобнее в использовании. Всё это способствовало расцвету Египетского царства.

2. Причины и последствия побед египетских армий.

Примерный вывод по проблеме: хорошо вооружённая и организованная армия позволила египтянам расширить свои владения и за счёт богатств завоёванных территорий обеспечить могущество своего государства. Однако все закончилось распадом и постепенной потерей независимости Египта.





Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, Технология оценивания

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

–Ребята, придумайте словосочетание со словом «расцвет».



– Что мы подразумеваем, когда употребляем словосочетание «расцвет общества, государства»?

– Откройте с. 74. Прочитаем разговор Антошки и Археолога о том, когда наступил расцвет Египетского царства. 1.

– Каково мнение Антошки?





Фиксирует на доске:

1-й факт: Строительство пирамид (XXVI век до н.э.) – период расцвета Древнего Египта.

– Каково мнение учёных? 1.



Фиксирует на доске:

2-й факт: XVI–XI века до н.э. – период расцвета Древнего Египта.

– Посмотрите по «ленте времени» (с. 74), к какому тысячелетию относятся эти даты. 2.



– Что заметили?

– Какое наблюдаем противоречие?

– Какой возникает вопрос? 1.





Фиксируем проблему урока на доске:

Почему именно XVI–XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?

Возможные варианты: расцвет лет, расцвет сил, расцвет общества, расцвет государства.

– Развитие, достижения на высоком уровне.



Читают вслух диалог главных героев.



– Антошка считает, что расцвет у египтян наступил тогда, когда они построили свои знаменитые пирамиды. 1.







– Учёные считают, что расцвета Египет достиг во времена Нового царства (XVI–XI век до н.э.). 1.





Выясняют, что XXVI век до н. э. это третье тысячелетие, а XVI–XI века до н.э. относятся ко второму тысячелетию до н.э.2.

По - разному формулируют вопрос, например: Какой период можно считать расцветом Древнего Египта? Почему именно XVI–XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта? 1.

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель – проблему.

  2. Выдвигать версии

  3. Планировать деятельность

  4. Работать по плану

  5. Оценивать степень и способы достижения цели

Познавательные УУД:

1. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную информацию

2. Находить информацию из разных источников.

3. Определять понятия

4. Анализировать - выделять главное

5. Обобщать – делать выводы

6. Устанавливать причинно-следственные связи

Версии

– Какие у вас есть версии решения проблемы? Выразите их одной краткой фразой. 2.

Фиксируем версии на доске ключевыми словами:

1) новые достижения, открытия;

2) завоевание новых богатых земель.

Высказывают различные версии решения проблемы


Актуализация знаний.

– Чтобы проверить версии, давайте с вами вспомним то, что мы уже знаем.

ПРТ, стр. 40, задание 1.

– Объясните значение слов: государство, народ, общество, граждане. 3.

– Вспомните, когда и как образовалось Египетское царство?

– Какие вам известны достижения древних египтян?

– Когда и как люди начали использовать первые металлы? 2.

Фиксируем ответы учеников на доске ключевыми словами:

Знаем:

1. Образование объединённого Египетского царства – 3000 г. до н.э.

2. Умение строить оросительные системы, делать мумии и создавать гробницы. Использование медных орудий труда.

3. Изобретение иероглифической

письменности, простого календаря,

создание наук – астрономии, математики.

4. Первые металлы люди стали применять более 7000 лет назад. Египтяне пользовались медными орудиями труда.






Вспоминают ранее изученный материал.

Индивидуально, самостоятельно работают со словарём в учебнике.

Устно отвечают на вопросы, используя изученный материал § 5, 7, 8–10. 2

























Планирование деятельности

– Что нам надо узнать, чтобы проверить версии? 2



Фиксируем ключевыми словами план действий на доске:

Надо узнать:

1. Достижения.

2. Захватнические войны египтян. Как это способствовало расцвету Египта.

Составляют план действий решения проблемы, например, какие достижения могли способствовать расцвету Египта? С кем могли воевать египтяне и как это способствовало росту могущества Египетского царства? 2. 3


Поиск решения проблемы. Открытие нового знания

– Сейчас вам предстоит поработать с текстом. Прочитайте пункт 1, выясните, как изменилось хозяйство Египта к сер. II тыс. до н.э.? 2.

Составьте список фактов, свидетельствующих о расцвете Древнего Египта. 4

Сделайте вывод по проблеме. 5



Давайте проверим, что у вас получилось. ТОУУ



В процессе ответа фиксируем ключевые слова на доске:

Достижения:

Колёсные повозки.

Разведение лошадей.

Бронзовые орудия труда (плуг, топор).

Новые виды ремёсел.

Гребные и парусные суда.












- Используя алгоритм Самооценки оцените свой ответ. ТОУУ 5

Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (с. 74-75) 2. 4


Предполагаемый ответ ученика:

– Я считаю, что в середине II тысячелетия до н.э. наблюдается расцвет Египта, так как, во-первых, египтяне

заимствовали у азиатских кочевников

умение изготавливать колёсные повозки, разводить лошадей.

Во-вторых, египтяне научились изготавливать бронзовые орудия труда,

которые были прочнее и удобнее в использовании. Например, с помощью

бронзового плуга можно было лучше обработать землю и получить богатый урожай, с помощью бронзового

топора можно было быстрее обтёсывать дерево.

В-третьих, египтяне освоили новые

виды ремёсел, изделия которых можно было продавать в других странах.

В-четвёртых, научившись строить

гребные и парусные суда, египтяне

получили возможность передвигаться

по воде вдоль течения реки Нил и по дельте попасть в Средиземное море. 4,5

В диалоге с учителем реализуют алгоритм самооценки 5



– Какую версию доказывают эти факты?

– Из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать? 5



Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.

–Изменения в хозяйстве, произошедшие к сер II тыс. до н.э., способствовали расцвету Египетского царства.



– Рассмотрите иллюстрации на с. 76.

Опишите, что вы видите. Как вы думаете, благодаря чему египтянам удалось добиться могущества своего

государства? 2

– Сейчас мы с вами попробуем выяснить причины и последствия побед египетских армий. 6.Для этого составим таблицу. В первый столбик будем записывать причины, а во второй последствия.

– Используя текст на с. 75, найдём нужную информацию, которая поможет нам составить таблицу.

-Читаем вслух 1-ый абзац пункта 2.

– Какие факты, на ваш взгляд, могут объяснить, почему египтяне побеждали? 6

– Какие слова запишем в колонку «Причины»?

Фиксирует на доске в таблице ключевые слова:

Причины:

1. Многочисленная армия из свободных земледельцев и горожан.



– Продолжайте работать самостоятельно, читая дальше текст и вписывая нужные слова в таблицу.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием. Зачитайте, слова, которые вы записали в таблицу.

Фиксируем на доске в таблице ключевые слова:

2. Хорошее вооружение.

3. Строгая дисциплина.

4. Награда и повышение по службе



Описывают иллюстрации. Высказывают свои предположения. 2

– У египтян была своя армия, которая обеспечила расцвет Египта. 2

















– Армия была многочисленная, и она состояла из свободных горожан и земледельцев. А это значит, что египтяне были заинтересованы в победе. К тому же за деньги нанимали иноземных воинов. 6











Дети в течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом (пункт 2) 6
















– Рассмотрите фрагмент карты на с. 76. Какую информацию можно получить из данной карты? 2

– Сравните территорию Египетского царства к 2000 г. до н.э. с территорией к 1500 г. до н.э. Что заметили? -Какие произошли изменения?

Рассматривая карту на с. 76, ученики могут сказать, что по карте мы можем узнать, где находится Египет, какую территорию он занимал в разные периоды времени. С помощью условных обозначений выясняем, какие страны были завоёваны египтянами. 2



– Объясните, как расширились границы Египта при Тутмосе III?



– Как египтяне могли использовать завоёванные территории? 2

– Найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль.4

– Египтяне подчинили себе города-государства Палестины, Финикии, Сирии, дошли до реки Евфрат.

– Всё самое ценное они отвозили в Египет.

Зачитывают по тексту (пункт 3, с. 77) информацию о том, что можно было вывезти из Палестины, Нубии, Сирии. 4



– Запишите, какие последствия побед египетских армий обеспечивали расцвет Египта.

При проверке фиксирует ключевые слова во второй колонке:

Последствия:

1. Завоевание и расширение территории.

2. Египетские наместники на зависимых территориях.

3. Сбор налогов с жителей зависимых территорий.

4. Скопление богатств в Египте.





Продолжают заполнять таблицу (вторую колонку – «Последствия»).







Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5

Примерный вывод по проблеме:

– XVI–XI до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта, потому что в этот период египтяне овладели многими достижениями, одним из которых является изготовление орудий труда из бронзы, а также создание сильной, хорошо вооружённой армии, с помощью которой были завоёваны города-государства Средиземноморья, чьи богатства скапливались в Египте. Однако к XI веку Египет теряет своё могущество, оказываясь

под властью иноземцев.


Применение знания

– Как вы думаете, справедливо ли, что одна страна обеспечивает своё могущество за счёт других?

Высказывают своё мнение, смысл которого заключается в том, что за счёт угнетения и ограбления одних стран нельзя обеспечивать своё благополучие.


– Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание:

Составьте логическую цепочку: как Египет в середине II тысячелетия до н.э. достиг расцвета и могущества.




Выполняют задание в тетради.


Домашнее задание

– На следующем уроке мы с вами

познакомимся с цивилизацией, которая называется Междуречье. Как вы думаете, почему эта цивилизация получила такое название?

– Прочитайте дома § 12 и проверьте свои предположения, а чтобы лучше усвоить новый материал, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 80.

Записывают домашнее задание





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по истории древнего мира "Расцвет Египетского царства".

Автор: Тихонова Елена Александровна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок по истории "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-po-istorii-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "228260"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441200736"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства