kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории древнего мира "Расцвет Египетского царства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 15.§ 11  Расцвет Египетского царства

Образовательная система «Школа 2100».

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. § 11.

Учитель Тихонова Елена Александровна МОУ «Гимназия № 5»

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить объяснять особенности расцвета могущества Древнеегипетского государства во II тыс. до н.э., связывая различные факты и понятия в целостную картину.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выявлять причины и последствия расцвета Египетского царства во II тыс. до н.э.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

При оценке такого исторического явления, как расцвет Египетского

царства, научить выявлять нравственно-гуманистические стороны способов, обеспечивающих это могущество.

Обязательный минимум содержания: достижения бронзового века в Египте (бронзовые орудия труда, колесницы, гребные и парусные суда). Египетская армия, завоевательные походы фараонов.

План урока:

I. Проблема урока: почему именно XVI–XI века до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?

II. Поиск решения проблемы:

1. Достижения бронзового века в Египте.

2. Причины и последствия побед египетских армий.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

–Ребята, придумайте словосочетание со словом «расцвет».

– Что мы подразумеваем, когда употребляем словосочетание «расцвет общества, государства»?

– Откройте с. 74. Прочитаем разговор Антошки и Археолога о том, когда наступил расцвет Египетского царства. 1.

– Каково мнение Антошки?

1-й факт: Строительство пирамид (XXVI век до н.э.) – период расцвета Древнего Египта.

– Каково мнение учёных? 1.

2-й факт: XVI–XI века до н.э. – период расцвета Древнего Египта.

– Посмотрите по «ленте времени» (с. 74), к какому тысячелетию относятся эти даты. 2.

– Что заметили?

– Какое наблюдаем противоречие?

– Какой возникает вопрос? 1.

Почему именно XVI–XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?

Возможные варианты: расцвет лет, расцвет сил, расцвет общества, расцвет государства.

– Развитие, достижения на высоком уровне.

Читают вслух диалог главных героев.

– Антошка считает, что расцвет у египтян наступил тогда, когда они построили свои знаменитые пирамиды. 1.

– Учёные считают, что расцвета Египет достиг во времена Нового царства (XVI–XI век до н.э.). 1.

Выясняют, что XXVI век до н. э. это третье тысячелетие, а XVI–XI века до н.э. относятся ко второму тысячелетию до н.э.2.

По - разному формулируют вопрос, например: Какой период можно считать расцветом Древнего Египта? Почему именно XVI–XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта? 1.

Версии

– Какие у вас есть версии решения проблемы? Выразите их одной краткой фразой. 2.

Фиксируем версии на доске ключевыми словами:

1) новые достижения, открытия;

2) завоевание новых богатых земель.

Высказывают различные версии решения проблемы

Актуализация знаний.

– Чтобы проверить версии, давайте с вами вспомним то, что мы уже знаем.

ПРТ, стр. 40, задание 1.

– Объясните значение слов: государство, народ, общество, граждане. 3.

– Вспомните, когда и как образовалось Египетское царство?

– Какие вам известны достижения древних египтян?

– Когда и как люди начали использовать первые металлы? 2.

Фиксируем ответы учеников на доске ключевыми словами:

Знаем:

1. Образование объединённого Египетского царства – 3000 г. до н.э.

2. Умение строить оросительные системы, делать мумии и создавать гробницы. Использование медных орудий труда.

3. Изобретение иероглифической

письменности, простого календаря,

создание наук – астрономии, математики.

4. Первые металлы люди стали применять более 7000 лет назад. Египтяне пользовались медными орудиями труда.

Вспоминают ранее изученный материал.

Планирование деятельности

– Что нам надо узнать, чтобы проверить версии? 2

Надо узнать:

1. Достижения.

2. Захватнические войны египтян. Как это способствовало расцвету Египта.

Составляют план действий решения проблемы, например, какие достижения могли способствовать расцвету Египта? С кем могли воевать египтяне и как это способствовало росту могущества Египетского царства? 2. 3

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания

– Сейчас вам предстоит поработать с текстом. Прочитайте пункт 1, выясните, как изменилось хозяйство Египта к сер. II тыс. до н.э.? 2.

Составьте список фактов, свидетельствующих о расцвете Древнего Египта. 4

Сделайте вывод по проблеме. 5

 Давайте проверим, что у вас получилось. ТОУУ

Достижения:

Колёсные повозки.

Разведение лошадей.

Бронзовые орудия труда (плуг, топор).

Новые виды ремёсел.

Гребные и парусные суда.

- Используя алгоритм Самооценки оцените свой ответ. ТОУУ 5

Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (с. 74-75) 2. 4

Предполагаемый ответ ученика:

– Я считаю, что в середине II тысячелетия до н.э. наблюдается расцвет Египта, так как, во-первых, египтяне заимствовали у азиатских кочевников умение изготавливать колёсные повозки, разводить лошадей.

Во-вторых, египтяне научились изготавливать бронзовые орудия труда, которые были прочнее и удобнее в использовании. Например, с помощью бронзового плуга можно было лучше обработать землю и получить богатый урожай, с помощью бронзового топора можно было быстрее обтёсывать дерево.

В-третьих, египтяне освоили новые виды ремёсел, изделия которых можно было продавать в других странах.

В-четвёртых, научившись строить гребные и парусные суда, египтяне получили возможность передвигаться по воде вдоль течения реки Нил и по дельте попасть в Средиземное море. 4,5

В диалоге с учителем реализуют алгоритм самооценки 5

– Какую версию доказывают эти факты?

– Из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать? 5

Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.

–Изменения в хозяйстве, произошедшие к сер II тыс. до н.э.,  способствовали расцвету Египетского царства.

– Рассмотрите иллюстрации на с. 76. Опишите, что вы видите. Как вы думаете, благодаря чему египтянам удалось добиться могущества своего

государства? 2

– Сейчас мы с вами попробуем выяснить причины и последствия побед египетских армий. 6.Для этого составим таблицу. В первый столбик будем записывать причины, а во второй последствия.

– Используя текст на с. 75, найдём нужную информацию, которая поможет нам составить таблицу.

– Какие факты, на ваш взгляд, могут объяснить, почему египтяне побеждали? 6

– Какие слова запишем в колонку «Причины»?

Причины:

1. Многочисленная армия из свободных земледельцев и горожан.

– Продолжайте работать самостоятельно, читая дальше текст и вписывая нужные слова в таблицу.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием. Зачитайте, слова, которые вы записали в таблицу.

Фиксируем на доске в таблице ключевые слова:

2. Хорошее вооружение.

3. Строгая дисциплина.

4. Награда и повышение по службе

Описывают иллюстрации. Высказывают свои предположения. 2

– У египтян была своя армия, которая обеспечила расцвет Египта. 2

– Армия была многочисленная, и она состояла из свободных горожан и земледельцев. А это значит, что египтяне были заинтересованы в победе. К тому же за деньги нанимали иноземных воинов. 6

Дети в течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом (пункт 2) 6

– Рассмотрите фрагмент карты на с. 76. Какую информацию можно получить из данной карты? 2

– Сравните территорию Египетского царства к 2000 г. до н.э. с территорией к 1500 г. до н.э. Что заметили? -Какие произошли изменения?

Рассматривая карту на с. 76, ученики могут сказать, что по карте мы можем узнать, где находится Египет, какую территорию он занимал в разные периоды времени. С помощью условных обозначений выясняем, какие страны были завоёваны египтянами. 2

– Объясните, как расширились границы Египта при Тутмосе III?

– Как египтяне могли использовать завоёванные территории? 2

– Найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль.4

– Египтяне подчинили себе города-государства Палестины, Финикии, Сирии, дошли до реки Евфрат.

– Всё самое ценное они отвозили в Египет.

Зачитывают по тексту (пункт 3, с. 77) информацию о том, что можно было вывезти из Палестины, Нубии, Сирии. 4

– Запишите, какие последствия побед египетских армий обеспечивали расцвет Египта.

При проверке фиксирует ключевые слова во второй колонке:

Последствия:

1. Завоевание и расширение территории.

2. Египетские наместники на зависимых территориях.

3. Сбор налогов с жителей зависимых территорий.

4. Скопление богатств в Египте.

Продолжают заполнять таблицу (вторую колонку – «Последствия»).

Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5

Примерный вывод по проблеме:

– XVI–XI до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта, потому что в этот период египтяне овладели многими достижениями, одним из которых является изготовление орудий труда из бронзы, а также создание сильной, хорошо вооружённой армии, с помощью которой были завоёваны города-государства Средиземноморья, чьи богатства скапливались в Египте. Однако к XI веку Египет теряет своё могущество, оказываясь под властью иноземцев.

Применение знания

– Как вы думаете, справедливо ли, что одна страна обеспечивает своё могущество за счёт других?

Высказывают своё мнение, смысл которого заключается в том, что за счёт угнетения и ограбления одних стран нельзя обеспечивать своё благополучие.

– Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание:

Составьте логическую цепочку: как Египет в середине II тысячелетия до н.э. достиг расцвета и могущества.

Выполняют задание в тетради.

Домашнее задание

– На следующем уроке мы с вами познакомимся с цивилизацией, которая называется Междуречье. Как вы думаете, почему эта цивилизация получила такое название?

– Прочитайте дома § 12 и проверьте свои предположения, а чтобы лучше усвоить новый материал, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 80.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории древнего мира "Расцвет Египетского царства". »

8

Урок 15.§ 11 Расцвет Египетского царства

Образовательная система «Школа 2100».

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. § 11.

Учитель Тихонова Елена Александровна МОУ «Гимназия № 5»


Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить объяснять особенности расцвета могущества Древнеегипетского государства во II тыс. до н.э., связывая различные факты и понятия в целостную картину.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выявлять причины и последствия расцвета Египетского царства во II тыс. до н.э.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

При оценке такого исторического явления, как расцвет Египетского

царства, научить выявлять нравственно-гуманистические стороны способов, обеспечивающих это могущество.

Обязательный минимум содержания: достижения бронзового века в Египте (бронзовые орудия труда, колесницы, гребные и парусные суда). Египетская армия, завоевательные походы фараонов.



План урока:

I. Проблема урока: почему именно XVI–XI века до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?

II. Поиск решения проблемы:

1. Достижения бронзового века в Египте.

Примерный вывод по проблеме. В середине II тыс. до н.э. египтянам удалось освободиться от захватчиков. Переняв различные достижения, они научились делать колёсные повозки, изготавливать из бронзы орудия труда, которые были прочнее и удобнее в использовании. Всё это способствовало расцвету Египетского царства.

2. Причины и последствия побед египетских армий.

Примерный вывод по проблеме: хорошо вооружённая и организованная армия позволила египтянам расширить свои владения и за счёт богатств завоёванных территорий обеспечить могущество своего государства. Однако все закончилось распадом и постепенной потерей независимости Египта.





Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, Технология оценивания

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

–Ребята, придумайте словосочетание со словом «расцвет».



– Что мы подразумеваем, когда употребляем словосочетание «расцвет общества, государства»?

– Откройте с. 74. Прочитаем разговор Антошки и Археолога о том, когда наступил расцвет Египетского царства. 1.

– Каково мнение Антошки?





Фиксирует на доске:

1-й факт: Строительство пирамид (XXVI век до н.э.) – период расцвета Древнего Египта.

– Каково мнение учёных? 1.



Фиксирует на доске:

2-й факт: XVI–XI века до н.э. – период расцвета Древнего Египта.

– Посмотрите по «ленте времени» (с. 74), к какому тысячелетию относятся эти даты. 2.



– Что заметили?

– Какое наблюдаем противоречие?

– Какой возникает вопрос? 1.





Фиксируем проблему урока на доске:

Почему именно XVI–XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?

Возможные варианты: расцвет лет, расцвет сил, расцвет общества, расцвет государства.

– Развитие, достижения на высоком уровне.



Читают вслух диалог главных героев.



– Антошка считает, что расцвет у египтян наступил тогда, когда они построили свои знаменитые пирамиды. 1.







– Учёные считают, что расцвета Египет достиг во времена Нового царства (XVI–XI век до н.э.). 1.





Выясняют, что XXVI век до н. э. это третье тысячелетие, а XVI–XI века до н.э. относятся ко второму тысячелетию до н.э.2.

По - разному формулируют вопрос, например: Какой период можно считать расцветом Древнего Египта? Почему именно XVI–XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта? 1.

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель – проблему.

  2. Выдвигать версии

  3. Планировать деятельность

  4. Работать по плану

  5. Оценивать степень и способы достижения цели

Познавательные УУД:

1. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную информацию

2. Находить информацию из разных источников.

3. Определять понятия

4. Анализировать - выделять главное

5. Обобщать – делать выводы

6. Устанавливать причинно-следственные связи

Версии

– Какие у вас есть версии решения проблемы? Выразите их одной краткой фразой. 2.

Фиксируем версии на доске ключевыми словами:

1) новые достижения, открытия;

2) завоевание новых богатых земель.

Высказывают различные версии решения проблемы


Актуализация знаний.

– Чтобы проверить версии, давайте с вами вспомним то, что мы уже знаем.

ПРТ, стр. 40, задание 1.

– Объясните значение слов: государство, народ, общество, граждане. 3.

– Вспомните, когда и как образовалось Египетское царство?

– Какие вам известны достижения древних египтян?

– Когда и как люди начали использовать первые металлы? 2.

Фиксируем ответы учеников на доске ключевыми словами:

Знаем:

1. Образование объединённого Египетского царства – 3000 г. до н.э.

2. Умение строить оросительные системы, делать мумии и создавать гробницы. Использование медных орудий труда.

3. Изобретение иероглифической

письменности, простого календаря,

создание наук – астрономии, математики.

4. Первые металлы люди стали применять более 7000 лет назад. Египтяне пользовались медными орудиями труда.






Вспоминают ранее изученный материал.

Индивидуально, самостоятельно работают со словарём в учебнике.

Устно отвечают на вопросы, используя изученный материал § 5, 7, 8–10. 2

























Планирование деятельности

– Что нам надо узнать, чтобы проверить версии? 2



Фиксируем ключевыми словами план действий на доске:

Надо узнать:

1. Достижения.

2. Захватнические войны египтян. Как это способствовало расцвету Египта.

Составляют план действий решения проблемы, например, какие достижения могли способствовать расцвету Египта? С кем могли воевать египтяне и как это способствовало росту могущества Египетского царства? 2. 3


Поиск решения проблемы. Открытие нового знания

– Сейчас вам предстоит поработать с текстом. Прочитайте пункт 1, выясните, как изменилось хозяйство Египта к сер. II тыс. до н.э.? 2.

Составьте список фактов, свидетельствующих о расцвете Древнего Египта. 4

Сделайте вывод по проблеме. 5



Давайте проверим, что у вас получилось. ТОУУ



В процессе ответа фиксируем ключевые слова на доске:

Достижения:

Колёсные повозки.

Разведение лошадей.

Бронзовые орудия труда (плуг, топор).

Новые виды ремёсел.

Гребные и парусные суда.












- Используя алгоритм Самооценки оцените свой ответ. ТОУУ 5

Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (с. 74-75) 2. 4


Предполагаемый ответ ученика:

– Я считаю, что в середине II тысячелетия до н.э. наблюдается расцвет Египта, так как, во-первых, египтяне

заимствовали у азиатских кочевников

умение изготавливать колёсные повозки, разводить лошадей.

Во-вторых, египтяне научились изготавливать бронзовые орудия труда,

которые были прочнее и удобнее в использовании. Например, с помощью

бронзового плуга можно было лучше обработать землю и получить богатый урожай, с помощью бронзового

топора можно было быстрее обтёсывать дерево.

В-третьих, египтяне освоили новые

виды ремёсел, изделия которых можно было продавать в других странах.

В-четвёртых, научившись строить

гребные и парусные суда, египтяне

получили возможность передвигаться

по воде вдоль течения реки Нил и по дельте попасть в Средиземное море. 4,5

В диалоге с учителем реализуют алгоритм самооценки 5



– Какую версию доказывают эти факты?

– Из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать? 5



Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.

–Изменения в хозяйстве, произошедшие к сер II тыс. до н.э., способствовали расцвету Египетского царства.



– Рассмотрите иллюстрации на с. 76.

Опишите, что вы видите. Как вы думаете, благодаря чему египтянам удалось добиться могущества своего

государства? 2

– Сейчас мы с вами попробуем выяснить причины и последствия побед египетских армий. 6.Для этого составим таблицу. В первый столбик будем записывать причины, а во второй последствия.

– Используя текст на с. 75, найдём нужную информацию, которая поможет нам составить таблицу.

-Читаем вслух 1-ый абзац пункта 2.

– Какие факты, на ваш взгляд, могут объяснить, почему египтяне побеждали? 6

– Какие слова запишем в колонку «Причины»?

Фиксирует на доске в таблице ключевые слова:

Причины:

1. Многочисленная армия из свободных земледельцев и горожан.



– Продолжайте работать самостоятельно, читая дальше текст и вписывая нужные слова в таблицу.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием. Зачитайте, слова, которые вы записали в таблицу.

Фиксируем на доске в таблице ключевые слова:

2. Хорошее вооружение.

3. Строгая дисциплина.

4. Награда и повышение по службе



Описывают иллюстрации. Высказывают свои предположения. 2

– У египтян была своя армия, которая обеспечила расцвет Египта. 2

















– Армия была многочисленная, и она состояла из свободных горожан и земледельцев. А это значит, что египтяне были заинтересованы в победе. К тому же за деньги нанимали иноземных воинов. 6











Дети в течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом (пункт 2) 6
















– Рассмотрите фрагмент карты на с. 76. Какую информацию можно получить из данной карты? 2

– Сравните территорию Египетского царства к 2000 г. до н.э. с территорией к 1500 г. до н.э. Что заметили? -Какие произошли изменения?

Рассматривая карту на с. 76, ученики могут сказать, что по карте мы можем узнать, где находится Египет, какую территорию он занимал в разные периоды времени. С помощью условных обозначений выясняем, какие страны были завоёваны египтянами. 2



– Объясните, как расширились границы Египта при Тутмосе III?



– Как египтяне могли использовать завоёванные территории? 2

– Найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль.4

– Египтяне подчинили себе города-государства Палестины, Финикии, Сирии, дошли до реки Евфрат.

– Всё самое ценное они отвозили в Египет.

Зачитывают по тексту (пункт 3, с. 77) информацию о том, что можно было вывезти из Палестины, Нубии, Сирии. 4



– Запишите, какие последствия побед египетских армий обеспечивали расцвет Египта.

При проверке фиксирует ключевые слова во второй колонке:

Последствия:

1. Завоевание и расширение территории.

2. Египетские наместники на зависимых территориях.

3. Сбор налогов с жителей зависимых территорий.

4. Скопление богатств в Египте.





Продолжают заполнять таблицу (вторую колонку – «Последствия»).







Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5

Примерный вывод по проблеме:

– XVI–XI до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта, потому что в этот период египтяне овладели многими достижениями, одним из которых является изготовление орудий труда из бронзы, а также создание сильной, хорошо вооружённой армии, с помощью которой были завоёваны города-государства Средиземноморья, чьи богатства скапливались в Египте. Однако к XI веку Египет теряет своё могущество, оказываясь

под властью иноземцев.


Применение знания

– Как вы думаете, справедливо ли, что одна страна обеспечивает своё могущество за счёт других?

Высказывают своё мнение, смысл которого заключается в том, что за счёт угнетения и ограбления одних стран нельзя обеспечивать своё благополучие.


– Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание:

Составьте логическую цепочку: как Египет в середине II тысячелетия до н.э. достиг расцвета и могущества.




Выполняют задание в тетради.


Домашнее задание

– На следующем уроке мы с вами

познакомимся с цивилизацией, которая называется Междуречье. Как вы думаете, почему эта цивилизация получила такое название?

– Прочитайте дома § 12 и проверьте свои предположения, а чтобы лучше усвоить новый материал, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 80.

Записывают домашнее задание





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по истории древнего мира "Расцвет Египетского царства".

Автор: Тихонова Елена Александровна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок по истории "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-po-istorii-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "228260"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441200736"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства