Урок 15.§ 11 Расцвет Египетского царства
Образовательная система «Школа 2100».
Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. § 11.
Учитель Тихонова Елена Александровна МОУ «Гимназия № 5»
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Научить объяснять особенности расцвета могущества Древнеегипетского государства во II тыс. до н.э., связывая различные факты и понятия в целостную картину.
Линия 3. Историческое мышление.
Научить выявлять причины и последствия расцвета Египетского царства во II тыс. до н.э.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
При оценке такого исторического явления, как расцвет Египетского
царства, научить выявлять нравственно-гуманистические стороны способов, обеспечивающих это могущество.
Обязательный минимум содержания: достижения бронзового века в Египте (бронзовые орудия труда, колесницы, гребные и парусные суда). Египетская армия, завоевательные походы фараонов.
План урока:
I. Проблема урока: почему именно XVI–XI века до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?
II. Поиск решения проблемы:
1. Достижения бронзового века в Египте.
2. Причины и последствия побед египетских армий.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы
–Ребята, придумайте словосочетание со словом «расцвет».
– Что мы подразумеваем, когда употребляем словосочетание «расцвет общества, государства»?
– Откройте с. 74. Прочитаем разговор Антошки и Археолога о том, когда наступил расцвет Египетского царства. 1.
– Каково мнение Антошки?
1-й факт: Строительство пирамид (XXVI век до н.э.) – период расцвета Древнего Египта.
– Каково мнение учёных? 1.
2-й факт: XVI–XI века до н.э. – период расцвета Древнего Египта.
– Посмотрите по «ленте времени» (с. 74), к какому тысячелетию относятся эти даты. 2.
– Что заметили?
– Какое наблюдаем противоречие?
– Какой возникает вопрос? 1.
Почему именно XVI–XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?
Возможные варианты: расцвет лет, расцвет сил, расцвет общества, расцвет государства.
– Развитие, достижения на высоком уровне.
Читают вслух диалог главных героев.
– Антошка считает, что расцвет у египтян наступил тогда, когда они построили свои знаменитые пирамиды. 1.
– Учёные считают, что расцвета Египет достиг во времена Нового царства (XVI–XI век до н.э.). 1.
Выясняют, что XXVI век до н. э. это третье тысячелетие, а XVI–XI века до н.э. относятся ко второму тысячелетию до н.э.2.
По - разному формулируют вопрос, например: Какой период можно считать расцветом Древнего Египта? Почему именно XVI–XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта? 1.
Версии
– Какие у вас есть версии решения проблемы? Выразите их одной краткой фразой. 2.
Фиксируем версии на доске ключевыми словами:
1) новые достижения, открытия;
2) завоевание новых богатых земель.
Высказывают различные версии решения проблемы
Актуализация знаний.
– Чтобы проверить версии, давайте с вами вспомним то, что мы уже знаем.
ПРТ, стр. 40, задание 1.
– Объясните значение слов: государство, народ, общество, граждане. 3.
– Вспомните, когда и как образовалось Египетское царство?
– Какие вам известны достижения древних египтян?
– Когда и как люди начали использовать первые металлы? 2.
Фиксируем ответы учеников на доске ключевыми словами:
Знаем:
1. Образование объединённого Египетского царства – 3000 г. до н.э.
2. Умение строить оросительные системы, делать мумии и создавать гробницы. Использование медных орудий труда.
3. Изобретение иероглифической
письменности, простого календаря,
создание наук – астрономии, математики.
4. Первые металлы люди стали применять более 7000 лет назад. Египтяне пользовались медными орудиями труда.
Вспоминают ранее изученный материал.
Планирование деятельности
– Что нам надо узнать, чтобы проверить версии? 2
Надо узнать:
1. Достижения.
2. Захватнические войны египтян. Как это способствовало расцвету Египта.
Составляют план действий решения проблемы, например, какие достижения могли способствовать расцвету Египта? С кем могли воевать египтяне и как это способствовало росту могущества Египетского царства? 2. 3
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания
– Сейчас вам предстоит поработать с текстом. Прочитайте пункт 1, выясните, как изменилось хозяйство Египта к сер. II тыс. до н.э.? 2.
Составьте список фактов, свидетельствующих о расцвете Древнего Египта. 4
Сделайте вывод по проблеме. 5
Давайте проверим, что у вас получилось. ТОУУ
Достижения:
Колёсные повозки.
Разведение лошадей.
Бронзовые орудия труда (плуг, топор).
Новые виды ремёсел.
Гребные и парусные суда.
- Используя алгоритм Самооценки оцените свой ответ. ТОУУ 5
Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (с. 74-75) 2. 4
Предполагаемый ответ ученика:
– Я считаю, что в середине II тысячелетия до н.э. наблюдается расцвет Египта, так как, во-первых, египтяне заимствовали у азиатских кочевников умение изготавливать колёсные повозки, разводить лошадей.
Во-вторых, египтяне научились изготавливать бронзовые орудия труда, которые были прочнее и удобнее в использовании. Например, с помощью бронзового плуга можно было лучше обработать землю и получить богатый урожай, с помощью бронзового топора можно было быстрее обтёсывать дерево.
В-третьих, египтяне освоили новые виды ремёсел, изделия которых можно было продавать в других странах.
В-четвёртых, научившись строить гребные и парусные суда, египтяне получили возможность передвигаться по воде вдоль течения реки Нил и по дельте попасть в Средиземное море. 4,5
В диалоге с учителем реализуют алгоритм самооценки 5
– Какую версию доказывают эти факты?
– Из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать? 5
Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.
–Изменения в хозяйстве, произошедшие к сер II тыс. до н.э., способствовали расцвету Египетского царства.
– Рассмотрите иллюстрации на с. 76. Опишите, что вы видите. Как вы думаете, благодаря чему египтянам удалось добиться могущества своего
государства? 2
– Сейчас мы с вами попробуем выяснить причины и последствия побед египетских армий. 6.Для этого составим таблицу. В первый столбик будем записывать причины, а во второй последствия.
– Используя текст на с. 75, найдём нужную информацию, которая поможет нам составить таблицу.
– Какие факты, на ваш взгляд, могут объяснить, почему египтяне побеждали? 6
– Какие слова запишем в колонку «Причины»?
Причины:
1. Многочисленная армия из свободных земледельцев и горожан.
– Продолжайте работать самостоятельно, читая дальше текст и вписывая нужные слова в таблицу.
– Давайте проверим, как вы справились с заданием. Зачитайте, слова, которые вы записали в таблицу.
Фиксируем на доске в таблице ключевые слова:
2. Хорошее вооружение.
3. Строгая дисциплина.
4. Награда и повышение по службе
Описывают иллюстрации. Высказывают свои предположения. 2
– У египтян была своя армия, которая обеспечила расцвет Египта. 2
– Армия была многочисленная, и она состояла из свободных горожан и земледельцев. А это значит, что египтяне были заинтересованы в победе. К тому же за деньги нанимали иноземных воинов. 6
Дети в течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом (пункт 2) 6
– Рассмотрите фрагмент карты на с. 76. Какую информацию можно получить из данной карты? 2
– Сравните территорию Египетского царства к 2000 г. до н.э. с территорией к 1500 г. до н.э. Что заметили? -Какие произошли изменения?
Рассматривая карту на с. 76, ученики могут сказать, что по карте мы можем узнать, где находится Египет, какую территорию он занимал в разные периоды времени. С помощью условных обозначений выясняем, какие страны были завоёваны египтянами. 2
– Объясните, как расширились границы Египта при Тутмосе III?
– Как египтяне могли использовать завоёванные территории? 2
– Найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль.4
– Египтяне подчинили себе города-государства Палестины, Финикии, Сирии, дошли до реки Евфрат.
– Всё самое ценное они отвозили в Египет.
Зачитывают по тексту (пункт 3, с. 77) информацию о том, что можно было вывезти из Палестины, Нубии, Сирии. 4
– Запишите, какие последствия побед египетских армий обеспечивали расцвет Египта.
При проверке фиксирует ключевые слова во второй колонке:
Последствия:
1. Завоевание и расширение территории.
2. Египетские наместники на зависимых территориях.
3. Сбор налогов с жителей зависимых территорий.
4. Скопление богатств в Египте.
Продолжают заполнять таблицу (вторую колонку – «Последствия»).
Выражение решения проблемы.
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5
Примерный вывод по проблеме:
– XVI–XI до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта, потому что в этот период египтяне овладели многими достижениями, одним из которых является изготовление орудий труда из бронзы, а также создание сильной, хорошо вооружённой армии, с помощью которой были завоёваны города-государства Средиземноморья, чьи богатства скапливались в Египте. Однако к XI веку Египет теряет своё могущество, оказываясь под властью иноземцев.
Применение знания
– Как вы думаете, справедливо ли, что одна страна обеспечивает своё могущество за счёт других?
Высказывают своё мнение, смысл которого заключается в том, что за счёт угнетения и ограбления одних стран нельзя обеспечивать своё благополучие.
– Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание:
Составьте логическую цепочку: как Египет в середине II тысячелетия до н.э. достиг расцвета и могущества.
Выполняют задание в тетради.
Домашнее задание
– На следующем уроке мы с вами познакомимся с цивилизацией, которая называется Междуречье. Как вы думаете, почему эта цивилизация получила такое название?
– Прочитайте дома § 12 и проверьте свои предположения, а чтобы лучше усвоить новый материал, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 80.