Урок памяти в форме диспута призвано актуализировать знания по теме, расширить и углубить их, сформировать представления о роли блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне и спорных вопросах темы. Привлекает к поиску краеведческого материала, развивает способности извлекать знания из разнообразных источников, учит навыкам отбора и обработки исторической информации, публичных
выступлений и подготовки презентаций в программе Power Point.
Урок памяти.
Блокада Ленинграда.
900 дней мужества.
Цель и задачи:
формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;
Урок памяти в форме диспута призвано актуализировать знания по теме, расширить и углубить их, сформировать представления о роли блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне и спорных вопросах темы. Привлекает к поиску краеведческого материала, развивает способности извлекать знания из разнообразных источников, учит навыкам отбора и обработки исторической информации, публичных
выступлений и подготовки презентаций в программе Power Point.
Урок памяти.
Блокада Ленинграда.
900 дней мужества.
Цель и задачи:
формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;
воспитывать патриотические чувства, историческую память школьников, уважение к старшему поколению.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и участники мероприятия. Наша встреча посвящена событиям, когда в течение 900 дней вся страна затаив дыхание, ловила весточку из Ленинграда, охваченного кольцом немецкой блокады.
Ведущая: Начиная войну с СССР, Гитлер намеревался сровнять с землёй и Москву, и Ленинград. Уничтожить город на Неве с помощью военной силы не удалось. Тогда Гитлер в январе 1942 года цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет себя сам…»
Ведущий: Позже, когда блокадный кошмар закончится, когда на теле земли затянутся рваные раны от бомбёжек. Позже, после распада СССР, когда будут провозглашены общечеловеческие ценности, в том числе и свобода слова, именно тогда, вот парадокс, многочисленными публикациями о войне, будет поставлена под сомнение другая ценность, общенациональная – цена жизни и потерь в отечественной войне.
Ведущая: Будут подвергнуты пересмотру итоги войны. По многим ключевым событиям войны будут высказываться диаметрально противоположные точки зрения. Историю будут перекраивать, резать по живому.
Ведущий: Блокада Ленинграда относится к числу острых дискуссионных вопросов истории Великой Отечественной войны. Высказываются разные мнения. Одни считают, что блокада – это стечение обстоятельств, другие, что это спланированное событие
Ведущая: Одни обвиняют Сталина в том, что он поставил крест на городе – колыбели революции, бросив людей на произвол судьбы. Другие приводят доказательства того, что город не просто выживал, а жил, показывая всей стране пример организованного противостояния и героического сопротивления.
Ведущий: Великая Отечественная война сформировала облик целой эпохи. И вполне закономерно, что не сужается круг острых вопросов её истории, требующих правдивых и исчерпывающий ответов.
Ведущая: Приглашаем вас к участию в диспуте, посвящённом блокаде Ленинграда – одному из самых трагических событий истории Великой Отечественной войны.
Ведущий: На нашем мероприятии присутствуют гости: (идёт представление гостей).
Ведущая: Разрешите так же представить группы экспертов – это учащиеся 10–11 классов, которые занимались изучением заявленной проблемы. Они познакомят нас с выводами по итогам проделанной работы.
Ведущий: Присутствующим предстоит сделать выбор точка зрения, какой из групп экспертов была наиболее убедительной и доказательной.
Ведущий: Перед началом диспута предлагаем всем присутствующим ответить на следующий вопрос: Ленинградцы – жертвы или герои?
Надпись выводится на экран мультимедиа. Проводится голосование. Волонтёры подсчитывают голоса и передают информацию службе технического сопровождения.
Ведущий: Слово предоставляется командам. Для выступающих напоминаем правила проведения диспута:
Диспут – это мирный спор
Критикуй не человека, а идею
Выслушивай мнение собеседника до конца.
Отстаивай своё мнение, говори ясно, чётко, аргументированно.
Изменяй своё мнение, если оно оказалось ошибочным, под воздействием убедительных фактов и аргументов.
Ведущая: слово предоставляется экспертам 11 класса. Точка зрения: Ленинградцы – жертвы. Тезисы выступления:
Сталин не надеялся удержать Ленинград (приказ о минировании)
60 км. Свободного берега Ладоги на востоке
Статистика расчёта «хлебного пайка»
Дети блокадного Ленинграда, дневник Юры Рябинкина
Статистика эвакуации. «Дорога смерти».
Инфраструктура блокадного города.
Своё выступление команда сопровождает показом слайдов.
Ведущий: прошу команду оппонентов задать 2 вопроса. Так же зрителям предоставляется возможность задать свои вопросы.
Ведущая: слово предоставляется команде экспертов 10 класса. Точка зрения: Ленинградцы – герои. Тезисы выступления:
Организация обороной. Роль Жданова, Жукова
Народное ополчение. Сбор средств для фронта
Эвакуация: людей, предприятий, художественных ценностей
Снабжение города. «Дорога жизни»
Санитарно-эпидемиологические мероприятия
Культурная жизнь города
Операция «Искра»
Своё выступление команда сопровождает показом слайдов.
Ведущий: прошу команду оппонентов задать 2 вопроса. Так же зрителям предоставляется возможность задать свои вопросы.
Ведущая: Пока команды экспертов готовятся к заключительному слову, предлагаем вновь обратиться к летописи блокады, одна из страниц которой называется «Дорога жизни», ставшая для ленинградцев «вторым фронтом» против врага.
Видеоролик «Дорога жизни» (2.25 минут)
Ведущая: Заключительное слово команд – экспертов. Выступление до 3 минут.
Выступление экспертов 11 класса:
Одна из самых страшных и вместе с тем трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – это блокада Ленинграда. 900 дней и ночей с 1941 по1944 год стали для города величайшим испытанием, которое унесло жизни миллионов людей. После блокады в Ленинграде осталось около 560 тысяч жителей. Остальные, почти 2,5 миллиона ленинградцев были эвакуированы или погибли в блокадные дни от голода, болезней, артобстрелов и бомбёжек.
Из всего этого самый страшный удар по жителям нанёс, конечно голод. Немецкие военачальники отмечали, что «положение на Ленинградском фронте будет напряжённым до тех пор, пока себя не даст знать наш союзник – голод».
Самой страшной оказалась зима и весна 1942 года, когда паёк для детей и стариков сократили до 125 граммов. Тогда жертвами стало два миллиона ленинградцев. Вместе с тем, бедственное положение народа, голод, пайки контрастировало с положением партийной элиты, получавшей снабжение по довоенным нормам – вплоть до кондитерских изделий и деликатесов. Звучит кощунственно, особенно если вспомнить о положении самых незащищённых – детей, оставшихся без родителей. По воспоминаниям очевидцев, они были истощены, едва передвигались, многие из них по 15 – 20 дней не видели горячей пищи, даже кипятка. В осаждённом городе оставалось 2 миллиона 544 тысячи гражданского населения, из них 400 тысяч детей.
А ответить на вопрос: «Ленинградцы – герои или жертвы?», мне бы хотелось словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Нет, это не то. Они были мучениками».
Выступление экспертов 10 класса:
«Когда враг приблизился к городу, он даже не мог представить себе всю силу той ненависти, какой кипели ленинградские люди, всей мощи сопротивления, всей гордости ленинградцев за свой город, всей их решимости бороться до конца, бороться, если это будет надо, не только на подступах к городу, но и на его улицах, сражаться за каждый дом, за каждый переулок… Единственное, на чём ленинградцы сосредоточили свои мысли, – отстоять город, разбить врага, уничтожить».
Для этого они делали всё. Всюду шла напряжённая работа многих тысяч людей: на заводах и фабриках, на улицах и площадях. Ленинградцы не досыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, заводы бомбили, возникали пожары. Но из ворот завода ежедневно выходили танки «КВ» и поставлялись прямо на фронт. В тяжелейшие дни блокады, в ноябре – декабре 1941 года, производство снарядов и мин на ленинградских предприятиях превышало миллион штук в месяц.
Солдаты и население прилагали усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. На тот случай, если бы всё же удалось ворваться в город, был детально разработан план уничтожения войск противника. На улицах и перекрёстках были возведены баррикады и противотанковые препятствия длинной 25 километров, построено 4100 дотов и дзотов, общественные здания были заминированы и по сигналу взлетели бы на воздух – груды камней и железа обрушились бы на головы вражеских солдат, завалы бы преградили путь их танкам. Гражданское население было готово к уличным боям.
Горожане все, от мала до велика, выстояли в эти тяжелейшие дни. Своим трудом, мужеством и стойкостью они приближали победу. И выстояли, и победили! Весь мир был потрясён героизмом ленинградцев.
Ведущий: Выслушав мнение экспертов, приглашаем зрителей к итоговому голосованию. Предлагаем всем присутствующим повторно ответить на вопрос: Ленинградцы – жертвы или герои?
Проводится голосование. Волонтёры подсчитывают голоса и передают данные службе технического сопровождения.
Ведущий: Оглашение результатов голосования. (Диаграмма выводится на экран мультимедиа).
До окончания видеоролика ведущий объявляет минуту молчания в память о погибших жителях и защитниках Ленинграда.
Заключительное слово учителя: Сегодняшние подростки должны знать о том как и почему возникла жестокая и кровавая схватка нашего народа с нацизмом, каковы были её ход и основные события, чем закончилась война и что дала победа нашему народу, как мы воспользовались её результатами. В нашем диспуте не может быть победителей и проигравших, правых или неправых.
Из всего, что мы сегодня увидели и услышали, очевидно, одно – ленинградцы, конечно же, герои. А героизм их заключается в жертвенности. В героической стойкости и мужестве. В подвиге – принести в жертву собственную жизнь как залог общей победы. Благодарю всех за участие.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Методическая разработка урока памяти,посвященного 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Без памяти о прошлом будущего нет»"
["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_pamiati_posviashchiennogho_70_lietiiu_so_dnia_"
["file_id"] => string(6) "424121"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1500199107"
}
}