kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Мужества, посвященный Битве под Москвой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок готовится учащимися среднего и старшего звена (за литературно-музыкальную композицию и подготовку выставки книг и детских работ отвечают учащиеся 8-9 классов, за техническое обеспечение урока и оформление зрительного зала – 10-11 классы).

Уроку предшествуют общешкольные линейки  или беседы, проведенные учителями предметниками, а также встречи с ветеранами и экскурсии по школьному музею военной истории.

Художественная экспозиция, размещенная на сцене, включает плакаты военного времени, фотографии, военные шлемы-каски, осколки артиллерийских снарядов (из школьного музея).

Непременно приглашаем на урок ветеранов войны, вдов участников войны, тружеников тыла, «детей войны» (чье детство пришлось на военный период).

Цели и задачи урока: урок призван наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших на подступах к Москве; показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников; раскрыть антигуманную сущность войны; воспитывать у учащихся уважение к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период.

Урок рассчитан на 45 минут.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Мужества, посвященный Битве под Москвой. »

УРОК МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ БИТВЕ ПОД МОСКВОЙ.


Урок готовится учащимися среднего и старшего звена (за литературно-музыкальную композицию и подготовку выставки книг и детских работ отвечают учащиеся 8-9 классов, за техническое обеспечение урока и оформление зрительного зала – 10-11 классы).

Уроку предшествуют общешкольные линейки или беседы, проведенные учителями предметниками, а также встречи с ветеранами и экскурсии по школьному музею военной истории.

Художественная экспозиция, размещенная на сцене, включает плакаты военного времени, фотографии, военные шлемы-каски, осколки артиллерийских снарядов (из школьного музея).

Непременно приглашаем на урок ветеранов войны, вдов участников войны, тружеников тыла, «детей войны» (чье детство пришлось на военный период).

Цели и задачи урока: урок призван наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших на подступах к Москве; показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников; раскрыть антигуманную сущность войны; воспитывать у учащихся уважение к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период.

Урок рассчитан на 45 минут.


Звучит сирена, возвещавшая в годы войны о воздушной тревоге, и метроном. Первый куплет и припев песни «Священная война». Демонстрируются кадры военной кинохроники.


1-й ведущий. В самом начале войны ожесточенные сражения развернулись вдоль кратчайшего пути от Бреста до советских столиц. Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказывал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

2-й ведущий. Вся Родина встала заслоном.

Нам биться с врагом до конца,

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Идет через грозные годы

И долю народа всего,

Идет через сердце народа

И вечную славу его!

Идет через море людское,

Идет через все города,

И все это, братья, такое,

Что враг не возьмет никогда!

Москва!

До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

Твоя оборона

Идет через наши сердца!

3-й ведущий. Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление. 30 сентября и 2 октября на брянском вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала Фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.


Звучит фрагмент «Песни защитников Москвы».

Демонстрируются кадры военной Москвы.


4-й ведущий. Стрижиный взлет ракет сигнальных

И вой сирен – недобрый знак.

На сутки десять генеральских

И пять психических атак.

Но, остановленные нами,

На поле боя и судьбы,

Перед окопами и рвами

Встают их танки на дыбы.

Фон Бок сбивается со счета,

В какой уже не помнит раз,

Полмира взявшая пехота

Не может выполнить приказ.

Ее позёмкою заносит,

В глазах оледенел закат,

Но живы всюду Двадцать восемь

Бессмертью вверенных солдат.

И генерал-майор Панфилов

Ложится сам за пулемет,

И в штабе писарю чернила

Уже легенда подает.


Звучит первый куплет и припев песни «В землянке».

На экране – кадры кинохроники.


1-й ведущий. Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, из Северной Европы прибыло несколько эшелонов с гранитом: из него немцы собирались воздвигнуть памятник победы над Россией. Памятник должен был стоять на берегу озера, возникшего на месте Москвы. Впоследствии пленные немцы облицевали этим гранитом большие красивые дома в начале Тверской улицы.

2-й ведущий. Из письма немецкого солдата, октябрь 1941-го: «дорогая жена, благодаря гению фюрера, мы уже совсем рядом с русской столицей Москвой. Еще один-два хороших ударчика – и этот колосс на глиняных ногах рухнет. Правда, русские сражаются с особой яростью. Каждое село, каждый дом стоит нам жизни многих. Но люди из нашего взвода рвутся вперед, и ничто их не остановит до центра Москвы. Хайль Гитлер!»

3-й ведущий. Из письма артиллериста-разведчика Аркадия Полуэктова, октябрь 1941-го: «Дорогой Саша! Если я умру напиши моим старикам, что я умер легко и спокойно. Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечисть. И, ели бы у меня была и вторая жизнь, я бы отдал и её. Напиши им, что я счастлив, что был бойцом в этой великой битве. Прощай, не забывай меня. Аркадий Полуэктов».

4-й ведущий. 15-16 ноября фашисты предприняли очередную попытку наступления на Москву. На одном из направлений на пути противника встала 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Васильевича Панфилова.

1-й ведущий. Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет.

2-й ведущий. Москва, ноябрь.

А между сосен

Во всей стремительной красе

Летит в дымящуюся осень

Волоколамское шоссе.

Замерзнуть не успела Руза,

Как двинулись на смертный бой

Грузовики с гремучим грузом

И танки тесною толпой.

На миг мелькнув папахой сивой

И сединою на виске,

Иван Васильевич Панфилов

Промчался на броневике.

Шли добровольцы Подмосковья,

Шли горняки и слесаря

Туда, где порохом и кровью

Обозначала путь заря.

Шоссе имело след летучий,

Вело в бессмертие оно.

И бомбы падали сквозь тучи,

Не попадая в полотно.

Шоссе, трубя победным рогом,

Спешило обогнать молву

И не хотело стать дорогой

В заиндевевшую Москву.

Во всей стремительной красе

На запад от Москвы летело

Волоколамское шоссе.

3-й ведущий. Наступление фашистов проходило через железнодорожный разъезд Дубосеково. Прорыв позиций здесь дал бы возможность немецким войскам двигаться по Волоколамскому шоссе на Москву. На разъезде 28 бойцов 1075-го полка панфиловской дивизии приняли на себя удар 50-ти вражеских танков.

4-й ведущий. 14 танков из 50 подбили панфиловцы, вооруженные лишь гранатами, бутылками горючей смеси и противотанковыми ружьями. Из 28 панфиловцев на поле боя погибли 23, один скончался в госпитале, а четверо остались живы. Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза, на месте сражения воздвигнут памятник. В москве есть улица генерала Панфилова и улица Героев – Панфиловцев.

1-й ведущий.Навечно в памяти народной осталась ученица 201-й московской школы, расположенной в нынешнем Северном округе, Зоя Космодемьянская. Подвиг её пришелся на период Московской битвы. Партизанка Зоя погибла при выполнении боевого задания в деревне Петрищево, что в Наро-Фоминском районе Московской области.


Демонстрируются фрагменты документального фильма

«Зоя Космодемьянская. Без вымыслов».


2-й ведущий. Водителям, следующим по Минскому шоссе, хорошо знакома девичья бронзовая фигура, стоящая на высоком постаменте на 86-м километре автомагистрали Москва – Минск. На памятнике надпись: «Зое, бессмертной героине советского народа».

3-й ведущий. Зоя и ее брат – танкист Александр Космодемьянский – героически погибли. Им посмертно было присвоено звание героев Советского Союза; школа №201, где они учились, носит их имя. Всем Москвичам известна улица Зои и Александра Космодемьянских (близ метро Вайковская).

4-й ведущий. В конце ноября – начале декабря фашистские войска подошли на некоторых участках к Москве на 25-30 километрах. С 5 декабря началось контрнаступление Красной армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг на 100-250км. от Москвы.

1-й ведущий. В начале московской зимы

Счастливое катится эхо,

Не враг наступает, а мы.

Все шире пространство успеха.

На карте возникла стрела.

Она, изогнувшись на фланге,

В движенье полки привела,

Нацелила «Илы» и танки.

И южное наше крыло,

Левей оружейницы Тулы

Взметнулось, удар нанесло,

Противника вспять повернуло.

2-й ведущий. Битва под Москвой продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном примерно территории Франции. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 млн.человек.

3-й ведущий. Из письма немецкого солдата, начало декабря 1941-го: «Дорогая жена. Здесь ад! Русские начали наступать. Умоляю тебя перестать писать мне о шелке и резиновых ботиках, которые я должен бы привезти тебе из Москвы. Пойми – я погибаю…»

4-й ведущий. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ нашего города был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.

1-й ведущий. Победа под Москвой – это победа всего народа. Но в первую очередь, это победа солдата, воина, труженика войны. Это победа талантливых полководцев. Это победа, и тех кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, одевал и лечил фронтовиков. Среди защитников Москвы были и наши родные, и мы в долгу перед ними. Сегодня мы с печалью и благодарностью вспоминаем всех этих людей.

Вспомним с нами отступавших.

Воевавших год иль час.

Павших, без вести пропавших,

С кем мы видались мы хоть раз.

Провожавших, вновь встречавших,

Нам попить воды подавших,

Помолившихся за нас.

2-й ведущий. «Прежде всего мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку… Где бы ни находился этот человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в Германии, - повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом». Это слова из «Воспоминаний и размышлений» маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, командовавшего Западным фронтом в дни Московской битвы.

3-й ведущий. Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам.

И маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом, всей Землей

Поклонимся за тот великий бой.

4-й ведущий. Цена победы под Москвой была очень высокой. Многие пали в той битве, многие умерли в госпиталях от ран. Многие имена так и небыли установлены, что привело к идее создания Могилы Неизвестного солдата. Именно здесь теперь находится Пост №1, главный солдатский пост в Российской армии.

Прошу почтить память погибших защитников нашей Родины Минутой молчания. Прошу всех встать.


Звучит песня «Моя Москва».

Демонстрируются памятные места современной Москвы.

Я по свету немало хаживал.

Жил в землянках, в окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо,

Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвою привык я гордиться

И везде повторяю слова:

«Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!»

У горячих станков и орудий,

В нескончаемой лютой борьбе

О тебе беспокоятся люди,

Пишут письма друзьям о тебе.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!


Используемая литература:

  1. Москва военная.1941-1945гг. Мемуары и архивные документы. М.,1995.

  2. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.

  3. Самсонов А.М. Москва 1941 года: От трагедии поражений – к Великой Победе. М., 1991.

  4. Стихотворения и поэмы Ю. Друниной, А. Прокофьева, М. Шагинян, Н. Тихонова.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок Мужества, посвященный Битве под Москвой.

Автор: Искалиева Ольга Вячеславовна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Презентация "Битва под Москвой" "
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-bitva-pod-moskvoi-1"
    ["file_id"] => string(6) "134656"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416766267"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Тема: Б.Момыш-улы  Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести. "
    ["seo_title"] => string(79) "tiema-b-momysh-uly-poviest-za-nami-moskva-nravstviennaia-probliematika-poviesti"
    ["file_id"] => string(6) "237532"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444325851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Урок мужества. "
    ["seo_title"] => string(17) "urok-muzhiestva-1"
    ["file_id"] => string(6) "227363"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440693263"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Содоклад на тему "Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(89) "sodoklad-na-tiemu-vospitaniie-patriotichieskikh-chuvstv-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "224003"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438315306"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Классный час, посвященный 200-летию Бородинской битвы "
    ["seo_title"] => string(60) "klassnyi-chas-posviashchiennyi-200-lietiiu-borodinskoi-bitvy"
    ["file_id"] => string(6) "100636"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402387616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства