Урок истории в 8 классе Колониально - переселенческая политика царизма в Казахстане
Урок истории в 8 классе Колониально - переселенческая политика царизма в Казахстане
Урок в школьном краеведческом музее школы села Курское Акмолинской области.
46
ИК 8
24/02/16
§ 31
Колониально – переселенческая политика царизма.
Урок в школьном музее.
Урок с использованием технологии РКМЧП в основе которой лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаза (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Вторая фаза (реализация смысла) - главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания; третья фаза – суммирование полученных и имеющихся знаний (рефлексия).
Целепологание: продолжить формирование представлений о колонизации и её последствии для коренного народа; сформировать устойчивое представление о прогрессивном и негативном влиянии колонизации окраин императорской России; определить причины массового переселения выходцев из юга России и Украины в северный Казахстан; продолжить формировать представление о богатой истории Приишимья;
Воспитание интереса к истории Приишимья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 8 классе Колониально - переселенческая политика царизма в Казахстане»
46
ИК 8
24/02/16
§ 31
Колониально – переселенческая политика царизма.
Урок в школьном музее.
Урок с использованием технологии РКМЧП в основе которой лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаза (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Вторая фаза (реализация смысла) - главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания; третья фаза – суммирование полученных и имеющихся знаний (рефлексия).
Целепологание: продолжить формирование представлений о колонизации и её последствии для коренного народа; сформировать устойчивое представление о прогрессивном и негативном влиянии колонизации окраин императорской России; определить причины массового переселения выходцев из юга России и Украины в северный Казахстан; продолжить формировать представление о богатой истории Приишимья;
Воспитание интереса к истории Приишимья.
Ход урока в школьном музее.
1.Организация учеников. Объявление темы и целей урока.
2. Формирование 3-х групп (Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме):
- актуализаторы;
- реализаторы;
- рефлексологи.
Так как ученики неоднократно бывали с экскурсиями в музее, они знакомы с экспозицией и экспонатами.
Учитель побуждает класс понять, с какой целью восьмиклассники пребывают в музее сегодня, как музейный урок связан с периодом второй половины XIX века в России и Казахстане.
С этой целью ученики внимательно и самостоятельно осматривают экспозицию «Село Курское доцелинное» и её экспонаты.
Учитель настраивает класс на то, что урок должен придерживаться этапов – фаз (1 фаза. Активизирующая.(Побуждение).
2 фаза. Конструирующая.(Осмысление).
3 фаза. Констатирующая.(Рефлексия).
Погружение (побудительная фаза) в тему: предпосылки и ход переселенческих мероприятий.
Актуализаторы знакомят класс с проблемой, иллюстрируют информацию с помощью экспонатов, документов периода ( в частности, выдержки из «Памятного адрес – календаря Акмолинской губернии» за 1902-1912 годы, учебника «Закон Божий», газеты «Уральский рабочий» и других источников.
Класс должен подойти к осмыслению причин начала и хода переселенческой кампании. Учащиеся должны актуализировать информацию о том, что реформа от 19 февраля 1861 г. по отмене крепостного права в России создавала условия для переселения русских крестьян в восточные районы. Этим правительство стремилось ослабить остроту аграрного вопроса во внутренних губерниях России, а следовательно, ослабить и революционные волнения. С другой стороны, переселяя часть крестьян на национальные окраины империи, царское правительство хотело найти в их лице социальную опору.
На первых порах царизм ограничивался военными казачьими поселениями. В середине 60-х гг. XIX в. начинается переселение в Казахстан крестьян из центральных районов России. Главное управление Западной Сибири приняло в 1866 г. постановление, разрешающее "водворение” переселенцев в казахские степи. Ряд положений реформы 1868 г., прежде всего объявление казахских земель государственной собственностью, подготавливали условия для их экспроприации. Идеи о переселении не раз высказывали царские администраторы, а с активизацией аграрной политики правительства последовали конкретные шаги. Так, по инициативе военного губернатора Семиреченской области генерала Г.А.Колпаковского и под его руководством в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье”. По этим правилам, действовавшим вплоть до 1883 г., Пересе лещам предоставлялись большие льготы: их наделяли землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождали от всех налогов и повинностей сроком на 15 лет, нуждающимся семьям выдавали ссуду. "Правила” 1883 г. (утверждены в 1885 г.) несколько урезывали привилегии переселенцев (на душу полагалось не 30, а 10 десятин), но предусматривали другие стимулы. К этому времени в Семиречье уже чувствовалась ограниченность в земельных участках.
В правительственном распоряжении от 13 июля 1889 г. конкретно определялись районы переселения "сельских обывателей и мещан” в Тобольской и Томской губерниях, в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. Отдельные положения этого документа уточняли "Правила” 1891 г., по которым переселенцам-старожилам гарантировалась земля до 15 десятин на душу.
Переселение крестьян из внутренних районов обнажило истинную суть колониальной политики царизма. Вместе с тем обнаружились последствия этой политики: для переселенцев отнимали земли кочевых казахов, последние стали выселяться из насиженных мест, царизм на считался с интересами оседлых казахских аулов. Этот процесс углублялся из года в год и привел к непоправимым потерям в развитии скотоводства казахов. Только в 1855— 1893 гг. у казахов Акмолинской области было отнято более 250 тыс. десятин земли, для 11 тыс. русских семей было создано 24 села. В тот же период в Семипалатинской области у казахских крестьян было отнято свыше 33 тыс. десятин плодородной земли.
Вторая фаза (реализация смысла) - главными задачами группы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
Актуализаторы на основе полученной информации соотносят информацию с описанием артефактов школьного музея.
Рассказ о походной иконе. О чём свидетельствует данный экспонат?
Следует рассказ о том, что среда переселенцев была христианской, что дети переселенцев изучали «Закон Божий». Отношения с местным населением, исконные пастбища которого были переданы переселенцам были непростыми..
После обсуждения ученики приходят к выводу, что с середины XIX в. распространение капиталистических отношений в Казахстане не могло не отразиться на хозяйственной жизни казахского аула и положении социальных групп. Одним из проявлений влияния экономики России на казахский аул было распространение оседлого образа жизни и земледелия. К главным изменениям относится владение землей, выделенной в частную собственность.
Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле
Ученики обмениваются мнениями и приходят к пониманию ситуации.
В северных краях Казахстана, куда был направлен многолюдный переселенческий поток, преобладающим становится земледелие, в то время как кочевое скотоводство принимает ограниченный характер.
Во многих байских хозяйствах кочевая жизнь сохранила свою роль. Но при этом хозяйство по составу скота и характеру землевладения уже сильно отличалось от прежнего кочевого хозяйства. Уменьшение числа лошадей и увеличение числа коров отражали изменения в хозяйстве, в том числе на сокращении кочевых маршрутов; шел постепенный переход к полуоседлости и оседлости, в аул проникали капиталистические отношения. Часть крупных хозяйств приспособилась к потребностям рынка — разводила скот на продажу, занималась земледелием, использовала труд наемных работников.
Распространение капиталистических отношений и переселение из центральных губерний русских и украинских крестьян влияли на развитие земледелия среди кочевых казахов. Они получили возможность постоянно обеспечивать аул зерном и семенами. Казахи стали постепенно превращаться в народ с гораздо большей долей земледельческого населения, чем раньше. К тому же они владели древними традициями ведения земледелия в степных и пустынных засушливых районах. Развитие земледелия, конечно, было связано с природными условиями. Достаточное сохранение влаги (к примеру, по рекам Урал и Тобол) создало условия для использования казахами обыкновенной сохи.
15 000 десятин земли, казахские егинши и шаруа получали до 1 млн пудов зерна.
Проведение царизмом политики насильственного захвата общинных земель, усиление способов колониальноадминистративного управления ускорили социальное расслоение казахских шаруа. Казахские шаруа, поселившиеся или кочующие возле городов или русских поселений, стали втягиваться в рынок. Постепенно изменялись старые способы ведения кочевого хозяйства.
С 70-80-х годов XIX в. обедневшие казахи в поисках средств существования стали уходить на горные выработки или на предприятия в города. Сформировались казахские жатаки. По социально-экономическому положению жатаки относились к формирующемуся сельскому пролетариату. Отделяясь от своих соплеменников, они в сравнении с другими группами казахского аула были более близки к новому, передовому производству. Вместе с тем жатаки, с социальной точки зрения, стали менять свой облик. Порвав с родовой, патриархальной средой, они оказались восприимчивыми к явлениям классового характера.
Особое место в развитии казахско-русских торговых связей заняли ярмарки. Конечно, дорог для доставки товаров явно не хватало. И все же в Казахской Степи, где городские центры еще только развивались, роль ярмарок в развитии торговли была велика.
Сравнивая положение в разных районах Казахстана, можно отметить особенно бурное развитие ярмарочной торговли на территории Акмолинской области. Большинство крупных ярмарок располагалось в этой области: "Тайыншакел” — "Озеро Тайынша” (Петропавловский уезд), Константиновке (Еленецкая), в городе Акмоле, Петровке (станица Атбасар). Сохранились сведения о товарообороте этих ярмарок: в 1875 г. на Тайыншакольской ярмарке было продано 78 тыс. овец, на Константиновской — около 77 тыс. овец, на Петровской — 2 тыс. овец.
Большинство казахов-кочевников не понимали сущности товарно-денежных отношений, не могли должным образом оценить свои товары в денежном выражении. Безденежные казахи брали часть продаваемых вещей в долг. В меновой торговле счет казахов шел на "токты” (годовалый баран) или годовалый "сек” (тучный баран). Взяв в долг мелкие предметы, кочевники во многих случаях попадали в кабалу, выплачивая неустойку к стоимости товара. Особенно неприкрытый грабительский характер имела развозная торговля в отдаленных аулах. Используя неосведомленность жителей аула, купцы назначали бросовые цены на скот и изделия казахов и очень высокие — на свои товары. Равноправная торговля отсутствовала. Так, за самовар, продаваемый в России за 6—7 руб., отдавали 20—25 овец, т.е. целую отару скота. За бритву стоимостью 15 коп. требовали барана. К тому же завозимые в аулы товары зачастую были низкого качества.
Ученики делают вывод о том, что с середины XIX в. в численности населения городов Казахстана, их социально-экономическом развитии произошли крупные изменения. К началу XX в. на казахской земле было уже 19 новых городов.
Вопросы и задания в конце урока.
1. Как можно охарактеризовать последствия переселения в казахские земли русских и украинских крестьян?
2. Как повлияло развитие капиталистических отношений на хозяйство казахского аула?
3. Что было причиной развития городов и торговли? Какую оценку можно дать уровню их развития?