kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 8 классе Колониально - переселенческая политика царизма в Казахстане

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в школьном краеведческом музее  школы села Курское Акмолинской области.

46

ИК 8

24/02/16

§ 31

Колониально – переселенческая политика царизма.

Урок в школьном музее.

Урок с использованием технологии РКМЧП  в основе которой лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаза  (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.  Вторая фаза  (реализация смысла) - главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания; третья фаза – суммирование полученных и имеющихся знаний (рефлексия).

            Целепологание: продолжить формирование представлений о колонизации и её последствии для коренного народа; сформировать устойчивое представление о прогрессивном и негативном влиянии колонизации окраин императорской России; определить причины массового переселения выходцев из юга России  и Украины в северный Казахстан; продолжить формировать представление о богатой истории Приишимья;

            Воспитание интереса к истории Приишимья.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 8 классе Колониально - переселенческая политика царизма в Казахстане»

46

ИК 8

24/02/16

§ 31

Колониально – переселенческая политика царизма.

Урок в школьном музее.

Урок с использованием технологии РКМЧП в основе которой лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаза  (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.  Вторая фаза  (реализация смысла) - главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания; третья фаза – суммирование полученных и имеющихся знаний (рефлексия).

Целепологание: продолжить формирование представлений о колонизации и её последствии для коренного народа; сформировать устойчивое представление о прогрессивном и негативном влиянии колонизации окраин императорской России; определить причины массового переселения выходцев из юга России и Украины в северный Казахстан; продолжить формировать представление о богатой истории Приишимья;

Воспитание интереса к истории Приишимья.


Ход урока в школьном музее.

1.Организация учеников. Объявление темы и целей урока.

2. Формирование 3-х групп (Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме):

- актуализаторы;

- реализаторы;

- рефлексологи.

Так как ученики неоднократно бывали с экскурсиями в музее, они знакомы с экспозицией и экспонатами.

Учитель побуждает класс понять, с какой целью восьмиклассники пребывают в музее сегодня, как музейный урок связан с периодом второй половины XIX века в России и Казахстане.

С этой целью ученики внимательно и самостоятельно осматривают экспозицию «Село Курское доцелинное» и её экспонаты.

Учитель настраивает класс на то, что урок должен придерживаться этапов – фаз (1 фаза. Активизирующая.(Побуждение).

2 фаза. Конструирующая.(Осмысление).

3 фаза. Констатирующая.(Рефлексия).


Погружение (побудительная фаза) в тему: предпосылки и ход переселенческих мероприятий.



Актуализаторы знакомят класс с проблемой, иллюстрируют информацию с помощью экспонатов, документов периода ( в частности, выдержки из «Памятного адрес – календаря Акмолинской губернии» за 1902-1912 годы, учебника «Закон Божий», газеты «Уральский рабочий» и других источников.

Класс должен подойти к осмыслению причин начала и хода переселенческой кампании. Учащиеся должны актуализировать информацию о том, что ре­форма от 19 февраля 1861 г. по отмене крепостного права в России создавала условия для переселения рус­ских крестьян в восточные районы. Этим правительство стремилось ослабить остроту аграрного вопроса во внут­ренних губерниях России, а следовательно, ослабить и революционные волнения. С другой стороны, переселяя часть крестьян на национальные окраины империи, цар­ское правительство хотело найти в их лице социальную опору.

На первых порах царизм ограничивался военными казачьими поселениями. В середине 60-х гг. XIX в. начинается переселение в Казахстан крестьян из центральных районов России. Главное управление За­падной Сибири приняло в 1866 г. постановление, разре­шающее "водворение” переселенцев в казахские степи. Ряд положений реформы 1868 г., прежде всего объявле­ние казахских земель государственной собственностью, подготавливали условия для их экспроприации. Идеи о переселении не раз высказывали царские администрато­ры, а с активизацией аграрной политики правительства последовали конкретные шаги. Так, по инициативе воен­ного губернатора Семиреченской области генерала Г.А.Колпаковского и под его руководством в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье”. По этим правилам, действо­вавшим вплоть до 1883 г., Пересе лещам предоставлялись большие льготы: их наделяли землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождали от всех налогов и повинностей сроком на 15 лет, нуждающимся семьям выдавали ссуду. "Правила” 1883 г. (утверждены в 1885 г.) несколько урезывали привилегии переселенцев (на душу полагалось не 30, а 10 десятин), но предусмат­ривали другие стимулы. К этому времени в Семиречье уже чувствовалась ограниченность в земельных участках.

В правительственном распоряжении от 13 июля 1889 г. конкретно определялись районы переселения "сельских обывателей и мещан” в Тобольской и Томской губерни­ях, в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. Отдельные положения этого документа уточня­ли "Правила” 1891 г., по которым переселенцам-старожилам гарантировалась земля до 15 десятин на душу.

Переселение крестьян из внутренних районов обнажи­ло истинную суть колониальной политики царизма. Вме­сте с тем обнаружились последствия этой политики: для переселенцев отнимали земли кочевых казахов, последние стали выселяться из насиженных мест, царизм на счи­тался с интересами оседлых казахских аулов. Этот про­цесс углублялся из года в год и привел к непоправимым потерям в развитии скотоводства казахов. Только в 1855— 1893 гг. у казахов Акмолинской области было отнято более 250 тыс. десятин земли, для 11 тыс. русских семей было создано 24 села. В тот же период в Семипалатин­ской области у казахских крестьян было отнято свыше 33 тыс. десятин плодородной земли.


  Вторая фаза  (реализация смысла) - главными задачами группы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

Актуализаторы на основе полученной информации соотносят информацию с описанием артефактов школьного музея.

Рассказ о походной иконе. О чём свидетельствует данный экспонат?

Следует рассказ о том, что среда переселенцев была христианской, что дети переселенцев изучали «Закон Божий». Отношения с местным населением, исконные пастбища которого были переданы переселенцам были непростыми..

После обсуждения ученики приходят к выводу, что с середины XIX в. рас­пространение капиталистических отношений в Казахста­не не могло не отразиться на хозяйственной жизни казахского аула и положении социальных групп. Одним из проявлений влияния экономики России на казахский аул было распространение оседлого образа жизни и земледелия. К главным изменениям относится владение землей, выделенной в частную собственность.


Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле

Ученики обмениваются мнениями и приходят к пониманию ситуации.


В северных краях Казахстана, куда был на­правлен многолюдный переселенческий поток, преобла­дающим становится земледелие, в то время как кочевое скотоводство принимает ограниченный характер.

Во многих байских хозяйствах кочевая жизнь сохра­нила свою роль. Но при этом хозяйство по составу скота и характеру землевладения уже сильно отлича­лось от прежнего кочевого хозяйства. Уменьшение числа лошадей и увеличение числа коров отражали изменения в хозяйстве, в том числе на сокращении кочевых марш­рутов; шел постепенный переход к полуоседлости и оседлости, в аул проникали капиталистические отноше­ния. Часть крупных хозяйств приспособилась к потреб­ностям рынка — разводила скот на продажу, занималась земледелием, использовала труд наемных работников.

Распространение капиталистических отношений и пе­реселение из центральных губерний русских и украин­ских крестьян влияли на развитие земледелия среди кочевых казахов. Они получили возможность постоянно обеспечивать аул зерном и семенами. Казахи стали по­степенно превращаться в народ с гораздо большей долей земледельческого населения, чем раньше. К тому же они владели древними традициями ведения земледелия в степных и пустынных засушливых районах. Развитие земледелия, конечно, было связано с природ­ными условиями. Достаточное сохранение влаги (к при­меру, по рекам Урал и Тобол) создало условия для использования казахами обыкновенной сохи.

15 000 десятин земли, казахские егинши и шаруа полу­чали до 1 млн пудов зерна.

Проведение царизмом политики насильственного захва­та общинных земель, усиление способов колониально­административного управления ускорили социальное рас­слоение казахских шаруа. Казахские шаруа, поселившие­ся или кочующие возле городов или русских поселений, стали втягиваться в рынок. Постепенно изменялись ста­рые способы ведения кочевого хозяйства.

С 70-80-х годов XIX в. обедневшие казахи в поисках средств существования стали уходить на горные выра­ботки или на предприятия в города. Сформировались казахские жатаки. По социально-экономическому поло­жению жатаки относились к формирующемуся сельско­му пролетариату. Отделяясь от своих соплеменников, они в сравнении с другими группами казахского аула были более близки к новому, передовому производству. Вместе с тем жатаки, с социальной точки зрения, стали менять свой облик. Порвав с родовой, патриархальной средой, они оказались восприимчивыми к явлениям клас­сового характера.

Особое место в развитии казахско-русских торговых связей заняли ярмарки. Конечно, дорог для доставки товаров явно не хватало. И все же в Казахской Степи, где городские центры еще только развивались, роль ярмарок в развитии торговли была велика.

Сравнивая положение в разных районах Казахстана, можно отметить особенно бурное развитие ярмарочной торговли на территории Акмолинской области. Боль­шинство крупных ярмарок располагалось в этой облас­ти: "Тайыншакел” — "Озеро Тайынша” (Петропавловс­кий уезд), Константиновке (Еленецкая), в городе Акмоле, Петровке (станица Атбасар). Сохранились сведения о товарообороте этих ярмарок: в 1875 г. на Тайыншакольской ярмарке было продано 78 тыс. овец, на Константиновской — около 77 тыс. овец, на Петровской — 2 тыс. овец.

Большинство казахов-кочевников не понимали сущно­сти товарно-денежных отношений, не могли должным образом оценить свои товары в денежном выражении. Безденежные казахи брали часть продаваемых вещей в долг. В меновой торговле счет казахов шел на "токты” (годовалый баран) или годовалый "сек” (тучный баран). Взяв в долг мелкие предметы, кочевники во многих случаях попадали в кабалу, выплачивая неустойку к стоимости товара. Особенно неприкрытый грабительский характер имела развозная торговля в отдаленных аулах. Используя неосведомленность жителей аула, купцы на­значали бросовые цены на скот и изделия казахов и очень высокие — на свои товары. Равноправная торгов­ля отсутствовала. Так, за самовар, продаваемый в Рос­сии за 6—7 руб., отдавали 20—25 овец, т.е. целую отару скота. За бритву стоимостью 15 коп. требовали барана. К тому же завозимые в аулы товары зачастую были низкого качества.



Ученики делают вывод о том, что с середины XIX в. в численности населения городов Казахстана, их социально-экономическом развитии про­изошли крупные изменения. К началу XX в. на казах­ской земле было уже 19 новых городов.


Вопросы и задания в конце урока.

1.         Как можно охарактеризовать последствия переселения в казахские земли русских и украинских крестьян?

2.         Как повлияло развитие капиталистических отношений на хозяйство казахского аула?

3.         Что было причиной развития городов и торговли? Какую оценку можно дать уровню их развития?



Итог урока.

Задание на дом §31.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории в 8 классе Колониально - переселенческая политика царизма в Казахстане

Автор: Смолев Виктор Александрович

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Разработка урока по истории Казахстана в 8 классе. Тема: «Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян-переселенцев» "
    ["seo_title"] => string(154) "razrabotka-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-8-klassie-tiema-kolonial-naia-pieriesielienchieskaia-politika-tsarizma-khoziaistvo-kriest-ian-pieriesielientsiev"
    ["file_id"] => string(6) "160948"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422154909"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства