kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"

Цели:

1. Формирование:

  • способности актуализировать понятия “экономика”, “отрасли экономики”, “мануфактура”, “фабрика”, “капитализм”, знакомые из курса всеобщей истории, и уяснить их на примере нашей страны;
  • умения сравнивать экономическое положение России в XVII в. с её положением накануне Смуты;
  • навыков в составлении схем и таблиц, работы с текстом учебника и документами;

2. Развитие исторического мышления и речи через работу в группах;

Оборудование: карта “Русское государство в XVII в.”, карта-схема “Развитие торговых связей в России в XVII в.”, атласы, карточки с заданиями для групповой работы, документы.

Ход урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике" »

Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"

Цели:

1. Формирование:

  • способности актуализировать понятия “экономика”, “отрасли экономики”, “мануфактура”, “фабрика”, “капитализм”, знакомые из курса всеобщей истории, и уяснить их на примере нашей страны;

  • умения сравнивать экономическое положение России в XVII в. с её положением накануне Смуты;

  • навыков в составлении схем и таблиц, работы с текстом учебника и документами;

2. Развитие исторического мышления и речи через работу в группах;

Оборудование: карта “Русское государство в XVII в.”, карта-схема “Развитие торговых связей в России в XVII в.”, атласы, карточки с заданиями для групповой работы, документы.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологическая установка (урок проводится в виде соревнования, в ходе урока группы набирают баллы, в конце урока подводится итог).

2. Повторение и обобщение изученного ранее:

Проверка знаний через работу в группах (каждая группа получает задания, учащиеся распределяют их между собой, готовят ответы и проговаривают их в группе, затем каждая группа выступает) (за выступления группы получают баллы)

Задание 1. Соберите термины из частей и соотнесите их с определениями:

СМУ ГРАЖДАНСКАЯ

СЕМИ ТА

ЧЕНИЯ ИНТЕР

ВОЙНА БОЯРЩИНА

ВЕНЦИЯ ПАТРИ

АРХ ОПОЛ

А) глава православной церкви;

Б) вооруженная форма классовой борьбы между классами и социальными группами внутри страны;

В) насильственное вмешательство одного или нескольких государств в дела другого государства;

Г) период времени в истории России, характеризующийся слабостью государственной, неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной, интервенцией, великой разрухой;

Д) Боярская дума из семи бояр, во главе с Ф. И. Мстиславским, захватившая власть после низложения В. Шуйского;

Е) военные формирования, создавшиеся во время войны из невоеннообязанных слоев общества.

Задание 2. Соотнесите даты и события:

1597г. А) русско - шведская война;

1589г. Б) избрание на престол М. Ф. Романова;

1590- 1593г. В) низложение царя В. Шуйского;

1603г. Г) принятие указа о «заповедных летах»;

1609г. Д) действие народных ополчений;

1610г. Е) сан митрополита сменился саном патриарха;

1611г. Ж) начало иностранной интервенции;

1613г. З) восстание Хлопко.

3. Основное содержание урока:

Фронтальная работа.

-Учащиеся вместе с учителем определяют предмет изучения через схему:

-Запись темы урока.

- Учитель предлагает учащимся вспомнить экономическое положение России периода Смутного времени.

Работа с документом:

“…нужно было умножить доходы государства. Главным источником доходов должна быть промышленность, торговля; и вот уже при первом государе новой династии видим вывоз из-за границы ремесленников, людей, способных завести разные промыслы. Правительство требует от них, чтобы они выучили и русских своим мастерствам, утвердили их в России. Так, при Михаиле Федоровиче видим, что правительство дает 10, 15 20- летние привилегии тем из иностранцев, которые захотят завести в России фабрики и заводы; при Михаиле Федоровиче были заведены кожевенные, стеклянные, железные заводы. Около Астрахани и на Тереке заведено виноделие и шелководство”. С. М. Соловьев

Вопросы к документу:

Развивалась ли Россия XVII в. в экономическом отношении?

Как развивалась?

Какие новые явления в экономике стали проявляться?

Работа в группах с материалом учебника.

Учащиеся в группе читают, указанный в карточке материал, каждый составляет схему, затем выбирают более удачную, далее представители от групп выступают с ответами и приносят группе баллы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Группа 1.

Прочитать §4 п. 2 «Сельское хозяйство».

Изобразить в виде схемы особенности развития сельского хозяйства в России в XYII в.

Выбрать в группе более точную и оригинальную схему, записать её на доске, защитить.

Показать на карте крупные сельскохозяйственные районы, определить их специализацию.

Группа 2.

Прочитать §4 п. 3 « Ремесло».

Изобразить в виде схемы особенности развития ремесла в России в XYII в.

Выбрать в группе более точную и оригинальную схему, записать её на доске, защитить.

Запомнить определение терминов «мелкотоварное производство», «наёмный труд».

Показать на карте центры ремесленного производства и районы ремесленной специализации.

Группа 3.

Прочитать §4 п.4 «Мануфактура».

Изобразить в виде схемы особенности развития мануфактурной промышленности в России в XYII в.

Выбрать в группе более точную и оригинальную схему, записать её на доске, защитить.

Вспомнить определение термина «мануфактура» и то, что вам известно о мануфактурах.

Показать на карте важнейшие мануфактуры в России в XYII в. На производстве чего они специализировались?

Группа 4.

Прочитать §4 п.5 «Торговля».

Изобразить в виде схемы особенности развития торговли в России в XYII в.

Выбрать в группе более точную и оригинальную схему, записать её на доске, защитить.

Запомнить определение термина «всероссийский рынок».

Показать на карте главнейшие ярмарки и важнейшие торговые пути в России в XYII в.

Группа 5.

Прочитать §4 п.6 «Рост городов».

Изобразить в виде схемы особенности роста городов в России в XYII в.

Выбрать в группе более точную и оригинальную схему и записать её на доске.

Запомнить определение термина «укрепленные линии».

Показать на карте города, появившиеся в России в XYIIв.


Фронтальная работа. Учитель совместно с учащимися обобщает материал и подводит его в общую схему.

Работа в группах по карточкам.

Для закрепления изученного материала и при наличии времени учитель предлагает учащимся поработать с дополнительными заданиями. Когда группа защищает свою работу, остальные ребята слушают, дополняют, задают вопросы на уточнение и понимание, вследствие чего приносят в группу дополнительные баллы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задание 1. Прочитайте документ:

Русские туземные товары, отпускаемые через Архангельск (из донесения шведского представителя в Москве И. де Родеса).

Льняное семя находится около Казани, Нижнего, Костромы, Ярославля, Вологды, Галича и по Двине внутрь страны…

Лосиные кожи также в достаточном количестве возятся из Сибири…

Русское полотно... делается больше всего в ярославской, вологодской (областях).

Воск добывается в большом изобилии в нижней (нижегородской), казанской, также в мордве и ещё в других местностях.

Сала много добывается в казанской, нижней (нижегородской), московской, ярославской и вологодской областях…

Ворвань вытапливается из тюленей, которые бьются рыбаками и крестьянами, как самоедами, на Белом море, у самоедского берега.

Смола и деготь гонится в каргопольской (области)…

Вопрос: Покажите по карте, где и какие товары производились в России в XYII веке? [1]


Задание 2. Прочитайте документ:

Из Новоторгового Устава 1667 г.

На Москве и в городах всех земель иноземцам никаких заморских товаров врознь не продавать, и по ярмаркам им ни в какие города с товарами своими и с деньгами не ездить, и приказчиков не посылать…

А если какие иноземцы захотят товары из города (Архангельска) возить в Москву и иные города, им платить… пошлин по гривне с рубля золотыми потому, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину и всякие подати платят и службы служат, а иноземцы ничего не платят…

Вопросы:

Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Уставе 1667г.?

С какой целью было необходимо принять такие меры? [1]


Задание 3. Заполните таблицу [2]:

Стадии развития промышленного производства


Ремесленная мастерская

Мануфактура

Фабрика

Размеры производства (мелкие, крупные)




Применяемый труд (ручной, машинный)




Разделение труда (есть или нет)




Задание 4. Свидетельствовали ли новые явления в экономике страны о развитии капитализма? Историки отвечают по-разному. Как вы считаете, почему? Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.


Задание 5. Рассмотрите таблицу [2]:

Хроника становления российской промышленности в царствование

Михаила Федоровича


Даты

События

1615г.

Создание русскими оружейниками первой пушки с винтовой нарезкой ствола

1630г.

Устройство первого в Зауралье (около Ирбита) железного завода

1632г.

Жалованная грамота голландскому купцу А. Виниусу на постройку железоделательных заводов под Тулой

1633г.

Открытие медных месторождений в верховьях Камы и устройство первого медеплавильного завода

1634г.

Разрешение иностранцу Коэтсу устройства стекольного завода

1644г.

Жалованная грамота П. Марселиусу и Ф. Акеме на постройку железоделательных заводов на реках Ваге, Шексне, Костроме

Вопросы: Развитие какой отрасли промышленности характерно для периода правления Михаила Федоровича?

Подумайте, какие выводы можно сделать, глядя на эту таблицу.

4. Рефлексия:

  • Что запомнилось, понравилось на уроке?

  • Что нового узнали?

  • Выполнены ли цели?

Подведение итогов, подсчет баллов, оценка работы учащихся.

5. Домашнее задание:

  1. Прочитать §4 по учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г. История России конец XYI- XVIII в.

  2. Ответить на вопросы к §4.

  3. Выучить новые термины.

  4. Составить кроссворд (творческая работа).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"

Автор: Воронцова Татьяна Николаевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Самоанализ открытого урока в 7классе "
    ["seo_title"] => string(38) "samoanaliz-otkrytogho-uroka-v-7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "229163"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441635631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства