Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"
Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"
Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"
Цели:
1. Формирование:
способности актуализировать понятия “экономика”, “отрасли экономики”, “мануфактура”, “фабрика”, “капитализм”, знакомые из курса всеобщей истории, и уяснить их на примере нашей страны;
умения сравнивать экономическое положение России в XVII в. с её положением накануне Смуты;
навыков в составлении схем и таблиц, работы с текстом учебника и документами;
2. Развитие исторического мышления и речи через работу в группах;
Оборудование: карта “Русское государство в XVII в.”, карта-схема “Развитие торговых связей в России в XVII в.”, атласы, карточки с заданиями для групповой работы, документы.
Ход урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике" »
Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"
Цели:
1. Формирование:
способности актуализировать понятия “экономика”, “отрасли экономики”, “мануфактура”, “фабрика”, “капитализм”, знакомые из курса всеобщей истории, и уяснить их на примере нашей страны;
умения сравнивать экономическое положение России в XVII в. с её положением накануне Смуты;
навыков в составлении схем и таблиц, работы с текстом учебника и документами;
2. Развитие исторического мышления и речи через работу в группах;
Оборудование:карта “Русское государство в XVII в.”, карта-схема “Развитие торговых связей в России в XVII в.”, атласы, карточки с заданиями для групповой работы, документы.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологическая установка (урок проводится в виде соревнования, в ходе урока группы набирают баллы, в конце урока подводится итог).
2. Повторение и обобщение изученного ранее:
Проверка знаний через работу в группах (каждая группа получает задания, учащиеся распределяют их между собой, готовят ответы и проговаривают их в группе, затем каждая группа выступает) (за выступления группы получают баллы)
Задание 1. Соберите термины из частей и соотнесите их с определениями:
СМУ ГРАЖДАНСКАЯ
СЕМИ ТА
ЧЕНИЯ ИНТЕР
ВОЙНА БОЯРЩИНА
ВЕНЦИЯ ПАТРИ
АРХ ОПОЛ
А) глава православной церкви;
Б) вооруженная форма классовой борьбы между классами и социальными группами внутри страны;
В) насильственное вмешательство одного или нескольких государств в дела другого государства;
Г) период времени в истории России, характеризующийся слабостью государственной, неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной, интервенцией, великой разрухой;
Д) Боярская дума из семи бояр, во главе с Ф. И. Мстиславским, захватившая власть после низложения В. Шуйского;
Е) военные формирования, создавшиеся во время войны из невоеннообязанных слоев общества.
Задание 2. Соотнесите даты и события:
1597г. А) русско - шведская война;
1589г. Б) избрание на престол М. Ф. Романова;
1590- 1593г. В) низложение царя В. Шуйского;
1603г. Г) принятие указа о «заповедных летах»;
1609г. Д) действие народных ополчений;
1610г. Е) сан митрополита сменился саном патриарха;
1611г. Ж) начало иностранной интервенции;
1613г. З) восстание Хлопко.
3. Основное содержание урока:
Фронтальная работа.
-Учащиеся вместе с учителем определяют предмет изучения через схему:
-Запись темы урока.
- Учитель предлагает учащимся вспомнить экономическое положение России периода Смутного времени.
Работа с документом:
“…нужно было умножить доходы государства. Главным источником доходов должна быть промышленность, торговля; и вот уже при первом государе новой династии видим вывоз из-за границы ремесленников, людей, способных завести разные промыслы. Правительство требует от них, чтобы они выучили и русских своим мастерствам, утвердили их в России. Так, при Михаиле Федоровиче видим, что правительство дает 10, 15 20- летние привилегии тем из иностранцев, которые захотят завести в России фабрики и заводы; при Михаиле Федоровиче были заведены кожевенные, стеклянные, железные заводы. Около Астрахани и на Тереке заведено виноделие и шелководство”. С. М. Соловьев
Вопросы к документу:
Развивалась ли Россия XVII в. в экономическом отношении?
Как развивалась?
Какие новые явления в экономике стали проявляться?
Работа в группах с материалом учебника.
Учащиеся в группе читают, указанный в карточке материал, каждый составляет схему, затем выбирают более удачную, далее представители от групп выступают с ответами и приносят группе баллы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Группа 1.
Прочитать §4 п. 2 «Сельское хозяйство».
Изобразить в виде схемы особенности развития сельского хозяйства в России в XYII в.
Выбрать в группе более точную и оригинальную схему, записать её на доске, защитить.
Показать на карте крупные сельскохозяйственные районы, определить их специализацию.
Группа 2.
Прочитать §4 п. 3 « Ремесло».
Изобразить в виде схемы особенности развития ремесла в России в XYII в.
Выбрать в группе более точную и оригинальную схему, записать её на доске, защитить.
Запомнить определение терминов «мелкотоварное производство», «наёмный труд».
Показать на карте центры ремесленного производства и районы ремесленной специализации.
Группа 3.
Прочитать §4 п.4 «Мануфактура».
Изобразить в виде схемы особенности развития мануфактурной промышленности в России в XYII в.
Выбрать в группе более точную и оригинальную схему, записать её на доске, защитить.
Вспомнить определение термина «мануфактура» и то, что вам известно о мануфактурах.
Показать на карте важнейшие мануфактуры в России в XYII в. На производстве чего они специализировались?
Группа 4.
Прочитать §4 п.5 «Торговля».
Изобразить в виде схемы особенности развития торговли в России в XYII в.
Выбрать в группе более точную и оригинальную схему, записать её на доске, защитить.
Запомнить определение термина «всероссийский рынок».
Показать на карте главнейшие ярмарки и важнейшие торговые пути в России в XYII в.
Группа 5.
Прочитать §4 п.6 «Рост городов».
Изобразить в виде схемы особенности роста городов в России в XYII в.
Выбрать в группе более точную и оригинальную схему и записать её на доске.
Запомнить определение термина «укрепленные линии».
Показать на карте города, появившиеся в России в XYIIв.
Фронтальная работа. Учитель совместно с учащимися обобщает материал и подводит его в общую схему.
Работа в группах по карточкам.
Для закрепления изученного материала и при наличии времени учитель предлагает учащимся поработать с дополнительными заданиями. Когда группа защищает свою работу, остальные ребята слушают, дополняют, задают вопросы на уточнение и понимание, вследствие чего приносят в группу дополнительные баллы
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание 1. Прочитайте документ:
Русские туземные товары, отпускаемые через Архангельск (из донесения шведского представителя в Москве И. де Родеса).
Льняное семя находится около Казани, Нижнего, Костромы, Ярославля, Вологды, Галича и по Двине внутрь страны…
Лосиные кожи также в достаточном количестве возятся из Сибири…
Русское полотно... делается больше всего в ярославской, вологодской (областях).
Воск добывается в большом изобилии в нижней (нижегородской), казанской, также в мордве и ещё в других местностях.
Сала много добывается в казанской, нижней (нижегородской), московской, ярославской и вологодской областях…
Ворвань вытапливается из тюленей, которые бьются рыбаками и крестьянами, как самоедами, на Белом море, у самоедского берега.
Смола и деготь гонится в каргопольской (области)…
Вопрос: Покажите по карте, где и какие товары производились в России в XYII веке? [1]
Задание 2. Прочитайте документ:
Из Новоторгового Устава 1667 г.
На Москве и в городах всех земель иноземцам никаких заморских товаров врознь не продавать, и по ярмаркам им ни в какие города с товарами своими и с деньгами не ездить, и приказчиков не посылать…
А если какие иноземцы захотят товары из города (Архангельска) возить в Москву и иные города, им платить… пошлин по гривне с рубля золотыми потому, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину и всякие подати платят и службы служат, а иноземцы ничего не платят…
Вопросы:
Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Уставе 1667г.?
С какой целью было необходимо принять такие меры? [1]
Задание 3. Заполните таблицу [2]:
Стадии развития промышленного производства
Ремесленная мастерская
Мануфактура
Фабрика
Размеры производства (мелкие, крупные)
Применяемый труд (ручной, машинный)
Разделение труда (есть или нет)
Задание 4. Свидетельствовали ли новые явления в экономике страны о развитии капитализма? Историки отвечают по-разному. Как вы считаете, почему? Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.
Задание 5. Рассмотрите таблицу [2]:
Хроника становления российской промышленности в царствование
Михаила Федоровича
Даты
События
1615г.
Создание русскими оружейниками первой пушки с винтовой нарезкой ствола
1630г.
Устройство первого в Зауралье (около Ирбита) железного завода
1632г.
Жалованная грамота голландскому купцу А. Виниусу на постройку железоделательных заводов под Тулой
1633г.
Открытие медных месторождений в верховьях Камы и устройство первого медеплавильного завода
1634г.
Разрешение иностранцу Коэтсу устройства стекольного завода
1644г.
Жалованная грамота П. Марселиусу и Ф. Акеме на постройку железоделательных заводов на реках Ваге, Шексне, Костроме
Вопросы: Развитие какой отрасли промышленности характерно для периода правления Михаила Федоровича?
Подумайте, какие выводы можно сделать, глядя на эту таблицу.
4. Рефлексия:
Что запомнилось, понравилось на уроке?
Что нового узнали?
Выполнены ли цели?
Подведение итогов, подсчет баллов, оценка работы учащихся.
5. Домашнее задание:
Прочитать §4 по учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г. История России конец XYI- XVIII в.