Оргмомент. Определение темы урока. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Слайд 1-Здравствуйте. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Я рада, что у нас отличное настроение. Сегодня на уроке присутствуют гости. Я надеюсь, что это не смутит вас, а наоборот вы соберётесь с мыслями, вспомните всё, что мы изучали с вами на наших уроках и покажете свои знания и умения. - Посмотрите видеофрагмент и определите тему сегодняшнего урока. ВИДЕО. Слайд 2. Слайд 3. – Корабли викингов несколько столетий наводили ужас на Европу. «Люди севера» приносили с собой грабежи, насилие, угоны в рабство людей. Об этом пишут многие средневековые хроники. Их внешний вид, жестокость, внезапные набеги заставляли содрогаться даже много повидавших европейцев. Кто такие викинги? Слайд 4. Кто знает, на какой территории они проживали? Покажите на карте. Слайд 5. Какие современные государства здесь расположены. Слайд 6. – Сравните сведения исторической карты. Диск – В чём противоречие между этими фактами? – Какую проблему урока мы будем решать? Диск. | Просмотр фрагмента. Определяют тему. Запись темы в тетради. «Времена викингов» Объяснение ученика. Скандинавский и Ютландский п-ва. (Показ на карте.) Дания, Норвегия, Швеция. Смотрят анимированный фрагмент и определяют проблему. - У германских племён – франков, бургундов, вандалов и готов – государство сложилось в V веке. А у германских племён, живших на севере Европы, государство появляется только к X–XI векам.
– Почему государства у скандинавских народов сложились лишь с окончанием «эпохи викингов»? | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
III. Актуализация знаний. | –Чтобы решить возникшую проблему, нам нужно вспомнить один важный процесс, как вы думаете какой? Мы должны вспомнить, что такое Великое переселение народов. Какое влияние оно оказало на развитие человечества? 2 3 – Чтобы найти решение проблемы урока, нам надо вспомнить, еще два важных понятия. Какие? Государство и цивилизация. (РТ, с. 18, задание 1) Слайд 7 3 Проверка на доске маркером 1 ученик. -Сформулируйте определения этих понятий. | Ученики отвечают на вопрос. Великое переселение народов – массовое переселение германских, славянских и других племён на территории Евразии. Варвары разрушили Римскую империю. В Европе стала постепенно складываться новая цивилизация. Ученики выполняют задание слайда в печатной тетради. – Государство – организация управления обществом, людьми, которые проживают на какой-то определённой территории (в границах государства). Цивилизация- ступень развития общества следующая за первобытностью. |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. «Люди Севера». Слайд 8 – Прочитайте 1-й пункт параграфа 4. Чем можно объяснить тягу скандинавов к морским путешествиям? 1 В начале урока в видеоролике вы могли слышать слово- драккар. Что это такое? Слайд 9 – С помощью текста п. 1 докажите, что в VIII– IX веках в племенах Скандинавии начинают появляться признаки цивилизации. Задание 2 в печатной тетради. Какой столбик можете заполнить? 1. 1 2 Слайд 10. Ответ обсудите в парах. 1 Проверка. – Как можно ответить на основной вопрос урока? 4 -Запишите 1 вывод в рабочую тетрадь. Физминутка. 2. Европа после «эпохи викингов». Слайд 11 – Итак, викинги отправлялись в дальние странствия… Работая с картой на с. 53, определи, на каких территориях существовала опасность набегов норманнов. 1 -Прослушайте анимированную лекцию и познакомьтесь с историей походов викингов. Какой второй вывод по теме урока можно сделать? Слайд 12 – Определите последствия набегов викингов для них самих и жителей других земель. 4 5 -Рассмотрите иллюстрацию на с. 59 Слайд13 -Почему не только действия, но и внешний вид норманнов наводил ужас на европейцев? -Почему европейские государства не смогли оказать сопротивление норманнам? – Жестокость норманнов действительно поражала современников. Но есть и положительные черты в деятельности норманнов. Определите их. 5 Открытие Исландии, Гренландии, Северной Америки, но карт составлять они не могли, а путешествия в Америку были долгими и трудными, поэтому открытия вскоре оказались забытыми. – Сделайте вывод о причинах позднего создания государств в Скандинавии. 4 3. Европа после «эпохи викингов». – Эпоха дальних мореплаваний закончилась. Появились новые проблемы. С какими трудностями столкнулись викинги на новых землях и у себя дома? Прочитайте текст п. 3 и ответь на этот вопрос. 1 2 4 Слайд 14-Какое влияние оказала культура Западной Европы на скандинавские народы? Проверка задания в тетради. -К чему привели изменения в скандинавских племенах к IX- X векам? (Задание 2 печат. тетрадь 2 столбик). Слайд15. Проверка. Какой третий вывод можно сделать. | Ученики должны указать особенности территории Скандинавии. Боевой корабль викингов. – Северные германцы в VIII–IX веках только начали продвигаться по пути цивилизации. У них появляются конунги (военные вожди), которые создают большие союзы, завоёвывая соседей. Могут указать, что большую роль в медленном развитии сыграли тяжёлые условия жизни в Скандинавии. У норманнов были более суровые условия жизни. Ученики по карте должны назвать государства, подвергавшиеся нападениям. Просмотр анимированной лекции. Задания по лекции. Записывают 2 вывод. Ученики должны указать, что главными последствиями были гибель Гибель людей и разорение хозяйства. Для самих норманнов могут указать, что норманны столкнулись с новыми способами управления, идеями, религией. Период феодальной раздробленности. Дают определение. В качестве положительных последствий могут быть указаны открытие Исландии, Гренландии, Северной Америки. 2.Норманы создавали государства на завоеванных землях. -как управлять завоеванными землями; -и т.д по тексту. Христианство, латинский язык, строительство церквей. Сливаясь с местным населением, принимают христианство, прекращаются набеги. Создают государства в Скандинавии. 3.Когда прекратились набеги викингов, норманны, обогащенные достижениями европейской цивилизации создали свои государства. |
VII. Применение нового знания. | – Если бы ты – человек XXI века – оказался на месте викинга-норманна, за какие действия соплеменников ты бы испытывал угрызения совести, а за какие гордость? Слайд 16. 2 3 1 Аукцион новых понятий. «Продается оценка»5». Каждый может ее купить для этого : Для этого нужно назвать понятие, темы урока и определение. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другое понятие. Выигрывает тот, кто последним назовет понятие. | Выполняют задание. Норманы, викинги, варяги, драккар, конунг, руна, берсерк, фьерд и т.д. | |