3. На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что одним из достижений древних египтян было изобретение письма и бумаги.
А где могли обучиться писцы своему ремеслу?
- в школе
В Египте было много школ. Учителя любили повторять «Пиши рукой своей, читай ртом своим, советуйся с теми, кто знает больше тебя… иначе будут бить тебя. Ухо мальчика на его спине, и он слушает лучше, когда его бьют».
Как вы понимаете это выражение, можно ли сегодняшний учеников по этому правилу?
Почему не говорили «Ухо девочки…»?
Какие предметы необходимо было изучить в школе?
- письмо, математика
В математики египтяне были очень сильны, они пользовались четырьмя арифметическими действиями.
Дома вы должны были решить одну из задач. Что у вас получилось?(19607)
Давайте попробуем представить себя на месте древнеегипетских школьников и решить пример.
- решают пример 1252 + 1123
На прошлом уроке мы с вами познакомились с религией древних египтян и выяснили, какую роль религия играла в их жизни. Фараоны себя называли сынами бога Ра, верили в загробную жизнь и готовились к ней за долго до ее кончины.
Изучая религиозные верования эпохи первобытности, мы с вами знакомились и с искусством древних. Что изображали первобытные люди на стенах?
- сцены охоты, закалдовывание зверей.
На стенах в гробницах египтяне изображали сцены из жизни фараонов вельмож, крестьян, рабов = настенная живопись
К сожалению, большинство гробниц были разграблены еще задолго до их исследования. В ноябре 1922 года весь мир облетела сенсационное известие: английский археолог Картер обнаружил неразграбленную гробницу египетского фараона Тутанхамона. В ней были найдены несметные художественные сокровища: посуда, оружие, украшения.
Охраняли гробницы сфинксы, возле саркофага обязательно помещали статую умершего = скульптура
Строили дворцы, особняки, храмы = архитектура
Для чего египтяне строили храмы?
- жилища домов
Почему сегодня тоже храмы являются частью нашей жизни?
В истории нашего государства есть печальная страница, когда храмы приказали разрушить и веру людей в бога запретить. Но сегодня идет процесс восстановления.
Но самыми ценными находками были папирусные свитки, на них записи о правлении фараонов, повести, стихи и сказки.
«Сказка о красноречивом поселянине»
= что правдиво в этой сказке? - бесправие простых людей
А что неправдиво? - вмешательство фараона в жизнь простого человека.
Для строительства пирамид и зданий нужны были точные расчеты
= геометрия
Земледельцы тоже вели расчеты и наблюдения за звездами.
Для чего?
- разлив Нила начинался 19 июля (Новый год). Египтяне разделили год на 12 месяцев по 30 дней и добавили 5 праздничных дней.
= астрономия
Бальзамирование помогло узнать внутреннее строение человека.
Кто занимался бальзамированием? = врач
= анатомия
При бальзамировании использовали различные растворы
= химия
Зная внутренне строение человека, могли врачи определить, что болит у человека и оказать ему помощь? – да.
Как называется наука, которая учит врачей узнавать болезни, назначать лечение и лечить больного? = медицина
Ученые обнаружили 25 – ти метровый папирус Эберса, в котором содержится около 900 лечебных рекомендаций.
Египетские врачи распределяли болезни по признакам заболевания и считали что настоящий врач тот, кто часто занимается лечением одной болезни.