kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ТРАГЕДИЯ ПАВЛА ПЕРВОГО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначение: данный сценарий можно использовать при изучении курса истории России как в школе 9-11 классы, так и при изучении истории России в системе СПО.  Содержание урока соответствует содержанию программы по истории России 18 века.

 Цели урока:
обучающие:

- охарактеризовать Павла Первого как государственного деятеля, у которого мечты и реальные преобразования не соответствовали друг с другу;

- показать трагизм судьбы Павла Первого, императора и человека;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ТРАГЕДИЯ ПАВЛА ПЕРВОГО»»

Департамент профессионального образования Томской области

Областное Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение

«Томский коммунально – строительный техникум»













«ТРАГЕДИЯ ПАВЛА ПЕРВОГО»

(сценарий урока по истории России).









Автор: преподаватель истории
Е.Н. Шашко.









Томск – 2016





Пояснительная записка.

Предназначение: данный сценарий можно использовать при изучении курса истории России как в школе 9-11 классы, так и при изучении истории России в системе СПО. Содержание урока соответствует содержанию программы по истории России 18 века.

Цели урока:
обучающие:

- охарактеризовать Павла Первого как государственного деятеля, у которого мечты и реальные преобразования не соответствовали друг с другу;

- показать трагизм судьбы Павла Первого, императора и человека;

развивающие:

- формирование умений и навыков выполнения заданий различного типа

- формирование навыков самостоятельной работы с историческим материалом

воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к истории, к памятникам истории и культуры, формирование собственной оценки исторических событий, личностей.


Образовательные технологии: элементы технологии развивающегося обучения.

Форма проведения урока: комбинированный.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

- классная доска

- портрет Павла Первого

- компьютер, экран, слайды по теме

- раздаточный материал: информационный лист, таблица, тестовые задания

Что мне нужно в начале урока:
- кабинет истории и ученическая группа с имеющимся уровнем знаний
- технологическая карта и сценарий урока
- необходимый раздаточный материал
- желание ребят работать творчески, инициативно

Что мне нужно по ходу урока:
- повышение познавательной активности обучающихся
- получение и применение новых знаний на практике.







Сценарий урока.

1. Проверка знаний темы: Эпоха Екатерины Второй.

Педагог:( на фоне портретов Петра Первого и Екатерины Второй) в ноябре 1796 года умерла Екатерина Вторая, завершилась целая эпоха в истории нашей страны. Принцесса из немецкого захолустья нашла в России вторую родину, смогла полюбить ее и остаться в памяти потомков Екатериной Великой. Давайте вспомним «золотой век» ее царствования.

Задание 1. Письменный тест: с чьим царствованием в большей степени соотносятся перечисленные ниже факты, имена, термины, географические названия? Проставьте в соответствующей графе таблицы № 1 порядковый номер.

Один обучающийся работает на компьютере, другие на индивидуальных карточках.


Таблица № 1.

Петр Первый



Екатерина Вторая





1. «Великое посольство». 2. «Жалованная грамота дворянству». 3. Прутский поход. 4. Полтавская битва. 5. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева. 6. Мыс Гангут. 7. А.Д.Меньшиков 8. Отходники. 9. Капиталистые крестьяне. 10. Просвещенный абсолютизм. 12. Меркантелизм. 13. Рекрут. 14. «Табель о рангах». 15. Коллегии. 16. Г.А.Потемкин. 17 А. Нартов. 18. А.В. Суворов.

Проверка выполнения задания:
Петр 1: 1,3,4, 6,7, 13, 14, 15, 17.
Екатерина 2: 2, 5,8, 9, 10, 16, 18.

Фронтальная беседа:
Педагог:
давайте с вами вспомним основные достижения Екатерины Второй

- в области промышленности
- в области торговли
- в области внешней политики
- положении дворянства.
Педагог корректирует и при необходимости дополняет ответы обучающихся.


2. Изучение нового материала.

Педагог: ( на фоне портрета Павла Первого)на взлете 18 века российский трон унаследовал Павел Петрович, сын Екатерины Второй и Петра Третьего, ставший императором Павлом Первым. Генерал Я.И. Санглен так писал о нем: «Павел навсегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душою возвышенную, умом просвещенным, пламенной любовью к справедливости, духом рыцаря времен прошедших, он был предметом ужаса подданных своих». О Павле и его времени наш сегодняшний рассказ.
Педагог: сейчас вы прослушаете сообщение и личности Павла Первого. Ваша задача внимательно слушать выступление и по ходу записывать в тетрадь какими качествами отличался Павел Первый.

Сообщение обучающегося о личности Павла Первого.


Павел Первый 1796-1801 годы правления.
Мать была еще в агонии, но у сына не хватало терпения дождаться ее конца – он приступил к стремительным действиям. Начал с того, что срочно опечатал все бумаги матери, может быть он боялся что мать оставила завещание не в его пользу, а в пользу внука Александра.
Первое же распоряжение Павла было на редкость странным, Он приказал хоронить Екатерину Вторую в месте с его отцом Петром Третьим. В Александро-Невской лавре вскрыли могилу Петра, Павел Первый совершил над останками отца нечто вроде обряда, надев на него корону. Затем состоялись торжественные похороны в Петропавловском соборе. В этом было, что-то мистическое.
Политика Павла Первого во многом шла в разрез политики его матери Екатерины, вместе с тем, в его распоряжениях в известной мере отразилась специфика его личности.
Императором Павел Первый стал в 42 года, к этому времени он обладал тяжелым и странным характером. В далеком детстве он был живой, впечатлительный мальчик, окруженный многочисленными придворными, но лишенный материнского внимания и ласки. Воспитание и образование будущего наследника престола было сумбурным. Его педагог Н.И. Панин сумел заронить в душу своего воспитанника сомнения в правильности политической линии его царственной матери. Это взаимно отдалило мать от сына.
С годами запальчивость, прямодушие, резкость Павла превращались в грубость, подозрительность, нетерпимость и мелочность. Павел мучительно жаждал деятельности, но Екатерина не давала ему даже малейшей возможности заниматься делами государства. Единственной утехой цесаревича была миниатюрная армия в три батальона и три эскадрона в Гатчине.
Павел был дважды женат, может он и был счастлив в браках, но и здесь его царственная мать ему мешала, она забирала у него родившихся сыновей и сама занималась их воспитанием.
Павел не поддерживал и внешнеполитическую линию своей матери. Панин содействовал развитию симпатий у Павла к Пруссии, что было закреплено личным знакомством Павла и прусского императора Фридриха Второго.
Всей душой Павел ненавидел фаворитов своей матери, в частности Г.Г. Орлова, и Г.А. Потемкина, могилу Потемкина он приказал сравнять с землей.
Политика Павла была противоречива как и он сам. С одной стороны – изменение политики Екатерины Второй, а с другой стороны в целом короткое царствование Павла было продолжением линии екатерининского правительства.


Педагог: вы прослушали сообщение о личности Павла, какие вы выписали слова характеризующие его личность?
Могут быть ответы: тяжелый, странный характер, мистик, лишенный любви матери, сомнительный, запальчивый, прямодушный, нетерпимый, подозрительный, мелочный, жажда деятельности, поклонник Пруссии.
Действительно Павел был противоречивой личностью, не понятый и не принятый своими современниками


Самостоятельная работа обучающихся по анализу исторических источников.

Педагог: сейчас вы должны на основании исторического материала изложенного в информационном листе заполнить таблицу: преобразования Павла Первого.
Таблица № 2.

Положительные преобразования

Отрицательные преобразования.







Информационный лист.

«Павел 1 вступил на престол в 1796 году., и первый же день его царствования стал потрясением для Петербурга. Войска срочно переодевались в новую форму. Полиции был дан приказ задерживать всех лиц в модных тогда круглых шляпах, сапогах с отворотами и длинных панталонах. Считалось, что эта идет от якобинцев. Экипажи должны были останавливаться при встрече с императором, а те, кто в них сидел выходить и кланяться.
Начались ссылки. В первую очередь поехали екатерининские фавориты, а затем все, кто чем-то не угодил новому императору или попался ему под горячую руку. Крайне вспыльчивый и несдержанный раздавал ссылки налево и направо, не считаясь с возрастом и положением человека.
Но однако, казней не было. Кроме того, Павел отличался отходчивостью, и кое-кого из сосланных вскоре вернули, но не все были столь же отходчивы.
При Павле была введена строжайшая цензура печати, закрыты частные типографии, запрещен ввод иностранных книг, ограничен выезд за рубеж. Это оттолкнуло от Павла просвещенное дворянство.
5 апреля 1797 года, в день своей коронации Павел издает указ «О престолонаследии», согласно которому наследовать престол мог только старший сын императора, при отсутствии такового брат императора. И лишь при отсутствии братьев – к женскому потомству императора. Этот указ существовал до 1917 года и позволил стабилизировать порядок передачи престола в стране.
Павел принял меры по упорядочению финансов, расстроенных в последние годы правления его мат5ери. Перед зимним дворцом сожгли 5 млн бумажных денег, а несколько пудов царских серебряных сервизов переплавили в монеты.
Взяточничество и казнокрадство при Павле стали не столь очевидны, но их далеко не искоренили. Сам же Павел за короткий срок своего царствования раздал приближенным 600 тыс. государственных крестьян.
Император делал попытки облегчить участь простого народа. В 1797 году был издан указ, запрещавший заставлять крестьян отбывать барщину свыше трех дней в неделю. Но помещики плохо соблюдали указ о трехдневной барщине.
Другим указом Павел разрешил старообрядцам публично отправлять богослужение и иметь свои церкви».

Источник: История России: Конец 17 – 19 век: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. 8-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2002.- стр.125-127.



По окончании работы с таблицами, педагог проводит беседу, которая должна привести к следующим выводам:
- многое было задумано, но мало реализовано, но даже то, что было сделано – имеет большое значение;
- начатые Павлом Первым преобразования были продолжены в 19 веке Александром Первым и Николаем Первым, указ о престолонаследии обеспечивал стабильность власти до 1917 года;
- Павел Первый личность многогранная, противоречивая, не укладывающаяся какие либо рамки;
- оценки Павла Первого и его царствования неоднократно менялись от отрицательного к положительному и наоборот, историк, академик Сахаров назвал короткое царствование Павла периодом «контрреформ», против политики своей матери, однако «контрреформы» коснулись лишь второстепенных вопросов жизни государства.

Педагог :заговор 12 марта 1801 года.
В дворянстве ширилось недовольство Павлом. Многим офицерам-гвардейцам не нравились его попытки подтянуть дисциплину, другие имели к нему личные счеты, третьи считали, что он душит свободу. Возник заговор, во главе которого стоял генерал П.А. Пален (слайд с портретом), петербургский военный губернатор. Он сумел убедить наследника престола Александра Павловича, что ему грозит участь царевича Алексея. Александр поверил этому охотнее, что отец давно им недоволен, а в начале марта 1801 г. посадил сына под арест в его покоях.
Цесаревич дал согласие на дворцовый переворот при условии, что отец останется жив. Пален поклялся в этом.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года заговорщики ворвались в спальню Павла и потребовали, чтобы он подписал акт об отречении от престола. Павел наотрез отказался. Началась резкая перепалка, и Павел, взмахнув рукой, задел одного из заговорщиков, крепко нетрезвого, произошла свалка и Павел был убит. Преображенский, Семеновский и Измайловские полки в туже ночь присягнули новому императору, который вошел в историю как Александр Первый.

Педагог: трагедия императора Павла. Трагедия Павла Первого в том, что судьба обделила его любовью не только подданных но и родных людей, он так и остался непонятым ни современниками, не потомками.

3. Закрепление пройденного материала.

Выполнение тестовых заданий.
1. Укажите годы правления Павла Первого:
А) 1741-1761 гг.
Б) 1775-1796 гг.
В) 1762-1796 гг.
Г) 1796-1801 гг.
2. Кому передавался престол по закону о престолонаследии, изданному Павлом Первым?
А) старшему сыну
Б) жене императора
В) брату императора по старшинству
Г) император избирался Сенатом
3. Кто был учителем и наставником Павла Первого в годы, когда он был наследником престола?
А) Н.И.Панин
Б) П.А.Зубов
В) Екатерина Вторая
Г) Г.А. Потемкин
4. Павел Первый пресекал всякое упоминание о Французской революции, поэтому он:
А) запретил французскую одежду
Б) запретил французскую оперу
В) запретил разговаривать на французском языке
5. Павел Первый отменил указ о вольности дворянства, так как, полагал, что:
А) на дворянстве лежит вина за смерть его отца Петра Третьего, оно способно на дворцовый переворот
Б) на смену дворянству должна прийти буржуазия
В) необходимо привлечь на свою сторону крестьянство
6. Кто был идеалом правителя для Павла Первого?
А) государь-рыцарь
Б) диктатор
В) конституционный монарх
7. Кто был фаворитом Павла Первого?
А) А.А. Аракчеев
Б) А.В. Суворов
В) Н.И. Панин
Г) А.А. Безбородко
8. Кто стоял во главе заговора против Павла Первого?
А) Н.И. Панин
Б) граф П.А. Пален
В) великий князь Александр Павлович
Г) П.А. Зубов
Эталон ответов
1-г
2-а
3-а
4-а
5-а
6-а
7-а
8-б

После работы обучающиеся сдают листы педагогу для проверки и выставления оценок, а педагог с помощью слайда озвучивает правильные ответы,

4. Подведение итогов урока.
Педагог:
задает обучающимся вопросы: что знали до урока о времени и личности Павла Первого? Что нового узнали на уроке? Что хотели бы еще узнать подробнее? Подводит итоги и анализ урока. Выставляет оценки за работу на этапе проверки знаний, на этапе изучения нового материала, дополнительно за работу с тестами при закреплении нового материала.




















Список использованной литературы.

1. История России: С начала 18 века до конца 19 в. А.Н. Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; Отв. ред. А.Н. Сахаров.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-544с.

2. История России: Конец 17 – 19 век: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. 8-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2002.-304с.

3. История. Научно-методическая газета для учителей истории и обществоведения. № 4 (844) 15-29 февраля 2008.
















































Рецензия.

Методическая разработка сценария урока по истории «Павел Первый. Портрет на фоне эпохи» автора Шашко Е.Н. соответствует современным требованиям к оформлению методических разработок:
- титульный лист
- пояснительная записка: где обозначены- предназначение разработки, цели, форма проведения урока, материально-техническое и дидактическое оснащение, условия проведения урока.
- технологическая карта урока
- сценарий урока, в котором подробно расписаны этапы урока, деятельность педагога и обучающихся, тестовые задания для закрепления пройденного материала по теме, интересный исторический материал, достаточный для изучения предложенной темы
- список использованной литературы.

Сценарий данного урока можно рекомендовать к распространению среди педагогов по истории других учебных заведений, можно использовать как эталон создания методических разработок сценариев урока.



Преподаватель высшей квалификационной категории

/Н.В. Новосельцева/.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«ТРАГЕДИЯ ПАВЛА ПЕРВОГО»

Автор: Шашко Елена Николаевна

Дата: 15.02.2016

Номер свидетельства: 293797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация на тему: Чернобыль и Брянщина."
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia_na_tiemu_chiernobyl_i_brianshchina"
    ["file_id"] => string(6) "384224"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485450713"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Как далеко от нас ушла война... "
    ["seo_title"] => string(30) "kak-dalieko-ot-nas-ushla-voina"
    ["file_id"] => string(6) "192527"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427467236"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль". "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-d-i-fonvizin-glavnyie-piersonazhi-komiedii-niedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "134120"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416670027"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок  «Поэты,писатели и композиторы в творчестве художников  XVIIIв »"
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyiurokpoetypisatieliikompozitoryvtvorchiestviekhudozhnikovxviiiv"
    ["file_id"] => string(6) "314087"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459608196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства