Мотивация. | Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль, Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь: Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад: а куда, посмотрите сами… | Коммуникативные: Познавательные: С помощью презентации выделять необходимую информацию. |
IV. Создание проблемной ситуации. | Как вы думаете, куда смотрит каждый путешественник, перед тем как отправиться в путь? Конечно с того, что смотрит на карту. КАРТА «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В X В. Скажите, много ли городов было в странах Европы в это время? Всегда ли в Европе было такое количество городов? ( Отмечают, что городов очень мало и называют города: Париж во Франции, Прага в Чехии, Кёльн и Регенсбург в Германии, Лондон в Англии, Венеция в Италии.) А теперь рассмотрим карту «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы (XI-XIV вв.)». Как изменилась карта Европы? (Отмечают значительный рост городов.) Учитель предлагает презентацию со справочным материалом о численности средневековых городов: Конец раннего Средневековья (VIII – IX века): -на всю Европу было несколько десятков городов. в каждом городе, как правило, проживало менее 10 тыс. жителей. Конец развитого Средневековья (XIII век): В Европе насчитывается уже несколько тысяч городов. В каждой стране есть несколько «городов-гигантов» численностью в 50, 100 и 200 тысяч человек (Париж, Флоренция, Генуя, Прага, Вена, Гамбург, Брюгге, Севилья, Лондон). Работа с картой: Названные города отмечаем на карте «Европа в XI-XV веках» кружками-магнитами, учащиеся одновременно работают с Атласами на парте. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УРОКА. | Познавательные: Регулятивные: |
VII. Открытие нового знания. | Как вы думаете, отличались ли города Средневековья от городов Древности? Отправимся мы сейчас в место, которое я предлагаю вам отгадать. ШАРАДА. Первый слог - кусок земли, второй - мычание коровы, третий - предлог, целое - свободный средневековый город (Коммуна). СЛОВО КОМУННА ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ НА ДОСКУ. Добро пожаловать в свободный средневековый город - Гамбург Ребят, посмотрите внимательно на слайд, здесь случайно нет ошибки? Разве это не средневековый замок? Города в средневековье были защищены мощными стенами, с бойницами и укрепленными воротами. И выглядел как настоящая крепость.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ. По-немецки - "бург", поэтому горожан называли в Средние века бюргерами. (НА ДОСКУ) РАБОТА С ДОП.МАТ. ЗАДАНИЕ 1. В ПАРАХ. Где возникали города? Информация учителя: Новые города появлялись в различных местах, о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен , Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд). В немецком языке слово "бург" означает крепость, "фурт"-брод, "хафен"-гавань; в английском языке слово "форд" означает брод (Оксфорд), "бридж"-мост (Кембридж), "честер" от латинского "каструм" – лагерь (Манчестер).
КРОССВОРД. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. С. 136 (1 АБЗАЦ),С. 137. (Развитие ремесла и торговли). В ТЕТРАДЬ: КОМУННА – городская община. РАБОТА С ТЕКСТОМ В ПАРАХ (ОДИН У ДОСКИ) В ТЕТРАДЬ: УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ Город.совет
Мэр (Фр) Бургомистр (Германия) РАБОТА В ГРУППАХ. 1 ГР. На улицах средневекового города. П. 2 (2 абз) с. 137-139. 2 ГР. В цеху ремесленника. П. 3 с. 138 – 139. 3 ГР. Торговля. П. 4 с. 111 – 113. ПО ХОДУ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП ФОРМИРУЕТСЯ КАРТИНА СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА, ВЫДЕЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. УЧИТЕЛЬ ПОСТЕПЕННО ЗАПИСЫВАЕТ ИХ НА ДОСКУ. ПОНЯТИЯ. 1 гр. 2 гр. Цех 3 гр. Гильдия, Ганза, ярмарки, ростовщик. | Личностные: Вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Аргументировано оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие ценности. Познавательные: С помощью текста, источников, схемы, карты, иллюстраций находить необходимую информацию, для решения учебных задач. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Работать по плану, сверяясь с целью; Находить и исправлять ошибки. Оценивать степень достижения цели. Коммуникативные: |
VIII. Применение нового знания. | К X веку в Европе: -прекратились набеги варваров; -выросла численность населения; -расчищаются новые участки земли; -появляются новые способы земледелия (плуг с отвалом, трехполье), благодаря чему растет урожайность; -у крестьян появляются излишки продуктов, которые они могут обменять в городе на изделия ремесленников. - часть крестьян перестает заниматься земледелием, превращается в ремесленников и переселяется в города. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. Обобщая всё сказанное, на доске и в тетрадях записывается результат работы в группах: 1. Успехи в развитии хозяйства способствовали росту городов. 2. Города возникали как центры ремесла и торговли. Чем средневековые города отличались от современных? Восстановите изображение средневекового города. Определите, на каких фрагментах изображены: РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ. СИНКВЕЙН. | Коммуникативные: Познавательные: С помощью текста, источников, схемы, карты, иллюстраций находить необходимую информацию, для решения учебных задач. |