Урок № 2 § 2. Великие географические открытия.
1-я и 2-я ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Указывать хронологические рамки эпохи Великих географических открытий.
3-я ЛР. Историческое мышление. Характеризовать причины и предпосылки Великих географических открытий. Проводить поиск и анализ информации о плаваниях Колумба и Магеллана в нескольких источниках, сравнивать данные разных источников. Группировать факты плаваний и открытий XV–XVII вв. по признакам, составлять хронологическую таблицу «Великие географические открытия», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Наносить информацию на контурную карту. Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый Свет и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке
4-я и 5-я ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Дать возможность учащимся оценить личные качества первооткрывателей и их действия. Создать условия для осознания значения Великих географических открытий для современников и потомков.
Причины и предпосылки Великих географических открытий. Организация принцем Энрике Мореплавателем экспедиций португальцев к берегам Африки. Плавания Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы. Открытие Америки Колумбом. Первое кругосветное путешествие Магеллана. Тордесильясский договор о разделе мира между Испанией и Португалией. Поиски северо-западного и северо-восточного пути в страны Востока. Открытие Австралии.
Шелестят паруса кораблей.
I. Проблема урока: Почему географические открытия, сделанные на рубеже XV–XVI веков, назвали Великими?
2. Португальцы на пути в Индию
3. Открытие Америки Колумбом
4. Первое кругосветное путешествие
5. Новые поиски, новые открытия
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Откройте учебник на стр.14. Прочитайте название параграфа 2. Что означает слово «великий»? Приведите словосочетания с эти словом Любого ли человека можно назвать великим? Какой вопрос напрашивается к названию параграфа? | Большой, значимый. Словосочетания – великий человек, великое событие, и т.д. Формулируют проблему урока Почему географические открытия назвали Великими? | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карта). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в группах 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
II. Версии. | Какие будут предположения, гипотезы по решению проблемы? | Ученики выдвигают любые версии, гипотезы |
III. Актуализация знаний. | Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить уже изученный материал. Выделите и покажите на карте наиболее заметные державы Востока в конце XV века. Выполните задание №1, предложенное в презентации, и установите соответствие между страной и ее характеристикой Назовите отличительные черты деловых людей Западной Европы в конце Средневековья. Повторение ранее изученного (рубрика «Вспомните») Вспомните, какие земли были открыты норманнами? Как назывался главный торговый путь, соединявший в Средние века Европу со странами Европы? Европейцев интересовало, что находится за пределами известного им мира. Для того, чтобы реализовать свои мечты о далеких и богатых землях они потратили немало сил для совершенствования мореплавания. Появился новый тип судов – каравелла. Первыми бесстрашными мореплавателями стали португальцы и испанцы. | Работают с картой Ученики выполняют задания на основе информации учебника и собственных знаний. Называют Китай, Индию, Иран, Османскую империю. Ответ: БВГА Составляют портрет делового человека Западной Европы Называют следующие черты: энергичные, уверенные в себе, обладающие широким кругозором, образованные, критически смотрящие на мир. Истландия, Гренландия, Северная Америка Великий шелковый путь |
IV. Планирование деятельности. | Что мы должны сделать, чтобы ответить на проблему урока? | Работать с учебником и узнать причины Великих географических открытий, познакомиться с теми, кто их совершил, а также узнать, как Географические открытия изменили представления людей о Земле |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Причины Великих географических открытий Работаем с п.1 параграфа 2 стр.14 и называем причины открытий Далее мы будем работать по группам. | Читают текст параграфа и называют причины Великих географических открытий. Фиксируют их в тетради: 1.Рост городов, развитие ремесла и торговли; 2.Дальняя торговля с Востоком; 3.Торговля через посредников делала товары дорогими; 4.Часть торговых путей находилась в руках турок-османов; 5.Стремление найти морские пути, чтобы торговать без посредников. |
Работа в 4 группах по 5 человек Для этого: 1.Выберите руководителя. 2. Прочитайте вслух задание 3. Распределите работу 4. Найдите ответы на предложенные вопросы и обсудите их. 5. Подготовьте связный рассказ по теме. 6. Определите, кто от группы будет представлять рассказ | |
группа 2.Португальцы на пути в Индию Проработав текст п.2, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе. 1.Объясните, почему первыми путешественниками были португальцы и испанцы? 2.Назовите цели путешествий. 3.Назовите имена португальских путешественников и их географические открытия. Покажите маршруты путешественников на карте и нанесите их маршрут на контурную карту. 4.Чье открытие вы считаете самым важным? Почему? 5.Как вели себя португальцы по отношению к коренным жителям ? | В рассказе учащихся должны быть отмечены следующие моменты: 1.Португалия и Испания были удачно расположены для плаваний по Атлантике, имели удобные порты, хорошие корабли и опытных моряков. 2.Стремились достичь берегов богатых земель, проложив морской путь вдоль берегов Африки. 3.Португальский принц Энрике Мореплаватель(1418). Его корабли достигли берегов Африки, населенных неграми; Бартоломеу Диаш (1488) достиг южной оконечности Африки, открыл мыс Доброй Надежды; Васко да Гама (1498) достиг берегов Индии. 4. Открытие Васко да Гама самое важное, так как португальцы достигли поставленной цели и открыли морской путь в Индию. Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту 5. Португальцы захватывали коренных жителей Африки в плен, превращали их в рабов, были жестоки. Они обманывали их, предлагали дешевые товары - стеклянные бусы, дешевую ткань - в обмен на золото и слоновую кость. |
Группа 2. 3. Открытие Америки Колумбом Проработав текст п.3, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе. 1. .С какой целью испанские правители Фердинанд и Изабелла отправили корабли Колумба за океан? 2.Перечислите открытия, сделанные Колумбом. Покажите маршрут Колумба на карте и нанесите его на контурную карту. 3. Оправдались ли надежды испанских правителей? 4..Дайте оценку значения открытия Колумба. | В рассказе учащихся должны быть отмечены следующие моменты: 1.Для того, чтобы опередить португальцев на востоке и первыми оказаться в сказочно богатых землях. 2. Колумб в 1492 году переплыл через Атлантику и достиг Багамских островов. Также он открыл острова Кубу и Гаити. Жителей он назвал индейцами. Еще трижды побывав за океаном он открыл Большие и Малые Антильские острова и часть побережья материка. Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту 3.Больших богатств Колумб не нашел, поэтому и не оправдал надежд правителей. 4.Тем не менее, Открытие Колумба имеет огромное значение, так как им был открыт совсем еще не ведомый европейцам материк, который условно называли Новый свет. |
Группа 3. 4. Первое кругосветное путешествие Проработав текст п.4, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе. 1.Какую цель ставил перед собой Ф. Магеллан? 2. Покажите на карте маршрут Магеллана и нанесите его на контурную карту. 3. Какие открытия им были сделаны? 4..Дайте оценку значения открытия Магеллана. | В рассказах учащихся должны быть отмечены следующие моменты: 1.Чтобы опередить португальцев на пути к Островам пряностей Магеллан решил проплыть вдоль берегов Южной Америки на юг. 2,3..Он открыл пролив, который теперь называют Магелановым проливом и вывел корабли в Южное море (Тихий океан). Такое название морю дал Магеллан. Его корабли достигли Филиппинских островов, а потом Молуккских. Далее на корабле «Виктория» команда пересекла Индийский океан и Атлантику и вернулась в Испанию. Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту 4.Магеллан проложил западный путь в страны Востока, совершил первое кругосветное путешествие. |
Группа 4. 5. Новые поиски, новые открытия Проработав текст п.5, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе. 1.К чему привели открытия новых земель португальскими и испанскими моряками? 2.Где и когда состоялись первые разделы мира? 3.Какие еще страны пытались добраться до сказочных богатств Востока? По какому маршруту двигались их мореплаватели? Чего достигли? Нанесите маршруты на контурную карту. 4.Какая страна в XVI веке выступила соперницей Португалии? 5.Какой континент открыли голландцы? 6.Когда завершилась эпоха Великих географических открытий? | В рассказах учащихся должны быть отмечены следующие моменты: 1.Открытия новых земель обострили соперничество между странами за контроль над новыми землями и торговыми путями. Началась борьба за раздел мира. 2. В 1494 году в городе Тордесильяс Атлантика была поделена от полюса к полюсу. Все, что находилось в восточной части принадлежало Португалии, а все, что в западной части – Испании. В 1529 году также от полюса к полюсу был поделен Тихий океан. В договорах участвовали Испания и Португалия, но другие страны этот договор не признали. 3.Англия, Голландия. Через Атлантику, двигаясь на северо-запад, в 1497 году английский мореплаватель достиг берегов Северной Америки, но богатств не нашел и поиски прекратились. В XVI веке англичане и голландцы пытались найти путь на Восток через северо-восточный проход. В результате установили торговые отношения с Россией, голландец Виллем Баренц добрался до Новой Земли. Холод и льды не дали продвинуться дальше. Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту 4.В XVI веке Голландия захватила многие владения Португалии в Азии.. 5.В середине XVI века была открыта голландцами Австралия. 6. В XVII веке все новые морские пути были обнаружены, были открыты новые земли и континенты. |
VI. Выражение решения проблемы. | Как теперь мы можем ответить на проблему урока? Каково значение Великих географических открытий | Великие – значит значительные. Великие географические открытия изменили представления людей о мире. Благодаря кругосветным путешествиям, европейцы убедились, что земля имеет форму шара. Они открыли для себя Тихий океан и новые континенты – Америку, Австралию. | |
VII. Применение нового знания. | Какие страны играли ведущую роль в Великих географических открытиях на начальной и завершающей стадиях? В чем причины изменений? | | |
| В работе можно использовать таблицу Имя мореплавателя | Цели экспедиции | Дата | Что было открыто | Значение открытия | | | | | | | | | | | | | | | | | |
VIII. Домашнее задание. | 1.На стр. 16 рубрика «Мои исторические исследования» ответить на вопрос: В чем значение открытия Колумба, или Васко да Гамы, или Магеллана – по выбору. 2.Работая дома с текстом параграфа 3, вы узнаете, как были созданы первые колониальные империи; зачем европейцы отправлялись в Америку; как открытия и колониальные захваты повлияли на весь мир. Нужно вспомнить также значение термина «колония». | Используют дополнительную литературу и Интернет, устанавливают основные факты биографии мореплавателя; Определяют, какую цель он ставил перед собой, и удалось ли ему ее добиться; Раскрывают важность его открытия для современников и для потомков. | |
IX. Рефлексия | Оцените свою работу на уроке | Ученики продолжают предложения: Я узнал… Я научился … Меня было интересно, потому что … Я оцениваю свою работу на уроке отметкой … Мне понравилась на уроке работа (назвать имя ученика) | |